реферат, рефераты скачать
 

Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)


массовых заболеваний, отравлений и смерть людей. Должностные лица и

граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Предприятия и организации несут экономическую ответственность за

нарушение санитарного законодательства. Предприятия, допустившие

загрязнение окружающей среды, выпуск (или) реализацию продукции,

употребление (использование) которой привело к возникновению массовых

инфекционных или неинфекционных заболеваний или отравлений людей, по

постановлению главного государственного санитарного врача или его

заместителя обязаны: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить

затраты лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на

оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и

противоэпидемических мероприятий.

Порядок обжалования постановлений должностных лиц госсанэпидслужбы о

наложении административных взысканий изложен в “Инструкции о порядке

привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и

наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения”

(утверждена приказом Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 г., № 61).

Постановление главного государственного санитарного врача (или его

заместителя) о наложении штрафа может быть обжаловано у вышестоящего

главного государственного санитарного врача (или у его заместителя) или в

районном (городском) суде, решение которого является окончательным.

Постановление о наложении предупреждения может быть обжаловано у

вышестоящего главного государственного санитарного врача или его

заместителя, после чего жалоба может быть подана в районный (городской)

суд, решение которого является окончательным. Жалоба может быть подана в

течение 10 дней с момента вынесения постановления и рассматривается

вышестоящим главным государственным санитарным врачом в 10-дневный срок со

дня ее поступления.

Последовательность мер административного воздействия

при санитарных правонарушениях

Применение мер административного воздействия осуществляется в

соответствии с “Инструкцией о порядке привлечения должностных лиц, граждан

к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц

за санитарные правонарушения”. Процесс привлечения к административной

ответственности включает следующие этапы.

1. Констатация факта нарушения действующей санитарно-правовой нормы или

невыполнения в установленный срок полученного распоряжения санитарного

врача (врача-эпидемиолога) по конкретному вопросу, имеющему санитарно-

противоэпидемическое значение.

2. Выявление ответственных лиц и установление их виновности в данном

случае.

3. Возбуждение дела о санитарном правонарушении (начинается с составления

протокола). Основанием для этого могут служить факты санитарного

обследования, докладные, протоколы лабораторно-инструментальных

исследований и другие документы. Протокол о санитарном правонарушении может

быть составлен должностными лицами, осуществляющими госсанэпиднадзор.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим

административное правонарушение.

4. Рассмотрение дела (при этом могут участвовать лица, привлекаемые к

ответственности, должностные лица, адвокат, свидетели, эксперты и др.).

Решение по протоколу о санитарном нарушении, наложению штрафа и др. может

приниматься главным врачом центра ГСЭН (главным государственным санитарным

врачом или его заместителем). Более ответственные дела могут быть переданы

в административные комиссии, органы внутренних дел, прокуратуру, арбитраж и

др.

Рассмотрев дело о санитарном правонарушении, главный государственный

санитарный врач или его заместитель выносит постановление о наложении

административного взыскания. Применяются меры административного воздействия

в виде предупреждения или штрафа. В соответствии с п. 3 ст. 29 закона “О

санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” устанавливаются

следующие размеры штрафа: на должностных лиц — не более суммы трехмесячного

дохода, на работающих граждан — не более суммы месячного дохода. Выбор меры

определяется составом правонарушения, совокупностью смягчающих вину

обстоятельств, выявленных в ходе рассмотрения дела.

Обжалование решения. Постановление о наложении административного

взыскания может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного

санитарного врача или в суде, решение которого является окончательным.

Жалоба подается в течение 10 дней после вынесения постановления.

Исполнение постановления. Постановление подлежит исполнению с момента его

вынесения (при обжаловании вступает в силу в случае оставления жалобы без

удовлетворения). Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее чем через

15 дней со дня вручения ему соответствующего постановления. В случае

неуплаты штрафа в указанный срок постановление об удержании суммы штрафа в

принудительном порядке направляется по месту постоянной работы нарушителя.

Постановление о наложении административного взыскания должно быть исполнено

в течение 3 месяцев со дня вынесения.

Система учета и отчетности в учреждениях санэпидслужбы

Учетно-отчетная документация является важнейшим компонентом системы

информационного обеспечения деятельности санэпидслужбы. Данные учетных и

отчетных статистических форм лежат в основе анализа, сравнения и оценки

труда специалистов, структурных подразделений и санитарно-профилактических

учреждений. Они во многом определяют качество и эффективность оперативного

управления и контроля, текущего и перспективного планирования,

взаимодействия с лечебно-профилактическими и другими учреждениями.

Органы и учреждения Госсанэпидслужбы РФ проводят государственный учет

инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных

заболеваний и отравлений в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье

факторов среды обитания.

Система информационно-аналитической деятельности санэпидслужбы включает в

себя анализ данных социально-гигиенического мониторинга, сравнение и оценку

труда специалистов, структурных подразделений и учреждений.

Достоверность учетных и отчетных статистических форм обеспечивается

полнотой регистрации, своевременностью составления и представления,

сравнимостью и сопоставимостью, преемственностью и точностью информации.

Учетная документация в учреждениях санэпидслужбы дает возможность

сплошного и выборочного анализа данных об инфекционных и паразитарных

заболеваниях, профилактических прививках, предупредительном и текущем

санитарном надзоре, лабораторной, дезинфекционной и юрисдикционной

деятельности. Примеры учетных статистических форм:

— заключение по отводу земельного участка под строительство (№ 301/у);

— заключение по проекту (№ 303/у);

— акт санитарного обследования (№ 315/у);

— карта эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания

(№ 357/у);

— протокол исследования питьевой воды (№ 327/у);

— протокол измерений шума и вибрации (№ 334/у);

— рабочий журнал вирусологических исследований (№ 386/у);

— протокол о санитарном правонарушении (№ 001/у).

Статистическая отчетность осуществляется по формам: 1) федерального

государственного и 2) отраслевого статистического наблюдения; первые

утверждаются Госкомстатом РФ и служат для обобщения и анализа в

государственном масштабе проблем, имеющих федеральное значение; вторые

утверждаются Министерством здравоохранения РФ и служат для обобщения и

анализа в отраслевом масштабе проблем, имеющих текущее и оперативное

значение.

Сводные (по учреждению, по территории, по санэпидслужбе) формы

государственного и отраслевого статистического наблюдения представляются в

вышестоящие организации и органы госсанэпиднадзора с установленной

кратностью (месячные, квартальные, полугодовые, годовые) и в установленные

сроки.

Формы федерального государственного статистического наблюдения:

— отчет об инфекционных и паразитарных заболеваниях (№ 2);

— отчет о профилактических прививках (№ 5);

— отчет о медицинских кадрах (№ 17);

— сведения о санитарном состоянии района, города, автономного

образования, области, края, республики (№ 18).

Формы отраслевого статистического наблюдения:

— отчет о сети, структуре, штатах и кадрах санитарно-профилактических

учреждений (№ 19-санэпид.);

— отчет о микробиологических исследованиях объектов окружающей среды (№

22 -санэпид. — САНБАК);

— отчет о работе отделов (отделений, лабораторий) радиационной гигиены (№

26-санэпид.).

Государственная и отраслевая отчетность службы в настоящее время

совершенствуется и развивается.

Отчетные формы бывают оперативной отчетности и текущей. Формы оперативной

отчетности (отчеты о движении инфекционных больных, о профессиональных

заболеваниях, травматизме, пищевых отравлениях, прививочной работе,

профилактических мероприятиях и др.) составляются ежемесячно,

ежеквартально.

Формы текущей отчетности заполняются в течение года, к концу года

составляется сводный отчет, который представляется в вышестоящие

организации госсанэпиднадзора не позднее середины января.

Методика анализа деятельности центра ГСЭН

Деятельность центра ГСЭН (независимо от типа и категории) анализируется

по трем группам показателей — количественные, качественные и эффективности.

Анализ — это выявление проблем, поиск новых вариантов решения на основе

полученной информации об объекте.

К продукции специалиста гигиенического профиля могут быть отнесены:

годовой план работы и исполнение его разделов, санитарное обследование

объекта, проведение экспертизы, составление проектов решения, справок,

докладов, представление материалов о правонарушении, разработка предложений

по оздоровлению различных групп населения и среды обитания и др.

Количественные показатели отражают активность (число проведенных

мероприятий за определенный срок) деятельности специалиста.

Количественные критерии оценки деятельности центров ГСЭН включают

обеспеченность различными видами санитарно-эпидемиологического

обслуживания, укомплектованность штатами и оборудованием, число

обследований объектов, лабораторных исследований, проведенных мероприятий,

полноту охвата объектов или контингентов, подлежащих санитарному надзору,

показатели кратности проведенных обследований (исследований), выявленных

инфекционных больных и бактерионосителей.

Оценка качества деятельности врача состоит из трех основных компонентов:

качества условий работы, качества процесса труда и качества продукции или

результатов.

Качественные характеристики деятельности центров ГСЭН оцениваются числом

обследований с применением лабораторных и инструментальных методов,

своевременностью их проведения, сроками выявления и ликвидации

эпидемического очага и др.

Стандарты качества могут быть разделены на 4 группы: 1) квалификационные

модели специалистов, основанные на должностных требованиях); 2) структурно-

организационные (содержат количественные и качественные характеристики

организации деятельности); технологические (определяют необходимые свойства

элементов работы, операций и процедур в процессе труда) и 4) комплексные

модели, включающие указанные в пунктах 1—3.

К аналитическим задачам могут быть отнесены: изучение причин изменений в

состоянии здоровья населения, окружающей среды, объектов надзора;

определение приоритетных направлений деятельности; выявление факторов

риска, оценка и маркетинг медико-профилактических услуг. Качественная

деятельность центров ГСЭН предусматривает интеграцию и координацию усилий

специалистов различных учреждений — внутриведомственных и вневедомственных,

медицинского и немедицинского профиля.

Эффективность (результативность) труда — третий компонент оценки работы

врача-гигиениста. Существует два основных подхода к определению

эффективности: результативно-целевой и результативно-затратный. При первом

подходе эффективность рассматривается как исполнение (достижение)

задуманной цели, при втором — как отношение результата к затратам

(временным, трудовым, материальным).

Общие показатели эффективности свидетельствуют о динамике инфекционной

заболеваемости населения и заболеваемости с временной утратой

трудоспособности в течение ряда лет, о ликвидации или снижении числа

профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, уменьшении числа объектов

(в конце года), не отвечающих санитарным требованиям. Специальные

показатели эффективности свидетельствуют об удельном весе объектов

(анализов) с улучшенными характеристиками.

В контексте охраны здоровья населения различают 3 категории

эффективности: социальную (отражение интересов конкретных групп населения),

медицинскую (улучшение показателей здоровья) и экономическую, критериями

которой являются экономический ущерб, предотвращенный ущерб и

рентабельность затрат.

В качестве основного источника информации при проведении анализа и оценки

деятельности врача используются документы государственной и отраслевой

статистической отчетности. Учетные документы должны раскрывать содержание

работы специалиста. Первичные документы должны быть формализованы,

максимально унифицированы, с набором готовых группировочных признаков

объекта, позволяющих быстро дать правильный ответ. Эти документы должны

иметь большую информационную емкость, всесторонне отражать состояние

объекта, быть сравнимыми и сопоставимыми.

Показатели анализа должны просто вычисляться. Среди показателей оценки

состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения,

работающих в этом направлении, следует выделить показатели:

— динамики состояния здоровья населения;

— санитарного состояния объектов надзора и среды обитания человека;

— собственно деятельности специалистов (количественные и качественные);

— позволяющие провести оценку и анализ качества условий труда

специалиста, изучить эффективность использования кадров.

Определив непосредственные продукты труда, можно рассчитать показатель

гигиенической эффективности (отношение числа случаев с достигнутым

результатом к общему числу оцениваемых случаев).

Анализ показателей деятельности проводится по следующим основным разделам

статистического годового отчета: штаты и структура; показатели

предупредительного санитарного надзора; показатели текущего санитарного

надзора; эпидемиологические мероприятия и работа в эпидочагах; меры

административного принуждения; показатели хозяйственной и финансовой

деятельности. В статистических таблицах оцениваются показатели динамики

санитарного состояния объектов надзора, среды обитания (водоемы,

атмосферный воздух, почва) и др.

В приложении к годовому отчету (статистическая форма) должны быть

проанализированы:

— структура, категория, укомплектованность штатами, квалификация кадров;

— обеспеченность оборудованием и оснащением;

— трудности в проведении санитарно-эпидемиологического обеспечения,

причины невыполнения тех или иных запланированных мероприятий, конкретные

предложения для улучшения работы;

— практическая помощь на местах в деле организации и проведения

оздоровительных мероприятий;

— комплексность и интеграция в работе отделов и отделений;

— эффективность работы по улучшению санитарно-эпидемического состояния

района;

— данные об организационно-методической и санитарно-просветительной

работе (число совещаний, лекций, общих собраний).

Штаты и структура районного центра ГСЭН

Штаты и структура центра определяются его типом и категорией. Главный

врач, используя предоставленные ему права, может изменять численность

специалистов (в рамках фонда оплаты труда) в зависимости от социально-

экономических и санитарно-гигиенических условий, наличия целевых

комплексных программ и др.

Анализируются обеспеченность санитарными врачами (ориентировочно 2—3 на

10000 жителей), укомплектованность отдельными специалистами (отношение

числа занятых к штатным должностям), соотношение между числом санитарных

врачей, эпидемиологов и числом средних медицинских работников (желательно

не менее 1:4) и другие показатели. В годовом отчете представляются сведения

об усовершенствовании врачей (не реже 1 раза в 5 лет), специализации,

подготовке на рабочем месте, повышении категории, получении лицензии и

сертификата.

Показатели предупредительного санитарного надзора

Абсолютные данные для расчета показателей предупредительного санитарного

надзора представлены в годовой отчетной форме № 18 “Отчет о санитарном

состоянии района, города, области, края, республики”. Форма позволяет

дифференцировать сведения по группам объектов надзора (населенные места и

коммунальные объекты, пищевые объекты, промышленные предприятия,

предприятия торговли и др.).

Анализ и оценка деятельности центра ГСЭН и отдельных специалистов

предусматривают вычисление следующих показателей предупредительного

санитарного надзора:

— выдача заключений по выбору земельного участка — процент заключений, по

которым не получено согласование (от общего числа объектов);

— рассмотрение проектов строительства (доля несогласованных проектов

строительства и реконструкции);

— контроль за строительством, реконструкцией и техническим

перевооружением (процент объектов, на которых были выявлены отступления от

санитарных и строительных норм, приостановлены строительство и

реконструкция, от общего числа объектов с выявленными нарушениями;

— рассмотрение проектов нормативной документации (доля несогласованных

проектов нормативной документации);

— рассмотрение технологий производства (удельный вес технологий

производства, по которым не получено согласование);

— введение объектов в эксплуатацию без разрешения госсанэпидслужбы

(процент объектов, введенных в эксплуатацию без разрешения, от общего числа

введенных в эксплуатацию объектов).

Содержание и показатели текущего санитарного надзора

Текущим называется санитарно-эпидемиологический надзор за действующими

объектами, осуществляемый профильными специалистами (врачами и их

помощниками) санэпидслужбы. Периодичность посещения объекта определяется

степенью его санитарно-гигиенической и эпидемической значимости и

принадлежностью к определенной группе (детские дошкольные учреждения,

предприятия, лечебно-профилактические учреждения и т. п.). При

осуществлении текущего санитарного надзора проводятся динамическое

санитарное наблюдение, лабораторно-инструментальные исследования, выявление

и пресечение санитарных правонарушений, анализ и оценка санитарно-

эпидемической ситуации на объекте, записываются предложения по проведению

санитарно-гигиенических, противоэпидемических и оздоровительных

мероприятий.

Данные, характеризующие деятельность центров ГСЭН в области текущего

санитарного надзора, обобщаются в годовой отчетной форме № 18 “Отчет о

санитарном состоянии района, города, области, края, республики” по

разделам: хозяйственно-питьевое водоснабжение; состояние водных объектов в

местах водопользования; уровни загрязнения атмосферного воздуха;

характеристика состояния почвы; санитарно-гигиеническая характеристика

выпускаемых товаров народного потребления; гигиеническая характеристика

продовольственного сырья и пищевых продуктов; характеристика воздушной

среды закрытых помещений и воздуха рабочей зоны; исследование физических

факторов окружающей человека среды; гигиеническая оценка доз облучения и

радиационных аварий.

Основными показателями текущего санитарного надзора являются: полнота

охвата объектов (в %); средняя кратность обследований по группам объектов;

удельный вес врачебных обследований по группам объектов; доля обследований

объектов с применением лабораторных и инструментальных методов; удельный

вес объектов, не отвечающих санитарным требованиям на конец года; доля

лабораторных (инструментальных) исследований, не отвечающих санитарным

нормам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева В. М., Костродымов Н. Н., Морозов В. П. Маркетинг в

здравоохранении // Экономика и инновационные процессы в здравоохранении:

Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. — М., 1994. — С. 169—206.

Винокуров Б. Л. Технологии медицинского страхования. — Сочи, 1993. — 238

с.

Вишняков Н. И. (ред.). Экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении:

Учебно-методическое пособие. — СПб, 1995. — 39 с.

Гринина О. В., Паначина М. И. Социально-гигиеническое изучение семьи

больного: Методические указания. — М., 1978. — 41 с.

Журавлева К. И. Статистика в здравоохранении. — М.: Медицина, 1981. — 176

с.

Журавлева К. И., Лучкевич В. С. Организация санитарно-эпидемиологической

службы: Учебно-методическое пособие. — Л., 1982. — 68 с.

Кича Д. И. Здоровье и потребность семьи в медико-социальной помощи. — М.,

1993. — 65 с.

Комаров Ю. М. (ред.). Концепция дальнейшего развития здравоохранения и

прикладной медицинской науки в Российской Федерации. — М., 1994. — 180 с.

Корюкин В. Г. (ред.). Здравоохранение Санкт-Петербурга в цифрах. — СПб,

1994. — 54 с.

Кузьменко М. М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях

рыночной экономики. — М., 1994. — 297 с.

Лисицын Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения.

Проблемные лекции: Учебное пособие. — М.: Медицина, 1992. — 509 с.

Лучкевич В. С., Поляков И. В. Основы медицинского страхования в России. —

СПб, 1995. — 88 с.

Миняев В. А. (ред.). Методические указания к практическим занятиям по

социальной гигиене и организации здравоохранения. — Л., 1991. — 110 с.

Родионова В. Н. Менеджмент в здравоохранении в новых экономических

условиях // Экономика и управление здравоохранением

/ Под ред. Ю. П. Лисицына. — М., 1993. — С. 43—83.

Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под

ред. Ю. П. Лисицына. — М.: Медицина, 1984. — Т. 1, 2.

Социальная гигиена и организация здравоохранения / Под ред.

А. Ф. Серенко и В. В. Ермакова. — М.: Медицина, 1984. — 630 с.

Сырцова Л. Е., Костродымов Н. Н. и др. Основы управления в

здравоохранении и менеджмент // Экономика и инновационные процессы в

здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. — М., 1994. —

С. 140—169.

Хромченко О. М., Куценко Г. И. Санитарно-эпидемиологическая служба. — М.:

Медицина, 1990. — 268 с.

Учебное пособие по медицинской статистике / Под ред. Е. Я. Белицкой. —

Л., 1972. — С. 141—146.

Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие /

Под ред. В. З. Кучеренко. — М., 1994. — С. 140—206.

Юрьев В. К. Здоровье населения и методы его изучения: Учебное пособие. —

СПб, 1993. — 144 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Основные теоретические и организационные принципы современного

здравоохранения 3

Социальная медицина и управление здравоохранением как врачебная

специальность и наука о здоровье населения 3

Этапы развития здравоохранения в России 3

МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА

Статистическая совокупность. Учетные признаки. Понятие о сплошных и

выборочных исследованиях. Требования к статистической совокупности и

использованию учетно-отчетных документов 6

Использование абсолютных и производных величин при оценке здоровья

населения и деятельности учреждений здравоохранения. Общие и специальные

коэффициенты 6

Виды вариационных рядов. Методы вычисления, оценки и использования

средних величин во врачебной деятельности 7

Оценка достоверности статистических показателей 7

Вычисление показателей динамического (временного) ряда 8

Графические изображения при статистическом анализе 8

Методы определения причинно-следственных взаимосвязей факторов риска и

здоровья населения, эффективности оздоровительных мероприятий 8

Методы изучения корреляционных связей при оценке показателей здоровья и

факторов окружающей среды 8

Использование метода стандартизации при оценке здоровья населения и

показателей работы учреждений здравоохранения 9

ЗДОРОВЬЕ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

Социальные и биологические факторы здоровья 10

Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды 10

Образ жизни как медико-социальный фактор здоровья 10

Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни 10

Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни 11

Структура центров медицинской профилактики. Их роль в пропаганде

здорового образа жизни 11

Здоровье как показатель эффективности медико-профилактической

деятельности 12

Определение здоровья. Основные методы его изучения. Группы здоровья 12

Основные показатели здоровья населения России. Их медико-cоциальная

оценка 12

Схема комплексного изучения здоровья и факторов, его определяющих 13

Понятие о заболеваемости, распространенности, патологической

пораженности. Источники и учетные признаки при изучении заболеваемости 13

Общая заболеваемость. Основные критерии и показатели. Их медико-

социальная оценка 13

Инфекционная и неэпидемическая заболеваемость. Ее медико-социальное

значение 14

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Учетно-отчетная

документация и оценка показателей. Кратность заболеваний. Индекс здоровья

14

Показатели госпитальной заболеваемости 15

Заболеваемость, выявляемая активно при периодических и массовых

медицинских осмотрах 15

Структура причин смерти. Источники информации, основные показатели и

факторы риска смертности населения и летальности при различных

заболеваниях 15

Использование исходных статистических показателей при оценке физического

развития населения 16

Болезни системы кровообращения как социально-гигиеническая проблема 16

Злокачественные новообразования как социально-гигиеническая проблема 16

Травматизм — социально-гигиеническая проблема 17

Алкоголизм, курение и наркомания как медико-социальная проблема 17

Использование демографических показателей в работе врача. Статика и

динамика населения 18

Возрастно-половая структура населения. Использование этих данных в

работе врача 18

Методика проведения переписи населения. Основные показатели переписи

населения России, их медико-социальная оценка. 18

Специальные показатели рождаемости. Уровни и динамика рождаемости в

России. Основные показатели воспроизводства населения 19

Показатели общей и повозрастной смертности населения. Уровни и динамика

20

Младенческая смертность. Перинатальная смертность. Специальные

показатели младенческой смертности. Методы расчета. Уровни и динамика 20

Медико-социальные аспекты инвалидизации населения. Структура и

организация работы экспертной комиссии. Порядок оформления документов по

стойкой утрате трудоспособности 21

Оздоровление окружающей среды — медико-социальная проблема 21

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

Управление здравоохранением на административной территории 23

Организация и структура первичной медико-социальной помощи городскому

населению. Структура городской поликлиники 23

Основные показатели деятельности поликлиники 24

Функции врачебной должности врача-терапевта и нормативы обслуживания

населения в городской поликлинике 24

Диспансеризация городского населения. Виды диспансеров. Основные

направления их работы 25

Виды стационарной медицинской помощи при плановой и экстренной

госпитализации больных 25

Структура городской больницы. Порядок направления на госпитализацию.

Организация работы приемного отделения больницы 26

Основные показатели работы стационара. Качество диагностики и

преемственность деятельности врачей на догоспитальном и госпитальном этапе

26

Основные принципы организации скорой медицинской помощи 27

Новые формы организации внебольничной помощи населению 28

Организация специализированной медицинской помощи. Роль консультативно-

диагностических центров в профилактике и лечении заболеваний 28

Восстановительно-реабилитационные центры и их структура. Медико-

социальное значение восстановительного лечения. 28

Организация медицинской помощи сельскому населению 29

Структура деятельности первичного звена медицинской помощи сельскому

населению 29

Показатели организационно-методической работы областной больницы 30

Формы обслуживания работающих на промышленных предприятиях. Структура и

назначение медико-санитарной части 30

Основные направления работы и функции цехового врача-терапевта 30

Профилактическая работа на промышленном предприятии. Структура

комплексного плана лечебно-профилактических мероприятий 31

Порядок учета и регистрации ЗВУТ на предприятиях и в учреждениях 31

Организация и порядок выдачи листков нетрудоспособности при заболеваниях

и травмах 31

Анализ заболеваемости с ВУТ как критерий оценки экономической

эффективности медико-социальных мероприятий 32

Охрана материнства и детства — приоритетное направление здравоохранения.

Медико-социальные и правовые основы охраны материнства и младенчества 32

Структура и показатели деятельности женской консультации и родильного

дома 33

Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям. Функциональные

обязанности и показатели работы педиатра 35

Особенности работы по оказанию стационарной помощи детям. Виды

стационарной лечебной и восстановительно-профилактической помощи 37

Организация стоматологической помощи. Медико-социальные факторы

стоматологической заболеваемости 37

Организация санаторно-курортного лечения. Порядок оформления врачом

медицинской документации 38

Социальная, медицинская и экономическая эффективность здравоохранения

38

Реформа первичной медико-социальной помощи 39

Основные направления реформы здравоохранения 40

Экономика здравоохранения. Источники финансирования. Структура

распределения и финансовый план учреждения. Понятие о стоимости

медицинских услуг. Платные и бесплатные виды медицинской помощи 41

Менеджмент в здравоохранении 43

Основы маркетинга 44

Медицинское страхование, его роль и пути совершенствования 46

Основные принципы и виды медицинского страхования 46

Медицинское страхование и социальное обеспечение населения 47

Основные организационно-методические принципы научной организации труда

в учреждениях здравоохранения 47

Перспективное и текущее планирование медицинской деятельности,

определение потребности в кадрах 48

Методы планирования индивидуальной работы врачей. Показатели качества и

эффективности их работы 49

Комплексное планирование лечебно-профилактической помощи на

административной территории. Структура и порядок утверждения комплексных

планов 49

Система подготовки и усовершенствования кадров в условиях реформирования

высшего медицинского образования 50

Деятельность врачей общей практики в России и за рубежом 50

Современные теории медицины и здравоохранения 52

Системы и тенденции развития здравоохранения в мире. Первичная

медицинская помощь. Основные показатели состояния здоровья и обеспечения

медицинской помощью 53

Международное сотрудничество в области медицины. Структура и роль

Всемирной организации здравоохранения 53

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Закон “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Этапы

его внедрения. Организация работы и лицензирования медицинских учреждений

55

Права и обязанности медицинских учреждений, страховых компа-

ний и населения при обязательном и добровольном медицинском страховании 55

Прфессиональные права и обязанности медработников в условиях перехода на

рыночные отношения и медицинское страхование. Понятие о врачебной и

коммерческой тайне 56

Основные правовые принципы охраны здоровья населения 56

Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической

деятельности 57

Правовой статус медицинских и фармацевтических работников 58

Правовой статус лечащего врача 58

Правовой статус пациента 58

Правовой статус муниципальной системы здравоохранения 59

Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного

предпринимательства 59

Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового

права 59

Трудовой договор: понятие, содержание, виды, формы и порядок заключения

59

Испытание при приеме на работу 60

Изменение трудового договора. Условия и порядок перевода работника на

другую постоянную или временную работу 60

Прекращение трудового договора. Увольнение работников по собственному

желанию и по инициативе администрации 60

Материальная ответственность 61

Трудовая дисциплина. Виды дисциплинарных наказаний и порядок их

применения 61

Правовое регулирование обязательственных отношений. Правовые способы

обеспечения надлежащего исполнения обязательств 62

Основные принципы гражданско-правовой ответственности. Ответственность за

неисполнение принятых на себя обязательств 62

Деонтологические проблемы врачебной деятельности. Содержание “Клятвы

врача России” 62

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Становление организационной структуры государственного санитарно-

эпидемиологического надзора. Отечественные организаторы гигиенической науки

и практики 64

Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” 64

Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы

Российской Федерации 65

Структура центра ГСЭН. Организация и основные направления его работы 66

Организационно-методическая работа областного центра ГСЭН 67

Штаты и кадры районных (городских) центров ГСЭН. Современные подходы к

штатно-кадровому обеспечению деятельности госсанэпидслужбы 68

Основные нормативные правовые акты и документы, определяющие

деятельность госсанэпидслужбы, разработку и реализацию федеральных и

региональных целевых программ 69

Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-

эпидемиологического благополучия населения 70

Права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-

эпидемиологического благополучия 71

Формы и методы планирования работы центров ГСЭН 71

Социально-гигиенический мониторинг 72

Особенности работы центров ГСЭН в новых экономических условиях 73

Основы финансирования деятельности санэпидслужбы. Составление финансового

плана 74

Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и

вторичной профилактики 74

Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоя-

нием ЛПУ 75

Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями 75

Пути привлечения населения к проведению санитарных и противоэпидемических

мероприятий 76

Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-

эпидемиологического благополучия населения 76

Основы делопроизводства в центрах ГСЭН 77

Административно-правовые основы деятельности центров ГСЭН 77

Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий

должностных лиц 78

Последовательность мер административного воздействия при санитарных

правонарушениях 78

Система учета и отчетности в учреждениях санэпидслужбы 79

ЛР № 010496

Подписано в печать 18.03.97 г. Формат 60х84/16. Бумага тип. Гарнитура

Таймс. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 11,5. Тираж 700 экз. Заказ 468.

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия

им. И. И. Мечникова

195067, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., 47

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.