реферат, рефераты скачать
 

Туризм как вид деятельности человека


Туризм как вид деятельности человека













ТУРИЗМ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА











Раздел 1. Туризм как вид рекреационной деятельности

1.1               Свободное время, досуг, рекреация в структуре

деятельности человека

Рассматривая туризм как вид рекреационной деятельности необходимо провести уточнение таких понятий как «свободное время», «досуг» и «рекреация». Определение смысловых границ данных понятий позволит на основании предлагаемых дефиницийий более последовательно и конкретно рассмотреть и проанализировать процессы и явления, происходящие в сфере туризма в современных российских условиях. Важно уточнить содержательную сторону и те подходы, которые существуют к определению интересующих нас понятий.

Выражение «свободное время» впервые появилось в начале XX века, когда начинает развиваться оригинальное научно-прикладное социо­лого-статистическое исследование бюджетов времени. В большинстве стран мира вместо термина «сво­бодное время» используется термин «досуг». Для выяснения соотношения понятий «свободное время», «досуг» и «рекреация» мы считаем необходимым рассмотреть понятия «время» и «социальное время».

В.М. Пича отмечает: «Время – этим понятием измеряется практически любой процесс, происходящий в окружающем нас мире, выражая длитель­ность и последовательность всего  сущего, время непрерывно, вечно присуще природе в целом, вместе с тем любая конкретная форма материи ограничена и преходяща во времени. Временем  измеряется и жизнь отдельного человека и человеческого общества в целом».[1] Следовательно «свободное время»,  «досуг», «рекреация» представляют собой совокупность видов деятельности, осуществляемых в определенный отрезок времени.

Диалектико-материалистическая позиция по поводу выявления сущно­сти времени выражается Ф. Энгельсом следующим образом - «Основные формы всякого бытия, - есть суть пространства и время».[2] Время - это атри­бут всего материального, включая социальное пространство и населяющих его людей. Определение времени как всеобщей формы существования дви­жущейся материи имплицирует вывод о существовании физического, биоло­гического и социального времени.

Время как таковое описывается через чередование материальных объ­ектов и их состояний. Так, время суток, время года - это чередование поло­жений Земли по отношению к другим космическим объектам и, в первую очередь, по отношению к Солнцу. При этом надо иметь в виду, что исполь­зуемая шкала - это интеллектуальная конструкция: люди отбирают из мира вещей и явлений те, которые будут использованы для измерения времени как чередование этих вещей и состояний. Относительность интеллектуальных конструкций проявляется в их изменчивости: представление людей об их со­держании меняется от эпохи к эпохе, от культуры к культуре (например, сол­нечный и лунный календари), уточняется по мере развития науки. Неделя имела различную длительность в разных странах и в разные эпохи (5-10 дней). И, быть может, через тысячу лет или даже раньше нынешние представления о струк­туре времени покажутся наивными и далекими от действительности. Таким образом, очевидно, что летоисчисление - социальная конструкция. Исходная точка отсчета лет выбирается в зависимости от  культурного контекста. Отсюда на­личие разных летоисчислений в разных культурах. Таким образом, время  относительно.  Оно  определяется  через  природу тех  объектов, которые ис­пользуются для его структурирования. Человеческое сознание может схва­тить поток времени, осмыслить и структурировать его только посредством объектов, используемых в качестве единиц счета. Время имеет много изме­рений, поскольку нет и не может быть единой шкалы для его измерения.

Социальное время структурируется с использованием уже не космических, а социальных объектов и их состояний. Социальное время из­меряется с помощью шкалы общественной практики. Социальное   простран­ство -   это   порядок   расположения   социальных позиций, а социальное время порядок их чередования. Социальное время, тем самым - это последо­вательность действий людей, их групп и институтов. Единицей социального времени является интервал, совпадающий с единицей какой-то деятельности. В традиционном земледельческом обществе ключевой единицей выступал сезон полевых работ и перерывы между ними. Именно ритм социальной жизни, по словам Э. Дюркгейма, лежит в основе категории времени.[3]

Структура социального времени - это социальная конструкция, по­скольку она определяется выбором точек отсчета, которые в свою очередь зависят от представлений  о важности событий. Конструирова­ние социального времени происходит на основе системы ценностей. Разные ценностные системы приводят к формированию разных структур социаль­ного времени, ибо ритм социальной жизни - это порождение определенной социальной практики, воспринимаемой через определенную систему ценно­стей.

Для более подробного рассмотрения социального времени необходимо рассмотреть его характеристики. В.С. Поликарпов, на наш взгляд, представил наиболее полные характеристики социального времени.[4]

1) Наличие гаммы ритмов социального времени в рамках фундаменталь­ного ритма общественно-экономической формации.

 2) Многомерность. Практическая деятельность является специфиче­ским способом бытия чело­века. Благодаря ей человек выходит за рамки на­личного  бытия  и  «погружа­ется» в  сферу возможностей;

3) Качественная   неоднородность. Это одна из специфических черт различных моментов социально-исторического про­цесса;

4) Относительность. В любом обществе, дифференцированном на классы и  социальные  слои,  существует многообразие  социальных ритмов, поскольку    каждый    ритм,    собственное    время    и    способ    его исполь­зования, соответствующий потребностям класса.

5) Относительная обрати­мость. Социальное время необратимо, однако оно обладает   относительной   обратимостью   в   субъективном      аспекте.

 6) Детерминация будущим. Че­ловеческая деятельность в определен­ной мере детерминирована будущим, так как на нее оказывает влияние кон­тинуум возможностей, существующий в настоящем.

 7) Детерминация  социальной  формой движение  материи.  Со­циаль­ное время детерминировано человеческой деятельностью, обществен­ным производством, системой функционирующих общественных отноше­ний.

 8) Разновременность настоящего. С точки зрения традиционной хро­но­логии «настоящее» в динамически развивающейся общественной системы начинается разновременно, так как в разное время происходит трансформа­ция различных уровней подсистем системы - экономики, политического уст­ройства, культуры, религии и пр.

 9) Знаковый характер существования со­циального времени. Предмет­ный мир культуры, который имеет знаково-сим­волические системы, является специфическим способом существования мо­дусов социального времени (прошлого и будущего), причем их интерпрета­ции изменяются в зависимости от потребностей и интересов общественной системы.

10) Вариативный ха­рактер информационной емкости. Отличие со­ци­ального времени от природ­ного состоит в его изменчивой информацион­ной емкости.

11) Субъективный аспект. Социальное время является формой целепо­лагающей предметно-пре­образующей деятельности человека.

12) Ценно­стный характер. Время как форма человеческого бытия является и бо­гатст­вом, и ценностью.

Свободное время является одной из форм социального времени, или, иначе говоря, единицей социального времени. С ним связаны такие виды деятельности, как саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей.

            В настоящее время в науке среди исследователей нет единства взглядов по ключевым вопросам изучения свободного времени. Основная трудность, с которой приходится сталкиваться, - это обозначение содержательных и функциональных границ понятия в  самой  концепции  социального времени общества.  В  современной литературе существуют разнообразные исследо­вательские подходы к этой проблеме, которые условно можно разделить  на три  группы.  Представители  первой (В.Д. Патрушев, И.В. Чернов)   -   глав­ным   образом   экономисты, которые, в соответствии с разработанной ими концепцией, рассматривают свободное время как часть   внерабочего   вре­мени,   связанного   преимущественно   с воспроизводством рабочей силы, формированием нового типа работника.[5]

Вторая группа исследователей В.А. Артемов, Г.П. Орлов, В.Н. Лаври­ненко[6] в основном философы и социологи, так же рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, но направленного не столько на со­вершенствование человека как работника, сколько на его всестороннее раз­витие.

Сторонники третьего концептуального подхода Ю.Н. Лобанов, А.В. Мялкин рассматривают свободное время за пределами труда на производстве и практически сводят его к внерабочему времени, которое предназначено для отдыха и развития трудящихся.

Уже на  основании  указанных трактовок  можно говорить о значимости свободного времени в жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом. В связи с этим свободное время, на наш взгляд, представляет собой самоценный ресурс для восста­новления сил и развития личности человека. Досуг, в свою очередь, выступает структурным элементом свободного времени. Но мы считаем необходимым разграничивать понятия «свободное время» и «досуг».

Этимологически слово «досуг», на английском «liсеге», означает по­зволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Здесь приведены следующие значения: 1) свобода де­лать нечто специфическое или подразумеваемое, 2) возможности, откры­вающиеся вне сферы профессиональной деятельности, 3) возможность рас­поряжаться временем по своему усмотрению, 4) дискуссия, общение.[7] 

Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне­славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следова­тельно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.[8]

Конкретные исторические условия придают особую специфику в понимание досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для древних гре­ков - другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынеш­них россиян – четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть вре­мени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые сво­бодно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.

Греки считали работу (скульптора или художника)  функцией  досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свиде­тельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя ци­вилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд – вторичен. 

Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель «Вся че­ловеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг.., а вся дея­тельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блажен­ства, и т.п.  Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнооб­разными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражне­ниями, забавами, вызывающими ощущение приятности и удовлетворения, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количе­ство и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Сча­стье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии».[9] Отсут­ствие досуга Аристотель связывал с свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низ­ших слоев общества - землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия   не   создают   возможностей   для   благородных   и   высоких    форм деятельности.

Римляне отошли от идеальных представлений о досуге, свойственных грекам. В латинском языке досуг описывается через понятие «otium», а биз­нес - через понятие «negotium». Римляне еще больше закрепили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитивное - за досугом. Од­нако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, чистотой быта, усердием в работе, прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. До­суг стал рассматриваться как время, свободное от работы.

Средневековые христиане, продолжая римскую традицию, еще более сузили понятие досуга. С одной стороны, они подчеркивали божественный характер созерцания, с другой стороны - придавали вторичное значение до­сугу, а первичное труду. Св. Бенедикт провозгласил, что праздность - враг духа. Монахи и миссионеры, в поте лица осваивавшие новые земли, созда­вавшие монастырское хозяйство, пахавшие землю наравне с крестьянами, считали труд добродетелью, а лень – грехом. Таким образом, средневековые христиане, вслед за римлянами сделали второй шаг в сторону от древнегре­ческого понимания  досуга.[10]

Интересным, на наш взгляд, кажется и отношение различных религи­озных течений к досугу. Начиная с XV  века,  Европа переживает революцию в социальной сфере, выразившуюся в том, что коммерция и занятие трудом стали тем каналом, через который большие массы населения, прежде всего, мелкая буржуазия и интеллигенция, продвинувшись в верхние слои социаль­ной структуры, приобщались к массовому досугу. Прежде, чем буржуазии удалось сломать старую сословную структуру и построить классовую, наи­лучшим образом приспособленную для нее, ей пришлось произвести куль­турную революцию в сознании. Результатом явилась новая религия - протес­тантизм, возвеличившая физический труд до уровня религиозной ценности. Та самая коммерческая деятельность, которая послужила мощным каналом вертикальной мобильности для буржуазии, теперь получила освящение в созданной ею религии. Католицизм, стоявший на защите старой сословной системы, оправдывавший  возможность заниматься творчеством для избран­ного меньшинства (духовенство, дворянство, развивавших сакральную и светскую культуру), оказался тормозом для культурного прогресса. Кальви­низм стимулировал людей заниматься упорным трудом, отвлекая их от праздного досуга. На его фундаменте сформировалась господствовавшая по­следние столетия система ценностей трудового общества. Если католицизм ориентировал людей преимущественно на загробную жизнь, которая и счи­талась истиной, то протестантизм XVII века вернул людей к земле, станку, магазину, утверждая, что только через усердный труд при жизни человек по­лучает право на истинную жизнь.[11]  Таким образом, мы видим, что различные религиозные течения оказали определенное воздействие на форми­рование досуга как сферы жизнедеятельности людей.

Досуг как современное    понятие    сформировался    в    периоды    ин­дустриального и  постиндустриального развития общества. Дело в том, что для обеспечения досуга большинства занятого населения в самом обществе необходим ряд социально-экономических и культурных условий. В качестве наиболее существенных из  них  Т.Т.  Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают следующие.

Во-первых,   общество   перестает   управлять   организацией   досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллек­тивного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого инди­видуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминиро­ваться социальной необходимостью.

Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов[12]. Она организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.

Эти два необходимых условия обеспечения досуга характерны для об­раза жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. В рамках этого периода оказались четко разделенными, регламентирован­ными досуг и труд, досуг и учеба. Именно общества такого типа через увели­чение производительности и интенсивности труда смогли обеспечить сокра­щение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели, в виде отпуска.

Долгое время как отечественные, так и зарубежные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом. До сих пор среди исследователей не выработана единая концепция досуга и не опре­делены содержательные границы свободного времени общества и личности. Так, например, в кратком словаре по социологии под общей редакцией Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина отмечается, что «досуг - синоним слова «свободное время».[13] Позиция, которой придерживается Г.И. Минц, принципиально иная –  «Досуг - часть свободного времени. К досугу относятся только те часы, ко­торые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям, является частью свободного времени, но к досугу не относится».[14] Согласна с этим мнением и А.П. Владимирова, которая отмечает, что «досуг» несомненно, шире «от­дыха», хотя зачастую оба термина сводятся друг к другу, в зависимости от того, какой вид времяпрепровождения конкретно рассматривается. Некото­рые понимают досуг как отдых, и в этом случае первое понятие несет в себе два оттенка: оно может обозначать отрезок свободного от работы времени и период отдыха человека.[15]

Причиной совмещения понятий досуг и свободное время заключается в том, что некоторые исследователи чрезмерно сужают понятие свободного времени, так как не включают в фонд свободного времени   деятельность, на­правленную на поддержание жизни человека (время для личной гигиены,  время для работы по дому и т.д.) и необходимые затраты времени, связанные с работой (время на дорогу до работы и обратно).

Например, Б.А. Грушин полагает, что свободное время является только «частью внерабочего, которое остается у человека за вычетом разного рода непреложных затрат».[16] В кратком словаре по социологии находим, что су­щественным призна­ком, констатирующим наличие свободного времени, яв­ляется «очищение» его от разного рода непреложных, необходимых затрат.[17] Они сводят деятельность в свободное время к определенному набору занятий, направленных на всестороннее развитие личности. На наш взгляд, данная исследовательская концепция имеет сущест­венные недос­татки. Свободное время не может быть использовано только для развития личности, потому что в данный период жизнедеятельности человек реали­зует свои естественно-физиологические потребности (питание, сон, пассив­ный отдых).

Правда, здесь может возникнуть вполне закономерная трудность в определе­нии таких понятий как «необходимая деятельность», «непреложная деятель­ность». Данное затруднение вполне преодолимо. Соглашаясь с Б.А. Трегубовым, отметим, что необходимая деятельность, свя­занная с рабочим временем имеет такие признаки как ее технологическая и юридическая регламентация. Например: время регламентируется следующим образом рабочее время с 08.00 часов до 17.00 часов, перерыв 12.00 часов до 13.00 часов, подобные промежутки времени традиционно называют рабочим временем, за преде­лами которых человек волен самостоятельно распоряжаться своим временем.

Поэтому для разведения понятий «досуг» и «свободное время» необхо­димо определить содержательную и функциональную характеристики чело­веческой деятельности в эти периоды. А.И. Кравченко, автор социологиче­ского словаря, разводит эти сферы времяпрепровождения по следующим со­держательным параметрам: «Досуг - та часть свободного времени (оно явля­ется частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает: время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, сво­бодное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, общественную деятель­ность». [18] В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.М. Димов дают следующее оп­ределение  свободного  времени - это «такое  время,  которое  не  поглоща­ется  непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга... для свободной деятельности и развития».[19]

Некоторые исследователи, например А.Б. Мискевич, отмечают, что свободное время - это часть внерабочего времени, которая остается после выполнения обязанностей по дому и представляет собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности. Именно в свободное время, при правильной его организации, человек восстанавливает свои физические силы, готовясь к производительному труду, реализует свои творческие спо­собности, удовлетворяет эстетические потребности, соприкасаясь с прекрас­ным, занимается физической культурой и спортом.[20]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.