| |||||
МЕНЮ
| Внутренний человек в русской языковой картине мираp> Особое место в языковой системе занимают номинации «частей» человека, формирующих в наивной анатомии систему интеллекта: мозг (мозги) и его метонимический заменитель голова (в системе своих стилистических синонимов: котелок, башка и т. п.), - получивших в языковой картине мира близкую естественно-научной трактовку органов мышления, инструментов, с помощью которых люди думают, понимают. Эта трактовка, запечатленная в выражениях типа работать головой, котелок не варит, шевели мозгами, сходна с анатомическим определением мозга как органа, составляющего центральную нервную систему человека и обеспечивающие высшую нервную деятельность, которая заключается в приспособлении к окружающей среде, в том числе за счет ментальной обработки поступающей извне информации [Популярная медицинская энциклопедия 1961: 613]. Кроме того, вышеупомянутые особенности касаются ограничений на
инструментальную категоризацию психических феноменов, формирующих состав
внутреннего человека. В отличие от субъектной и пространственной
категорий, открытых практически для любого «предмета» психики (будь то
орган внутренней жизни человека, результат его интеллектуальной
деятельности, опредмеченные психические состояния, свойства, действия или
субъект в целом), СК инструмента предполагает относительно узкий круг
членов, выступающих в качестве целенаправленно используемых средств,
обеспечивающих протекание тех или иных психических процессов. Это, в
частности, касается системы органов и квазиорганов психики, формирующих в
наивной ЯКМ модель человека, которые уподобляются органам человеческого
тела, обеспечивающим своим функционированием жизнедеятельность организма. Из числа органов-инструментов, по-видимому, следует исключить кровь и
дух (которые, как уже было сказано, являются неизменными компонентами в
составе внутреннего человека), ибо они не удовлетворяют условиям,
необходимым для инструментальной интерпретации. Кровь наделяется в наивной Как и в сфере репрезентации мира физического, для инструментальной семантической категоризации явлений внутреннего мира значимым оказывается субкатегориальная оппозиция «органы-инструменты – собственно инструменты, не имеющие отношение к анатомическому строению человека». Органы «внутренней» жизни, функционирование которых обеспечивает протекание определенных психических процессов и подлежит целенаправленному использованию, аналогично активным частям человеческого тела (некоторые из них, кстати, наделяются дополнительными «психологическими» функциями, например голова, сердце), формируют субкатегориальную разновидность так называемых неотчуждаемых инструментов [Ямшанова 1989], противопоставленных собственно инструментам - различным физическим предметам, используемым в практической деятельности и не являющимся рабочими частями человеческого организма, ср.: работать головой («думать»), чуять сердцем; проткнуть пальцем фольгу, ударить мяч головой и проткнуть ножом фольгу, известить письмом, зашить нитками. При этом, однако, особенности референциального аспекта содержания имен органов внутренней жизни в сообщениях о психических состояниях человека (они осуществляют референцию к объектам, входящим в уже разрушенную картину мира) обусловливает то, что для них становится нерелевантным характерное для сообщений о реальной человеческой деятельности семантическое разграничение на орудия (инструменты), к которым, в частности, относятся активные части человеческого тела, и средства - внутри категории инструментальности. Органы внутренней жизни, при всех упомянутых выше сходствах с реальными частями человеческого организма, ненаблюдаемы, имеют идеальную природу, так что не могут быть отнесены ни к собственно предметам, ни к веществам. Если органы психики, дублирующие телесные органы (сердце, мозг, печень, голова) воспринимаются скорее как предметные дискретные сущности, чем вещества, то предметность и вещественность «представляемых» органов установить проблематично. Трудно сказать, расходуются ли, скажем, при использовании душа, ум в ситуациях, описанных в высказываниях: Я белый свет/ Душою ненавижу (из городского романса «Папиросы»); Пишут не пером, а умом (посл.); Добывшая двугорбием ума/ тоску и непомерность превосходства,/ она насквозь минует терема/ всемирного бездомного сиротства (Б. Ахмадулина. Биографическая справка). Инструментальную репрезентацию получают и некоторые опредмеченные психические качества личности, осознанно используемые человеком для достижения целей, связанных, как правило, с внутренней жизнью другого человека (брать терпением, брать хитростью, согреть душевным теплом, вылечить своей любовью и др.). В сообщениях о внутреннем человеке форму со значением инструмента
могут иметь при себе как переосмысленные глаголы действия / деятельности, в
составе семантически не членимых фразеологических единиц (шевелить мозгами,
работать головой и др.) и их окказиональных синонимов (доходить умом до
чего; Никак не мог Лева расположить его [Мишатьева], поняв, в своей
системе, то есть перешагнув разумом (А. Битов. Пушкинский дом); Не мешай! Я
сознанием рыщу -/ и в толпе и в идейной глуши. Я готовлю духовную пищу/ из
продуктов распада души (А. Кутилов. Духовная пища), так и, в составе
глагольных фразеологизмов или в качестве припредикатных определителей с
фразеологически связанным значением при глаголах, называющих статуальные И в тех и в других случаях «части» внутреннего мира человека – органы
внутренней жизни и опредмеченные психические качества личности,
репрезентированные как инструменты, получают следующие грамматические формы
с инструментальным значением, зачастую осложненные дополнительными
субкатегориальными оттенками: (работать головой, сердцем почувствовать, где голова – орган-инструмент интеллектуальной деятельности, сердце – орган-инструмент интуитивного знания), а при глаголах двигательных действий выражающий объектно- инструментальные значения (кривить душой, болеть душой; брать терпением, брать хитростью и др.). / душу «принять в чем клятву, присягу, ручаться» [Даль 1996: 504], в которых поступки человека: грешить, клясться, ручаться – моделируются как сознательные, контролируемые субъектом действия, связанные с переносом ответственности на компоненты внутреннего мира - органы и одновременно локусы внутренней жизни: душу, отождествляющуюся с личностью человека, вместилище разнообразных чувств, желаний и пр., и совесть – внутреннего контролера, средоточие нравственного чувства; фразеологизм взять на испуг, в семантической структуре которого опредмеченное эмоциональное состояние одного человека представлено как в качестве средства достижения целей другого человека, выступившего каузатором этих эмоций. 283]), активное присутствие которых обусловливает характер человеческого действия: душа, сердце – искренность, открытость; увлеченность, внутренний подъем в отношении с людьми и в практической деятельности; голова - (работать с душой, относиться к кому-нибудь с открытым сердцем); голова, ум - сознательность, обдуманность действий, решений (Сделано с умом (рекл. слоган), думать своей головой). При этом выбор глагола, управляющего одной из указанны инструментальных форм (инструментивов, по: [Золотова 1988: 430]), оказывается семантически значимым; наблюдается следующая закономерность, характеризующая «логику» языкового сознания. Сочетание глагола действия / деятельности с инструментивом
используется главным образом для изображении активных, осознанных,
контролируемых мыслительных и речемыслительных процессов: думать,
воображать, вспоминать (работать головой, напрягать память, включить
фантазию и пр.), предполагающих такие компоненты ситуации, как активный
субъект, объект – создаваемый и (или) затрагиваемый, цель (ср. с
выражениями, реализующими другие модели: приходить к мысли о чем, сделать
заключение о чем, убеждать кого в чем, вспоминать что и т. д.), и потому
получивших в семантических исследованиях статус «нетипичных действий» Сочетание глаголов состояний с инструментальными формами имен органов внутренней жизни характерно для номинации психических состояний, не предполагающих агентивность субъекта, протекающих без участия, а иногда и помимо воли человека, а именно: эмоциональных переживаний, влечений, желаний (желать всей душой, ненавидеть всеми печенками, душой болеть за кого и др.). Подобные выражения демонстрируют структурно-семантическую асимметрию. Получая грамматическую форму инструментива, выступая в качестве синтаксически факультативных припредикатных определений, номинации инструментов внутренней жизни тем не менее не актуализируют агентивность сообщений о неконтролируемых психических состояниях субъекта (любовь, желание, ненависть, презрение и т.п.), потенциально заложенную в глагольных моделях. Они, в отличие от выражений первой разновидности (шевелить мозгами, работать головой), не предполагают какого бы то ни было усилия субъекта по отношению к своему внутреннему миру, использование ресурсов органов психики. Выведение в поверхностную структуру высказываний прототипической характеристики действия, а именно «наличие средства его осуществления», не позволяет, однако, поставить выражения типа любить всем сердцем, верить всей душой в один ряд с акциональными конструкциями типа ударить палкой по тюку, заткнуть паклей дыру). Инструментивы в данном случае выполняют особую прагматическую функцию – используются для указания на силу проявления чувства, желания. Ср. пары: презирать – презирать всеми печенками, верить – верить всей душой, желать – желать всем сердце, - правые члены которых маркированы по признаку «высокая степень проявления чувства, желания», представляющему собой ядро значений подчеркнутых адъективных фразеологизмов. И в этом прагматическом аспекте значения (субъективная оценка
интенсивности состояния) рассмотренные словосочетания близки выражениям,
представляющим собой сочетание ментального / эмоционального глагола,
управляющего формой твор. падежа образованного от него существительного: Однако этим прагматическая нагрузка инструментальной СК внутренней
жизни не исчерпывается. Представляя собой внутреннюю, экспрессивную форму
высказываний, она выступает в качестве особого приема риторической и
художественной речи, позволяющего выполнять самые разные коммуникативные
задачи. В частности, образы внутренних органов-инструментов могут быть
использованы как мощное средство эмоционального воздействия на сознание
реципиента, эффект которого обусловлен влиянием стереотипов, формирующих
национальную модель человека. По-видимому, именно с расчетом на этот эффект
был создан рекламный слоган одной из политических партий «Голосуй
сердцем!», имплицирующий известную оппозицию понятий «голова» - «сердце» Использование образа органа-инструмента внутренней жизни предстает в следующем текстовом фрагменте как оригинальное композиционно-стилевое решение художественной задачи, поставленной автором: Когда человеку хорошо, он становится добрее и желает счастья другим. Это один из тех случаев, когда речевого контекста для определения образной основы сообщения недостаточно. Анализ его лексического значения, грамматических форм, синтаксической структуры дает лишь общий взгляд на ситуацию: внутреннее состояние счастья представлено как отчужденный от человека предмет (названо существительным), объект манипуляционных действия человека (формой винит. падежа существительного, имеющей объектное значение, управляют глаголы, заимствованные из поля физического действия: уносить, оставлять). Как во всех подобных случаях, прагматически ориентированное подключение наивной языковой «логики» к авторской концептуальной модели мира сопровождается актуализацией, переосмыслением и обновлением наивных образов человека, которые, как правило, обусловлены художественным замыслом произведения, «вписаны» в его фабулу, органичны общей тональности авторского отношения к героям. В нашем случае поиск исходного образа мотив метафорической развертки (ее звенья выделены полужирным шрифтом) требует обращения к теме, образному ряду, фабуле произведения. Данный текстовый фрагмент представляет собой развернутый метафорический образ «лекарство – счастье», реализующий инструментальную СК внутреннего человека. Такое предположение строится на том, что герой произведения – врач, ежедневно посещающий тех, кому жизненно необходимы и лекарство из чемоданчика, и искреннее сочувствие доктора. При этом, естественно, учитываются еще и данные макроконтекста – запечатленные в языковых единицах стереотипные образные модели (см. выражения, в основе которых лежит категория внутреннего органа-инструмента: согревать душевным теплом, вылечить любовью и пр.). В речи в ходе решения разнообразных прагмастилистических задач
индивидуальное сознание легко преодолевает ограничения, которые
накладываются наивным коллективным сознанием на инструментальную
категоризацию феноменов психики, и расширяет круг органов-инструментов
внутреннего человека. Например: …Именно в этих условиях… происходит
окончательное становление большого самобытного мастера, способного творить
не только разумом и сердце, но еще и нервами, и кровью (Г. Великосельский. Выводы Активное участие в организации образной пропозитивно-событийной структуры сообщений о внутреннем мире человека принимают непространственные актантные семантические категории, репрезентирующие реальных и представляемых (воображаемых) участников психологической ситуации (человека и отчужденных от него психологических феноменов) как субъекты, объекты и инструменты. В сфере отображения внутреннего человека каждая из этих универсальных категорий реализуется в виде сложной системы образных субкатегориальных смыслов. Так, образной субъектной категоризации внутреннего человека значимыми являются следующие семантические оппозиции: активный – инактивный (пассивный) субъект; субъект направленного – ненаправленного, хаотического перемещения; эксклюзивность – инклюзивность события внутренней сферы. Кроме того, категории субъекта, объекта и инструмента организуют разнообразные пропозитивные субкатегориальные модели образной событийной репрезентации внутренних состояний по аналогии с событиями внешнего, социального, природного, мира. Наш материал, в частности, позволил выделить и типизировать разнообразные субъектно-объектные отношения, которые устанавливаются между человеком и компонентами его «внутренней вселенной», получающими образную объектную интерпретацию, представить эти отношения в виде ряда субкатегориальных моделей владения/принадлежности; действия, в том числе предполагающего: - изменение отношений владения объектом, - созидание/уничтожение объекта, - качественное/количественное изменение объекта; перцетивной, оценочной деятельности. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|