| |||||
МЕНЮ
| Внутренний человек в русской языковой картине мираp> Выводы 1. Обращение к данным современной отечественной лингвоантропологии показывают, что моделирование глобального языкового образа внутреннего человека как особого фрагмента русской ЯКМ, с присущими ему концептуальной неоднородностью, неосознанным характером, многообразием средств и способов репрезентации, слабой упорядоченностью, представляет собой достаточно сложную задачу, требующую для своего решения особых методов. Обобщение опыта исследований по указанной проблематике позволяет
выделить несколько таких методов. Системное описание внутреннего мира
человека может быть получено: а) в рамках наивной «анатомии» и «физиологии» Методологическая основа диссертационного исследования была выработана в результате интеграции основных положений, принципов, результатов указанных методов и состоит в идее описания языкового образа внутреннего человека при помощи воплощенных в языковой системе универсальных категорий, представляющих основные способы осмысления и языковой репрезентации событий психической сферы и обладающих значительным образно-ассоциативным потенциалом. В качестве основного инструмента исследования используется понятие межуровневой СК. 2. Формирование понятия категории в лингвистике представляет собой достаточно длительный процесс (конец ХIХ – начало ХХI вв.), на разных этапах которого были выделены понятийные категории, собственно языковые категории - морфологическая, синтаксическая. Постепенно были накоплены знания о дифференциальных признаках разных категорий: их системном воплощении в языке, когнитивном характере, уровневой принадлежности, иерархическом устройстве, наличии межкатегориальных связей и др. Экскурс в историю понятия СК показывает, что в науке не были выработаны дефиниции, необходимые для адекватного категориально-семантического описания языковых образов явлений психики. В сферу внимания исследователей не попали изменения в содержании и способах языкового выражения универсальных СК, перенесенных из сферы репрезентации мира внешнего, физического в сферу интерпретации мира внутреннего, психического. 3. Воплощаясь в языке в виде отвлеченно-понятийных инвариантов значений разноуровневых единиц и их комбинаций, СК представляют собой активные по отношению к речевому замыслу семантические формы, обладающие специфическим образно-ассоциативным и прагматическим потенциалом. Его реализация осуществляется в условиях жанрово-стилевой дифференциации речи и зависит от интенций говорящего, от ряда стилеобразующих факторов (сфера общения, адресат, основная коммуникативная цель и связанные с ней частные целеустановки и др.), обусловливающих специфику того или иного типа текста. Глава 2. Семантическая категория пространства как способ языковой репрезентации внутреннего человека: образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал Среди базовых категорий познания внешнего мира, перенесенных в сферу
восприятия и языковой репрезентации внутреннего мира человека и сохранивших
за собой такой же статус в этой области, особое место отводится категории
пространства [Телия 1987; Кубрякова 1999; Одинцова 1991; Пименова 1999]. 2.1. Лексико-грамматическая база пространственных образов внутреннего человека Подобно всем другим рассматриваемым в работе СК, категория пространства
не имеет жесткого уровневого характера. Обратимся к лексико-грамматической
базе пространственных образов внутреннего человека. В русском языке
выработан целый ряд средств и способов пространственного образно-
ассоциативного представления самых разнообразных явлений психической сферы. Средства, создающие пространственный языковой образ внутреннего
человека, формируются не только в лексике, но и в грамматике. Речь идет
прежде всего о так называемой грамматической метафоре, суть которой
заключается в «опредмечивании» грамматическими средствами языка состояний,
процессов, качеств, что и позволяет репрезентировать непредметные,
чувственно невоспринимаемые сущности в виде предметно-вещественных аналогов Разнообразные феномены внутреннего мира человека выступают в языке как
квазипредметы (имена одних из них появились в результате грамматического 1. Директивы (от англ. (to) direct - направлять, указывать путь;
термин Г.А. Золотовой, см.: [Золотова 1988: 430]), грамматически
репрезентирующие психические феномены в виде квазипредметов, относительно
которых сориентированы направленное движение, положение других предметов
или действия с ними: (взволновать до глубины души / сердца, довести до какого-л. состояния), НА + вин. падеж имени (навести на мысль, взять грех на душу); ПРОТИВ + род. падеж имени (идти против совести, сделать что-л. против своего желания). 2. Локативы (локализаторы), сжимающие мир (область бытия,
существования) до формирующих внутреннего человека феноменов (органов и
сред «душевной» жизни, отдельных психических состояний и качеств) – Наблюдение показывает, что в речевых сообщениях о внутренних состояниях
человека чаще всего используются грамматические формы с предлогом В: Если
его (Петра Великого. – Е.К.) не завести, то он удалялся в себя, что-то
шептал, бормотал, чему-то улыбался (Д. Гранин. Вечера с Петром Великим); Еще один способ пространственной репрезентации внутреннего человека Субстантивной метафоре близко образное сравнение, суть которого состоит в уподоблении психических феноменов предметно-пространственным объектам, как правило сопровождающемся указанием на основание такого уподобления – на статические и динамические признаки вспомогательного субъекта, приписываемые явлениям внутреннего мира. Таково, например, художественное описание крайне неторопливого мыслительного процесса, в основе которого лежит сравнение потока мыслей с медленным движением воды в озере: Мысли мои тоже почти останавливали свой бег и плескались едва заметно, как холодные воды стоячего озера (М. Юденич. Я отворил пред тобою дверь…). Семантический анализ языковых единиц, втянутых в сферу образно- ассоциативного изображения психического, позволяет увидеть основные пространственные образы, типизировать их, объединив в группы на основе ряда инвариантных признаков. 2.2. Структура, образно-ассоциативный потенциал семантической категории и субкатегории пространства В одних случаях сообщения о внутреннем пространстве человека могут
строиться на основе уподобления психических феноменов (или их обладателя -
человека) конкретным, эксплицированным в речи предметно-пространственным
реалиям внешнего, физического мира и таким образом получать опосредованные
каким-либо вспомогательным субъектом пространственные характеристики. В
других случаях обходятся без указания на вспомогательные субъекты сравнения Представление о внутреннем пространстве может быть предельно
обобщенным: человек в целом репрезентируется как своего рода пространство,
вместилище, местонахождение, сфера обитания разнообразных материальных и
духовных предметов, субстанций, явлений. Содержание высказываний,
основанное на таких целостных (холистичных) внутрипространственных образах,
сводится, по сути, к сообщению о том, что где-то в пределах физической
оболочки (тела) человека заключено нечто, что характеризует психологические
качества, эмоциональные переживания, состояния человека или составляет
предмет его ментальной деятельности, объект эмоционального отношения,
например: Ко всему прочему совестливая Анна Федоровна мучилась еще и тем,
что носит в себе такие низменные чувства и не может с ними справиться Целостным внутрипространственным образам противостоят частичные Анализ состава органов «душевной» жизни позволяет разграничить
соматические (от греч. s?ma - тело) и квазисоматические пространственные
образы внутреннего человека. В качестве пространств первого типа выступают
в речи материальные, реально существующие органы, которым наивное сознание
приписывает дополнительные, имеющие отношение к психике человека функции, в
том числе способность благодаря своим границам вмещать феномены психики,
выступать в качестве локализатора. Таковы, например, сердце, голова, живот: Замечено, что вне зависимости от того, имеют ли рассматриваемые
частичные пространственные образы соответствия в виде конкретных телесных
органов или нет, в ЯКМ они рассматриваются как равноправные, совпадающие по
ряду соматических признаков (в том числе иметь границы, объем и, таким
образом, выступать как пространство, вместилище), и потому легко
противопоставляются в речи: Проще всего свалить все на плоть… Но хоть
сколько-нибудь внимательное наблюдение за собой откроет, что греховные
влечения чаще поднимаются отнюдь не из тела, а из глубин души… (А. Кураев. Как было сказано выше, внутрипространственным образам психического
противостоят внешнепространственные, которые, в свою очередь, делятся на
макро- и микропространства. Первые из них имеют космические масштабы - Никчемен мой исповедальный опус: / и слог соврал, и почерк косолап / что он проник / в заветной бездны пропасть – пусть полагает храбрый космонавт… - Образы природы: как в темном лесу («в полном неведении, не разбираясь, не ориентируясь в чем-либо»), Чужая душа – темный лес (посл.); Как ни странно, я ощутил что-то вроде любви. На какой истощенной, скудной почве вырастают эти тропические цветы (С. Довлатов. Заповедник) – человеческая душа, источник чувств человека, как почва, плодородный слой земной поверхности, как сад, цветник и т.п., ср.: Вам завещаю я сад фруктовый / моей великой души (В. Маяковский). - Образы жилища, дома и его частей, от подвала до чердака: Тревожное чувство стало сильнее, ей показалось, что дверь, ведущая в подвалы подсознания и кладовую памяти, стала медленно приоткрываться, шире, шире, еще шире, вот сейчас в темное помещение хлынет поток света... (П. Дашкова); …При мысли о деде в удаленных и заваленных всяким хламом: тетрадками, пыльными глобусами, лыжными палками, - уголках сознания проявлялась вскользь... картина из военного детства... (А. Битов. Пушкинский дом) – контекст указывает на имплицированный вспомогательный субъект - чулан, кладовую; …Ее разум захлопнул все двери, чтобы не допустить в сознании страшную мысль о том, что с братом случилось непоправимое (А. Маринина. Убийца поневоле) – также с имплицированным вспомогательным субъектом (помещение) пространственного ассоциативного изображения сознания; В твоей измученной душе темно на первом этаже. Второй этаж – скорбит душа:/ кино, вино и анаша. На третьем – книги возлюбя -/ пустые поиски себя. И вот чердак. Конец пути,/ и равнодушие в груди (А. Кутилов. Этажи), театр души – художественный образ, сформированный развернутой метафорой в одноименном стихотворении А. Кутилова. - Образы бытовых вместилищ, контейнеров: буря в стакане воды («воленние из-за пустяка»), лезть в бутылку («раздражаться»), котелок («голова»), Сердце не лукошко, не прорежешь окошка (посл.), Знания не кошель, за плечами не носить (посл.); Чаша моего терпения переполнилась, я жажду отмщения (Б. Акунин. Комедия. Трагедия.), Артамонова загнала любовь в сундук своей души, заперла на ключ. А ключ отдала подруге Усмановой…Так и стоял под ложечкой сундук, загромождая душу и тело…(В. Токарева. Сказать – не сказать)[7]; Занесся мозг в незнаемых потемках./ Его, надменный, замкнутый тайник вернул великосердный Солдатенков (Б. Ахмадулина. Глубокий обморок. I. В Боткинской больнице). 2.3. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал основных пропозитивных семантических моделей пространственной репрезентации внутреннего человека Анализ речевого (текстового) и языкового (словарного) материала позволяет выделить несколько пропозитивных семантических моделей (ПСМ) пространственной репрезентации внутреннего человека, организующих предикатно-аргументную структуру высказываний и их частей. Представим основные типы ПСМ, описав способы и средства их языкового воплощения, а также охарактеризовав их образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал. Пространственная категоризация в области языковой репрезентации психического носит условный, конвенциональный характер, и проявляется это в том, что языковые (речевые) единицы средства изображения психического, реализующие рассмотренные ниже модели, утрачивают связь с их первоначальным, пространственным значением: семантика внутреннего пространства воспринимается говорящими на русском языке как непространственная. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|