реферат, рефераты скачать
 

Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)


Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)

В. С. ЛУЧКЕВИЧ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1997

--------------------------------------------

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И.

Мечникова

В. С. ЛУЧКЕВИЧ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1997 УДК 614.1/2 (06)

Автор — Лучкевич Владимир Станиславович, д-р мед. наук, проф.,

зав. кафедрой социальной медицины и управления здравоохранением Санкт-

Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова,

акад. Международной академии наук экологии, безопасности человека и

природы.

В. С. Лучкевич. Основы социальной медицины и управления здравоохранением:

Учебное пособие. — СПб: СПбГМА, 1997. — 184 с.

В учебном пособии представлены справочные материалы и ключевые понятия

основных положений социальной медицины, санитарной статистики и управления

здравоохранением, позволяющие студентам медицинских вузов подготовиться к

итоговой оценке знаний и практических навыков, тестовым заданиям и решению

ситуационных задач.

Материалы пособия могут быть использованы студентами как логическая

структура для освоения предмета при подготовке к практическим занятиям и

экзаменам.

Издание рассчитано на студентов, ординаторов, аспирантов и преподавателей

кафедр социальной медицины и управления здравоохранением различных

факультетов медицинских вузов.

В написании отдельных разделов учебного пособия принимали участие

Р.П.Анисимов,В.А.Кургашов,Н.Нечаева,А.Н.Пивоваров,Г.М.Пивоварова,В.П.Романюк

,И. А. Титова, Т. Г. Федорова.

Рецензент: В. К. Юрьев — профессор, заведующий кафедрой социальной

медицины, экономики и управления здравоохранением Санкт-Петербургской

педиатрической медицинской академии.

Учебное пособие утверждено на заседании ученого совета СПбГМА

им. И. И. Мечникова.

© Санкт-Петербургская государственная медицинская

академия им. И. И. Мечникова, 1997

ВВЕДЕНИЕ

Процессы социально-экономического реформирования, охватившие все сферы

жизнедеятельности населения России, в значительной степени изменяют медико-

социальную ситуацию, формы медико-санитарного обеспечения, критерии и

показатели работы медицинских учреждений. Появляются новые данные о

показателях общественного здоровья, факторах риска окружающей среды и

образа жизни. Входят в повседневную деятельность медицинских работников

новые формы хозяйственного механизма, экономических отношений, программно-

целевого планирования. Новую интерпретацию получают изданные ранее

законодательные и нормативные документы. Происходят изменения в структуре и

формах первичной медицинской помощи и обеспечении санитарно-

эпидемиологического благополучия населения. Это определяет необходимость

подготовки новых учебных пособий.

В настоящее время система здравоохранения, показатели и нормативы медико-

социального обеспечения все еще не стабильны. Не отработана четкая

стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки. Поэтому

подготовка студентов по этим разделам в основном должна осуществляться в

виде лекционного курса и практических занятий. Новую информацию о

современных проблемах здоровья и здравоохранения студенты могут получить

только при непосредственном общении со специалистами. Это определяет

необходимость подготовки справочных материалов, руководств и методических

пособий более оперативного характера. Как правило, материал, содержащийся в

учебной литературе, достаточно обширен, разбросан, что усложняет усвоение

студентами обязательных положений, методов, показателей.

Рациональным, с нашей точки зрения, является представление обязательных

учебных элементов в виде набора ключевых, первоочередных сведений

справочного характера, дающих исчерпывающие ответы на контрольные вопросы.

Критерием выбора контрольных вопросов и ответов на них является не только

учебная программа, но и современные понятия о проблемах здоровья и

здравоохранения.

Автор выражает надежду, что данное пособие поможет в усвоении основных

разделов предмета, и будет признателен за высказанные пожелания.

Проф. В. С. Лучкевич

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Основные теоретические и организационные принципы

современного здравоохранения

Понятие “здравоохранение” означает деятельность по сохранению, улучшению,

обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными

законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление

здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью

социально-экономической политики государства. Здравоохранение

рассматривается как государственная система с единством целей,

взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических),

всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной

гуманистической направленностью.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является

профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-

социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных

групп населения.

Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на

современном этапе — охрана материнства и детства, создание оптимальных

социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для

укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-

демографических проблем.

Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование,

подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений

осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-

правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики

реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в

учреждениях здравоохранения.

К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся:

социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как

биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное

здоровье, материально-экономическая база, кадры и т. д.), формы и пути

развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и

др.

Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных

показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране: 1)

показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения; 2) социальные

и экономические показатели; 3) показатели обеспеченности медико-социальной

помощью;

4) показатели состояния здоровья населения.

Социальная медицина и управление здравоохранением

как врачебная специальность и наука о здоровье населения

Основатели отечественной социальной медицины определяли социальную

медицину как науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее

задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и

образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно

обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных

социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий для

повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной

медицины и управления здравоохранением как науки и учебной дисциплины —

оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их

оптимизация.

Структура предмета: 1) история здравоохранения; 2) теоретические проблемы

здравоохранения; 3) состояние здоровья и методы его изучения; 4)

организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования; 5)

организация медицинской помощи населению; 6) обеспечение санитарно-

эпидемиологического благополучия населения; 7) экономические и планово-

организационные формы совершенствования здравоохранения, менеджмент,

маркетинг и моделирование медицинских услуг; 8) международное

сотрудничество в области медицины и здравоохранения.

Методы медико-социальных исследований: 1) исторический;

2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статистический; 4)

медико-социологического анализа; 5) экспертных оценок; 6) системного

анализа и моделирования; 7) организационного эксперимента; 8) планово-

нормативный и др.

Социальная медицина — это наука о стратегии и тактике здравоохранения.

Объектами медико-социальных исследований являются:

1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные

учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры,

специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты

окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных

заболеваний и др.

Этапы развития здравоохранения в России

Первым государственным органом управления медицинским делом в России был

Аптекарский приказ, созданный в 1620 г. В XVIII столетии, в период

осуществления больших преобразований в экономике, науке, культуре и

медицине, совершенствовались и органы управления здравоохранением: в 1721

г. появилась Медицинская канцелярия, в 1763 г. — Медицинская коллегия.

Подготовка медицинских кадров осуществлялась в госпитальных школах (с

1707 г.), медико-хирургических училищах (с 1786 г.), а с 1798 г. — в

Петербургской и Московской медико-хирургических академиях. В 1725 г.

открылась Петербургская академия наук, а в 1755 г. был создан первый в

стране Московский университет с медицинским факультетом.

Выдающийся вклад в охрану здоровья внес М. В. Ломоносов, который в своем

труде “Слово о размножении и сохранении российского народа” дал глубокий

анализ здравоохранения и предложил ряд конкретных мер для улучшения его

организации.

В первой половине XIX в. формируются первые научные медицинские школы:

анатомическая (П. А. Загорский), хирургические

(И. Ф. Буш, Е. О. Мухин, И. В. Буяльский), терапевтические

(М. Я. Мудров, И. Е. Дядьковский). Н. И. Пирогов создает топографическую

анатомию и военно-полевую хирургию, в которой выдвинул положение о важности

организации медицинской помощи во время боевых действий, подчеркнул

исключительно высокую роль предупредительной медицины. Н. И. Пирогов

впервые в мире в военно-полевых условиях применил для наркоза этиловый эфир

(1847 г.), разработал много методов оперативного лечения, являющихся и

сегодня классическими, первым в стране использовал на войне женский труд

(1853 г.).

Со второй половины XIX в. вопросами охраны здоровья, помимо

государственных структур, занималась и общественная медицина: общество

охранения народного здравия (1878 г.), общество врачей в память Н. И.

Пирогова (1885 г.). Много в этом плане было сделано

С. П. Боткиным, который через организационные формы общественной медицины

(медицинская периодическая печать, медицинские общества, съезды, комиссии)

создал первую в России участковую систему оказания медицинской помощи

(земские врачи), положил начало организации санитарного дела в Петербурге

(1882 г.), был инициатором строительства в столице образцового

инфекционного стационара (1882 г.).

В 70-е годы прошлого столетия сформировалась отечественная гигиена как

самостоятельная дисциплина, создавались первые научные гигиенические школы

(А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман).

А. П. Доброславин — основоположник гигиенической школы экспериментального

направления. Он исследовал химический состав продуктов питания, организовал

первую в России лабораторию для проведения экспериментальных исследований

по гигиене питания, был инициатором создания диетических столовых и

кулинарных школ при них. Специалист по военной гигиене. Организатор многих

мероприятий по оздоровлению населенных мест, улучшению водоснабжения и

канализации. Разработал планы народной школы в городе и на селе, здорового

крестьянского жилища, земских больниц. Один из учредителей Русского

общества охранения народного здравия и организатор научно-популярного

гигиенического журнала “Здоровье” (1874—1884 гг.).

Ф. Ф. Эрисман — основоположник гигиенической школы общественного

направления гигиены. Впервые в России (вместе с санитарными врачами А. В.

Погожевым и Е. М. Дементьевым) провел комплексное социально-гигиеническое

изучение фабрик и заводов Московской губернии (1879—1885 гг.), способствуя

развитию гигиены труда и профпатологии как науки. Внес большой вклад в

школьную и коммунальную гигиену. Его учеником был Г. В. Хлопин,

впоследствии организовавший кафедру гигиены.

Для развития земской и городской санитарных организаций много сделали

первые санитарные врачи И. И. Моллесон, И. А. Дмитриев, Г. И.

Архангельский, Е. А. Осипов, Н. И. Тезяков, З. Г. Френкель и др.

И. И. Моллесон — первый санитарный врач в России, создал в Пермской

губернии первый врачебно-санитарный совет — коллегиальный орган, призванный

руководить земской медициной. Предложил проект организации врачебных

участков на селе, должность уездного санитарного врача для изучения

санитарного состояния населения, условий труда и быта, причин болезней и

борьбы с ними. Организатор и руководитель более 20 губернских съездов

земских врачей. И. И. Моллесон подчеркивал : “Социальная медицина как

отрасль знаний и деятельности широка и охватывает ... все мероприятия,

которые могут улучшать жизненную обстановку масс населения”.

Е. А. Осипов — один из основоположников земской медицины и санитарной

статистики. Впервые в России ввел карточную регистрацию заболеваний. Создал

земскую Московскую губернскую санитарную организацию (1884 г.). Разработал

принцип деятельности врачебного участка с лечебницей-стационаром, функции

сельского врача, а также программу санитарного обследования губернии.

Мечников Илья Ильич (1845—1916). Выдающийся биолог и патолог, иммунолог и

бактериолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии, создатель

фагоцитарной теории иммунитета и сравнительной теории воспаления, почетный

член Петербургской академии наук (с 1902 г.) и многих иностранных академий,

лауреат Нобелевской премии (1907 г.).

Окончил естественное отделение физико-математического факультета

Харьковского университета в 1864 г. Защитил в Петербургском университете

докторскую диссертацию в 1868 г. Затем работал в Одесском университете, но

в 1882 г. в связи с репрессиями против студентов ушел из университета.

И. И. Мечников и Н. Ф. Гамалея были инициаторами создания в Одессе

бактериологической и антирабической лаборатории. Она была открыта 12 июня

1886 г. Это была первая бактериологическая лаборатория в России и вторая

(после Парижской) в мире.

В 1888 г. в результате конфликтов с городскими властями и возникших

трудностей в деятельности станции И. И. Мечников вынужден был переехать в

Париж и работать там по приглашению Л. Пастера в его институте.

В 1883 г. на VII съезде русских естествоиспытателей и врачей в Одессе в

своем докладе “О целебных силах организма” И. И. Мечников обосновал взгляд

на инфекционное заболевание как на процесс взаимодействия макро- и

микроорганизмов. Ученый использовал эволюционный подход в изучении

фагоцитоза, на этой основе разработал учение об иммунитете. Изучал течение

сибирской язвы, возвратного тифа, холеры, туберкулеза, сифилиса и других

инфекций, уяснил процесс восприимчивости людей и животных к заразным

болезням. Главную роль в иммунитете отводил фагоцитам — подвижным клеткам,

поглощающим и переваривающим микробы.

Большое значение имели исследования И. И. Мечникова по экспериментальному

сифилису, брюшному тифу и туберкулезу.

В последние годы жизни великий ученый работал над проблемой долголетия.

Он считал, что смерть, наступающая в возрасте менее 100—120 лет,

преждевременна и является результатом неправильного образа жизни. Эти его

положения отражены в трудах “Этюды о природе человека” (1903 г.) и “Этюды

оптимизма” (1907 г.). Многое из положений И. И. Мечникова о старости и

смерти не было подтверждено медицинской наукой, но за ним осталась заслуга

инициатора научного изучения этих явлений.

В 1909 г. И. И. Мечников был избран почетным профессором Психо-

неврологического института, от которого берет начало наш вуз. Решением

ученого совета от 26.12.94 г. Санкт-Петербургской государственной

медицинской академии присвоено имя И. И. Мечникова, в связи со 150-летием

со дня его рождения.

С 1917 г., в условиях формирования нового общественного строя в нашей

стране, создаются новые органы управления и формируются теоретические

основы здравоохранения, ведущая роль в разработке которых принадлежит Н. А.

Семашко и З. П. Соловьеву.

Н. А. Семашко — теоретик и организатор здравоохранения, первый народный

комиссар здравоохранения (1918—1930 гг.). Под его руководством

разрабатывались принципы здравоохранения — государственный характер,

профилактическая направленность, бесплатность и общедоступность

квалифицированной медицинской помощи, единство науки и практики, широкое

участие общественности в решении вопросов охраны здоровья. Н. А. Семашко

создал новую науку — социальную гигиену и стал первым заведующим кафедрой

социальной гигиены (1922 г.). Создал новые виды здравоохранения — охрана

материнства и младенчества, санаторно-курортное дело. При его активном

участии был создан Государственный научный институт народного

здравоохранения им. Л. Пастера, перестроена система высшего медицинского

образования, в Москве и Ленинграде организованы институты физической

культуры.

З. П. Соловьев — теоретик и организатор гражданского и военного

здравоохранения, заместитель народного комиссара здравоохранения, начальник

Главного военно-санитарного управления. В 1923 г. организовал кафедру

социальной гигиены во 2-м Московском медицинском институте. Внес большой

вклад в развитие профилактического направления здравоохранения, в реформу

медицинского образования.

З. Г. Френкель — один из основоположников социальной гигиены в стране.

Организатор и руководитель кафедры социальной гигиены 2-го Ленинградского

медицинского института (1923—1949 гг.), крупный специалист по коммунальной

гигиене, демографии и геронтологии, руководитель Гигиенического общества

Ленинграда в течение 27 лет.

Период Великой Отечественной войны и послевоенные годы связаны с

развитием военной медицины, восстановлением материальной базы

здравоохранения и активной подготовкой медицинских кадров.

Начиная с 1961 г. принимается ряд законодательных актов и постановлений

Правительства, направленных на развитие системы здравоохранения. Важнейшей

социальной задачей провозглашена охрана здоровья населения. Укрепляется

материальная база здравоохранения, осуществляется специализация медицинской

помощи, совершенствуется система первичной медико-санитарной помощи.

Становлению социальной гигиены в эти годы способствовали известные ученые

С. В. Курашев, Г. А. Баткис, С. Я. Фрейдлин,

Е. Я. Белицкая и др.

Современный период медико-социальных исследований проблем здоровья

населения и здравоохранения связан с именами ведущих отечественных ученых:

Ю. П. Лисицына, О. П. Щепина, О. В. Грининой, Э. Д. Грибанова, И. Н.

Денисова, К. И. Журавлевой, И. П. Катковой, Ю. М. Комарова, В. З.

Кучеренко, И. В. Лебедевой, В. А. Миняева, А. М. Москвичева, В. К.

Овчарова, А. И. Потапова, И. В. Пустового, Л. Г. Розенфельд, О. М.

Хромченко, С. Я. Чикина и др.

В последние годы приоритетными проблемами здравоохранения являются такие,

как охрана материнства и детства, становление государственного санитарного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.