| |||||
МЕНЮ
| Внутренний человек в русской языковой картине мираp> Кустова, 2000 Кустова Г.И. Когнитивные модели в семантической деривации и система производных значений // ВЯ. 2000. № 4. С.85-109. Лакофф, 1988 Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в
зарубежной лингвистике. Вып. ХХШ: Когнитивные аспекты языка: Пер. с англ. / Лакофф, 1990 Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Леонтьев, 1999 Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. Москва.: Литвин, 1985 Литвин Ф.А. О семантических категориях синтаксиса // Лукашевич, 1983 Лукашевич В.К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности. Минск: Наука и техника, 1983. Лукашевич, 2002 Лукашевич Е.В. Когнитивная семантика: эволюционно-
прогностический аспект: Монография / Под ред. и вступ. ст. В.А Лукьянова, 2003 Лукьянова Н.А. Современный русский язык: Лексика. Маевский, 1987 Маевский Н.Н. Функционирование экспрессивных
средств в научно-популярных текстах // Проблемы экспрессивной
лингвистики: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Т.Г. Хазагеров. Ростов: Изд-во Маевский, 1997 Маевский Н.Н. Научно-популярный текст в аспекте
прагматики и стилистики // Стилистика и прагматика: Тез. докл. науч. конф. Майданова, Соболева, 1997 Майданова Л.М., Соболева Е.Г. Прагматика и
модальность текста // Стилистика и прагматика: Тез. докл. науч. конф. Методологические и философские проблемы языкознания и литературоведения. М., 1984. Мелерович , Мокиенко, 1997 Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Введение Мещанинов, 1945 Мещанинов И.И. понятийные категории в языке // Труды Мещанинов, 1967 Мещанинов И.И. Соотношение логических и
грамматических категорий // Язык и мышление / Под ред. Ф.П. Филина. М.: Михайлова, 1999 Михайлова О.А. Национально-культурная информация в толковом словаре // Русский язык в контексте культуры. Екатеринбург: Изд- во Урал. ун-та, 1999. С. 42-54. Москвин, 2000 Москвин В.П. Русская метафора // Филол. науки. 2000. № Мотрошилова, 1999 Мотрошилова Н.В. Критика «модерна» и «постмодерна» Никитина, 1996 Никитина Л.Б. Семантика и прагматика оценочных высказываний об интеллекте (К проблеме образа человека в современном русском языке): Дис. …канд. филол. наук. Омск, 1996. Никитина, 1999 Никитина С.Е. Сердце и душа фольклорного человека // Никитина, 2000 Никитина Л.Б. Интеллект человека в высказываниях –
портретных характеристиках // Язык. Человек. Картина мира. Никитина, 2002 Никитина Л.Б. Homo sapiens в русской языковой картине мира (на материале оценочных высказываний об интеллекте) // Вест. Омск. ун- та. 2002. Вып. 3. С. 89-92. Никитина, 2003 Никитина Л.Б. Образ homo sapiens в русской языковой картине мира: Монография.Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. Новейший философский словарь 2000 Новейший философский словарь. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Интерпрсс сервис; Книжный дом, 2001. Новая философская энциклопедия 2000 Новая философская энциклопедия: В Одинцова, 1991б Одинцова М. П. Образы человека-пространства в языковой картине мира и в русской поэтической речи // Художественный текст: единицы и уровни организации: Сб. науч. тр. / Под ред. Б.И. Осипова. Омск: Омск. гос. ун-т, 1991. С. 55-63. Одинцова, 1994 Одинцова М.П. Человек как вселенная: образ «целого» и Одинцова, 2000а Одинцова М.П. Вместо введения: к теории образа
человека в языковой картине мира // Язык. Человек. Картина мира. Одинцова, 2000б Одинцова М.П. Языковые образы «внутреннего человека» Одинцова, 2000в Одинцова М.П. Критическая реплика по поводу попытки Одинцова, 2001 Одинцова М.П. Образные семантические категории
субъекта, объекта, инструмента, пространства в грамматике «внутреннего
человека» (на материале русского языка) // Русский язык: исторические
судьбы и современность: Международный конгресс русистов-исследователей. Одинцова, 2002 Одинцова М.П. Обитатели «духовной вселенной» в русской языковой картине мира // Филол. ежегодник. 2002. № 4. Ожегов 1990 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Ортега-и-Гассет Х. Две метафоры // Теория метафоры. М., 1990. С. 68- Падучева 1992 Падучева Е.В. Глаголы действия: толкование и
сочетаемость // Логический анализ языка. Модели действия / Ин-т языкознания Павлов, 1967 Павлов В.М. Проблема языка и мышления в трудах Пешковский, 1956 Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном
освещении. 7-е изд. М.: Гос. учеб.-педагог. Изд-во Мин-ва просвещения Пименова, 1999 Пименова М.В. Этногерменевтика языковой наивной
картины внутреннего мира человека. Кемерово: Кузбассвузиздат; Landau: Попова,2002 Попова З.Д.,. Стернин И.А Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2002. Попова,2003 Попова З.Д.,. Стернин И.А Язык и национальная картина мира. Воронеж: Истоки, 2003. Постовалова,1982 Постовалова В.И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В.Гумбольдта. М.: Наука, 1982. Постовалова,1998 Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности
человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Постовалова, 1999а Постовалова М.В. Картина мира в жизнедеятельности
человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., Постовалова,1999б Постовалова В.И. Лингвокультурология в свете антропологической парадигмы (к проблеме оснований и границ
современной фразеологии)// Фразеология в контексте культуры. М.: Потебня, 1958 Потебня А.А. Из записок по русской грамматике: В 4 т. Потебня, 1999 Потебня А.А. Собрание трудов. Мысль и язык. М., 1999. Пушкарева, 2000 Пушкарева Н.Л. Мир чувств русской дворянки конца ХУШ Рамишвили, 1984 Рамишвили Г.В. Вильгельм фон Гумбольдт –
основоположник теоретического языкознания // Вильгельм фон Гумбольдт Распопов, 1976 Распопов И.П. Методология и методика
лингвистических исследований (методы синхронного изучения языка). М., Рахилина, 2001 Рахилина Е.В. Когнитивная семантика: История. Рудозуб, 1999 Рудозуб Е.Н. Стилеобразующие средства жанров делового и бытового общения в русском языке ХVIII века: Автореф. дис. …канд. филол. наук. Омск: Омск. гос. ун-т, 1999. Русский ассоциативный словарь. Кн. 3. Прямой словарь: от стимула к
реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Ч.2 / Ю.Н. Русский ассоциативный словарь. Кн. 4. Обратный словарь: от реакции
к стимулу. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Ч. 2 / Рыжков, 1988 Рыжков В.А. Особенности стереотипизации, необходимо
сопрововождающей социализацию индивида в рамках определенной национально-
культурной общности // Языковое сознание: стереотипы и творчество. М., Савченко,1967 Савченко А.Н. Части речи и категории мышления // Язык и мышление / Под ред. Ф.П. Филина. М.: Наука, 1967. С. Даль 1996 даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В Седова, 2000 Седова Н.А. Соотношение образов частичного человека Серебренников,1988 Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М., 1988. Словарь психолога-практика 2001 Словарь психолога-практика / Сост. Стексова,2002 Стексова Т.И. Семантика невольности в русском языке: значение, выражение, функции. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. 200 с. Степанов,1997 Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. – Степанов,1975 Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., Наука, 1975. Стернин,1996 Стернин И.А. Общение и культура // Русская
разговорная речь как явление городской культуры / Под ред. Т.В.Матвеевой. Стернин, 1999 Стернин И.А. Принадлежит ли язык к явлениям
культуры? // Русский язык в контексте культуры. Екатеринбург: Изд-во Сусов,1985 Сусов И.П. Проблема семантических категорий в синтаксисе Твердохлеб, 2001 Твердохлеб О. Г. К вопросу о репрезентации
инструмента (исотрия и современность) // Русский язык: исторические судьбы
и современность: Международ. конгресс русистов-исследователей (Москва,
филол. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова, 13-16 марта 2001): Тр. и материалы / Телия, 1977 Телия В.Н. Вторичная номинация и её виды // Языковая номинация. Виды наименований. М., 1977. С.129-222. Телия, 1981 Телия В.Н. Типы языковых значений: . М.: Наука, 1981. Телия, 1996 Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Шк. «Языки рус. культуры», 1996. Телия, 1998 Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой
картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Телия, 1987 Телия В.Н. О специфике отображения мира психики и знания в языке // Сущность, развитие и функции языка. М., 1987. С.67-75. Топорова, 2000 Топорова Т.В. Язык и миф // Изв. АН. Сер. Лит. и яз. 2000. Т. 59. С. 14-20. Убийко, 1998 Убийко В.И. Концептосфера внутреннего мира человека в русском языке: Функционально-когнитивный словарь. Уфа: Башкир. ун-т, 1998. Убийко,2001 Убийко В.Н. Словарь концептоосферы и динамика дискурса Уилрайт, 1990 Уилрайт Ф. Метафора и реальность // Теория метафоры: Урысон,1999а - Урысон Е.В. Дух и душа: к реконструкции архаичных
представлений о человеке // Логический анализ языка. Образ человека в
культуре и языке / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М : Индрик, Урысон, 1999 б Урысон Е.В. Душа; Мысль; Дума; Ум; Сердце; Воображение Урысон, 1995 Урысон Е.В. Фундаментальные способности человека и наивная «анатомия» // Вопр. Языкознания. 1995. С. 3-12. Успенский, 1995 Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Шк. «Языки русской культуры», 1995. Фрумкина, 1991 Фрумкина Р.М. , Михеев А.В. Категоризация и концептуальные классы // Семантика и категоризация / Ин-т языкозн.; Отв. ред. Ю.А. Шрейдер. М.: Наука, 1991. С. 45-60. Фрумкина, 2001 Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учеб. Для высш. Учеб. Философская энциклопедия 1967 Философская энциклопедия / Гл. ред. Философский энциклопедический словарь 1997 Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1997. Цейтлин, 2002 Цейтлин С.Н. Синтаксические модели со значением
психических состояний и их синонимика //Синтаксис и стилистика. – М., Черемисина, 2002 Черемисина Н.В. Языковые картины мира и их
семантическое взаимодействие в художественном тексте // Человек. Язык. Чесноков, 1977 Чесноков П.В. Неогумбольдтианство // Чувакин, 1990 Чувакин А.А. Основы научного исследования по филологии. Барнаул, 1990 Чумак, 2001 Чумак Л.Н. Язык как отражение национального
менталитета // Русский язык: исторические судьбы и современность: Шахматов, 2001 Шахматов А.А. Синтаксис русского языка / Вступ. ст. Шведова, 1995 Шведова Н.Ю., Белоусова А.С. Система местоимений как исход смыслового строения языка и его смысловых категорий / РАН. Отд. лит. и яз. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. М.: Ин-т рус. Яз. РАН, 1995. Шенделева 2001 Шенделева Е.А. Полевой подход к анализу образного
строя языка: модели лингвистической интерпретации // Русский язык:
исторические судьбы и современность: Международный конгресс русистов-
исследователей. (Москва, филологический факультет МГУ им. М.В. Ширяев 2000 Ширяев Е.И. Типы норм и вопрос о культурно-речевых
оценках // Культурно-речевая ситуация в России. Екатеринбург: Изд-во Шмелев 1997 Шмелев А.Д. Дух, душа и тело в свете данных русского языка // Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997. Шмелев 2002 Шмелев А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность. Шмелева 1988 Шмелева Т.В. Семантический синтаксис: Текст лекций. Эткинд 1999 Эткинд Е.Г. "Внутренний человек" и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы ХУШ - ХIХ вв. М.: Школа "Языки русской культуры", 1999. 448 с. (Сер. "Язык. Семиотика. Культура"). Яковенко 1999 Яковенко Е.Б. Сердце, душа, дух в английской и немецкой
языковых картинах мира (опыт реконструкции концептов) // Логический анализ
языка. Образ человека в культуре и языке / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Яковлева,1994 Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира Ямшанова, Ямшанова В.А. Понятийная категория инструментальности // Список источников эмпирического материала Абрамов Ф.А. Повести. Вильнюс, 1987. Аксенов В. Скажи изюм. М., 2000. Акунин Б. Комедия. Трагедия. М., 2002. Акунин Б. Сказки для идиотов. М., 2000. Ахмадулина Б. Друзей моих прекрасные черты…: Сб. М., 2001. Белов В. Кануны. СПб., 1989. Битов А. Пушкинский дом. М., 1991. Булычев К. Кому это нужно?: Фантастические истории М., 1991. Веллер М. Ноль часов. М., 2000. Гранин Д. Вечера с Петром Великим: Сообщения и свидетельства господина Гранин Д. Еще заметен след // Рман-газета. 1986. № 8. Дашкова П. кровь нерожденных. М., 1997. Донцова Д. Дама с коготками. М., 2003. Донцова Д. Гадюка в сиропе. М., 2002. Довлатов С. Заповедник. М., 2001. Довлатов С. Чемодан: Рассказы. Л., 1991. Евтушенко Е. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3: Стихотворения и поэмы, 1979- Заболоцкий Н.А. Стихи. Иркутск, 1987. Каверин В. А. Наука расставания: Роман и повесть. М., 1985. Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2001. Кураев А. Христианская философия и пантеизм. М., 1997. Кутилов А.П. Скелет звезды. Омск, 1998. Леви В. Искусство быть собой. Кемерово, 1978. Мамлеев Ю. Черное зеркало. Маринина А. Убийца поневоле. Мень А. Таинство, Слово и Образ. Православное богослужение. М., 2001. Песни Булата Окуджавы / Сост. А.Н. Степанов. Томск, 1998. Малые жанры русского фольклора: Хрест. / Сост. В.Н. Морохин. 2-е изд., испр. и доп. М., 1986. Петрушевская Л.С. Песни ХХ века: Сб. пьес. М., 1988. Соснов Д. Горизонты души: Стихотворения. Омск, 2004. Токарева В. День без вранья: Повести и рассказы. М., 1994. Толстая Т.Н. Кысь. М., 2001. Улицкая Л. Веселые похороны: Повести и рассказы. М., 1999. Шукшин В. Точка зрения: Рассказы, повести. Иркутск, 1979. Юденич М. Я отворил пред тобою дверь… [Гость.]. М., 2000. Яковлева Е. Уйти красиво. М., 1998. Периодические издания: «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», Список сокращений ВЯ – Вопросы языкознания газ. – газетный из газ. – из газетной статьи из журн. – из журнальной статьи из разг. – из разговорной речи ИРАН СЛЯ – Известия Академии наук. Серия литературы и языка ПСМ – пропозитивная семантическа модель СК – семантическая категория Приложение Лингвокультурологический комментарий к понятию «внутренний человек» (на материале философии, психологии, отечественной словесности и филологии) Под «внутренним человеком» в лингвоантропологии понимают тот аспект
личности, который в самом общем виде обозначается как психика или по-
другому, обычно в филологии, внутренний мир человека. Датируя появление
этого выражения 1797-м годом (время написания Жаном-Полем трактата Трудно даже предположить, когда именно человек телесный, физический,
деятельный обнаружил в себе присутствие духовного человека, живущего умом и
сердцем, и сделал его объектом своей мысли, если учитывать, что литература,
строго говоря, не была первооткрывательницей внутреннего человека. Краткий
экскурс в историю мировой культуры показывает, что понятие внутреннего
человека - в его противопоставлении человеку внешнему - родилось очень
давно: оно встречается уже в Библии (во 2-м послании к коринфянам св.
апостола Павла, гл. 4, ст.16), в патристике - у св. Епифания Какой бы древней, однако, ни была история познания человеком своего душевного мира, поворотными в ней, по-видимому, следует считать те моменты, когда внутренний человек стал объектом целенаправленного изучения и описания (изображения) в науке и искусстве. Речь идет прежде всего о литературе, в числе «вечных» тем и художественных задач которой - раскрытие внутреннего мира человека, поиск способов и средств сообщения о нем, и о психологии - науке, объект которой составляют разнообразные факты, закономерности и механизмы психической сферы человека. И та и другая заметно обогатили и обывательское знание о психике человека. Судьба внутреннего человека как объекта познания, интерпретации и знаковой репрезентации на протяжении всей истории человечества определялась двумя факторами: его ненаблюдаемостью (психическое, правда не всякое и не всегда, обнаруживается лишь косвенно - в произвольных и непроизвольных физиологических реакциях, мимике, жестах, оговорках, описках и др.) и сокровенным, интимным характером, что всегда создавало дополнительное препятствие для проникновение в сферу столь личного, как мир подлинных чувств, мыслей и желаний человека. Как было сказано выше, мысль о том, что человек не есть только материальное тело, а содержание его деятельности не исчерпывается активностью в мире физических объектов, уводит нас в глубины истории и, по- видимому, может считаться практически ровесницей человечества. Естественно, что в процессе развития культуры, науки образ (модель) человека чувствующего и думающего, формирующий концептуальные картины мира, не мог оставаться неизменным. Так, открытие области бессознательного, основанной на неосознаваемых влечениях-инстинктах, сформированных еще в досоциальный период истории человека и по сей день являющихся мощным мотивационным началом, заметно изменил лежащее в основе европейского рационализма представление о человеке как о субъекте сознания, способного управлять своим поведением, контролировать свои мысли и чувства. Обращение к данным истории показывает, что с течением времени претерпело изменения не только содержание знания о психике, но и характер отношения человека к миру собственных чувств, мыслей, а кроме того, во многом изменилось и восприятие внутренней жизни человека в аспекте его словесного выражения. Внутренний человек как объект познания и языковой репрезентации в литературе Представление об абсолютной, неизменной ценности заключенного в
человеке духовного мира было известно еще первым последователям
христианского вероучения, и, став нормой христианского сознания, оно на
протяжении всей дальнейшей истории оказывало большое влияние на поведение
людей, их частную жизнь. Велико было значение нравственной христианской
традиции в женском воспитании. Как показывают исследования, в «женской»
литературе (мемуарной, дневниковой, эпистолярной) внутренний человек
появляется значительно позже, чем в «мужской». Женский мир души долгое
время оставался замкнутым. Весьма серьезной помехой к раскрытию женщинами
собственного внутреннего мира, их сокровенных переживаний были определявшие
содержание воспитания отрицательное отношение к любым проявлениям
чувственности, идеалы невозмутимого, сдержанного поведения, умение не
поддаваться эмоциям, страстям и «греховным» мыслям. [Пушкарева, 2000, с. В истории литературы приоритет открытия внутреннего человека именно как
объекта художественного изображения неизменно признают за романтиками. По
выражению Е.Г. Эткинда, Универсум, обнаруженный ими внутри человека,
оказался не менее грандиозным, чем уже известная и воспетая Вселенная, и
достойным стать предметом поэтической мысли [Эткинд, 1999, с.16-17]. Если
интерес простого обывателя, не связанного с профессиональной литературной
деятельностью, к внутреннему миру человека и его отображению был в
значительной мере ограничен нормами традиционного воспитания, то романтики
столкнулись с другой проблемой - бессилием слова поведать о сокровенном: Русская проза также двигалась путем прогресса. Ее развитие проходило Несмотря на то, что проблема вербальности - невербальности внутренних
состояний человека решалась А.С. Пушкиным, унаследовавшим от ХУШ в. Внутренний человек как объект познания и языковой репрезентации в науке Внутренний мир человека стал объектом познания научного несколько
позже, чем художественного. Так что неудивительно, что в некоторых случаях
литература опередила науку, предугадав ее будущие открытия, в частности те,
о которых пишет Е.Г. Эткинд: Пушкин опередил психиатров, установив, что Однако с течением времени психологическая наука стала использоваться
мастерами художественного слова в качестве ценного концептуального
источника. Не всегда, правда, альянс искусства и науки оказывался удачным. Учение о душе, как известно, издревле составляло органическую часть
философии. Систематическое изложение «психологии» представлено еще Началом собственно научного этапа в познании внутреннего мира человека
следует считать 2-ую половину ХIХ в., точнее - 1879 год, время открытия
первой экспериментальной психологической лаборатории В. Вундта. С этого
момента «наука о самом сложном, что пока известно человечеству» [СПП,
с. 585], - о душе (существование которой не удается «научно» обнаружить и
доказать либо опровергнуть) или, говоря по-другому, о психике, такой же
эмпирически неуловимой, - получает свой официальный статус в ряду научных
дисциплин, начинает мощно развиваться, вырабатывать оригинальные методы
исследования «неуловимого», накапливая богатый фактический материал и
обогащая культуру своими представлениями о внутреннем человеке. Бурное
развитие психологии в конце ХIХ – ХХ вв. привело к осознанию сложного
устройства человеческой психики, в которой помимо «сознательного» Наука и литература шли к познанию внутреннего человека каждая своим путем, используя свои оригинальные инструменты для проникновения в сферу психического: психология - экспериментальные методики, аппаратуру, литература - авторскую фантазию и интуицию, самонаблюдение, - обнаруживая, однако, при этом определенные точки соприкосновения. Одна из них – проблема поиска адекватных задачам науки и литературы средств и способов языковой репрезентации концептуальных моделей внутреннего мира человека, его изображения. Психологическая наука, выработавшая свой терминологический аппарат,
стала перед необходимостью, подобно литературе (которая не может
ограничиться возможностями собственных композиционных средств и приемов),
использовать для сообщения о психическом средства языковой образности и
непрямых номинаций, помогающие представить его в реально подобных формах,
преодолевая таким образом «разобщение человечности и научности» (выражение ----------------------- научной конференции ("Семантически категории и методы их изучения"),
прошедшей в 1985 г. в Уфе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|