реферат, рефераты скачать
 

Туризм как вид деятельности человека


Определяя ведущие ценности идеального общества, К. Маркс в каче­стве основной его ценности называл свободное время: «Свободное время  представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной дея­тельности, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого, иного субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс про­изводства».[21]

К. Маркс выделяет в свободном времени два важнейших структурных элемента:   1)   досуг,   выполняющий   восстановительные   функции   (отдых,  развлечения,   семейное  и  товарищеское  общение);   2)  более  возвышен­ную  деятельность, связанную с развитием человека, с раскрытием его спо­собностей (учеба, участие в потреблении и создании духовных ценностей). В «Капитале» К. Маркс  высказывает  положение,  раскрывающее  сущность свободного времени: «свободное время, время, которым можно располагать, есть само богатство;   отчасти   для   потребления   продуктов,   отчасти   для  свободной деятельности, не определяемой, подобно труду, под давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление ко­торой является естественной необходимостью или социальной обязанностью, как угодно».[22]

Сферы досуга и свободного времени в научном исследовании отлича­ются не только по содержательному наполнению, но и по функциональной нагрузке. Функциональная значимость досуговой деятельности выражается, прежде всего, в ее эффекте, который может предстать как в материально-предметной, так в ориентационной и коммуникативной формах. Главным качеством, характеризующим эффективность досуга, является уровень само­сознания и степень самореализации индивида. Эффект представляет собой не только качественную, но и количественную характеристику поведения инди­вида. Он обозначает эмоциональную, познавательную и теоретическую на­сыщенность деятельности.

Автор ряда работ, посвященных изменениям, происходящим в совре­менном обществе, раскрывающих, в том числе, проблемы свободного вре­мени и досуга, директор социологического центра по изучению досуга Ж. Дюмазедье рассматривает досуг как «совокупность занятий которым лич­ность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, раз­вивать свою информированность   или образование,... будучи свободным, от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей».[23]

Несмотря на то, что у Ж. Дюмазедье «досуг четко разграничивается   с   такими   видами   деятельности,   как   религиозные, общественные,    семей­ные    и    другие    обязанности»,    среди    функций, выполняемых досугом, он наряду с отдыхом и развлечением выделяет функцию развития личности. Этот момент является важным, поскольку свидетельствует о том, что досуг не ассоциируется с бесполезным проведением времени, исключительно с «ничегонеделанием».[24] Кроме того, Ж. Дюмазедье отмечает, что «высвобож­денное» от профессионального труда время, ранее воспринимавшееся лишь как дополнительное к нему и необходимое для воспроизводства рабочей силы, «постепенно стало приобретать все более самостоятельное значение, становясь решающим фактором для создания новых коллективных ценно­стей».[25]

Эта точка зрения подтверждается и М. Капланом, который, оп­ределяя сущность досуга, говорит и о «приобщении к ценностям куль­туры».[26] Солидарен с этой позицией и А. Шопенгауэр, который  называл досуг венцом человеческого существования, так как, только он делает чело­века полным обладателем своего «я».[27]

Досуг - это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному вы­бору, а не по причине материальной необходимости. Досуг - это деятель­ность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится. Вме­сте с тем учеными не отрицается, что  все же основное предназначение до­суга - рекреация. Именно необходимость в восстановлении физических и мо­рально-психологических сил определяет потребность в досуге. Немецкий ученый Г. Клут считает: «Свободное время начинается там, где открывается возможность создать противоположный работе мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором активность человека на­правлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя».[28] Б.А. Трегубов, определяет свободное время как часть внерабочего времени, направ­ленную на всестороннее и гармоничное развитие личности.[29]

Современная социология располагает широким диапазоном досуговых концепций, которые мы считаем необходимым рассмотреть. Наиболее полно концептуальные модели досуга классифицированы М.Капланом и Дж. Шиверс.[30]

            В рамках гуманистической концептуальной модели досуг рассматривается как цель жизни и идеал. Досуг в данном случае характеризуют как созерцание, удо­вольствие, состояние свободы, условие существования человека. Особо под­черкивается, что  досуг – это путь к счастью и радости. Данные определения близки к греческому идеалу досуга как способности души быть свободной.

            Терапевтическая модель рассматривает досуг как действенное средство физической реабилитации и влияния на психическую структуру человека. Представитель данной модели Т. Веблен рассматривал досуг как средство, инструмент  восстановления сил.

            Количественная модель рассматривает досуг как время, остающееся после работы. Она долгое время доминировала как у зарубежных, так и у отечественных исследователей.

Институциональная модель отличала различия в досуговой деятельно­сти на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по ин­тересам и формам работы.

            Экзистенциальная модель рассматривала досуг как действие в окружающем мире возможностей. Один из ярких представителей при­держивающийся данной модели досуговой деятельности Дж. Нейлингер, он считал, что досуг является  единственной сферой, где человек может достичь самореализации, удовольствия и удовлетворения. Эта модель учитывает и влияние социальных факторов на стиль жизни и ценностные ориентации, оп­ределяющие развитие индивидов.

            Модель досуга как функции досуговых мероприятий. Наиболее крупным пред­ставителем этого направления является французский социолог Ж. Дюмазедье, который во многом отождествляет досуговую деятельность с рекреацией. Он изучает досуг как средство расслабления, удовлетворения, свободного вы­бора, расширение сферы познания и спонтанного участия в общественной жизни, проявления творческих возможностей.

            Социальная модель досуга акцентирует внимание на формах участия различных групп в досуговых мероприятиях социального плана и поведенче­ские характеристики её участников.

            Основным признаком досуга во всех концепциях становится  «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого общежи­тия. Другим является определенный набор занятий предназначенных для от­дыха, развлечений, физического и духовного развития человека.

            Отмечая многомерность методологических подходов и исследования досуга  целесообразно рассматривать их не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Такой подход дает возможность выявить специфиче­ские признаки досуговой деятельности. Таковыми являются следующие.

1.                   «Очищение» досуговой деятельности от разного рода необходи­мых, непреложных затрат. Болгарский ученый Л. Николов показывает невоз­можность приме­нения понятия «непреложные затраты» в сфере свободного времени. Он аргументирует неправомерность понятия «чистоты досуга» раз­ным от­ношением воспитателя и родителя к своей деятельности во время про­гулок с детьми; киномеханика и зрителя во время киносеанса и др.[31]

2.                   Самоценность досугового времяпрепровождения, которое ощуща­ется индивидом как  цель и основная ценность. А.Д. Гордон и Э.В. Клопов обосновывают подход к выявлению признаков досуговой деятельности, кото­рый  свя­зан с  ее осмыслением как само­ценной или самоцельной. При таком подходе основным признаком, характери­зующим деятельность во время до­суга, является специфический характер процесса, способ осуществления дея­тельности. При этом выделяется очень важный социально-психологиче­ский аспект в анализе признаков досуговой   деятельности, объективная значи­мость которой, несомненно, зависит от личностной оценки ее индивидом[32].

3.                   Использование взаимозаменяемости занятий, свобода выбора ва­рианта деятельности или бездеятельности. При этом следует от­метить, что свобода выбора деятельности разграничена объективными и субъективными факторами: наличием социальной инфраструктуры, доступностью форм досуга и отношением субъекта  к духовным ценностям. Кроме того, она обусловлено состоянием здоровья, семейным положением, возрастом и др. Несмотря на это, важнейшим признаком досуговой деятель­ности является воз­можность выбора варианта действия. Так человек может не только выбирать чем заниматься, но и вообще ничем не заниматься. Л. Николов по этому поводу замечает: «С одной стороны, дея­тельность, осуществляемая во время досуга, является следствием свобод­ного выбора, с другой она, кроме этого ничем другим не отличается от обяза­тельной, не­обходимой деятельности».[33]  Вследствие этого можно отметить, что сущность свободной деятельности во время досуга сводится к одному из его признаков - свободе выбора.

4.                   Общественная ценность досуговой деятельности, которая определя­ется степенью всестороннего развития личности. Основным признаком  досуговой деятельности  является «свобода для» а не «свобода от».

            Следует заметить, что предло­женная дифференциация признаков досу­говой деятель­ности весьма условна, относительна. В самом деле, свобода пе­ремены занятий не может быть осуществлена, например, без свободы их вы­бора. В свою очередь, свобода выбора окажется иллюзорной, если человек не располагает временем, освобожденным от необходимой деятельности. Обобщая вышесказанное необходимо отметить, что только в неразрыв­ном единстве и диалектической взаимосвязи всех признаков реализуется сущ­ность досуга.

Для выявления сущности и структуры досуга необходимо, на наш взгляд рассмотреть досуг как одну из форм жизнедеятельности личности. В этом случае нужно проанализировать все формы человеческой жизнедея­тельности, так как они взаимодополняют друг друга.

Досуг является структурным компонентом повседневной жизнедея­тельности человека. Согласно точке зрения Е.Ф. Молевича, повседневную жизнедеятельность человека, обеспечивающую его ес­тест­венное и социаль­ное воспроизводство как индивида и личности, можно све­сти к четырем ос­новным формам социально необходимой де­ятельности - трудовой, бытовой, досуговой и сексуальной.[34] Все четыре формы, по его мнению,  атрибу­тивно при­сущи обществу на всех этапах его развития, но атрибутив­ность эта разно­по­рядкова: бытовая и досуговая формы жизнедеятельности присущи любому человеку как нечто индивидуально совершенно необ­ходимое: вне этих форм жизнедеятельности невозможно само поддержа­ние жизни чело­века. Трудовая и сексуальная формы жизнедеятельности столь же всеобщи в плане их обще­ственного проявления, но не всеобщи в отношении их присут­ствия в жизни конкретных людей: здесь они могут быть, а могут и отсутство­вать в силу многообразных социальных и есте­ственных обстоятельств (воз­раст, здоро­вье, особенности статуса, образа жизни, ментальности и т.д.).

На наш взгляд, сферу повседневной  жизнедеятельности личности можно разделить на две основные подсистемы: трудовую и внерабочую (сферу свободного времени). Последняя, в свою очередь, делится на бытовую и досуговую. Все указанные формы жизнедеятельности людей объективно рав­но­ценны для бытия общества, ибо оно возможно лишь с наличием их всех. Но логически в меру масштаба и значимости решаемого круга задач на первый план среди них выдвигается, безусловно, труд. Наличие трудовой  жиз­недеятельности по определению предполагает наличие свободного от труда времени. Именно в это время реализуются другие основные виды дея­тельно­сти. Однако наличие трудовой деятельности вовсе не является опреде­ляю­щим признаком констатирующим наличие свободного времени. Появив­шийся феномен безработицы позволяет говорить о том, что в современном обществе появилась новая социальная группа «безработные», у ко­торых су­ществует только свободное время, отвечающее всем признакам, констати­рующим его наличие. Не станем углубляться в проблему свободного времени безработных, так как ее изучение не входит в задачи нашего иссле­дования.

Если из общей совокупности календарного времени личности и об­ще­ства - суток, недели, месяца, года - вычесть рабочее время, т. е. время, за­трачи­ваемое на общественно-организованный труд, то остаю­щийся массив вре­мени получает название внерабочего времени личности и общества. Это время тратится следующим образом: во-первых, на деятельность, необхо­димо сопутствующую трудовой занятости личности: передвижение до работы и обратно, подготовка к работе и приведение себя в порядок после нее и т.д. Во-вторых, и главным образом, - на бытовую и досуговую сферы жизне­дея­тельности, которые играют огромную роль в жизни, как человека, так и общества, и как уже отмечалось, обладают строго атрибутивной природой своего существования: вне этих сфер жизнеде­ятельности общественная жизнь не­возможна, ибо именно в рамках этих сфер жизнедеятельности про­исходит удовлетворение многих необходимых для жизни человека матери­альных и ду­ховных потребностей.

Таким образом, анализ существующих подходов к определению понятий свободного времени и досуга позволяет сделать вывод о том, что свободное время является частью внерабочего времени остающееся у человека за вычетом непреложных затрат (проезд до работы и обратно, домашний труд, личная гигиена) направленное на восстановление сил и удовлетворение социокультурных потребностей.

            Досуг - это часть свободного времени, совокупность занятий, ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине мате­риальной необходимости. В зависимости от выбора конкретных форм дея­тельности, досуг может заключать возможности самосовершенствования и развития.

Неслучайно при рассмотрении «досуга» и «свободного времени» мы практически не касались такого понятия как «рекреация». Если свободное время и досуг некоторые исследователи склонны отождествлять по тем или иным причинам, то рекреация, также являясь частью свободного времени, как правило, отождествляется с понятием «отдых». По сути, это несколько различные обозначения одного и того же явления. Отдых может быть представлен различными видами: сон, развлечения, экскурсии.

 Как отмечает Орлов А.С. «Отдых – вполне самостоятельная сфера человеческого бытия».[35] Обычно отдых представляет собой фазу, заключающую трудовую деятельность. В обыденном смысле понятие «отдых» применяется в двух значениях: как состояние покоя (процесс отдыха) и как свободное от работы время необходимое для восстановления сил.

Рекреация представляет собой часть свободного времени направленную на восстановление сил в специализированных комплексах. Таким образом, основное отличие «отдыха» от «рекреации», заключается в том, что рекреационная деятельность осуществляется на специализированных территориях, ориентированных именно на восстановление сил, в основном за пределами постоянного проживания.

Рекреация (от лат. recreato – восстановление) было введено в обиход, медицинскую и научную литературу римлянами. Рекреация – «отдых от службы, учения, праздники, каникулы».[36]

По мнению Акимовой Л.А. «Рекреация – это специфический вид биологической, социальной и физической активности сопровождающийся переживанием рекреационного эффекта».[37] Рекреационный эффект, в свою очередь, представляет собой результат рекреационной деятельности человека.

Под рекреационной деятельностью понимается разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии с личными социокультурными потребностями, осуществляемая на специализированных территориях. Рекреационная деятельность характеризуется временем, в рамках которого происходит восстановление (физических, психических, интеллектуальных) сил человека. Как справедливо отмечает И.В. Зорин,  по функциям в процессе воспроизводства жизненных сил человека рекреацию можно подразделить на простую (компенсация) и расширенную (развитие сил). В реальной жизни, как замечает исследователь, можно выделить четыре формы рекреации.

1.       Инклюзивная – в течение рабочего дня (прикрытие век, микропаузы в работе мышц – психосоматическое расслабление).

2.       Ежедневная – в конце рабочего дня.

3.       Еженедельная – в конце рабочей недели.

4.       Отпускная – в конце рабочего года.

Функции этих четырех форм воспроизводства жизненных сил человека, по мнению И.В. Зорина различны: (1) – компенсаторная, (2) – компенсаторно-расширенная, (3) – расширенно-кмпенсаторная,  (4) – расширенная.[38] Как мы видим, прослеживается диалектическое единство всех четырех форм рекреации они составляют единое целое рекреационной деятельности.

Рассматривая рекреационную деятельность, Л.А. Акимова  обращает внимание на то, что в рекреационных теориях выделяется несколько направлений.

1.       Идеоматическое, отождествляющее рекреацию с игрой, проявлением инстинкта «имитации».

2.       Реалистическое, требующее в рекреационной деятельности соблюдение традиций и дисциплины.

3.       Прагматическое, применяющее психологию к объяснению рекреационного поведения.

4.       Экспериментальное, обучающее людей рекреационной деятельности.[39]

Необходимо отметить, что выделяют разнообразные критерии рекреационной деятельности. Д.В. Николаенко разделяет рекреационную деятельность по следующим параметрам:

- по продолжительности (на туризм и экскурсии), все, что занимает в рекреационной деятельности менее 24 часов – есть экскурсия; более 24 часов – туризм;

- по месту проведения (иностранный и внутренний виды туризма).[40]

 Для восстановления физических и психологических сил человека необходима особая социокультурная инфраструктура  в сочетании с особыми природно-климатическими особенностями территорий. Совокупность природных и социокультурных предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории получило название рекреационный потенциал. В обыденном понимании это – наличие на определенной территории уникальных объектов или ресурсов, например: соли и минералы мертвого моря, грязи, нарзаны или водопады, голубые озера и т.д.

Рассматривая рекреацию как вид деятельности необходимо выделить объект и субъект рекреации.

Под объектом рекреации понимается совокупность природно-климатических и социо-культурных условий для рекреационной деятельности человека. Это могут быть материальные предметы, уникальные природно-климатические особенности местности.

Под субъектом рекреации понимаются люди – рекреанты, ведущие рекреационную деятельность.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что рекреация – часть свободного времени направленная на восстановление сил человека на специализированных территориях, в основном за пределами постоянного места жительства. В то время как досуговая деятельность не ограниченна территориальными рамками. Иными словами, рекреационное время – это часть свободного времени, используемого для рекреационной деятельности, удовлетворения рекреационных потребностей.

На наш взгляд, в структуре рекреационной деятельности условно можно выделить свободное время (имеется в виду время, свободное от основной рекреационной или восстановительной деятельности) и досуг (просмотр ТВ, чтение газет и журналов, посещение развлекательных мероприятий, общение с друзьями), т.е. деятельность, не носящая рекреационного характера. Рекреационная деятельность в определенное время и в определенных условиях выступает в качестве основной,  поэтому соответственно часть времени свободная от основной деятельности  по определению будет являться свободным временем рекреанта.

Социологическим инструментом изучения количества времени затра­чиваемого на те или иные виды деятельности, будь то труд, досуг, рекреационная деятельность, домашний труд, выступает «бюджет времени» - структурированный дневник, в который люди заносят через равные интервалы времени в течение рабочего дня все, что они делают. С его помощью изучают рабочее и свободное время. При этом досуг выступает категорией, фиксирующей лишь то время из суток, которое остается у человека за вычетом рабочего времени и времени, затрачиваемого на обязательные внепроизводственные виды деятельности.

Исследование бюджетов времени – это оригинальное научно-приклад­ное направление социолого-стати­стических исследований, развивающееся с 1920-х годов. Оно имеет свой предмет, методологию, специфическую мето­дику и технику сбора анализа информации и широкую область практиче­ского применения. В России с са­мого начала в данной области исследований господствовали и до сих пор до­минируют деятельностный и структурно-функциональный под­ходы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.