| |||||
МЕНЮ
| Шпаргалка по международному частному праву (2005г.)|Наше гос-во неиз-менно выступает за | |укрепление экономич-х, научно-технич-х, | |культурных и др. связей с др стра-нами, | |т.к и они стоят за укрепление деловых | |связей с Россией. Обе стороны должны | |стремиться к развитию таких связей на | |началах равноправия. Равноправие находит | |свое выражение и во взаимном признании | |гос-ми действия их законов независимо от | |принадлежности гос-ва к той или иной | |общественной формации. Без этого | |сотрудничество между странами невозможно. | |Проблема взаимности колизионных норма | |неотъемлемо связана с тенденцией | |укрепления и развития межгосуд-ных | |отношений. В наст. время политика России | |направлена на расширение и угубление | |внешнеполитических,внешнеэкономч-ких,соц-н| |о культурных связей.Интеграция россии в | |мировую экономику ведет к тому что стороны| |должны стремится к развитию таких связей | |на началах равноправия. В России | |признаются те права, кот-ые возникают на | |основе иностранного законодательства. Во | |всех этих случаях следует говорить о | |взаимности в широком смыс-ле. Доктрина | |международного частного права понимает | |взаимность и в более узком смысле, а | |именно как взаим-ное предоставление | |определенного режима (националь-ного, | |наибольшего благоприятствования) или | |каких-либо прав иностранным гражданам и | |иностранным юридиче-ским лицам. | |Суть взаимности в предоставлении физ и и | |юр лицам иностранного государ-ства | |определенных прав при условии, что | |физические и юридические лица | |предоставляющего им гос-ва бу-дут | |пользоваться аналогичными правами в данном| |ино-странном гос-ве. Вводя оговорку о | |взаимности в межд-й дог-р, гос-во | |преследует цель обеспечить своим | |организациям и гражданам за грани-цей | |пользование определенными правами. | |Поскольку в законодательствах гос-в | |имеются значительные различия, в отношении| |взаимности возникают опре- деленные | |сложности. Они состоят в следующем. В мчп | |обычно различают два вида взаимности: | |«материальную» и «формальную». Под | |«материальной» взаимностью понимается | |предоставление физическим и юридическим | |лицам иностранного гос-ва той же суммы | |конкрет-ных прав или полномочий, которыми | |пользуются отече-ственные граждане в | |данном иностранном гос-ве. При | |«формальной» взаимности иностранным | |физиче-ским и-юридическим лицам | |предоставляются правомо-чия, кот-ые | |вытекают из местного закона; они могут | |быть поставлены в одинаковое положение с | |местными гражданами и юридическими лицами.| |С одной стороны, в силу принципа | |«формальной» взаимности иностранным | |гражданам в РФ предоставля-ются права, | |которыми обладают российские граждане, в | |том числе и. те права, которыми они не | |пользуются в своем гос-ве. С другой | |стороны, иностранцы не мо-гут требовать | |предоставления им тех прав, которыми они | |обладают в своем гос-ве, если | |предоставление таких прав не предусмотрено| |российским законодатель-ством.В мчп | |преобладает определение правового режима | |иностранцев на основе формальной | |взаимности. Взаимность- одно из начал | |междунар-го сотрудничества, позволяющих | |обеспечивать на основе равенства и | |взаимной выгоды права и интересы гос-в, их| |гр-н и организаций.Ряд межд-х дог-в россии| |придает взаимности значение обязательного | |условия закрепления за гражданами и | |организациями определенных | |полномочий.Принципиальное отношение к | |взаимности в мчп определяется с помощью | |трех взаимосвязанных правил: 1)примение | |иностранного закона не зависит от | |взамности(это правило можно рассматривать | |как принцип мчп), 2)соблюдение взаимности | |м.б.предусмотрено отдельными законами, и | |тогда норма иностранного должна применятся| |только при наличии взаимности 3)если | |применение нормы иностр-го права | |поставлено в зависимость от взаимности, то| |считается что взаимность существует до тех| |пор, пока не будет доказано обратное | |(презумпция наличия взаимности). Появление| |института взаимности связано с осознанием | |того,что для развития связей между гос-ми | |необходима правовая определенность и | |равноправие в регулировании. Во всех гос-х| |в процессе развития экономич-ких, | |политических и др.связей возникает | |необходимость взаимного признания правовых| |систем.Сейчас принцип взаимности | |подрузамевает применение норм иностр-го | |права даже без ответного применения. | |40.Реторсия в межд-ом частном праве. | |С вопросом взаимности связано ввеедение | |т.н.ответных ограничений – реторсийцелью | |кот-х явл-ся в частности восстановление | |принципа взаимности.Реторсии явл-ся | |правомерными с точки зрения межд-го права | |принудительными действиями гос-ва, | |совершаемыми в ответ на дискриминационные | |акты (т.е.акты специально нарушающие права| |и интересы гр-н и организаций) др | |гос-ва.Реторсии по своей сути д.б. | |соразмерны,адекватны 0граничениям, | |введенным дискриминационным актом. В | |ст.1194 гк рф реторсии опред-ся как | |ответные ограничения в отношении имущ-ных | |и личных неимущ-ных прав гр-н и юр лиц тех| |гос-в, в кот-х имеются специальные | |ограничения имущ-х и личных неимущ-х прав | |российских гр-н и юр лиц. Ответные меры по| |защите экономич-х интересов рф,муниц-х | |образований в области внешнеторговой | |деят-сти м.б. введены в соот-вии со ст.34 | |Фз о гос регулир-нии внешнеторг-ой | |деят-сти.Основания для их введения: | |принятие иностр-м гос-вом мер нарушающих | |экономич-е интересы рф, а также | |невыполнение иностр-м гос-вом принятых им | |по межд-м дог-рам обязательств перед рф. | |Право установления ответных ограничений | |(введения ответных мер) предоставлено | |Правительству россии,осущ-го | |исполнительную власть в рф. Существовании | |реторсий еще обусловлено затруднительным | |положением в кот-м оказались наши | |соотвечественники после распада советского| |союза.Негативн-е отнош-е к рускоязычному | |населению в ряде гос-в влечет ограничение | |соц-но-экономич-х прав гр-н.В этом случае | |россия может применять соот-щие меры | |допускаемые современным межд-м правом к | |этим гос-вам.К таким мерам относятся: | |сокращение торгово-экономических связей, | |изменение таможенного режима, отмена льгот| |физ и юр лицам,осущ-щим свою деят-сть на | |терит рф и др. Но в соот-вии с положениями| |межд-го права применение ограничительных | |мер в отношении определенного иностр-го | |гос-ва (его органов, юр лиц и гр-н) в | |кач-ве реторсии (ответной меры) не может | |рассм-ся как нарушение принципа | |недискриминации. В ст47Венской Конв-ции о | |дипломатич-х сношениях 1961г не явл-ся | |дискриминацией если гос-во пребывания | |применяет к.либо из положений | |настоящ.Конв-ции ограничительно ввиду | |ограничительного прим-ния этого положения | |к его представительству в аккредитующем | |гос-ве. | |41.Определение гражданской дееспособности.| | | |Понятие дееспособности т.е -способности | |гр-на своими действиями приобретать права | |и осущ-ть гр-кие обяз-сти указ-ся в ст.21 | |ГК. Важным явл-ся то, что дееспособность | |наступает только лишь с момента достижения| |определенного возраста, то есть с | |наступлением совершеннолетия (18 лет). | |Закон допускает случаи, когда полная | |дееспособность наступает и раньше этого | |срока. Напр: при вступлении в брак, при | |работе по трудовому дог-ру или контракту. | |Содержание и объем дееспособности зависят | |от нескольких факторов: От возраста | |правоспособного субъекта. Законод-во всех | |стран определяет возраст гр-го | |совершеннолетия, по достижении которого | |личность становиться дееспособной, т.е. | |может своими действиями в полном объеме | |приобретать гр-кие права и создавать для | |себя гр-кие обязанности (гр-кая | |дееспособность). Равным образом | |законод-вом опред-тся возраст | |политического совершеннолетия, с | |наступлением кот-го гр-нин приобретает | |политические права и несет соотв-щие | |обязанности (имеет право избирать и быть | |избранным в органы гос. власти; будучи | |депутатом, обязан отчитываться в своей | |деятельности перед избирателями). Наконец,| |во всех странах устан-ся возраст брачного | |совершеннолетия, когда человек может | |вступать в брак и в полном объеме | |осуществлять брачно-семейные права и | |обязанности. В зависимости от возраста | |субъекта его дееспособность является | |полной или ограниченной. Так, | |несовершеннолетние совершают сделки только| |с согласия родителей, усыновителей или | |попечителей. От состояния здоровья. Если | |вследствие душевной болезни или слабоумия | |гражданин теряет способность понимать | |значение своих действий и руководить ими, | |он м.б. признан судом недееспособным. | |Гр-кие права и обязанности таких лиц | |осуществляют их опекуны. В соот-вии с | |законом ограничивается дееспособность лиц,| |страдающих алкоголизмом или | |злоупотребляющих наркотич. веществами. От | |родства субъектов. Это касается прежде | |всего брачно- семейных отношений. В | |цивилизованных странах запрещается | |заключение брака между родственниками по | |прямой восходящей и нисходящей линиям, | |между полнородными и неполнородными | |братьями и сестрами, а также между | |усыновителями и усыновленными. В ряде | |стран запрещается нахождение на гос. | |службе в одном и том же учреждении | |супругов, если один из супругов по службе | |подчиняется другому. От законопослушности | |субъекта. Лицо, совершившее преступление, | |при отбитии уголовного наказания в местах,| |ограничивающих его свободу, не в состоянии| |реализовать ряд гр-ких, политических и др | |прав и обязанностей, составляющих его | |правоспособность. От религиозных убеждений| |субъекта. В правовом гос-ве, где | |провозглашается и гарантируется свобода | |вероисповедания, верующие могут по причине| |своих религиозных убеждений отказаться от | |осуществления ряда прав и обязанностей, | |кото-ми они обладают как гр-не гос-ва. К | |индивидам или субъектам правоотношений | |относятся гр-не гос-ва, иностр-е гр-не и | |лица без гр-ва, находящиеся на территории | |данного гос-ва. Право подлежащее | |применению при определении гражд-кой | |дееспос-сти физич-го лица опред-но в ч3 гк| |рф. Гражд-кая дееспос-сть физ лица | |опред-ся его личным законом. Физ лицо не | |обладающее гражд-кой дееспособностью по | |своему личному закону, не вправе ссылатся | |на отсутствие у него дееспос-сти если оно | |явол-ся дееспособным по праву места | |совершения сделки кроме случаев когда | |будет доказано что др сторона знала или | |заведомо д.б.знать об отсутствии | |дееспособности. см стр 55 ламинцев. | |42.Гос-во как субъект отношений, | |регулируемых международным частным правом.| | | |Развитие межд-го сотрудничества в области | |экономики, производства, торговли, науки и| |культуры приводит к тому, что гос-во | |вступает в самые различные имущественные | |правоотношения с др. гос-ми, а также с | |межд-ми организациями, юр лицами и | |отдельными гр-ми др. гос-в. При этом | |различают 2 вида правоотношений, в кот-х | |участвуют гос-ва. 1) правоотношения, | |возникающие между гос-ми, а также между | |госу-вом и межд-ми организациями (по | |экономич-му и научно-техническому | |сотрудничеству, кредитные и т. д.). 2) | |правоотношения, в кот-х гос-во выступает в| |кач-ве только одной стороны; другой | |стороной в этих правоотношениях м.б. | |иностр-е юр-кие лица, межд-ные | |хозяйственные (немежгос-венные) | |организации и отдельные гр-не.Отношения | |первого вида регулируются исключительно | |нормами МПП. Что касается отношении | |второго вида, то это м.б. отношения оо | |поставке товаров, выполнению различных | |услуг и иные.Гос-во может выступать | |стороной в соответст-щих правоотношениях | |при выпуске им займов, облигации кот-х | |продаются иностр-м гр-м. Оно м.б. стороной| |в концессионных дог-х и вообще в | |отношениях, возникающих при предоставлении| |гос-вом концессий иностр-м частным | |компаниям. Определение правовой природы | |этих отношении особенно актуально для | |стран, заинтересованных в привлечении | |иностр-х инвестиций (см. гл. 7). | |Применительно к Советскому гос-ву | |выступление его в кач-ве стороны в | |торговых сделках могло иметь место когда | |сделки заключались торгпредством. Но в | |современных условиях организация внешней | |торговли такие случаи крайне редки, | |поскольку внешнеторговые сделки | |заключаются хозяйственными организациями —| |самостоятельными юр-кими лицами. Но если | |Российское гос-во предоставляет само | |гарантию по внешнеторговой сделке, то в | |этом случае оно становится субъектом | |соответ-щих отношений. Российское гос-во | |само выступает субъектом имущественных | |отношений при строительстве здания для | |посольства за границей, аренде земельного | |участка или найме жилого дома. Во всех | |случаях эти сделки заключаются | |торгпредством или посольством РФ от имени | |госу-ва. Следует строго различать случаи, | |когда субъектом имущественных отношений | |выступает гос-во и когда субъектом | |отношений явл-ся гос-ные юр-кие лица или | |любые др. юр-кие лица. | |43.Иммунитет иностранного гос-ва от | |предварительного обеспечения иска. | |Иммунитет от предварительного обеспечения | |иска состоит в следующем: нельзя в порядке| |предварительного обеспечения иска | |принимать без согласия гос-ва какие-либо | |принудительные меры в отношении его | |имущества. 13 марта 1948 г. американские | |судебные власти наложили арест на | |прибывший в Нью-йоркский порт советский | |пароход «Россия», пытаясь объяснить эти | |незаконные действия судебным иском двух | |пассажиров, кот-ые якобы получили ушибы во| |время качки судна в море. Арест был | |произведен в порядке обеспечения иска. | |Советское посольство по поручению | |правительства СССР обратило внимание | |гос-го департамента США на недопустимость | |наложения ареста на судно, принадлежащее | |иностр-му гос-ву и пользующееся поэтому | |судебным иммунитетом, заявив протест | |против указанных действий американских | |властей. После этого представления | |госдепартаменту б апреля 1948 г. в | |федеральных судах Восточного и Южного | |округов Ныо-"Йорка были вынесены решения о| |снятии ареста с судна. В данном случае | |Советское гос-во не давало согласия на | |рассмотрение дела в суде вообще; здесь | |действовало общее положение об иммунитете,| |но и в случае, если согласие гос-ва на | |рассмотрение дела имеется, оно не | |распространяется на предварительное | |обеспечение иска. | |Иммунитет гос-ва основывается на том, что | |оно обладает суверенитетом, что все гос-ва| |равны. | |44.Иммунитет иностранного гос-ва от | |принудительного исполнения решения. | |Под иммунитетом от исполнения решения | |понимается: без согласия гос-ва нельзя | |осуществить принудительное исполнение | |решения, вынесенного против гос-ва. | |Наряду с этими тремя видами иммунитета | |говорят еще об иммунитете собственности | |гос-ва (см. гл. 7). Это более общее | |понятие, поскольку не всегда вопрос об | |иммунитете имущества гос-ва возникает в | |связи с рассмотрением какого-либо иска в | |суде. Все эти иммунитета связаны межобой, | |потому что их основа одна — суверенитет | |гос-ва, кот-й не позволяет применять в | |отношении гос-ва какие-либо принудительные| |меры. Гос-во может дать согласие на | |рассмотрение предъявленного к нему иска в | |суде другого гос-ва или же на меры по | |обеспечению иска либо исполнению решения, | |но такое согласие должно быть явно | |выражено дипломатическим путем или иным | |образом. Согласие гос-ва на неприменение к| |нему правил об иммунитете, об установлении| |определенных изъятий из этих правил м б | |сформулировано в межд-х дог-х, и прежде | |всего в торговых. Вступая в | |гражд-ко-правовые отношения с иностр-й | |компанией, гос-во может дать в заключаемом| |им соглашении согласие на предъявление к | |нему исков в суде, а также на применение к| |нему мер по предварительному обеспечению | |иска или же в отношении принудительного | |исполнения. | |По какому праву определяется право | |собственности на имущество (в соответствии| |с российском законодательством ). | |В законод-ве многих гос-в проводится | |различие между правом на недвижимое | |имущество и правом на движимое имущество. | |В отношении недвижимости законод-во, | |судебная практика и доктрина этих гос-в | |придерживаются принципа, согласно кот-ому | |право собственности на недвижимость | |регулируется законом места нахождения | |недвижимости. Осн-м колионным принципом в| |сфере вещных отношений выступает закон | |местонахождения имущ-ва, т.е все вопросы | |права собственности др вещных прав должны | |разрешатся в соот с правом того гос-ва на | |тер кот-го находится вещь. Когда вещь | |приобретена в одной стране а потом | |перевезена в другую, тогда по ст 1206 гк | |порядок возникн-ния и прекращения права | |собственности и др вещных прав на имущ-во | |опред-ся по праву страны где это имущ-во | |находилось в момент когда имело место | |действие или иное обстоятельство как | |осноование для возникновения либо | |прекращения права собственности и иных | |вещных прав если иное не предусм-но | |законом. Но возникн-е или прекращ-е вещных| |прав по сделке в отнош имущ-ва наход-ся в | |пути-опред-ся по праву страны из кот-й | |онно было отправлено если иное не устан | |закон или соглаш-ем сторон; особый | |правовой режим-для воздушных,морских | |судов,космич объектов, пожлежащих гос | |регистрации- их правовой статус | |определяется по праву страны где эти | |объекты зарегистрированы. | |45.По какому праву определяется | |возникновение и прекращение права | |собственности на имущество, являющееся | |предметом сделки. | |В законод-ве многих гос-в проводится | |различие между правом на недвижимое | |имущество и правом на движимое имущество. | |В отношении недвижимости законод-во, | |судебная практика и доктрина этих гос-в | |придерживаются принципа, согласно кот-ому | |право собственности на недвижимость | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|