| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Туризм как вид деятельности человека•
Досуговое общение, т.
е. свободное (добровольческое) межличностное взаимодействие, осуществляемое с помощью живой
или письменной • «Потребление культуры», т.е. восприятие и освоение накопленных человечеством культурных ценностей в ходе чтения, просмотра и прослушивания теле-, видео- и радиопередач, посещения зрелищных учреждений, выставок, концертов и т. д. •
Игровая деятельность, т. е. «свободная
деятельность, являющаяся формой
самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии
напряжений»[60].
Ставя • Досуговый («любительский») труд, т. е. разнообразная трудовая деятельность, совершаемая в добровольном порядке и не имеющая товарной или бытовой ценности: содержание комнатных животных, разведение цветов, рукоделие, самодеятельное творчество (техническое, художественное, опытническое и т.д.), самообразование, любительский спорт, общественная работа и т. д. Своей: нетоварностью досуговый труд напоминает домашний труд, но принципиально отличен от него фактом заинтересованности человека именно в личном осуществлении данного труда. Иными словами, если любой вид домашнего труда в принципе может быть реализован и на наемно - товарной основе (ребенка можно отдать в детсад или пригласить няню и т.д.), то «любительский» труд никому и ничему перепоручен быть, не может. Все указанные формы досуговой деятельности по-разному используются различными социальными субъектами. Конкретный способ взаимосвязи данных форм составляет основу выделения типов досуговой деятельности. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является типология, предложенная В.Н. Пименовой[61], которая основывается на содержательном и мотивационном разнообразии досуговой деятельности. В результате она вычленяет три типа досуговой деятельности. 1. Культурно-творческий тип. Набор занятий, связанных с ним, характеризуется одним общим признаком - создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей и включает в себя художественное и научно-техническое творчество, общественную деятельность, различные формы самообразования. 2. Культурно-потребительский тип. При всем разнообразии входящих в него занятий их объединяет одно общее свойство – потребление духовных ценностей, оказывающее сравнительно меньшее влияние на учащихся, чем их создание или воспроизводство. Среди этих занятий можно отметить чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров и театров, концертов, музеев, выставок и т. п. 3. Рекреативный тип, объединяющий различные виды отдыха и развлечений: туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение танцевальных вечеров, кафе, ресторанов и т. п. Данная типология весьма относительна и условна. Конечно, реальное времяпрепровождение здесь как бы огрубляется, но это явление неизбежно возникает при всякой типологии действительности. Выбор того или иного досугового поведения детерминируется различными факторами. Для каждой личности характерны какие-то индивидуализированные предпочтения в проведении досуга. Однако, как и в общественной жизни, в целом, никакой абсолютной свободой досуговое поведение личности, естественно, не обладает. «Досуг... содержит в самом себе дуализм свободы и управления, личной воли и принуждения»[62], ибо как его качественные, так и количественно-временные характеристики сильно детерминированы существующими общественными условиями. Среди них на первый план, безусловно, выдвигаются технологические характеристики общества. Именно они определяют, во-первых, реальные масштабы свободного времени, находящегося в распоряжении общества и его конкретных социальных групп: чем совершеннее технология, тем ниже затраты времени на производственную и бытовую деятельность и, соответственно, выше общественные ресурсы свободного времени, а во-вторых, реальное содержание (состав видов) досугового времяпрепровождения, характерного для данного общества. Вполне очевидна технологическая подкладка массового чтения, туризма, спорта, просмотра кинокартин, радиослушания, телевидения, компьютерного досуга. Соответственно, досуг в развитых странах на рубеже ХХ-ХХ1 вв. очень мало напоминает и по своему конкретному содержанию, и по своим временным возможностям досуговое времяпрепровождение населения этих же стран хотя бы вековой, тем более - тысячелетней давности. На личностном уровне определяющую роль в детерминации досуга играют социальные условия, социальный статус личности, ее половая, возрастная, национальная, брачная, профессиональная, имущественная, образовательная и т.д. принадлежность. Именно эти статусные характеристики личности существенно предопределяют и ее содержательные предпочтения, ориентации в досуговом времяпрепровождении, и ее реальные ресурсы свободного времени. В последнее время отмечается определенная динамика различных видов досуговых предпочтений. Под досуговыми предпочтениями мы понимаем – совокупность определенных видов досуговой деятельности. Некоторые виды досуга становятся практически не доступными для определенных слоев населения. Эмпирической иллюстрацией этому могут служить данные представленные в монографии «Россия в зеркале социологии» под редакцией профессора М.К. Горшкова.[63] Таблица 2. Формы проведения свободного времени в составе основных слоев российского общества, в %[64]
Как справедливо отмечают авторы монографии «Изменяющаяся Россия в зеркале социологии» одни формы досуга доступны практически всем слоям населения (телевидение, чтение, домашние увлечения и хобби, религиозное участие). Использование других (возможностей общения с друзьями, занятий самообразованием, полноценной культурной и общественно-политической жизни) постепенно сокращаются по мере спуска вниз по социальной лестнице. Третьи же оказываются практически недоступными для большей части населения. В первую очередь, это относится к различным формам активного досуга вне дома. Данные таблицы 2 наглядно демонстрируют: у тех, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы, заметно сужены возможности использования развлекательных, рекреационных, развивающих компонентов отдыха и досуга. [65] Большое влияние на досуговые предпочтения оказывает возрастной фактор. Лидерство молодежи, ее неофициальный статус «законодателя мод» в сфере досуга неоспоримы и проявляются в моде на одежду, туризм, самодеятельную песню, в предпочтении вокально-инструментальных ансамблей. Не меньший энтузиазм наблюдается в движениях по охране памятников культуры, природы, общественных инициативах и социальных проектах, оказывающих огромное влияние на изменение различных сторон общественной жизни. Очевидно, что досуг и социальная жизнь молодого поколения отличаются от досуга и социальной жизни поколения «отцов». Эмпирической основой при анализе тенденций, форм и предпочтений досуговой деятельности россиян (в том числе российской молодежи) выступают данные общероссийского исследования, осуществленного РНИС и НП по заказу Министерства образования РФ в конце 2001 г. В опросе с общей выборкой 833 чел. опрашивались две возрастные когорты: молодежь 16-30 лет и представители поколения их родителей 41-50 лет (контрольная группа). Опрос применялся для понимания динамики изменения бытового и досугового поведения и жизненных целей россиян[66]. В отчете использованы также результаты тематических репрезентативных общероссийских исследований молодежи, осуществленных РНИ и НП по заказу Госкоммолодежи РФ и московского представительства Фонда им. Эберта в 1997-2000 гг.[67] Опрос проводился по квотной выборке в 58 поселениях различных типов пропорционально численности населения мегаполисов, областных центров, районных городов и сел в структуре населения России в целом. Согласно результатам исследований старшее поколение существенно реже посещает театры, музеи, концерты, позволяет себе выход в кафе или ресторан (всего 4,2% представителей старшего поколения по сравнению с 22,7% молодежи до 30 лет), разделяет такие модные увлечения, как современная музыка или компьютер. Данные сравнительного исследования, проведенного РНИС и НП представлены в таблице 3. Как видим, многие духовные интересы в равной
мере присущи и Таблица 3. Сравнение досуговых предпочтений в сфере духовной жизни поколений: молодёжь до 21 года и поколение «отцов» 40-50 лет в %.
Таким образом, изменения произошли как в наличии свободного времени, а, следовательно, и досуга, так и в формах его проведения. Изменилось процентное соотношение между старыми видами досуга, а также возникли его качественно новые виды, связанные с техническим прогрессом (например, широкое распространение компьютеров.) Некоторые виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле - и кинопристрастия, музыка), что связанно и с изменением менталитета общества. Проводя типологизацию досуговой активности населения современного российского общества, стоит построить ее по принципу своеобразной «пирамиды», т.е. расширения видов и форм практикуемой досуговой деятельности от типа к типу. Простейшим типом досуговой активности условно можно назвать «домашний», однако в последнее время он расширяется, включая занятия компьютером, самообразованием, другими занятиями или хобби, несущими в себе ярко выраженную развивающую компоненту. Это позволяет назвать подобный тип досуговой активности «развивающим». Однако досуг обоих этих типов ограничен сугубо «домашней» нацеленностью проведения досуга. Социальные контакты предпочитающих домашний досуг людей способны расширяться только за счет более менее регулярных встреч с друзьями или родственниками, и это становится едва ли не единственной формой их социальной жизни вне дома. Социальное участие начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов рекреационной, развлекательной, политической или иной деятельности. Однако именно это и придает социальной жизни людей наибольшую полноту. Поэтому «активный» тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу типологии досуговой активности, наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен. Расширяется спектр досуговых предпочтений за счет внедомашних видов рекреационной, развлекательной, общественной или иной деятельности. Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, кафе и т.п., включенность в деятельность различных культурных, образовательных общественно-политических или гражданских институтов, требующих заметных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуального плана), придает социальной жизни наибольшую полноту и характеризует «социально активный» тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу досуговой активности. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|