реферат, рефераты скачать
 

Туризм как вид деятельности человека



Итак, можно сделать определенные выводы.

1.      В настоящее время наблюдается противоречие между экологической средой и хозяйственной деятельностью, развившееся на территории Пятигорска, что ставит природно-климатические условия под угрозу, препятствуя тем самым устойчивому экологическому развитию не только города-курорта, но и субрегиона в целом, а также углублению его рекреационно - функциональной ориентированности.

2.      Стимулирование природоохранной деятельности находится в начальной стадии развития. Следует заметить, что его последовательное осуществление невозможно без тщательного предварительного анализа экологической ситуации.

3.      Говоря о роли муниципальных органов власти в поддержании и развитии санаторно-курортной сферы, следует заметить, что между органами местного самоуправления города и предприятиями, учреждениями, ор­ганизациями, не находящимися в муниципальной собственности, и индивидуальными предпринимателями строятся на основе договоров[163]. То есть, взаимоотношения муниципальных органов власти и санаторно-курортных организаций, находящихся на территории города, носят лишь рекомендательный характер.

4.      Двумя наиболее крупными собственниками здравниц на КМВ являются государство и общественные организации в лице профессиональных союзов после принятия постановления Совета Министров СССР о передаче части рекреационной сферы в ведение профессиональных союзов. Отметим, что большинство санаторно-курортных учреждений Пятигорска в принадлежит профсоюзным организациям и государству, а не муниципальным органам власти. Это снижает степень заинтересованности муниципалитета в развитии санаторно-курортной сферы.

5.      Пятигорск является объектом финансирования федерального бюджета, регионального бюджета Ставропольского края и муниципалитета. Также средства в его развитие вкладывают и профессиональные союзы.

Выход из данной ситуации, противоречащей основам рыночной экономики, видится в постепенной коммерциализации государственного сектора в санаторно-курортном комплексе на основе использования различных методов его разгосударствления. Этот процесс можно рассматривать как сочетание различных методов вовлечения государственных оздоровительных предприятий в рыночный оборот, начиная от увеличения оборота путевок, реализуемых по коммерческим и близким к ним ценам в государственные здравницы до такой радикальной формы коммерциализации, как акционирование. Акционирование не только расширяет возможности использования собственности для привлечения инвестиций в развитие здравниц, но и позволяет исправить просчеты, допущенные в процессе разграничения государственной собственности между федеральным и муниципальным уровнями власти, следствием которых явился неоправданно низкий удельный вес муниципальной собственности в составе санаторно-курортного комплекса.

Другим вариантом привлечения частных инвесторов должна стать передача в концессию (долгосрочную аренду) или в управление объектов недвижимости, предназначенных для реконструкции в курортных целях. Важнейшими инструментами привлечения частных инвестиций являются предоставление правовых гарантий инвестиционной деятельности на КМВ и страхование коммерческих рисков.

Для повышения эффективности использования туристических ресурсов региона необходима региональная программа развития туризма. Первоочередным этапом разработки региональной программы поддержки и развития туризма должен стать комплекс мер, направленных на возрождение и модернизацию существующих, а также на поощрение развития новых мест туристского назначения. Решение создать управленческую структуру туризма должно сопровождаться положениями, относящимися к ее статусу, ответственности и обязанностям, сфере ее полномочий. Обеспечение финансирования всей требуемой   работы является необходимым условием достижения запланированных целей. Возможны определенные неожиданности и сложности после принятия решения о модернизации или создании нового места туристского назначения; вкладчики средств могут поддержать весь проект или его часть. Целесообразным представляется обеспечение соответственного органа ежегодным бюджетом, который он мог бы самостоятельно расходовать на различных стадиях реализации проекта. Следует также установить процедуры финансирования составных частей программы развития, т.е. определить степень участия фондов регионального и местного бюджета, государства, инвесторов. Решение о реконструкции существующего или развития нового места туристского назначения следует принимать, учитывая последствия, которые оно будет иметь в экономическом, социальном и культурном плане. Для этого необходимы многопрофильные исследования в сфере туризма, разработка методов оценки туристских ресурсов и эффективности их использования.


3.3. Приоритетные направления государственного управления

развитием сферы туризма.

   В современных социально-экономических условиях развитие туризма является длительной и экономически выгодной сферой. По прогнозу WTO, опубликованному на конференции «Перспективы-2020» в Мехико, к 2020 г. свыше 1,5 млрд. человек будут путешествовать по всему миру, а ежегодные доходы от туризма превысят 2 трлн.долл. (в 1999 г. совокупные мировые туристские расходы около 664 млн. туристов, за исключением международных перевозок, составили 455 млрд. долл.). Согласно прогнозам, иностранный туризм и путешествия станут более доступными –  если в 1970 г. авиабилет по маршруту Европа – Мехико стоил, например, 1000 долл., то сейчас – только 500 долл., что связано с ростом туристической активности. 

По подсчетам Всемирной туристской организации, доходы, получаемые от экспорта индустрии туризма, – самые большие в мире по сравнению с соответствующими доходами остальных сфер деятельности. Ежегодный прирост в сфере мирового туризма составит до 2010 г. в среднем 4,2%. WTO прогнозирует рост доходов индустрии туризма до 2020 г. в среднем на 6,7% в год, в то время как рост уровня материального благосостояния в мире возрастает лишь на 3% в год .

Согласно прогнозам ожидается увеличение доходов от туризма к 2020 г. примерно в 3 раза относительно уровня 2000 г., увеличатся и затраты туристов на одно путешествие: с 707 долл. в 1995 г. до 1248 долл.  в 2020 г. (в 1,8 раза).

            Ставропольский край обладает всем необходимым потенциалом для развития сферы отдыха и лечения приезжающих из других регионов России. В результате экономического кризиса 1998 года сократилось социальное субсидирование лечения через систему социального страхования, однако уже в 2004 году система социального страхования стала работать более эффективно и число посетивших регион Кавказских Минеральных Вод резко возросло, составив 500 тысяч человек[164].

            Санаторно-курортный комплекс в итоге находится в настоящее время в периоде относительного улучшения  и подъема, хотя ряд санаториев существуют в стадии незаконченного строительства, стоят полупустые или вовсе закрыты, часть из них предназначены для продажи. В любом случае практически все учреждения ищут пути наращивания объемов реализации услуг через систему партнерства с различными хозяйствующими субъектами.

            Как кажется, туристско-рекреационный комплекс региона представлен санаторно-курортными учреждениями, туристическим комплексом и предприятиями по розливу минеральной воды. При этом туристический комплекс остается в большей части мало востребованным, так как материальная база гостиниц отстает по своим требованиям от двух-трехзвездочных отелей. Из всех туристических гостиниц наиболее успешно действуют те из них, где присутствует муниципальное участие и те, где задействован иностранный капитал. Соответственно, муниципальным органам власти необходимо наращивание резервов туризма, что стало бы весомым добавком к бюджетам местных органов власти.

При определении приоритетности структурной политики государства в функционально ориентированном рекреационном регионе в первую очередь следует выделять отрасли, которые реализуют его основную функцию или способствуют ее реализации. В отношении рекреационного региона, каковым являются Кавказские Минеральные Воды, государство заинтересовано в развитии соответствующей направленности использования этой территории ввиду уникальности ее ресурсов и выполнении функций оздоровления населения. В сфере природопользования сложилось глубокое противоречие между экологической средой и хозяйственной деятельностью, оно ставит под угрозу природно-климатические условия субрегиона, препятствуя тем самым его экологически устойчивому развитию и углублению рекреационной ориентированности.

            В результате можно выделить комплекс проблем, воздействующих на предприятия туризма в Ставропольском крае, как федерального ( налоговое давление, высокая стоимость проезда), так и регионального характера:

            - отсутствие четкой государственной программы развития туризма как на уровне субъекта Федерации, так и уровне городов, районов, населенных пунктов;

            - недостаточное сотрудничество участников туристической деятельности;

            - высокие авиационные и железнодорожные тарифы на перевозку пассажиров к местам отдыха и лечения;

            - слабые межрегиональные связи субъектов деятельности в сфере обмена информации, бронирования мест в гостиницах и санаториях и т.д;

            - ограниченность спектра туристического продукта, что выражается в нежелании осваивать новые возможности и ресурсы для более полного удовлетворения спроса;

            - неразвитость системы социального туризма;

            - отсутствие системного подхода к привлечению инвестиций в потенциал Кавказских Минеральных Вод;

            - наличие отрицательного имиджа региона в связи с близостью так называемых «горячих точек» и проявлениями терроризма;

            - потеря централизованного управления и подготовки кадров.

Нельзя говорить о том, что государство не принимает никакого участия в развитии региона КМВ.

В практику внедряются новые модели стратегического планирования, так первой фундаментальной попыткой программирования на субфедеральном уровне на Юге РФ является среднесрочная федеральная программа «Юг России», рассчитанная на период 2002-2006 гг. В ней, в частности, определено, что «...Важнейшее место в программе занимает курортно-туристический комплекс. Основные усилия в этой отрасли будут направлены на сохранение и развитие общекурортной инфраструктуры и жизнеобеспечения, развитие туристского комплекса в соответствии с требованиями федерального и мирового уровня»[165].

Этой программой среди первоочередных задач, предусмотрены развитие инфраструктуры курортов Кавказских Минеральных Вод и некоторые меры по специализации и развитию рекреационного комплекса.

Вместе с тем, рассматривая рекреационный комплекс Юга страны как одно из приоритетных направлений, Программа трактует его как единое целое, включая бальнеологический комплекс, горный туризм, климатические курорты Черноморского побережья.

В данной программе скромнее всего представлено развитие здравниц и бальнеологических учреждений. Более того, Пятигорск, который является уникальным комплексным бальнеологическим курортом, вновь отнесен к городам с интенсивным промышленным развитием, а некоторые разделы подпрограммы, например инвестиционные проекты, охватывают чрезмерно широкий диапазон мер. В результате эта часть программы не носит достаточно целостного и целенаправленного характера, который она могла бы обрести при условии более глубокого подхода к ее разработке и осуществлению.

Как известно, регион КМВ представляет собой территориальную и социально-экономическую общность, подсистему народнохозяйственной целостности, существование которой в ряде случаев предопределено его функциями в системе общественного разделения труда.

В то же время существует и иное, разделяемое нами, представление об этом понятии, трактуемое не столько в территориальном, сколько в правовом и социально-экономическом аспектах.  «Под регионом, - говорится в одном из правительственных документов РФ, - понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, культурных и иных условий». В этом документе подчеркивается, что «в случае, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации».

Поскольку субъекты федерации обладают относительной экономической обособленностью в рамках целостного экономического пространства России, то образования типа рекреационных формирований могут именоваться регионами лишь в территориальном смысле. Это обстоятельство, очевидно, было учтено, когда Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1992 года Кавказским Минеральным Водам был придан статус «особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеративное значение в границах круга санитарной защиты курорта».

Поскольку изучаемый нами рекреационный комплекс расположен на территории трех субъектов РФ - Ставропольского края, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республик, то в территориальном аспекте он правомерно именуется регионом.

Следует заметить, что прохождение санаторно-курортного лечения сокращает количество дней нетрудоспособности рекреантов, расходы на лечение и потребности в госпитализации. Курортному делу, принадлежит мультиплицирующая роль, как в национальной, так и в региональной экономике.

Саморегуляция рынка туристских услуг является необходимым условием его существования. Но она не может быть обеспечена без использования регулирующих методов со стороны государства. При этом механизм последних должен исходить из первичности рыночных отношений в туризме как объективной реальности. Это означает, что во взаимодействии «государственное регулирование - рынок» первичным звеном является рынок, а государственное регулирование выступает как инструмент, обеспечивающий общие условия его существования, выравнивающий стартовые условия его субъектов и устраняющий (или сглаживающий) по мере возможности негативные проявления рыночной стихии. Совершенствование государственного регулирования и поддержки сферы туризма в регионе предполагает.

-                     Упорядочение вопросов лицензирования и сертификации, которые, несмотря на разные формы организации, осуществляют, по сути, единый процесс государственного регулирования;

-                     Упреждающий контроль со стороны государства за слиянием предприятий, пытающихся занять доминирующее положение на рынке, а в последующем осуществить комплекс мер, в основном законодательного характера, предотвращающих всевластие монополий и олигополии;

-                     Изменение структуры налоговой системы в направлении усиления ее регулирующего начала: упрощения исчисляемой базы налогообложения; дифференциации принципов налогообложения по видам туризма (въездного, внутреннего, выездного) и, самое главное, снижения налогового давления на туристские предприятия;

-                     Для повышения эффективности использования туристических ресурсов региона региональная разработка программы развития туризма, первоочередным этапом которой должен стать комплекс мер, включающий создание управленческой структуры туризма с разработкой положений, относящихся к ее статусу, ответственности и обязанностям, сфере ее полномочий, обеспечение ее ежегодным бюджетом; многопрофильные исследования в сфере туризма, разработка методов оценки туристских ресурсов и эффективности их использования, создание информационной и аналитической базы регионального туризма;

-                     Дальнейшее расширение и углубления правовой основы функционирования туризма.

            Главной стратегической целью органов управления Ставропольского края является создание современной высокоэффективной и конкурентоспособной туристической отрасли как приоритетной для экономики края. Основными задачами государственной власти для реализации данной цели могут выступать следующие:

             - разработка и реализация концепции устойчивого развития туристической сферы;

            - формирование основных направлений деятельности органов государственной и муниципальной власти региона по управлению туристической деятельностью участников индустрии;

            - формирование качественного и современного рынка туристической продукции и услуг на основе конкуренции, специализации и кооперации;

            - интеграция туристического бизнеса Ставропольского края в систему российского и мирового туристического рынка;

            - зашита Ставропольского туристического рынка;

            - содействие развитию социального и самодеятельностного туризма, который также представляет собой интересную сферу для привлечения туристов;

            - развитие туристических зон и создание новых;

            - создание новых туристических продуктов, позволяющих краю выйти в лидеры за непродолжительный промежуток времени;

            -внедрение новых, прогрессивных технологий туристического обслуживания, широкое использование международных информационных сетей;

            - формирование положительного имиджа Ставропольского края как региона, благоприятного для туризма через активное рекламирование его потенциала через каналы российского и международного телевидения;

            - проведения комплекса научных исследований в области туризма и санаторно-курортного лечения.

             В Росси пока еще мало примеров, когда государственные и муниципальные органы власти осуществляют такую политику. Практически все средства массовой информации дают негативную информацию о стране, показывают примеры кризисных явлений. В такой ситуации действия властей, направленные на информирование о реальных достижениях способны вызвать положительный эффект в инвестиционной и политической сфере. Однако надо понимать, что это должна быть не разовая акция, а постоянный, продуманный процесс формирования положительно образа региона. Глобальным направлением рекламирования туристической сферы региона, является правильная и честная информация о достопримечательностях региона, о развитости инфраструктуры санаториев и курортов, о радушии местного населения и властных структур. Основная задача товарной рекламы - формирование и стимулирование спроса на туристский продукт. Такая реклама информирует потенциальных клиентов о достоинствах продукта, пробуждает интерес и содействует его продаже. Престижная, или имидж-реклама, представляет собой рекламу достоинств, выгодно отличающих фирму от конкурентов. Ее цель - создание у общественности, прежде всего среди активных и потенциальных клиентов, привлекательного имиджа, вызывающего доверие к туристскому предприятию и предлагаемым им услугам

Рекреационная отрасль является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики и за быстрые темпы она признана экономическим феноменом столетия. Во многих странах рекреационная сфера играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения. Санаторно-курортный комплекс оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.  Регулирование данного сектора экономики на государственном уровне преследует следующие цели.

-        Устойчивое развитие, адекватного современным тенденциям функционирования отрасли.

-        Сохранение туристско-рекреационных ресурсов.

-        Увеличение доли в валовом внутреннем продукте рассматриваемого вида деятельности.

-        Защиты прав потребителя рекреационных услуг.

Организация туристской деятельности регулируется:

-        нормативно-правовыми актами о регистрации юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

-        законодательными актами о сертификации туристских предприятий и лицензирование туристской деятельности;

-        налоговым законодательством;

-        нормативными актами о внешнеэкономической деятельности;

-        таможенным кодексом Российской Федерации и др.

Сохранение туристско-рекреационных ресурсов регулируется на законодательном уровне, в частности, Земельным кодексов РФ.

В большинстве развитых зарубежных стран рекреационная сфера является приоритетной и имеет значительную государственную поддержку. На ее развитие оказывают влияние научно-технический прогресс, повышение качества жизни населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков, экономическая и политическая стабильность и ряд других факторов.

       Россия теряет миллиарды рублей, отказывая курортам в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Влияние данной индустрии на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитии санаторно-курортной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. Модель инвестиционной поддержки туризма в регионе предполагает формирование привлекательного инвестиционного климата в регионе и высокого инвестиционного рейтинга туристской отрасли. Определение приоритетных направлений развития туризма, требующих первоочередных, в том числе государственных, инвестиций основывается на определении состояния и анализе финансовых показателей развития объектов инфраструктуры и индустрии туризма (рыночной инвентаризации); разработке организационно-правовых схем и создании новых кредитно-финансовых инвестиционных структур, использующих современные инвестиционные инструменты; формировании банка данных туристских инвестиционных проектов и потенциальных инвесторов; создании финансово-промышленных групп (синдикатов) в целях консолидации инвестиционных ресурсов и продвижения инвестиционных проектов; разработке системы открытых инвестиционных конкурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.