| |||||
МЕНЮ
| Туризм как вид деятельности человекаТуризм как вид деятельности человекаТУРИЗМ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Раздел 1. Туризм как вид рекреационной деятельности 1.1 Свободное время, досуг, рекреация в структуре деятельности человека Рассматривая туризм как вид рекреационной деятельности необходимо провести уточнение таких понятий как «свободное время», «досуг» и «рекреация». Определение смысловых границ данных понятий позволит на основании предлагаемых дефиницийий более последовательно и конкретно рассмотреть и проанализировать процессы и явления, происходящие в сфере туризма в современных российских условиях. Важно уточнить содержательную сторону и те подходы, которые существуют к определению интересующих нас понятий. Выражение «свободное время» впервые появилось в начале XX века, когда начинает развиваться оригинальное научно-прикладное социолого-статистическое исследование бюджетов времени. В большинстве стран мира вместо термина «свободное время» используется термин «досуг». Для выяснения соотношения понятий «свободное время», «досуг» и «рекреация» мы считаем необходимым рассмотреть понятия «время» и «социальное время». В.М. Пича отмечает: «Время – этим понятием измеряется практически любой процесс, происходящий в окружающем нас мире, выражая длительность и последовательность всего сущего, время непрерывно, вечно присуще природе в целом, вместе с тем любая конкретная форма материи ограничена и преходяща во времени. Временем измеряется и жизнь отдельного человека и человеческого общества в целом».[1] Следовательно «свободное время», «досуг», «рекреация» представляют собой совокупность видов деятельности, осуществляемых в определенный отрезок времени. Диалектико-материалистическая позиция по поводу выявления сущности времени выражается Ф. Энгельсом следующим образом - «Основные формы всякого бытия, - есть суть пространства и время».[2] Время - это атрибут всего материального, включая социальное пространство и населяющих его людей. Определение времени как всеобщей формы существования движущейся материи имплицирует вывод о существовании физического, биологического и социального времени. Время как таковое описывается через чередование материальных объектов и их состояний. Так, время суток, время года - это чередование положений Земли по отношению к другим космическим объектам и, в первую очередь, по отношению к Солнцу. При этом надо иметь в виду, что используемая шкала - это интеллектуальная конструкция: люди отбирают из мира вещей и явлений те, которые будут использованы для измерения времени как чередование этих вещей и состояний. Относительность интеллектуальных конструкций проявляется в их изменчивости: представление людей об их содержании меняется от эпохи к эпохе, от культуры к культуре (например, солнечный и лунный календари), уточняется по мере развития науки. Неделя имела различную длительность в разных странах и в разные эпохи (5-10 дней). И, быть может, через тысячу лет или даже раньше нынешние представления о структуре времени покажутся наивными и далекими от действительности. Таким образом, очевидно, что летоисчисление - социальная конструкция. Исходная точка отсчета лет выбирается в зависимости от культурного контекста. Отсюда наличие разных летоисчислений в разных культурах. Таким образом, время относительно. Оно определяется через природу тех объектов, которые используются для его структурирования. Человеческое сознание может схватить поток времени, осмыслить и структурировать его только посредством объектов, используемых в качестве единиц счета. Время имеет много измерений, поскольку нет и не может быть единой шкалы для его измерения. Социальное время структурируется с использованием уже не космических, а социальных объектов и их состояний. Социальное время измеряется с помощью шкалы общественной практики. Социальное пространство - это порядок расположения социальных позиций, а социальное время порядок их чередования. Социальное время, тем самым - это последовательность действий людей, их групп и институтов. Единицей социального времени является интервал, совпадающий с единицей какой-то деятельности. В традиционном земледельческом обществе ключевой единицей выступал сезон полевых работ и перерывы между ними. Именно ритм социальной жизни, по словам Э. Дюркгейма, лежит в основе категории времени.[3] Структура социального времени - это социальная конструкция, поскольку она определяется выбором точек отсчета, которые в свою очередь зависят от представлений о важности событий. Конструирование социального времени происходит на основе системы ценностей. Разные ценностные системы приводят к формированию разных структур социального времени, ибо ритм социальной жизни - это порождение определенной социальной практики, воспринимаемой через определенную систему ценностей. Для более подробного рассмотрения социального времени необходимо рассмотреть его характеристики. В.С. Поликарпов, на наш взгляд, представил наиболее полные характеристики социального времени.[4] 1) Наличие гаммы ритмов социального времени в рамках фундаментального ритма общественно-экономической формации. 2) Многомерность. Практическая деятельность является специфическим способом бытия человека. Благодаря ей человек выходит за рамки наличного бытия и «погружается» в сферу возможностей; 3) Качественная неоднородность. Это одна из специфических черт различных моментов социально-исторического процесса; 4) Относительность. В любом обществе, дифференцированном на классы и социальные слои, существует многообразие социальных ритмов, поскольку каждый ритм, собственное время и способ его использования, соответствующий потребностям класса. 5) Относительная обратимость. Социальное время необратимо, однако оно обладает относительной обратимостью в субъективном аспекте. 6) Детерминация будущим. Человеческая деятельность в определенной мере детерминирована будущим, так как на нее оказывает влияние континуум возможностей, существующий в настоящем. 7) Детерминация социальной формой движение материи. Социальное время детерминировано человеческой деятельностью, общественным производством, системой функционирующих общественных отношений. 8) Разновременность настоящего. С точки зрения традиционной хронологии «настоящее» в динамически развивающейся общественной системы начинается разновременно, так как в разное время происходит трансформация различных уровней подсистем системы - экономики, политического устройства, культуры, религии и пр. 9) Знаковый характер существования социального времени. Предметный мир культуры, который имеет знаково-символические системы, является специфическим способом существования модусов социального времени (прошлого и будущего), причем их интерпретации изменяются в зависимости от потребностей и интересов общественной системы. 10) Вариативный характер информационной емкости. Отличие социального времени от природного состоит в его изменчивой информационной емкости. 11) Субъективный аспект. Социальное время является формой целеполагающей предметно-преобразующей деятельности человека. 12) Ценностный характер. Время как форма человеческого бытия является и богатством, и ценностью. Свободное время является одной из форм социального времени, или, иначе говоря, единицей социального времени. С ним связаны такие виды деятельности, как саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей. В настоящее время в науке среди исследователей нет единства взглядов по ключевым вопросам изучения свободного времени. Основная трудность, с которой приходится сталкиваться, - это обозначение содержательных и функциональных границ понятия в самой концепции социального времени общества. В современной литературе существуют разнообразные исследовательские подходы к этой проблеме, которые условно можно разделить на три группы. Представители первой (В.Д. Патрушев, И.В. Чернов) - главным образом экономисты, которые, в соответствии с разработанной ими концепцией, рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, связанного преимущественно с воспроизводством рабочей силы, формированием нового типа работника.[5] Вторая группа исследователей В.А. Артемов, Г.П. Орлов, В.Н. Лавриненко[6] в основном философы и социологи, так же рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, но направленного не столько на совершенствование человека как работника, сколько на его всестороннее развитие. Сторонники третьего концептуального подхода Ю.Н. Лобанов, А.В. Мялкин рассматривают свободное время за пределами труда на производстве и практически сводят его к внерабочему времени, которое предназначено для отдыха и развития трудящихся. Уже на основании указанных трактовок можно говорить о значимости свободного времени в жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом. В связи с этим свободное время, на наш взгляд, представляет собой самоценный ресурс для восстановления сил и развития личности человека. Досуг, в свою очередь, выступает структурным элементом свободного времени. Но мы считаем необходимым разграничивать понятия «свободное время» и «досуг». Этимологически слово «досуг», на английском «liсеге», означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Здесь приведены следующие значения: 1) свобода делать нечто специфическое или подразумеваемое, 2) возможности, открывающиеся вне сферы профессиональной деятельности, 3) возможность распоряжаться временем по своему усмотрению, 4) дискуссия, общение.[7] Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.[8] Конкретные исторические условия придают особую специфику в понимание досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для древних греков - другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынешних россиян – четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели. Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд – вторичен. Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг.., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, вызывающими ощущение приятности и удовлетворения, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии».[9] Отсутствие досуга Аристотель связывал с свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества - землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности. Римляне отошли от идеальных представлений о досуге, свойственных грекам. В латинском языке досуг описывается через понятие «otium», а бизнес - через понятие «negotium». Римляне еще больше закрепили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитивное - за досугом. Однако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, чистотой быта, усердием в работе, прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. Досуг стал рассматриваться как время, свободное от работы. Средневековые христиане, продолжая римскую традицию, еще более сузили понятие досуга. С одной стороны, они подчеркивали божественный характер созерцания, с другой стороны - придавали вторичное значение досугу, а первичное труду. Св. Бенедикт провозгласил, что праздность - враг духа. Монахи и миссионеры, в поте лица осваивавшие новые земли, создававшие монастырское хозяйство, пахавшие землю наравне с крестьянами, считали труд добродетелью, а лень – грехом. Таким образом, средневековые христиане, вслед за римлянами сделали второй шаг в сторону от древнегреческого понимания досуга.[10] Интересным, на наш взгляд, кажется и отношение различных религиозных течений к досугу. Начиная с XV века, Европа переживает революцию в социальной сфере, выразившуюся в том, что коммерция и занятие трудом стали тем каналом, через который большие массы населения, прежде всего, мелкая буржуазия и интеллигенция, продвинувшись в верхние слои социальной структуры, приобщались к массовому досугу. Прежде, чем буржуазии удалось сломать старую сословную структуру и построить классовую, наилучшим образом приспособленную для нее, ей пришлось произвести культурную революцию в сознании. Результатом явилась новая религия - протестантизм, возвеличившая физический труд до уровня религиозной ценности. Та самая коммерческая деятельность, которая послужила мощным каналом вертикальной мобильности для буржуазии, теперь получила освящение в созданной ею религии. Католицизм, стоявший на защите старой сословной системы, оправдывавший возможность заниматься творчеством для избранного меньшинства (духовенство, дворянство, развивавших сакральную и светскую культуру), оказался тормозом для культурного прогресса. Кальвинизм стимулировал людей заниматься упорным трудом, отвлекая их от праздного досуга. На его фундаменте сформировалась господствовавшая последние столетия система ценностей трудового общества. Если католицизм ориентировал людей преимущественно на загробную жизнь, которая и считалась истиной, то протестантизм XVII века вернул людей к земле, станку, магазину, утверждая, что только через усердный труд при жизни человек получает право на истинную жизнь.[11] Таким образом, мы видим, что различные религиозные течения оказали определенное воздействие на формирование досуга как сферы жизнедеятельности людей. Досуг как современное понятие сформировался в периоды индустриального и постиндустриального развития общества. Дело в том, что для обеспечения досуга большинства занятого населения в самом обществе необходим ряд социально-экономических и культурных условий. В качестве наиболее существенных из них Т.Т. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают следующие. Во-первых, общество перестает управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминироваться социальной необходимостью. Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов[12]. Она организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени. Эти два необходимых условия обеспечения досуга характерны для образа жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. В рамках этого периода оказались четко разделенными, регламентированными досуг и труд, досуг и учеба. Именно общества такого типа через увеличение производительности и интенсивности труда смогли обеспечить сокращение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели, в виде отпуска. Долгое время как отечественные, так и зарубежные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом. До сих пор среди исследователей не выработана единая концепция досуга и не определены содержательные границы свободного времени общества и личности. Так, например, в кратком словаре по социологии под общей редакцией Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина отмечается, что «досуг - синоним слова «свободное время».[13] Позиция, которой придерживается Г.И. Минц, принципиально иная – «Досуг - часть свободного времени. К досугу относятся только те часы, которые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям, является частью свободного времени, но к досугу не относится».[14] Согласна с этим мнением и А.П. Владимирова, которая отмечает, что «досуг» несомненно, шире «отдыха», хотя зачастую оба термина сводятся друг к другу, в зависимости от того, какой вид времяпрепровождения конкретно рассматривается. Некоторые понимают досуг как отдых, и в этом случае первое понятие несет в себе два оттенка: оно может обозначать отрезок свободного от работы времени и период отдыха человека.[15] Причиной совмещения понятий досуг и свободное время заключается в том, что некоторые исследователи чрезмерно сужают понятие свободного времени, так как не включают в фонд свободного времени деятельность, направленную на поддержание жизни человека (время для личной гигиены, время для работы по дому и т.д.) и необходимые затраты времени, связанные с работой (время на дорогу до работы и обратно). Например, Б.А. Грушин полагает, что свободное время является только «частью внерабочего, которое остается у человека за вычетом разного рода непреложных затрат».[16] В кратком словаре по социологии находим, что существенным признаком, констатирующим наличие свободного времени, является «очищение» его от разного рода непреложных, необходимых затрат.[17] Они сводят деятельность в свободное время к определенному набору занятий, направленных на всестороннее развитие личности. На наш взгляд, данная исследовательская концепция имеет существенные недостатки. Свободное время не может быть использовано только для развития личности, потому что в данный период жизнедеятельности человек реализует свои естественно-физиологические потребности (питание, сон, пассивный отдых). Правда, здесь может возникнуть вполне закономерная трудность в определении таких понятий как «необходимая деятельность», «непреложная деятельность». Данное затруднение вполне преодолимо. Соглашаясь с Б.А. Трегубовым, отметим, что необходимая деятельность, связанная с рабочим временем имеет такие признаки как ее технологическая и юридическая регламентация. Например: время регламентируется следующим образом рабочее время с 08.00 часов до 17.00 часов, перерыв 12.00 часов до 13.00 часов, подобные промежутки времени традиционно называют рабочим временем, за пределами которых человек волен самостоятельно распоряжаться своим временем. Поэтому для разведения понятий «досуг» и «свободное время» необходимо определить содержательную и функциональную характеристики человеческой деятельности в эти периоды. А.И. Кравченко, автор социологического словаря, разводит эти сферы времяпрепровождения по следующим содержательным параметрам: «Досуг - та часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает: время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, свободное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, общественную деятельность». [18] В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.М. Димов дают следующее определение свободного времени - это «такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга... для свободной деятельности и развития».[19] Некоторые исследователи, например А.Б. Мискевич, отмечают, что свободное время - это часть внерабочего времени, которая остается после выполнения обязанностей по дому и представляет собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности. Именно в свободное время, при правильной его организации, человек восстанавливает свои физические силы, готовясь к производительному труду, реализует свои творческие способности, удовлетворяет эстетические потребности, соприкасаясь с прекрасным, занимается физической культурой и спортом.[20] Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|