реферат, рефераты скачать
 

Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)


госсанэпидслужбы;

5) использовать право на получение информации о санитарно-эпидемической

обстановке на благо своего здоровья и здоровья окружающих.

Формы и методы планирования работы центров ГСЭН

Для планирования работы в центрах ГСЭН необходимо иметь данные о составе

населения, медико-демографической ситуации (рождаемость, смертность и др.),

о заболеваемости, об основных характеристиках образа жизни и перспективах

социально-экономической ситуации и состояния окружающей среды. Различают

планирование перспективное (стратегическое) и текущее (тактическое).

Организация выполнения планов включает мероприятия по подготовке различных

решений, достаточному и своевременному обеспечению кадрами, материальными и

финансовыми ресурсами, по координации деятельности различных специалистов

медицинского и немедицинского профиля, методическое руководство и др.

Планирование деятельности приобретает специфические особенности в

соответствии с уровнем управления санитарно-эпидемиологической службы.

Ответственность за организацию, планирование и непосредственное проведение

мероприятий на конкретной территории лежит на главном государственном

санитарном враче данного административного уровня.

Планы работы можно подразделить на 4 основные группы:

1) планы работы по времени (текущие и перспективные); 2) планы центра ГСЭН

по содержанию планируемых мероприятий (планы развития и планы деятельности

структурных подразделений); 3) комплексные планы санитарно-оздоровительных

и противоэпидемических мероприятий; 4) планы-задания по объектам,

подлежащим санитарному надзору. При составлении плана можно

руководствоваться функционально-отраслевым, проблемно-тематическим и

программно-целевым принципами.

Функционально-отраслевой принцип планирования позволяет выделить

конкретные задачи на планируемый период с учетом объема и характера

деятельности конкретного отдела, лаборатории, отделения, специалиста. Он

наиболее удобен при текущем квартальном планировании, а также при

планировании на год разделов работы каждого подразделения.

Проблемно-тематический принцип составления плана позволяет выделить

основные, общие для всей санэпидслужбы административной территории

мероприятия независимо от того, какие подразделения являются их

исполнителями. Этот метод наиболее приемлем при составлении комплексных

планов по отдельным проблемам (санитарная охрана воздушного бассейна,

почвы, водоемов; профилактика кишечных инфекций, травматизма) и

соответствует структуре центров ГСЭН в настоящий период.

При этом методе планирования различные по характеру мероприятия

объединены общей задачей, единой направленностью, что позволяет определить

их стоимость, ожидаемую экономическую, социальную и медико-санитарную

эффективность.

Программно-целевой принцип планирования более наукоемок и эффективен. Он

предусматривает: постановку конкретных и реальных целей в масштабе всего

учреждения или территории; определение задач, необходимых для их

реализации; уточнение ожидаемых результатов для каждой из целей, по степени

достижения которых можно судить об эффективности деятельности; разработку

пакетов мероприятий, ориентированных на выполнение конкретных целевых

установок; распределение мероприятий по исполнителям, соисполнителям и

видам комплексирования (внутриучрежденческое — между специалистами

различных подразделений центра ГСЭН; внутриотраслевое — взаимодействие

учреждений, входящих в систему госсанэпидслужбы; межотраслевое — проведение

мероприятий совместно с органами власти и управления, другими контрольными

и надзорными структурами); определение сроков исполнения и разработку

системы контроля реализации планового документа; расчет стоимости

мероприятий и определение источников их финансирования.

Этот принцип обеспечивает комплексность и большую целенаправленность

деятельности госсанэпидслужбы, отражает координирующую роль центров ГСЭН

при проведении профилактических и оздоровительных мероприятий на

административных территориях.

При планировании на территориальном уровне допускается сочетание

функционально-отраслевого и проблемно-тематического принципов. Годовой план

работы можно сгруппировать по 4 основным разделам: 1) организационные

мероприятия и работа с кадрами; 2) мероприятия по предупреждению и снижению

заболеваемости;

3) общесанитарные и оздоровительные мероприятия; 4) материально-техническое

оснащение. Выделяют основные проблемы и задачи, участие в решении этих

проблем различных подразделений.

Простейшей формой текущего планирования является индивидуальное

планирование. С этой целью каждый сотрудник составляет план-график работы

на определенный период (как правило, на месяц). Составляются планы-графики

командировок, выполнения научно-практической работы и т. п. При составлении

плана-графика необходимыми предпосылками являются общие задачи годового

плана, анализ эффективности обследования объектов за предыдущий период,

дополнительная информация по изменению санитарного состояния на объекте

(изменение режима работы, возможности реконструкции объекта, предложения

администрации, общественности и др.).

Индивидуальные планы должны быть конкретными. В них должны быть отражены

объекты и сроки обследования, отметки о контроле выполнения, результаты.

При планировании числа посещений объектов санитарными врачами и их

помощниками в течение года исходят из принятых ранее ориентировочных норм:

пищевые объекты — 7—8 раз, коммунальные — 4—5 раз, детские и подростковые

учреждения — 8—9 раз. Один хозяйственно-пищевой водопровод планируется

обследовать 10—12 раз в год. Посещать объекты в виде предупредительного

санитарного надзора желательно не менее 4 раз в год.

Составлением годового плана не ограничивается плановая работа. В

последние годы в деле планирования большое внимание стало уделяться

разработке так называемых комплексных планов (оздоровления внешней среды,

профилактики отдельных заболеваний и др.). План называется комплексным

потому, что он охватывает весь комплекс санитарно-противоэпидемических и

лечебно-профилактических мероприятий.

Планы-задания составляют только на те объекты, где необходимо проведение

крупных санитарно-гигиенических мероприятий, требующих больших

капиталовложений (реконструкция, строительство и благоустройство детских

оздоровительных лагерей, баз отдыха и др.).

Основными требованиями, предъявляемыми к планам, являются: актуальность,

конкретность, действенность и реальность каждого планируемого мероприятия;

совместное участие различных специалистов в осуществлении запланированных

мероприятий; выделение главных задач на данный отрезок времени; оценка

качества выполнения и эффективности.

Социально-гигиенический мониторинг

“Федеральной программой развития Госсанэпидслужбы Российской Федерации на

1993—1995 годы” предусмотрены разработка, внедрение и эксплуатация системы

информационного обеспечения санэпидблагополучия населения в соответствии с

федеральной целевой программой “Информатизация России”.

Автоматизированная информационная система “Санэпид” направлена на

создание локальных, региональных и федеральных информационных полей, банков

и баз данных о состоянии здоровья населения и среды обитания, сопряженных с

другими информационными системами и доступных для пользователей всех

уровней службы; органов государственного управления, заинтересованных

предприятий, организаций, учреждений и граждан.

Для обеспечения эффективного наблюдения, оценки и прогнозирования

санитарно-эпидемиологического благополучия населения, своевременного

установления, предупреждения и устранения (уменьшения) причин и условий,

неблагоприятно воздействующих на здоровье, постановлением Правительства РФ

№ 1146 от 06.10.94 г. утверждено “Положение о социально-гигиеническом

мониторинге”, регламентирующее условия его реализации.

По представлению центров ГСЭН органы власти субъектов Федерации на своем

уровне принимают соответствующие постановления, в которых возлагают на

госсанэпидслужбу территории разработку территориальной программы,

определяющей структуру, содержание и порядок ведения СГМ, объем средств из

местного бюджета на финансирование работ; поручают (предлагают) центру ГСЭН

территории осуществлять руководство и координацию работ по проведению,

совместно с уполномоченными на это Правительством РФ органами и

учреждениями, социально-гигиенического мониторинга.

Задачами социально-гигиенического мониторинга являются:

— организация системы непрерывного наблюдения за показателями,

характеризующими состояние здоровья, приоритетными факторами среды обитания

человека и формирование специализированных банков данных;

— системный анализ данных с использованием современных геоинформационных

технологий;

— интеграция системы СГМ и информационных систем правительства области;

— предоставление органам исполнительной власти и управления,

организациям, учреждениям, предприятиям и гражданам достоверной информации

о состоянии здоровья населения, среды обитания;

— формирование научно обоснованных предложений, региональных программ и

нормативов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического

благополучия населения области.

Организационная структура СГМ выглядит следующим образом.

1. СГМ организуется на местном (районном, городском) и региональном

(областном) уровнях и осуществляется областными, районными и городскими

центрами ГСЭН совместно с уполномоченными на то министерствами,

департаментами, комитетами правительства, администрациями территорий,

учреждениями здравоохранения, медицинскими страховыми фондами, учреждениями

статистики, территориальными органами Госкомприроды, Росгидромета,

Госкомзема, Рослесхоза, Госкомрыболовства, Госстандарта и другими

заинтересованными организациями, контролирующими и надзорными органами.

2. Участники СГМ осуществляют согласованный поэтапный переход на

представление информации в единых форматах, создают единую

телекоммуникационную систему обмена информацией, формируют

специализированный банк данных системы СГМ на базе областного центра ГСЭН.

3. При проведении социально-гигиенического мониторинга на местном уровне

обеспечиваются:

— сбор, хранение и анализ информации, характеризующей санитарно-

эпидемиологическое благополучие населения территорий (данные о здоровье

населения, заболеваемости, смертности, инвалидности, условиях воспитания и

развития детей и подростков, социальной среде обитания человека, природно-

климатических факторах и источниках антропогенного воздействия на человека

и окружающую среду, охране и условиях труда, радиационной безопасности и

др.);

— создание информационного фонда СГМ;

— оценка состояния здоровья населения территории, окружающей природной,

производственной и социальной среды, а также прогнозирование их изменений;

— подготовка предложений органам местного самоуправления по обеспечению

санитарно-эпидемиологического благополучия населения территории.

4. При проведении СГМ на областном уровне обеспечиваются:

— методическое руководство и координация работ ведения, материально-

технического и информационного обеспечения СГМ;

— осуществление системного анализа с использованием современных

геоинформационных технологий, данных о состоянии здоровья населения и среды

обитания;

— передача информации (в установленные сроки и в единых форматах) в

областную правительственную информационную систему, Российский

информационно-аналитический центр и подсистемы учреждений (ведомств,

организаций), задействованных в проведении СГМ на территории;

— подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно-

эпидемиологического благополучия населения территории для принятия решений

правительством области по профилактике заболеваемости и преждевременной

смертности населения.

Информационный фонд СГМ представляется в виде систематизированных в

определенном порядке данных многолетних наблюдений за состоянием здоровья

населения, среды его обитания, а также нормативно-справочных материалов,

сведенных в статистические регистры — базы данных, с использованием

современных геоинформационных и аналитических технологий.

Информационный фонд СГМ состоит из данных, характеризующих здоровье

населения. В их число входят:

— медико-демографические показатели (численность, плотность населения,

рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, средняя

продолжительность ожидаемой жизни при рождении и др.), отягощенность

наследственной патологии, уровень физического развития, инфекционная и

неинфекционная заболеваемость;

— состояние среды обитания человека (природно-климатические факторы,

состояние атмосферного воздуха, качество питьевой воды и состояние водоемов

в местах водопользования, загрязнения почвы, производственно-

профессиональные факторы, факторы жилищной среды, питания и др.);

— социально-экономическое положение населенных пунктов территории,

оказывающее влияние на изменение санитарно-эпидемиологического благополучия

(уровень материального благосостояния жителей, жилищные условия,

длительность проживания и миграции, состав производств, степень социальной

защищенности работающих, обеспеченность массовыми оздоровительными

учреждениями, доступность медико-социальной помощи, особенности образа

жизни и поведения населения и др.).

Информационный фонд СГМ на районном уровне формируется на базе данных

территориальных медицинских объединений районными отделами статистики,

страховыми фондами и компаниями, загсами, районными комитетами по охране

природы, местными администрациями.

На областном уровне информационный фонд создается на базе данных

наблюдений, проводимых территориальными органами госсанэпиднадзора

совместно с уполномоченными на то министерствами, департаментами,

комитетами правительства, администрациями территорий, учреждениями

здравоохранения, медицинскими страховыми фондами, учреждениями статистики,

Комитетом по охране окружающей среды, Управлением по гидрометеорологии и

мониторингу окружающей среды, Бассейновым управлением по охране и

воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, Региональным

геологическим центром и другими территориальными органами.

Обмен данными информационного фонда СГМ между органами, учреждениями и

организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга,

осуществляется бесплатно.

Таким образом, система социально-гигиенического мониторинга представляет

собой эффективный механизм реализации основной задачи Госсанэпидслужбы РФ —

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Особенности работы центров ГСЭН в новых экономических условиях

Современные социально-экономические процессы в России сопровождаются

неблагоприятными тенденциями в динамике показателей здоровья и качества

среды обитания. Происходит активизация миграционных процессов,

сопровождающаяся ростом заболеваемости социально значимыми заболеваниями,

ухудшается трудовая и технологическая дисциплина, продолжается

перепрофилизация производства, все большее число предприятий работает в

негосударственной сфере производства.

Госсанэпидслужба работает в условиях дефицита бюджетного финансирования,

оттока квалифицированных специалистов, низкой социальной защищенности

сотрудников. В этих условиях наибольшее значение приобретают следующие

аспекты деятельности системы госсанэпиднадзора:

— анализ, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения и среды

обитания, что позволяет проводить противоэпидемические и санитарно-

гигиенические мероприятия более целенаправленно, повышать их эффективность

и снижать себестоимость;

— активное использование механизма экономической ответственности

хозяйствующих субъектов за нарушение санитарного законодательства;

— комплексирование и координация деятельности с органами власти и

управления, хозяйствующими субъектами и общественными организациями;

— проведение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности продуктов

питания, питьевой воды, почвы и атмосферного воздуха в местах проживания

населения, участие в лицензировании и сертификации товаров и услуг;

— санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения (особенно

молодых предпринимателей с низким уровнем гигиенической культуры);

— активное использование внебюджетных источников финансирования, рост

заработной платы в целях сохранения кадров.

Основы финансирования деятельности санэпидслужбы.

Составление финансового плана

Источниками финансирования деятельности учреждений санэпидслужбы

являются средства, полученные:

— из бюджета на проведение санитарно-профилактических мероприятий по

установленному нормативу;

— от предприятий, организаций и населения за выполненные на договорной

основе работы;

— за счет снижения ЗВУТ;

— от сдачи в аренду, продажи изношенного, устаревшего или

неиспользованного оборудования;

— от реализации сверхнормативных запасов дезинфекционных средств,

аппаратуры, за счет усовершенствования технологий производства

дератизационных и дезинсекционных препаратов;

— за оказание консультативной помощи кооперативам, предприятиям,

организациям и лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью;

— за проведение методической, учебной, опытно-конструкторской,

пропагандистской и консультативно-оздоровительной работы;

— из фонда охраны природы (штрафы с предприятий, загрязняющих окружающую

среду);

— от учреждений за несоблюдение договорных обязательств;

— от добровольных пожертвований общественных организаций, граждан и др.

Фонды учреждения (объединения). В зависимости от избранной формы

хозяйствования учреждение (объединение) образует фонд заработной платы,

фонд производственного и социального развития, фонд материального

поощрения, единый фонд оплаты труда. Оно может создавать также резервный

фонд.

Бюджетное финансирование центров ГСЭН первого уровня управления

осуществляется централизованно через областные центры. При этом учитывается

не только категория центра, но и наличие приоритетных направлений и

специальных оздоровительных программ, а также санитарно-эпидемическое

состояние. Финансовый план центра распределяется по статьям расходов — на

заработную плату, хозяйственные нужды (аренда помещения, отопление,

водоснабжение, электричество и др.), оплату командировочных и служебных

разъездов, приобретение дезсредств, оборудования и инвентаря

и др.

Принципы формирования себестоимости основываются на определении единицы

учета стоимости и объема (количества). За единицу учета принимается вид

работ, осуществляемых работниками санитарно-профилактических учреждений. На

выполняемые виды работ рассчитываются нормативы затрат. В себестоимость

медико-санитарного обеспечения населения включаются все виды затрат,

производимых учреждением по статьям бюджетной сметы с учетом амортизации

основных средств.

Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов

в проведении первичной и вторичной профилактики

Основное направление деятельности лечебно-профилактического учреждения —

проведение мер индивидуальной профилактики (выявление ранних стадий

заболеваний при профилактических осмотрах и диспансеризации, прививки,

медицинское воспитание населения и др.). Санитарно-эпидемиологическая

служба решает вопросы общественной профилактики, осуществляя санитарный

надзор за объектами национального хозяйства для предупреждения ситуаций,

нарушающих здоровые условия жизни населения (условия труда, быта, питания,

состояние окружающей среды и др.).

Первичная профилактика (медико-социальная, активная) направлена на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.