реферат, рефераты скачать
 

Туризм как вид деятельности человека


В связи с этим экономическая политика многих стран направлена на развитие сферы туризма и активное привлечение международных туристов. Для 83% стан мира туризм является одним из пяти основных источников дохода, а для 38% - туризм – главный источник[126]. И если в Российской Федерации управление рекреационной сферой только начинает складываться, то за рубежом имеется большой опыт работы в данном направлении.

С древнейших времен люди путешествовали по свету с целью посмотреть на достопримечательности, такие как чудеса света, чудеса природы, однако только в начале XIX века создаются первые прообразы туристических агентств. Считается, что первая массовая прогулка (570 человек) была организована в 1841 году Томасом Куком. Он публично рекламировал и осуществил перевозку железнодорожным составом пассажиров от Ланкастера до  Лонгоборуга не с целью перевозки, а с целью путешествия. Позже Кук и основанная им компания занималась организацией путешествий и экскурсий, до сих пор являясь крупнейшей в мире туристической организацией.

Однако массовый туризм, по нашему мнению, стал возможен только в XX веке, когда сложился комплекс условий для путешествий широких слоев населения, а не только наиболее обеспеченной его части. Можно заметить, что только после Второй Мировой войны туризм становится отрасль экономики  и важной составляющей сферы досуга человека.

Исследуя особенности управления туристическим бизнесом в различных странах мира, можно отметить несколько моделей государственного управления данной сферой.

Американская модель предполагает отсутствие централизованного государственного управления, в таких странам может не существовать государственного органа, занимающегося вопросами туризма. Как правило, такая модель характерна для тех стран, для которых туризм не нужен, либо субъекты туристского рынка не нуждаются в государственной поддержке. Данная модель предполагает наличие следующих факторов:

1.                  страна имеет большой авторитет на рынке туризма и способна удовлетворить потребности туристов;

2.                  для зарубежных туристов данная страна имеет особый высокий статус в силу различных мотивационных факторов;

3.                  бюджет государства не зависит от прибылей от реализации продуктов туризма;

4.                  негосударственные компании, действующие на рынке туристических услуг не нуждаются в государственной поддержке и способны на самостоятельное привлечение туристов из–за рубежа.

Такая модель, как следует из названия, свойственна Соединенным Штатам Америки.

Египетская модель предполагает существование эффективного и влиятельного органа государственной власти, ведающего делами туризма и осуществляющего контроль за всеми сторонами данного бизнеса. Для существования данной модели необходимы следующие предпосылки:

1.                  туризм является основным источником валютных поступлений в бюджет;

2.                  страна не является привлекательной для международного туризма без гарантий государства в качестве предоставляемых услуг;

Реализация данной модели требует значительных государственных инвестиций для проведения массовых рекламных акций на территории других стран. Кроме этого, именно государство создает комплекс туристической инфраструктуры. Такая модель характерна не только для Египта, но  и, например, для Турции, Хорватии, Туниса и других стран.

Французская модель характерна для ряда европейских стран, кроме того, такая модель наиболее близко подходит по своим условиям к России. Для данной модели одним из условий является отсутствие специального органа государственной власти, курирующего вопросы туризма, однако такие функции находятся в ведении какого-нибудь ведомства при этом туризм является «добавкой» к основным задачам. Рассмотрим более подробно реализацию данной модели на примере некоторых стран.

 Во Франции вопросами туризма ведает Государственный секретариат по вопросам туризма и Управление туризма. Оба ведомства являются подразделениями Министерства транспорта и общественных работ. Кроме этих органов существует ряд консультационных органов. На уровне отдельных регионов Франции работают представители центральных органов. Они подчиняются префектам и решают вопросы развития туризма в префектурах. Надо признать, что во Франции муниципальные органы власти имеют достаточно высокие полномочия в сфере продвижения туристических услуг. На международном уровне страну представляет ассоциация, специально созданная для этой цели, имеющая более 30 представительств за рубежом. Ассоциация имеет интересное управление: при 60% финансировании их государственного бюджета, в совете директоров только одна треть – представители государственной власти, а остальные – представители частного бизнеса.

В Испании вопросы сертификации услуг, лицензирования, разработки стратегии развития туризма находятся в ведении органов местного самоуправления. Для того, чтобы деятельность этих органов координировать, создан Совет по развитию туризма, решения которого носят рекомендательный характер, а в состав входят представители государственной власти. Кроме того, При Министерстве экономики Испании созданы такие органы как Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу, Центральная дирекция по туризму. Иностранных туристов привлекать в страну призван Институт туризма, который рекламирует Испанию за рубежом.

В Великобритании возглавляет сферу туризма Министерство культуры, зрелищ и спорта. Данное министерство имеет орган, который ведает вопросами туризма, привлекает иностранцев в страну, развивает внутренний туризм.

В Италии при Министерстве производственной деятельности существует Департамент по туризму, который осуществляет координацию деятельности местных администраций в сфере туризма, разрабатывает  правовую базу, проводит маркетинговые исследования. Как видим, в Италии местное самоуправление имеет большие возможности в сфере туризма, так как именно эти органы проводят лицензирование деятельности фирм в сфере туризма, проводят классификацию гостиниц, продвигают свои регионы как внутри страны, так и за рубежом. Кроме этого, Италию на международной арене продвигает Национальное управление по туризму, которое подчиняется Департаменту по туризму.

Характеристика организации управления в данных странах представлена в таблице 6. [127]

Таблица 6.

Государственное управление сферой туризма в

зарубежных странах

Характеристика

Франция

Испания

Великобритания

Италия


Государственный уровень управления

Название ведомства

Министерство транспорта и общественных работ

Министерство экономики

Министерство культуры, зрелищ и спорта

Министерство производственной деятельности

Подразделение, курирующее туристическую деятельность

Гос. секретариат по вопросам туризма, Управление туризма

Гос. секретариат, Дирекция по туризму, Институт туризма


Департамент по туризму

Организация, представляющая страну за рубежом

Maison de la France

Институт туризма

British Tourist Authority

Национальное управление по туризму

Финансирование из гос.бюджета

60%

100%

68%

100%

Число стран, в которых имеются представительства

26

21

26

16

Название органа

Региональный уровень управления

Делегаты, подчиняющиеся префектам

Органы местной власти

Tourist Boards в Англии, Уэльсе

Органы местной власти


В данных странах действую как крупные, так и мелкие туристические агентства. В Великобритании наиболее крупными являются: «Туристское агентство Кука», «Томсон туроперейшн», «Айртурс», во Франции – «Вояж», «Клуб Медиттеран». Во всех странах с Французской моделью существует достаточно серьезная конкуренция среди турагенств. В настоящее время в этих странах сложилось примерно одинаковое соотношение количества турагенств к числу жителей и составляет примерно одно агентство на 10 тысяч населения. Такой показатель является эффективным и оптимальным.

К числу характерных особенностей организации современной туристической деятельности можно отнести концентрацию туристического бизнеса и создание монополистических цепей. Наиболее ярко данный процесс заметен на примере гостиничного бизнеса. Большое количество гостиничных монополистических предприятий в сфере международного туризма принадлежит Соединенным Штатам Америки. Можно привести такие примеры как гостиничные цепи «Hilton», «Marriot», «Ramada». Во Франции это цепь «Accor», в Великобритании – «Transthousc Fort», в Испании – «Gionp Sol».

 

 

 

 

Таблица 7.[128]

Характеристика крупнейших гостиничных цепей мира

 


Рейтинг

Название цепи


Число стран, в которых имелись цепи


Число отелей

Число номеров тыс.

номера

2000г к 1999, %

1999

2000

1999

2000

1

Cendant Corp.

24

6315

6455

542,6

541,3

99,8

2

Bass Hotels & Resorts

100

2886

3096

471,7

490,5

104,0

3

Marriott Int.

60

1880

2099

355,9

309,5

109,7

4

Accor

81

3234

3488

354,7

389,4

109,8

5

Choice Hotels Int.

41

4248

4392

338,3

350,4

103,6

6

Hilton Hotels Corp.

59

1700

1895

290

317,8

109,6

7

Best Western Int.

80

4037

4065

313,3

307,7

98,2

8

Starwood Hotels & Resorts Worldwide

80

716

738

217,7

227

104,3

9

Carlson Hospitality Worldwide

63

616

716

114,2

129,2

113,1

10

Hyatt Int.

38

195

201

85,7

86,7

101,2

Итого

27827

27145

3084,1

3230,5

104,8

Доля Международных гостиничных цепей различных стран распределяется следующим образом[129]:

США – 62,5% от общего числа всех гостиничных номеров мира,

Великобритания – 13,0%

Франция – 8,2%

Испания – 3,6%

Япония – 2,8%

Германия – 2,6%

Остальные страны мира – 6,3%

Концентрации туристической деятельности во многом способствовало развитие систем автоматизированного управления, внедрение электронно-вычислительных машин, и, конечно, Интернета.  Немалую роль в современной индустрии туризма играют процессы глобализации.

Принципиальная новизна глобализации заключается не в масштабе и сфере воздействия – хотя они беспрецедентны, - но в явной сознательной направленности глобализации. Она только на первый взгляд кажется процессом диффузным, свободно сложившимся, естественным и не зависящим от воли и намерения людей. Процессы такого рода, случайными, возникшими сами собой и в этом смысле естественными не бывают. Такие процессы имеют своих инициаторов, своего субъекта. Кто, для чего, с какой целью, каким образом инициирует, поддерживает, направляет процессы глобализации можно только предполагать, догадываться.

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Все вышеуказанные факторы способствовали развитию туризма как отрасли экономики многих стран. Помимо этого на увеличение потоков туристов оказывает целенаправленная государственная политика стран. Она строится в основном, на совершенствовании факторов туристической мотивации. Отметим основные факторы, повышение значения которых является целью государств с развитой индустрией туризма.

            Объекты культурного наследия. К ним можно отнести не только материальные достижения народов, но и нематериальное достояние. Для того, что бы объекты стали привлекательными для путешественников, необходима определенная концентрация объектов культурного достояния, таких как:

  • археологические памятники древности;
  • уникальная архитектура;
  • исторические места;
  • центры прикладного искусства и народных промыслов;
  • технические достижения цивилизации.

            Политика туристского развития этих объектов содержит в себе следующие направления, используемые большинством стран.

         - Подготовка перечня туристских ресурсов с классификацией культурного, исторического, природного наследия и определение наиболее важных для развития туризма;

         - Определение основных туристических регионов и мест туристического назначения, а также обеспечение эффективных мер по охране местных памятников;

         - Использование в целях туризма национального достояния, включающий искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения;

            - Проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона.[130]

Учитывая, что объектами экологического туризма могут быть природные участки, памятники истории и культуры, обладающие выдающейся универсальной ценностью, в том числе предлагаемые в Список всемирного наследия, при их посещении необходимо соблюдать меры особой предосторожности. Главным руководством при этом является принцип Генеральной конференции ЮНЕСКО (16 ноября 1972 года), на которой была принята Конвенция об охране природного и культурного наследи. Каждый объект культурного и природного наследия является уникальным, и исчезновение любого такого объекта является невосполнимой утратой и безусловным обеднением этого наследия. В целом необходимо отметить, что при надлежащем управлении и планировании такое специфичное направление туризма, как экологический туризм, может содействовать привлечению финансовых средств для организации охраны ценных природных территорий, привлечь финансовые средства для охраны археологических и исторических достопримечательностей, способствовать улучшению качества окружающей среды, так как туристов привлекают, прежде всего, чистые и не подвергшиеся разрушению территории; способствовать экологическому просвещению местных жителей, которые должны отчетливо видеть заинтересованность туристов в процветающей природе их региона.

Принцип умеренности, вероятно, является главной составляющей экологического туризма и устойчивого развития, его соблюдение позволит следующим поколениям в равной мере продолжать наслаждаться памятниками природного и культурного наследия мира.

            Подводя итог рассмотрению зарубежного опыта организации туристической деятельности, можно отметить, что к настоящему времени в мире накоплен достаточно большой опыт по организации и управлению туризмом как сферой экономики.

            В Российской Федерации имеется небольшой опыт организации туристической деятельности. Во времена СССР туристическая сфера была в большей части уделом профсоюзных организаций, распределявших путевки в пансионаты и дома отдыха. В санаторно-курортный комплекс, управляемый профсоюзами, входило 1848 предприятий, имевших 205 490 коек, что составляло около 51% от коечного фонда учреждений лечебно-оздоровительного типа (санаториев и санаториев-профилакториев). Свыше 700 учреждений, коечная емкость которых 91,2 тыс. мест (в основном детские и туберкулезные санатории), принадлежали Минздраву, остальные находились в собственности различных министерств и ведомств[131]. Несмотря на принадлежность значительной части хозяйствующих субъектов санаторно-курортного комплекса центральным или ведомственным профсоюзам, он был огосударствленным по характеру организации, источникам развития и способам функционирования. Кроме этого существовал большой сектор так называемого «дикого туризма», не являвшийся каким-либо образом организованным. Такая система позволяла самым широким слоям населения воспользоваться услугами курортных регионов страны; международный туризм был редкостью, особенно за пределы стран социалистического лагеря. До распада Советского союза только 30% туристов из нашей страны выезжало в страны «капиталистического лагеря», остальные направлялись в Польшу, Венгрию, Монголию, Чехословакию и т.д. 

            На современном этапе развития России решение задач привлечения инвестиций в туризм приобретает особую остроту и прямой характер чрезвычайности. Переход к рыночным преобразованиям потребовал применения экономических методов разрешения сложившихся противоречий между субъектами хозяйствования в рамках санаторно-курортного комплекса (СКК), а также этими субъектами и городами-курортами. В рамках субъекта хозяйствования проблемы проявились в низкой эффективности деятельности курортных учреждений, а во внешних связях, с недостаточным их участием в привлечении туристов. Между тем, рекреационная сфера, как и экономика в целом в условиях рыночных отношений, в принципе предполагает многообразие отношений собственности. В России вклад туризма в ВВП в 2000 г. составил около 1%, а вклад туризма в общей структуре платных услуг населения страны составил около 1,5%. Среднесписочная численность работников насчитывала в 2001 г. 261,6 тыс. человек, т.е. 0,4% в общей численности занятых в РФ[132].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.