реферат, рефераты скачать
 

Стратегическое управление (модульная программа для менеджеров)


| |стратегических | | |примеры) |

| |решений) | | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|1 |Показатели |n. Увеличить |n.1. |n. 1.1. Обеспечить|

| |корпоративной |общий доход |Увеличить |контроль за ростом|

| |стратегии (сводные|не менее чем |общий доход |финансового |

| |стратегические |в 1,5 раза (>|по Бизнесу |потока, вызванного|

| |показатели) |150%) |№1 в 2 раза.|увеличением ' |

| | |n1. Повысить | |производственных |

| | |номинальный |n.З. |мощностей по |

| | |уровень цены |Увеличить |Бизнесу №1 в 2,2 |

| | |акций |общий доход |раза п. 1.5. |

| | |организации |по Бизнесу |Осуществить |

| | |(обыкновенные|№3 в 1,6 |реструктуризацию |

| | |акции) не |раза n.7. |системы |

| | |менее чем в |Сократить |финансового |

| | |1,7 раза (>. |совокупные |менеджмента |

| | |170%) |издержки по |Бизнеса № 1 |

| | |n2. Увеличить|Обеспечению |n.7.3. Обеспечить |

| | |реальный |№2 |,, контроль за |

| | |размер |(транспорт) |приростом J |

| | |дивидендов по|не менее чем|экономии, |

| | |всем видам |в 1,3 раза |связанной с |

| | |акций |m.1. |сокращением парка |

| | |n3. |Обеспечить |персональных |

| | |Обеспечить |прирост |автомашин по |

| | |рост потока |совокупного |Обеспечению №2 на |

| | |денежной |дохода за |5 единиц |

| | |наличности |счет роста |m. 1.1. Обеспечить|

| | |m. |всех |контроль за ростом|

| | |Оптимизироват|бизнесов на |финансового |

| | |ь финансовую |70% m.2. |потока, вызванного|

| | |структуру по |Обеспечить |увеличением |

| | |источникам |прирост |производственных |

| | |дохода |совокупного |мощностей по |

| | |ml. Повысить |дохода за |Бизнесу №2 в 1,7 |

| | |кредитный |счет |раза |

| | |рейтинг |сокращения |m.1.4. Обеспечить |

| | |организации |затрат по |контроль за |

| | | |всем |приростом затрат. |

| | | |обеспечениям|связанных с |

| | | |на 10% |увеличением |

| | | |m.3. |складских площадей|

| | | |Обеспечить |в 2,1 раза |

| | | |прирост |m.2.3. Обеспечить |

| | | |совокупного |л| контроль за |

| | | |дохода за |приростом • |

| | | |счет |экономии, |

| | | |операций с |связанной с J |

| | | |ценными |заменой 50 |

| | | |бумагами |грузовых ч |

| | | |(чужими) на |транспортных |

| | | |15% m.4. |единиц J марки ЗИЛ|

| | | |Обеспечить |(ЗИЛ-130) на 40 |

| | | |прирост |транспортных |

| | | |совокупного |единиц марки ГАЗ |

| | | |дохода за |(«Газель») |

| | | |счет прочих | |

| | | |источников | |

| | | |на 5% | |

|1.1 |Бизнесы | | | |

|1.1.|Стратегические | | | |

|1 |показатели по | | | |

| |Бизнесу № 1 | | | |

|1.1.|Стратегические | | | |

|2 |показатели по | | | |

| |Бизнесу № 2 | | | |

|1.1 |Стратегические | | | |

|m |показатели по | | | |

| |Бизнесу № | | | |

|1.2 |Подсистемы | | | |

| |обеспечения | | | |

|1.2.|Стратегические | | | |

|1 |показатели по | | | |

| |Обеспечению № 1 | | | |

|1.2.|Стратегические | | | |

|2. |показатели по | | | |

| |Обеспечению № 2 | | | |

|1.2.|Стратегические | | | |

|k |показатели по | | | |

| |Обеспечению № А' | | | |

|1.3 |Другие сводные | | | |

| |позиции | | | |

|2 |Решения по | | | |

| |оптимизации | | | |

| |корпоративных | | | |

| |финансов | | | |

|2.1 |Укрупненный баланс| | | |

|2.1.|Дебиторская | | | |

|1 |задолженность | | | |

|2.1.|Кредиторская | | | |

|2 |задолженность | | | |

|2.2 |Решения по | | | |

| |оптимизации | | | |

| |внутренних | | | |

| |финансовых потоков| | | |

|2.3 |Стратегические | | | |

| |изменения | | | |

| |финансовой системы| | | |

| |(организации) | | | |

|2.4 |Решения по налогам| | | |

|2.5 |Решения по | | | |

| |дивидендам | | | |

|2.6 |Меры по | | | |

| |обеспечению роста | | | |

| |уровня рыночной | | | |

| |капитализации | | | |

|2.6.|Проведение оценки | | | |

|1 |организации | | | |

|2.6.|PR-акции | | | |

|2 | | | | |

| |2.6.2.1. СМИ | | | |

| |2.6.2.2. | | | |

| |Мероприятия с | | | |

| |акционерами | | | |

| |организации | | | |

|3 |Развитие и | | | |

| |финансовая | | | |

| |реструктуризация | | | |

|3.1 |Финансово-инвестиц| | | |

| |ионная стратегия | | | |

|3.1.|Суммарный объем | | | |

|1 |инвестиций (на | | | |

| |весь | | | |

| |стратегический | | | |

| |период) | | | |

|3.1.|Объем инвестиций | | | |

|2 |по годам | | | |

| |-стратегического | | | |

| |периода | | | |

|3.1.|Стратегические | | | |

|3 |инвестиционные | | | |

| |проекты | | | |

| |3.1.3.1. Проект № | | | |

| |1 | | | |

| |3.1.3.2. Проект № | | | |

| |2 | | | |

| | | | | |

| |3.1.3. j? Проект №| | | |

| |s | | | |

|3.2 |Лизинг | | | |

|3.3 |Решения по | | | |

| |операциям с | | | |

| |собственными | | | |

| |ценными бумагами | | | |

|3.4 |Решения по | | | |

| |финансовым рынкам | | | |

| |(операции с чужими| | | |

| |ценными бумагами) | | | |

|3.4.|Отечественные | | | |

|1 |рынки | | | |

|3.4.|Зарубежные рынки | | | |

|2 | | | | |

|3.5 |Стратегические | | | |

| |альянсы | | | |

|3.5.|Партнеры по | | | |

|1 |конкретным | | | |

| |бизнесам | | | |

|3.5.|Финансовые | | | |

|2 |институты | | | |

|3.5.|Другие партнеры | | | |

|3 | | | | |

|3.6 |Решения по | | | |

| |венчурному | | | |

| |капиталу | | | |

|3.7 |Поглощения | | | |

|3,8 |Слияния | | | |

3.3.4. Многообразие функциональных стратегий

Функциональный аспект корпоративной стратегии в настоящем модуле

представлен продуктово-маркетинговой стратегией (3.1), стратегией

использования потенциала персонала, а также производственной и финансовой

стратегиями.

Организация может разрабатывать столько отдельных функциональных

стратегий, сколько считает нужным. Каких-то жестких общих правил или

ограничений на этот счет не существует. Дадим только общую рекомендацию по

их разработке.

Во-первых, разработка функционального аспекта корпоративной стратегии

существенным образом «завязана» на конкретную бизнес-ситуацию и

эффективность, как правило, достигается только в результате некоторого

практического опыта работы с различными функциональными стратегиями.

Во-вторых, в данном случае очень полезно следовать так называемому

принципу «бритвы Оккама» — принципу разумной достаточности для стратегии

(3.5.2).

В литературе по стратегическому менеджменту, помимо отмеченных

функциональных стратегий, довольно часто также встречаются: технологическая

стратегия; инвестиционная стратегия; стратегия в области НИОКР или

стратегия исследований и разработок (R&D); информационная стратегия;

стратегия развития собственно менеджмента или управления организацией и

т.д.

При этом простой анализ показывает, что общее многообразие

функциональных стратегий задается огромным многообразием конкретного

функционального различия деятельности в различных организациях (см. Библ.

4, 7, 8, 25,33, 46, 49, 55, 59). ^

Кроме того, дополнительная информация о функциональных стратегиях

содержиться и в тех отдельных модулях представляемой Модульной программы,

которые полностью посвящены некоторым специализированным функциям

управления. Прежде всего это относится к следующим модулям программы:

«Управление маркетингом»;

«Управление инновациями»; «Управление информационными ресурсами»;

«Управление инфраструктурой организации: зданиями, сооружениями,

оборудованием и материалами».

3.4. Органичное развитие корпоративной стратегии

В данном разделе в качестве необходимого логического завершения темы

«Разработка стратегии» излагаются три заключительные позиции, которые в

основном относятся к корпоративной стратегии в целом.

3.4.1. Полифония стратегии организации

В предыдущих подразделах показано, что корпоративная стратегия как

сложная система может иметь несколько существенно разных концептуальных

построений на основе своих ключевых подсистем. В указанных подразделах

отражены три логики таких построений как в проектно-анали-тическом, так и в

деятельностно-практическом аспекте.

Из всех стратегий основных подсистем организации выделяется одна

ключевая стратегия (продуктово-маркетинговая), посредством которой задается

и существенным образом детерминируется весь процесс разработки других

частных стратегий организации, а также ее корпоративной стратегии а целом.

Такую логику построения стратегии можно назвать логикой первичного

выделения ведущей ключевой стратегии-подсистемы с последующим производным

построением на ее основе всех других стратегий-подсистем, а также

корпоративной стратегии как системы в целом.

В учебном элементе № 3 подчеркивается, что на современном этапе одно

из наиболее результативных построений корпоративной стратегии — это

создание эффективной системы эффективных стратегий отдельных бизнесов

организации. Данное системное построение можно назвать «Модель двойной

эффективности, или Модель 2Э» (эффективность стратегии каждого бизнеса и

эффективность их системы).

Таким образом, вторая логика формирования корпоративной стратегии —

логика системы стратегий отдельных бизнесов.

В 3.3 дается представление о стратегии как комплексе стратегий

основных функциональных направлений деятельности организации. Другими

словами, третья логика стратегии организации — логика построения системы

функциональных стратегий.

В связи с вышеизложенным надо отметить, что существуют и другие логики

или принципы как исходного разбиения (анализа), так и последующего

воссоединения (синтеза) стратегии организации.

Так, параллельно с указанными весьма успешно развивается так

называемый «ресурсный подход» к стратегии организации.

Данный подход достаточно подробно представлен, например, в книге:

CollisD.J., Montgomery С.A. Corporate Strategy: Resources and the Scope of

the Firm. {см.: Библ. 24)

Популярной и, по мнению многих специалистов, очень продуктивной и

перспективной является концепция, которая предлагает создавать

корпоративную стратегию прежде всего на основе стратегий основных элементов

так называемой «ключевой компетентности» (Core Competence) организации.

Эта концепция хорошо представлена, например, в книге: Camp-bell A.,

Luchs K.S. Core Competency — Based Strategy (см.:

Библ. 23), а также в некоторых других изданиях (см.: Библ. 26, 29, 30,

44).

Сознательно избегая подробного рассмотрения всех указанных подходов,

т.е. строго соблюдая заданный целевой контекст настоящего подраздела,

необходимо выделить еще только две принципиальные позиции.

• Две дополнительно названные логики (подхода), также как и все другие

неназванные, сами по себе не хуже и не лучше трех ранее уже представленных

логик построения корпоративной стратегии.

• В России, по сравнению со всеми другими концепциями, относительно

более известным является функциональный подход.

С учетом указанных позиций применительно к разработке стратегии и

стратегическому управлению в целом необходимо подчеркнуть следующее:

• по критерию конечной эффективности излишне абсолютизированный или

традиционный функциональный подход имеет свои внутренние существенные

ограничения;

• поэтому для победы в современной конкурентной борьбе в той или иной

стратегической перспективе традиционный функционально-стратегический подход

целесообразно дополнять разными другими методологическими подходами и

соответствующими методами построения эффективных стратегий.

В таком контексте полифоничность в разработке стратегии становится не

только реально возможной, но главное — весьма полезной и результативной.

3.4.2. Разумная достаточность стратегии

В данном модуле дается представление о возможных теоретических

подходах и практических способах разработки эффективной стратегии некой

абстрактной организации. Но существует великое множество организаций,

которые реально функционируют в различных конкретных ситуациях.

Следовательно, окончательный выбор как по принципиальному подходу, так

и по конкретному инструментарию Вам придется делать самостоятельно.

Поэтому такой выбор:

• обязательно должен быть основан на очень серьезном анализе именно

Вашей конкретной ситуации;

• его рекомендуется делать в соответствии с так называемым принципом

«бритвы Оккама», т.е. принципом разумной достаточности.

Суть принципа применительно к организации в ее данной конкретной

ситуации заключается в том, что выбор адекватного подхода и инструментария

по разработке стратегии, с одной стороны, должен обеспечивать достаточную

эффективность стратегии; а с другой стороны, по своей сложности, затратам и

прочим факторам он обязан быть относительно простым и экономичным.

Таким образом, своеобразная стратегическая оптимальность— это умение

сочетать разумную достаточность по эффективности стратегии с относительным

минимумом по усилиям и в целом — по совокупным затратам на ее создание,

3.4.3. Органичность корпоративной стратегии

По ходу изложения уже не раз упоминалось что, например, продуктово-

маркетинговой стратегии необходимо быть глубоко и органично связанной со

всеми другими стратегиями основных подсистем организации. Между

корпоративной стратегией и ее оперативно-тактическим воплощением должен

существовать эффективный органичный переход. Корпоративная стратегия как

«разработка» обязана представлять собой органическую проектную целостность;

а как долгосрочная программа конкретных действий она такую целостность

и органичность должна являть миру практически; и т.д.

Вот почему в завершение учебного элемента №3 надо акцентировать

следующие две позиции.

• Достижение действительно полноценной, т.е. всеохватывающей и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.