реферат, рефераты скачать
 

Туризм как вид деятельности человека



Несмотря на впечатляющий уровень роста инвестиционных ресурсов, направленных в туризм в 2001 г. по сравнению с 2000 г., их абсолютное значение очень незначительно.

Более высокая инвестиционная активность в туристскую
сферу отмечается в тех регионах, где туризм объявлен приоритетным и социально-значимым видом предпринимательской деятельности. Значительный объем инвестиций на региональном уровне
реализуется лишь в одном субъекте ЮФО - Краснодарском крае.

Так, если в Ставропольском крае объем финансирования регионального туристского комплекса из краевого бюджета составляет 250 тыс. руб., то в Краснодарском крае – более 100 млн. руб.[141]


Таблица 11.

Износ основных фондов в туризме, гостиничном хозяйстве,

санаторно-курортных учреждениях, в %



Всего

В том числе:

здания

сооружения

машины и оборудование

транспортные средства

гостиничное хозяйство

42,9

41,9

-

40

43

туризм и отдых

30,7

29,6

56,4

29,6

50,2

санаторно-курортные учреждения

35,3

31,4

50,5

42,1

52,4


Со всей объективностью следует признать, что современное экономическое положение Ставропольского края, а также ряда других регионов Северного Кавказа (Карачаево-Черкессии, Ингушетии и др.) делает невозможным в обозримом будущем бюджетное финансирование строительства гостиниц, домов отдыха и других крупных объектов туристской инфраструктуры. В бюджете регионов просто нет денег на эти цели и в ближайшем будущем не будет.

Структура форм собственности в хозяйственном комплексе КМВ формировалась под воздействием таких факторов как приватизация государственной собственности, разграничение собственности между федеральным уровнем, краем и городами, а также создание частных предприятий в основном в сфере малого предпринимательства. Для базовой отрасли городского хозяйства – санаторно-курортного комплекса характерен относительно высокий удельный вес государственной собственности в экономической структуре этой отрасли.

Проблема соотношения правового и экономического аспектов собственности достаточно сложна, что подчеркивается в современных исследованиях. Совершенно очевидно, что эти сложности не были в достаточной мере учтены при передаче здравниц в ведение профессиональных союзов, которое фактически рассматривалось как передача в собственность.

Это лишь один из примеров неприемлемости смешения экономического и правового понятий собственности. Другим примером подобного подхода может служить вошедшее в практику выделение ведомственных здравниц в особую категорию рекреационных структур, якобы связанных с их обособлением в качестве самостоятельных собственников, в то время как они выступают в качестве владельцев и распорядителей государственной собственности, действующих по поручению собственника - государства.

Для рациональной организации социально-экономической системы, в том числе и на субрегиональном уровне, необходимо четкое определение субъектов и объектов собственности. Среди субъектов общей собственности в современных условиях ведущую роль в рекреационной сфере играет государство.

Государственная и профсоюзная формы собственности по числу мест в здравницах являются доминирующими. Специфика государственной собственности в базовой отрасли экономики городов-курортов состоит в том, что она в основном имеет ведомственный, а еще точнее – номенклатурный характер. Фактически правами собственника на основную массу здравниц, закрепленных за федеральным центром, обладают такие ведомства как Министерство обороны, ФСБ. МВД, МПС, Минтопэнерго, Минздрав и др., а также управление делами президента РФ. Региональная форма государственной собственности здесь не представлена вообще, а муниципальная крайне незначительно.

Большая часть смешанной акционерной российской собственности в санаторно-курортном комплексе города представлена частным капиталом, Государство, администрация города и профсоюзы обладают контрольными пакетами акций в акционерных обществах, составляющих менее половины всех АО санаторно-курортного комплекса. Кроме того, некоторая часть здравниц (около 10) преобразованы их собственниками – российскими предприятиями, представленными в основном АО с преобладанием частного капитала, в свои структурные подразделения и филиалы.

В то же время, высокую долю государственного сектора в базовой отрасли хозяйства города нельзя рассматривать в качестве позитивной характеристики отношений собственности на территории КМВ, тем более что государство, в большинстве случаев, не зарекомендовало себя эффективным собственником.

Если в 1990 году в городах-курортах существовало 119 государственных, профсоюзных и иных здравниц, рассчитанных на 40,9 тыс. мест, то в 2001 году работало 101 санаторно-курортная организация, в которой было 24,8 тыс. мест в их числе 39 государственных, 34 профсоюзных, 2 муниципальных, 9 частных и 17 иных форм собственности. При этом из 24,8 тыс. мест в здравницах 18,6 тыс. принадлежали государству к профсоюзам[142]. Данная ситуация наблюдается не только в городе Пятигорске, но и во всех регионах Кавказских Минеральных Вод. Необходимо рассказать о работе профсоюзных организаций. Примером может послужить Пятигорское санаторно-курортное управление.

Общество с ограниченной ответственностью: «Пятигорское санаторно-курортное управление», именуемое в дальнейшем «Общество», создано в результате реорганизации путем преобразования Пятигорского объединения санаторно-курортных учреждений профсоюзов, зарегистрированного Распоряжением Главы администрации г. Пятигорска 13.03.92 г., регистрационный номер №. 1288 - Р, в соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.98 г

Общество является правопреемником Пятигорского объединения санаторно-курортных учреждений профсоюзов в соответствие с передаточным актом и статьей 59 ГК РФ, строит свою деятельность на основании Устава, действующего законодательства, в том числе Федерального Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 13.03.96г.

Общество является коммерческой организацией[143]. Основной его целью является эффективное управление санаторно-курортными учреждениями и хозяйствующими субъектами г. Пятигорска, использующими профсоюзное имущество, на основании договора - поручения, направленного на организацию оздоровления и отдыха граждан РФ и иностранных граждан, расширения рынка оказываемых услуг, а также извлечение прибыли. Предметом деятельности Общества являются следующие направления.

-        Обеспечение эффективного использования имущественного комплекса профсоюзов в интересах собственника, в том числе контроль и осуществление мер по его сохранности и развитию, проведению планово-предупредительных, текущих и капитальных ремонтов, по согласованию с собственником сдача временно неиспользуемых помещений или их части в аренду; перезакрепление имущества между балансодержателями, либо использование его по другому назначению.

-        Осуществление координации и контроля основной деятельности юридических лиц, расположенных в г. Пятигорске, использующих имущественный комплекс профсоюзов, а также принятия в отношении их управленческих решений, направленных на их обеспечение принципов корпоративности.

-        Представление и защита интересов собственника в органах местного самоуправления.

-        Координирование работы, связанной с использованием, сохранением и развитием гидроминеральных и грязевых лечебных ресурсов.

-        Утверждение, согласно договора поручения, юридическим лицам, использующим имущество профсоюзов.

-        Комплексные маркетинговые исследования, пропаганда санаторно-курортного лечения и отдыха, здорового образа жизни, рекламная и выставочная деятельность.

-        Содействие и оказание помощи санаторно-курортным учреждениям в реализации путевок.

-        Изготовление бланков санаторно-курортных путевок (курсовок), утвержденных Министерством Финансов РФ форм, распределение их между санаторно-курортными учреждениями, в порядке целевого финансирования, согласно утверждаемых ООО «Пятигорское объединение санаторно-курортных учреждений профсоюзов» графиков заезда.

-        Утверждение нормативов и контроль за их использованием, по согласованию с Учредителями, резервных, страховых, природоохранительных и др. фондов формируемых юридическими лицами, использующими профсоюзное имущество, концентрация финансовых и материальных ресурсов, для реализации общекурортных экономических и социальных проектов и так далее.

-        Выполнение государственных мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Правительства, обеспечивает сохранение за ним задания по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и службе экстренной медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

До недавнего времени Центральный Совет Федерации Независимых Профсоюзов России, реализуя собственность профессиональных союзов на объекты рекреационной сферы, выступал в качестве общества с ограниченной ответственностью. Территориальные объединения санаторно-курортных учреждений профсоюзов регистрировались в качестве общественных организаций без определенного статуса в отношениях собственности, а сами здравницы квалифицировались как предприятия, которые, как и территориальные органы управления, не являлись ни собственниками, ни арендаторами. Не трудно понять, что подобная система экономических отношений не порождала эффективных и заинтересованных собственников. Кроме того, она не соответствовала тем организационно-экономическим формам, которые определены Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Следует вспомнить, что в условиях развития рыночных отношений в России во второй половине ХIХ в. (в 1861 г.) курорты Кавказских Минеральных Вод были переданы в долгосрочную аренду их управителям. Этот акт привел к резкой активизации развития курортов. В иных условиях и на иной основе, как нам представляется, было бы полезным использовать эту форму, как в профсоюзном, так и в государственном секторах рекреации.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что большинство санаторно-курортных учреждений принадлежит профсоюзным организациям и государству, а не муниципальным органам власти. Если ситуация изменится, и муниципалитеты будут собственниками здравниц, это принесет дополнительные доходы в местный бюджет, которые впоследствии помогут местным органам власти преобразовать город-курорт. Многие санатории сейчас находятся в запустении, так как не хватает достаточного финансирования. А муниципалитеты, могут выделить дополнительные средства из местного бюджета. Если санатории будут находиться в лучшем состоянии, это может привлечь отдыхающих, что повлечет за собой пополнение местного бюджета.

Упорядочение и развитие отношений собственности применительно к рекреационной сфере позволило бы активизировать использование возможных путей совершенствования деятельности всего рекреационного комплекса и входящих в него организаций, что привело бы к повышению эффективности его использования и развития с участием управленческих структур субрегиона и муниципалитетов, рождая в них заинтересованность в развитии рекреационной сферы и формировании оптимальных пропорций в хозяйстве субрегиона, соответствующих его функциональной предназначенности.

Рекреационная сфера экономики с одной стороны служит воспроизводству человеческого капитала, а с другой - взаимодействуя с различными субъектами экономики, представляет собой сложный воспроизводственный комплекс, функционирующий в рамках национальной, региональной и локальной экономики.

При определении приоритетности структурной политики государства в функционально ориентированном рекреационном регионе в первую очередь следует выделять отрасли, которые реализуют его основную функцию или способствующие ее реализации. В отношении рекреационного региона, каковым являются Кавказские Минеральные Воды, государство заинтересовано в развитии соответствующей направленности использования этой территории ввиду уникальности ее ресурсов по выполнению функций оздоровления населения.

Финансовые возможности государства и профсоюзов весьма ограничены. В настоящее время, они в лучшем случае достаточны для поддержания, а не развития рекреационных образований. Содержание курортной инфраструктуры требует затрат, сопоставимых с полученной выручкой. От работы санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод за шесть месяцев 2004 года внесено в бюджеты всех уровней 112 млн.898 тыс.рублей налоговых платежей, на 4 млн.800 тыс.рублей больше, чем за шесть месяцев 2003 года, однако даже данный рост не может привести к коренному перелому сложившейся ситуации.

            Несмотря на то, что согласно федеральной целевой программе «Юг России», развитие туристско-рекреационной деятельности рассматривается в качестве приоритетного направления региона, отражающего его хозяйственную специализацию и геостратегическое положение, его финансирование предполагается, прежде всего, за счет внебюджетных средств.[144]








Таблица 12

Объемы и источники финансирования развития туристско-рекреационного комплекса, млн. руб.

Общий объем финансовых ресурсов

Федеральный бюджет

Бюджет субъекта РФ

Местный бюджет

Внебюджетные средства

12745,19

2714,5

930,41

494,2

8606,08


В этих условиях созрела необходимость создания нового механизма стимулирования инвестиций в развитие туризма через активизацию системы кредитования инвестиционного процесса. Именно так и происходит в большинстве стран мира, где объекты туристской инфраструктуры строятся, модернизируются, реконструируются чаще всего на кредиты от банков и других частных структур

Ведомственные и акционированные здравницы были загружены на 92,6 процента, а здравницы ФНПР на 113,1 процента. В регионе Кавказских Минеральных Вод Федерации Независимых профсоюзов принадлежат 33 санатория с общим количеством мест 11620.

Необходимо сказать о ситуации в отношении собственности на объекты рекреации. Истоки восходят к началу 60-х годов, когда было принято постановление Совета Министров СССР. В свое время в условиях, когда существовала точка зрения о том, что от социалистической государственности к коммунистическому самоуправлению следует переходить путем постепенной передачи функций государства общественным организациям. Советом Министров СССР было принято Постановление о передаче части рекреационной сферы в ведение профессиональных союзов[145]. И хотя «ведение» и «собственность» понятия нетождественные, поскольку в первом случае речь идет о неполном, а во втором - о полном присвоении, тогда, да и в настоящее время, «ведение» было воспринято, как «собственность» со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этой связи уже в ходе рыночной трансформации разграничение собственности государства и профсоюзов на здравницы Кавказских Минеральных Вод было предпринято, исходя из того, что профсоюзы являются собственниками переданных в их ведение здравниц и осуществлено по принципу пятьдесят на пятьдесят.

Профсоюзные организации, как представляющие интересы работающих и заинтересованные в их защите, могут и должны быть собственниками объектов рекреационной сферы. Причем, их доля в собственности, по мере роста осуществляемых инвестиций, будет возрастать. В то же время, если вести речь о разграничении собственности действующих здравниц, здесь должен быть использован принцип закрепления за профсоюзами той доли имущества, которая соответствует их капиталовложениям в эту сферу за период после 1960 года, а потому, в правовом смысле, может быть отнесена к их собственности, поскольку Правительственный акт «О передаче в ведение» такой правовой нормы не содержит. Не меняет ситуации и Постановление, принятое по этому вопросу в 2002 году, поскольку в нем за основу принят тот же подход к разграничению собственности, неправомерно утвердившийся в 1960 году, то есть отождествления собственности и ведения. Что касается изменений в разграничении собственности, произошедших в 2002 году, то они носят лишь количественный характер и в этом аспекте усугубляют сложившиеся прежде недостатки[146].

Отношения собственности в условиях рыночной экономики составляют систему, связанную с такой категорией как «власть-собственность», которая является закономерной и служит условием эффективной реализации каждой из форм собственности. К сожалению такой системной связи в рекреационной сфере мы не наблюдаем. Это относится как к региону, так и муниципалитетам.

Муниципальные, субрегиональные, региональные формы собственности на объекты этой сферы лишь формально противостоят статусу федерального эколого-курортного региона, поскольку и в любой другой сфере немало примеров, когда собственность муниципалитетов и регионов используется в интересах федерации как целого. Все это позволяет полагать, что утверждение муниципальной, субрегиональной, региональной собственности, в рамках ее многообразия, способствовало бы более эффективному функционированию и развитию здравниц, более конкретному результативному управлению этими процессами, а также согласованию экономических интересов территориальных структур с интересами развития рекреационной сферы посредством финансово-бюджетных отношений.

 Важное место в системе мер по развитию туристского бизнеса в регионе отводится обеспечению продвижения регионального туристского продукта на национальном и мировом рынках. Этот процесс не может быть сведен к рекламным кампаниям отдельных туристских фирм. Должна быть четко продуманная концепция на региональном  уровне. Региональный уровень - это не сумма усилий частных фирм, а комплекс мероприятий, направленных на создание образа региона, благоприятного для туризма, отдыха и санаторно-курортного лечения.

Вот почему важной функцией любой туристской администрации является рекламирование регионального туристского продукта в России и за рубежом. Следует отметить, что среди регионов ЮФО лишь Краснодарский край проводит активную рекламную компания. В 2002 г. на рекламу туристических возможностей Кубани было потрачено 30 млн. руб. В бюджете же Ставропольского края 2002 г. на поддержку туристической отрасли было выделено всего 250 тыс. руб.

Возрастает роль территориальных администраций и в укрепление безопасности путешествий и защиты туристов. Следует подчеркнуть, что меры обеспечения безопасности нельзя сводить только к охране туристских объектов и маршрутов или круглосуточной охране в гостиницах. Вопрос ставится гораздо шире - речь идет о комплексной системе мер по безопасности, которая должна включать:

• выпуск информационных материалов о регионе, разъясняющих социально-культурные и национальные особенности региона, где кроме этого будут обозначены места повышенной криминогенной обстановки;

• принятие законодательных и иных нормативных актов по ужесточению мер наказания за обман туристов к водителям транспортных средств, служащим отелей, ресторанов и других предприятий регионального туристского комплекса;

• создание «туристской полиции» - специальной мобильной полицейской службы по оказанию срочной помощи туристам.

Государственная политика в сфере туризма при всей ее многогранности должна основываться на принципе строгого разделения функций и координации деятельности всех ответственных структур.

Важнейшим инструментом влияния государства на развитие туризма является его правовое  регулирование.

Туризм в стране не может существовать вне правовых норм. Во многих странах мира (более чем в 100)[147] приняты законодательные акты, регулирующие развитие туризма. Они и составляют основу, на которой базируется цивилизованная система управления туризмом в стране. В зависимости от развитости стран и значимости для них туризма данное законодательство может весьма значительно различаться.

Регион Кавказских Минеральных Вод является объектом финансирования федерального бюджета, регионального бюджета Ставропольского края и муниципалитетов. Известные средства в его развитие вкладывают и профессиональные союзы. Так, например, за период с 1993 по 2000 год из федерального бюджета на финансирование федеральной целевой программы «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод» было выделено 3128 млн. руб., краевого бюджета 367 млн. руб., местных бюджетов — 201 млн. руб., из внебюджетных источников – 808 млн. руб.[148]. Однако, все эти каналы финансирования не опираются на нормативную базу. Хотя администрация региона призвана решать общие задачи рекреационной территории, в основе подхода к выделению финансовых ресурсов должен быть положен нормативный принцип, базирующийся на численности населения и отдыхающих (количестве койко-мест) в субрегионе или в том или ином городе. Наличие такого принципа выделения бюджетных средств связывало бы интересы субрегиона и городов с развитием рекреационной сферы, а, следовательно, наряду с более полной реализацией общегосударственных интересов, служило бы углублению профилизации субрегиона и расположенных в нем городов, совершенствованию структуры хозяйственного комплекса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.