| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Туризм как вид деятельности человекаСовременный туризм затрагивает все аспекты общественной жизни, влияя на многие ее социальные сферы. Ректор Российской международной академии туризма В.А. Квартальнов обращает внимание на необходимость рассмотрения некоторых фундаментальных социально-экономических оснований туризма, без знания которых невозможно объективно оценить современную социокультурную ситуацию, сложившуюся в сфере туризма[51]. Основание первое. Турист потребляет услуги, а значит, он должен переместиться в место ее производства. Действительно, невозможно переместить к туристу Черное море или Эрмитаж, Кисловодские нарзаны или лечебные грязи. Разнообразие мира и интерес к нему – основные причины туризма. Это основание заставляет теоретиков туризма вполне определенно квалифицировать международный туризм как невидимый экспорт туристских услуг из одной страны в другую. Для многих стран туризм превратился в важную экспортную отрасль – это всем известные Франция, Испания, Италия, Греция, Турция, но так же США, Великобритания, Германия. В этих странах применяются особые экономические стимулы, ориентированные на защиту своих экспортирующих туристские услуги производителей. Отменяется (вводится минимальный) налог на добавленную стоимость на туристские услуги, упрощают таможенные и визовые формальности с целью привлечения иностранных туристов. Сейчас в России на 10 выезжающих туристов – 1 внутренний. Разработки Всемирной туристской организации свидетельствуют, что для сбалансированности туристского рынка типична пропорция: 1 въездной – 1 выездной – 4 внутренних туриста. Эта структура является наиболее оптимальной и государственная политика в области туризма должна стремиться к достижению данных показателей. Основание второе. Основной фигурой на рынке туристских услуг является туроператор. Именно он формирует тур, заключает соглашения с гостиницами, ресторанами, музеями, национальными парками, кемпингами и тем самым загружает предприятия индустрии туризма. Именно туроператор связывает производителя туристических услуг с потребителем. В настоящее время достаточно посмотреть рекламные проспекты турфирм чтобы убедиться в том, что пролет из Москвы до Анталии (Турция) и обратно обойдется дешевле, чем из Москвы до Сочи. Поэтому в настоящее время весьма важно привлечь туроператоров к отечественным производителям туристических услуг. Для решения этой задачи необходимо сделать работу туроператоров более выгодной на отечестве рынке нежели за рубежном. Основание третье. Туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов. Рекреационные ресурсы России весьма разнообразны и уникальны. В то же время эти рекреационные ресурсы не обустроены, слабо востребованы, к тому же малодоступны для большей части населения. Поэтому ренту (плату собственнику за использование природного ресурса) должен получить собственник за качество рекреационного ресурса и вложить ее целевым образом обратно в воспроизводство ресурса. Такими собственниками выступают обычно субъекты федерации и муниципалитеты. Туристская рента позволит собственнику улучшить качество предоставляемых туристских услуг. Таким образом, решение указанных проблем позволит повысить уровень предоставляемых туристских услуг, туристскую активность россиян, вернет на российский рынок отечественных туроператоров. По богатству и разнообразию рекреационных ресурсов Россия занимает ведущее положение в мире. В стране насчитывается свыше 250 природных районов, особенно благоприятных для отдыха и санаторного лечения, свыше 150 курортных центров, несколько десятков тысяч экскурсионных объектов. Многие туристские маршруты имеют уникальный характер. В.Г. Гуляев выделяет основные туристские и курортные зоны федерального значения, развитие которых в современных условиях является приоритетным.[52] Таблица 1. Перечень основных туристских и курортных зон федерального значения
На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что в современной России достаточно распространенными являются экологический, познавательный, рекреационный, лечебный, деловой виды туризма. Для реализации данной туристской деятельности имеются социокультурные и природно-климатические ресурсы. Исследуя тенденции развития туризма в современной России, необходимо остановиться на общемировых факторах. Прежде всего, это фактор глобализации. Как отмечает С.Е. Щеглов «Глобализация означает усиливающуюся взаимозависимость государств и отдельных регионов, образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в общую систему с едиными для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения». Проявления глобализации в настоящее время очевидны, современные воздушные лайнеры сократили до минимума расстояние между странами, глобальная сеть Интернет позволяет общаться с людьми из разных городов мира, осуществлять покупки посредством электронной коммерции, транснациональные корпорации расширяют производство и рынки сбыта до глобальных размеров, стимулируя миграцию рабочей силы и т. д. В современных условиях достаточно распространенной практикой миллионов людей, становятся бронирование отелей, билетов на транспорт, заказ других услуг через Интернет. Этому способствует широкое распространение on-line услуг во всем мире. В настоящее время европейский туристский on-line рынок представлен следующими сегментами: 28 % - сайты авиалиний; 27 % - туристические фирма и агентства (туроператоры); 26 % - on-line агентства путешествий; 9 % - железные дороги; 3 % - компании по аренде автомобилей.[53] Глобальное распространение всемирной сети Интернет, позволило туристским фирмам и организациям более наглядно и оперативно предоставлять туристскую информацию потребителю. Благодаря фактору информатизации в туризм внедряется электронная коммерция. Миллионы людей в настоящее время могут не выходя из дома побывать в различных уголках планеты, ознакомится с историческим наследием различных народов. С очевидностью прослеживается тенденция к виртуализации туризма. Как справедливо замечает С.Е Щеглов «под влиянием фактора информатизации развивается новый вид туризма - виртуальный»[54]. Таким образом, в настоящее время туристская деятельность принимает глобальные масштабы. Для этого создаются благоприятные социально-экономические и политические условия. В.А. Квартальнов в этой связи замечает, что туризм в условиях глобализации должен, прежде всего, содействовать формированию мира без войны. Во-вторых, туризм – это самый эффективный способ познания и развития своих и иных ценностей. Именно на базе мировых ценностей предстоит создать новую модель глобального развития без террора. Основу этой модели глобализации представляет не коммерческий туризм, а социальный, познавательный и рекреационный.[55] Внедрение в сферу туризма новых технологий, привели к появлению новых видов туризма. Достижения в области новых технологий позволяют современным туристам побывать в ранее не доступных для них местах. Ярким примером является космический туризм. В настоящее время при наличии определенных материальных возможностей вполне возможно побывать на орбитальной космической станции. Думается, что подобные виды туризма в скором времени станут все более привычными. Необходимо отметить, что для российского туризма сегодня характерна высокая степень институциализации и легитимации. Образованы и функционируют такие общественно-туристические организации как: Российская ассоциация туристических Агентств (РАТА), Национальный союз туриндустрии (РСТ), Московская ассоциация туристических агентств (МАТА). В августе 2000 года был создан государственный орган управления – Департамент туризма. Правительство России на современном этапе признает туризм приоритетной отраслью экономического развития. В 2002 году принята «Концепция развития туризма до 2005 года». Ежегодно в стране проводятся десятки международных и региональных выставок и конференций, посвященных проблемам туризма в России. В российских вузах открыты факультеты и отделения, на которых идет подготовка специалистов в области социокультурного сервиса и туризма. Все это является свидетельством развития социокультурной инфраструктуры индустрии туризма, а также позволяет сделать вывод о стабильном функционировании туристских институтов и организаций. С.Е. Щеглов, совершенно справедливо обращает внимание на то, что социальное расслоение российского населения привело к дифференциации в туризме в форме различных видов туризма. Исследователь на основе метода включенного наблюдения при работе в туристическом бизнесе в течение 12 лет, предлагает следующую типологию российского туриста:[56] Первый тип – элит-туристы. Это представители государственной элиты и крупного бизнеса. Обязательные приоритеты – очень престижные, дорогие курорты, авиаперелеты только первым классом, проживание в отелях только 5 звезд. Бюджет путешествия несколько сотен тысяч долларов. Поездка организуется по индивидуальной программе. В последние два года все чаще они отдыхают в России. Во-первых, такой вид отдыха с каждым годом становится все престижнее (отдых в усадьбах и дворцах, экзотическая охота и рыбалка, гольф и парусный спорт, катание на воздушных шарах, пребывание в невесомости и гидрокосмосе). Во-вторых, на кануне предвыборной кампании политики и госчиновники считают некорректным проводить отпуск за границей. Кроме того, у состоятельных туристов в последнее время появился новый вид туризма, в данном случае на самое дно – бомжевание, которое становится очень модным видом проведения досуга. Второй тип – супер-турист. Старается приблизиться к первому типу имитируя образ жизни. Обязательный приоритет «дорого и круто», так как цель поездки поддержание собственного имиджа. Чаще всего этот тип, как отмечает исследователь, составляют топ-менеджеры. Бюджет поездки 10-40 тысяч долларов. Третий тип – массовый турист. Самая многочисленная группа. Большинство туристов во всем мире, в том числе и в России принадлежит к данному типу. Такова типология современных туристов по их социальному статусу. Итак, приведенная типология свидетельствует о наличии тенденции к дифференциации туристской деятельности. Подводя итоги, следует обозначить основные тенденции развития туризма в современной России. Неустойчивость развития туризма в России начала 90-х была обусловлена в целом нестабильностью политической и социально-экономической ситуации того времени. В современных условиях туризм приобретает массовый характер. Факторы глобализации, информатизации, технологизации обусловили появление новых видов туризма. Туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. В современной России имеются все предпосылки (наличие природно-культурного потенциала, богатого исторического наследия, развития социокультурной инфраструктуры туриндустрии) для дальнейшего устойчивого развития туризма. 1.4 Место туризма в досуговых предпочтениях населения современной России Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества, черты которого пронизывают всю повседневную жизнь человека. Коммерциализация культуры в целом обусловила появление новых видов досуга, в качестве которых утвердились прогулки по магазинам и покупки. В то же время, городская культура современного общества оказалась неразрывно связанной с природой, что стимулировало развитие таких видов отдыха на воде, как яхтинг, серфинг, водные лыжи, круизы и катание на лодках; различных видов слалома и скоростной езды, конных и пеших прогулок. Став распространенными, они усложнились, дифференцировались и «отстранились» от культуры досуга трудящихся и превратились в формы элитарного досуга, требующие дорогостоящего оборудования и определенных навыков. Модные формы досуга стали синонимами буржуазности, престижа и предметом подражания для всех слоев населения. В этом проявляется одна из особенностей досуга. Введение новых способов художественного производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства. Всё это обогащало виды досуговой деятельности, создавало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов. Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу», т.е. то, что социологи называют «фоновым восприятием».[57] Б. Фаулер, говоря о становление нового опыта проведения досуга, связывает его со следующими взаимосвязанными факторами[58]. - Глобализация, благодаря которой, мир превратился в однородное эклектичное пространство, где даже в некогда самых экзотических областях теперь смотрят по телевизору вестерн, едят хот-доги, дарят парижскую парфюмерию и носят однотипную одежду. - Научно-техническая революция придала новую роль средствам массовой коммуникации, смягчила социокультурные различия между людьми и типами поселений. - Новый стиль досуга отразил переориентацию ценностного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга. - Становление нового опыта досуга под влиянием идеологии «принудительного потребления». - Распространение туризма, привычки проводить отпуск за границей. Изменение в содержании досуга под воздействием бурного развития социальной инфраструктуры, средств массовой коммуникации, новых технологий, синтеза компьютера с видеотехникой, обусловливают одновременно устойчивость и подвижность, изменчивость содержания и форм деятельности в современном досуге. Многообразие форм досуга, их взаимопроникновение и взаимопереплетение являются важнейшей характеристикой того, насколько широк спектр интересов в досуговой сфере российского населения. Для выяснения места туризма в досуговых предпочтениях населения современной России необходимо, на наш взгляд рассмотреть структуру досуга. С содержательной точки зрения современная досуговая деятельность представлена разнообразными формами досуговой деятельности, выступающими элементарными единицами содержательной типологии досуга. Под ними понимается совокупность однотипных действий, имеющих определенную функциональную нагрузку. Среди них можно выделить следующие. • Досуговая рекреация (отдых), т.е. «процесс восстановления психофизиологического баланса человеческого организма». Соответствующая реабилитация физических и умственных сил, восстановление способности человека к продолжению трудовой и бытовой жизнедеятельности в данном случае достигается как пассивным расслаблением организма, так и, наоборот, активными видами рекреационной деятельности: прогулки и другие виды отдыха на воздухе, посещение зрелищных учреждений, физические упражнения, танцы и т. д. Различаются ежедневная, еженедельная и ежегодная рекреации. Они отличаются: временной продолжительностью; типичным местом проведения: по месту жительства, в местных досуговых учреждениях, с выездом за пределы обычного проживания; содержанием соответствующих видов досуговой деятельности. Особая ситуация - рекреация неработающего населения. Она требует отдельного рассмотрения. • Развлечения - эта форма досуговой реабилитации и времяпрепровождения, которая внешне близка к рекреации, но содержательно вполне самостоятельна. Классик и один из основоположников социологии досуга французский социолог Ж. Дюмазедье так определяет их специфическое функциональное место в системе досуга: если отдых избавляет человека от усталости, то развлечения избавляют его от скуки, от рутины повседневности, от недостаточной для мозга информационной насыщенности жизни. Причем, если для работающей части населения в соотношении «усталость - скука» приоритетна, как правило, усталость, то для его неработающей части приоритетна, наоборот, скука, что и порождает в соответствующих социальных условиях нередкую специфическую социально-психологическую депрессию личности, известную под названиями «сплин», «хандра», «тоска» и т. п.[59] И особенно злободневной эта ситуация становится именно сейчас, в условиях быстро растущего массива вынужденного свободного времени у вытесняемой из сферы труда все большей части трудоспособного населения. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|