| |||||
МЕНЮ
| Внутренний человек в русской языковой картине мираВнутренний человек в русской языковой картине мираОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи Коськина Елена Владимировна Внутренний человек в русской языковой картине мира: образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал семантических категорий «пространство», «субъект», «объект», «инструмент» Специальность 10.02.01 – русский язык Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук Научный руководитель - кандидат филологических наук профессор М.П. Одинцова Омск 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………….………………………………….4 1. 1. Существующие подходы к описанию семантического пространства внутреннего человека, их взаимодополнительность………………….……21 1. 3. Прагмастилистический аспект описания изучения языкового образа внутреннего человека………………………………………………………………….72 Выводы…………………………………………………………………….….83 2.1. Лексико-грамматическая база пространственных образов внутреннего человека…………………………………………………………………………………………….85 2.2. Структура, образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал семантической категории и субкатегории пространства внутреннего человека……………………………………………………………………………………………………….89 2.3. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал основных пропозитивных семантических моделей пространственной репрезентации внутреннего человека……………………………………………………..94 Выводы…………………………………………………………………….117 Глава 3. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал актантных семантических категорий и субкатегории языковой репрезентации внутреннего человека……………………………………………………119 3.1. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал семантической категории и субкатегории субъекта…………………….119 3.2. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал семантической категории и субкатегории инструмента………………….....139 3.3. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал семантической категории и субкатегории объекта………………………….151 Выводы …………………………………………………………………154 Заключение….. ………………………………………………………….…….156 Приложение……………………………………………………………..……...190 Введение Настоящая диссертационная работа выполнена в русле лингвоантропологических исследований и посвящена изучению внутреннего человека (человека во всем многообразии его психических состояний, действий, реакций, характеристик) как фрагмента русской языковой картины мира (ЯКМ) и вместе с тем как особой ипостаси целостного языкового образа человека - в аспекте его категориальных семантических репрезентаций, их образно-ассоциативного потенциала и основных прагмастилистических характеристик. Исходная идея исследования – признание наивно-психологической природы представлений носителей естественного языка об устройстве и функционировании психики человека. Соответствующие этим наивным представлениям семантические категории (СК) пространства, субъекта, объекта, инструмента рассматриваются как косвенные (образно-ассоциативные) и прагмастилистически маркированные способы репрезентации явлений человеческой психики в русской ЯКМ. Общепризнанно, что внутренний мир человека - это уникальный объект
познания. Его уникальность заключается в опосредованной наблюдаемости и
недостаточной эмпирической уловимости. Несмотря на то, что «для каждого
вполне очевидно существование некой субъективной реальности, мира явлений
психических в форме мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений,
желаний и прочего», даже психология - наука, сфокусировавшая все свое
внимание на человеческой психике, не может сделать эту реальность объектом
непосредственного исследования: «приходится искать другие объекты и через
их изучение - косвенно - делать выводы о собственной психике» [Словарь
психолога-практика 2001: 585]. Как ни в какой другой концептуальной
области, в сфере психического всё гипотетично, вторично, интерпретативно,
субъективно. Психология, философия, вненаучная (художественная, религиозно-
мифологическая, народно-поэтическая) и донаучная (житейская) мысль каждая
по-своему обобщает и интерпретирует эту субъективную реальность. Категориальный семантический подход к описанию языковой репрезентации явлений внутреннего мира человека позволяет интегрировать, систематизировать средства разных языковых уровней (лексико-семантического, семантико-синтаксического, функционально-прагматического) по их общему назначению, а именно функции образно-ассоциативной интерпретации психических феноменов с целью их оценочно-экспрессивного, изобразительно и прагматически убедительного, стилистически мотивированного воплощения. В диссертации исследуется ряд универсальных когнитивных и вместе с тем
межуровневых семантических категорий, наиболее насыщенных в русском языке
образными смыслами и ассоциациями: категории пространства, субъекта,
объекта и инструмента. Посредством этих категорий события, явления
внутренней жизни человека уподобляются внешнему – физическому, природному и
социальному миру, его процессуальным (и шире – событийным) и
пространственно-предметным характеристикам. Отмечая эту изобразительную
доминанту в описаниях внутреннего человека, исследователи (В.Н. Телия, Истоки интереса современной науки о языке к образу человека, и
внутреннего человека в частности, обнаруживают себя еще в работах В. фон Кроме того, интерес лингвоантропологов к психическим феноменам
объясняется и тем, что последние относятся к области неявных аспектов мира Вместе с тем, будучи фрагментом ЯКМ, языковой образ внутреннего человека имеет все присущие ей существенные отличия от традиционных, выработанных в процессе познавательной деятельности человека научных, философских, религиозных, художественных и др. концептуальных моделей мира. Прежде всего он «не может претендовать на цельность,
непротиворечивость, полноту и авторство», ибо к нему «"приложили руку "
многие поколения людей» [Одинцова 2000а: 8]: объективируясь посредством
предоставляемых средств, модели мира, созданные в разные исторические
эпохи, на разных этапах развития человеческой мысли, неизбежно «входили» в
язык, отпечатываясь в нем, «привнося в него черты человека, его культуры» Кроме того, языковой образ внутреннего человека, в отличие от его
рационально созданных научных моделей, не осознается или слабо осознается
носителями языка, ибо представления, его образующие, существуют главным
образом в качестве внутренней, содержательной формы языковых и речевых
единиц. Формирующие ЯКМ представления о мире, в том числе о внутреннем мире
человека, находящие отражение в семантике языка, в спонтанной речи как бы Исследователи отмечают, что, подобно другим фрагментам ЯКМ, образу
внутреннего человека присущи относительная устойчивость и стереотипность. Несмотря на все отмеченные особенности языкового образа внутреннего
человека как фрагмента ЯКМ (концептуальную неоднородность, неосознанный
характер, слабую упорядоченность и вместе с тем глобальность,
незавершенность), его изучение именно как модели (то есть системы
исторически, психологически, культурно мотивированных представлений о
человеке, объективированных всем множеством языковых средств и способов), а
не отдельно взятых фактов, представляется для лингвистов (В.И. Убийко, М.В. Несмотря на отмеченные успехи в реконструкции отдельных фрагментов
языковой картины непредметного мира, языковой образ внутреннего человека в
целом по-прежнему остается величиной гипотетической: «Понятие внутреннего
мира человека как единой системы в настоящее время является скорее
философским, нежели лингвистическим» [Убийко 1998: 3]. Речь идет не просто
о накоплении и суммировании данных о способах и средствах языкового
изображения различных явлений психической сферы, а об их систематизации, о
моделировании более или менее целостного языкового образа внутреннего
человека. Построение такой модели, по нашему мнению, не может быть сведено
ни к простому сложению концептов (типа «чувство», «знание», «душа», Состояние разработки системного описания фрагмента ЯКМ, условно
называемого внутренним человеком, на данный момент может быть
охарактеризовано следующим образом. В ходе реализации системного
лексикографического подхода к описанию антропоцентрической лексики при
подготовке «Нового объяснительного словаря синонимов русского языка» (2-е
изд. М., 1999) была выявлена особая подсистема (лексикографический тип) –
группа слов, которые способны называть невидимые сущности внутри
человеческого тела, выполняющие функции органов внутренней жизни, и
обнаруживают в этом своем статусе общность по целому ряду семантических и
грамматических свойств [Урысон 1995; Урысон 1999б]. Руководителем
авторского коллектива упомянутого словаря, Ю.Д. Апресяном, была предложена
и продемонстрирована на примере одного компонента внутренней жизни человека В целом же работа по моделированию целостного языкового образа
человека, в том числе внутреннего, только начинается. Поиск принципов,
способов решения поставленной задачи пока ведется на достаточно
ограниченном материале – главным образом в рамках лексико-фразеологической
системы языка (при этом привлекаются максимально идиоматичные выражения,
узуальные единицы, конвенциональные метафоры, сравнения, метонимии и т.
п.). Если преодолены ограничения этого типа (то есть привлечены средства
других уровней), то – в рамках достаточно узкого круга денотатов. Актуальность диссертационной работы определяется необходимостью дальнейших поисков понятийного аппарата, принципов, методов системного, и прежде всего категориально-семантического, изучения способов, средств и правил языковой репрезентации человека во всем многообразии его психических состояний, действий, качеств с тем, чтобы реконструировать языковой образ внутреннего человека как особый фрагмент русской ЯКМ. Ввиду отмеченной выше ограниченности эмпирической базы работ, посвященных его изучению, оказывается принципиально важным провести исследования на более обширном материале, уделяя внимание способам репрезентации психических состояний человека в высказываниях и текстах разнообразных стилей и жанров. Кроме того, есть необходимость представить языковой образ внутреннего человека в качестве динамической, коммуникативно ориентированной модели, выполняющей репрезентативную функцию и приспособленной к выполнению различных задач речевого общения. Включение в эмпирическую базу диссертационного исследования случаев актуализации внутренней формы узуальных языковых средств, их обновления в ходе структурно-семантических трансформаций, переосмысления стереотипных языковых моделей и образов, формирующих языковую картину внутреннего мира человека, позволяет увидеть заложенный в ней богатый образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал, представить ее не «кладбищем» безнадежно устаревших представлений, а богатым источником интерпретаций, обогащающим «языковыми формами и содержанием концептуальную систему, которой пользуются как знанием о мире носители данного языка» [Телия 1999: 175]. Объектом предпринятого исследования являются слова, устойчивые выражения, тексты и их фрагменты, в которых внутренний мир человека репрезентируется в грамматических формах, семантико-синтаксических и лексических значениях, объединяемых межуровневыми СК пространства, субъекта, объекта, инструмента. Предметом исследования является образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал межуровневых СК пространства, субъекта, объекта, инструмента как характерная черта русской языковой картины внутреннего мира человека. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|