| |||||
МЕНЮ
| Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)массовых заболеваний, отравлений и смерть людей. Должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предприятия и организации несут экономическую ответственность за нарушение санитарного законодательства. Предприятия, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных или неинфекционных заболеваний или отравлений людей, по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя обязаны: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить затраты лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Порядок обжалования постановлений должностных лиц госсанэпидслужбы о наложении административных взысканий изложен в “Инструкции о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения” (утверждена приказом Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 г., № 61). Постановление главного государственного санитарного врача (или его заместителя) о наложении штрафа может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача (или у его заместителя) или в районном (городском) суде, решение которого является окончательным. Постановление о наложении предупреждения может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача или его заместителя, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней с момента вынесения постановления и рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом в 10-дневный срок со дня ее поступления. Последовательность мер административного воздействия при санитарных правонарушениях Применение мер административного воздействия осуществляется в соответствии с “Инструкцией о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения”. Процесс привлечения к административной ответственности включает следующие этапы. 1. Констатация факта нарушения действующей санитарно-правовой нормы или невыполнения в установленный срок полученного распоряжения санитарного врача (врача-эпидемиолога) по конкретному вопросу, имеющему санитарно- противоэпидемическое значение. 2. Выявление ответственных лиц и установление их виновности в данном случае. 3. Возбуждение дела о санитарном правонарушении (начинается с составления протокола). Основанием для этого могут служить факты санитарного обследования, докладные, протоколы лабораторно-инструментальных исследований и другие документы. Протокол о санитарном правонарушении может быть составлен должностными лицами, осуществляющими госсанэпиднадзор. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. 4. Рассмотрение дела (при этом могут участвовать лица, привлекаемые к ответственности, должностные лица, адвокат, свидетели, эксперты и др.). Решение по протоколу о санитарном нарушении, наложению штрафа и др. может приниматься главным врачом центра ГСЭН (главным государственным санитарным врачом или его заместителем). Более ответственные дела могут быть переданы в административные комиссии, органы внутренних дел, прокуратуру, арбитраж и др. Рассмотрев дело о санитарном правонарушении, главный государственный санитарный врач или его заместитель выносит постановление о наложении административного взыскания. Применяются меры административного воздействия в виде предупреждения или штрафа. В соответствии с п. 3 ст. 29 закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” устанавливаются следующие размеры штрафа: на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода, на работающих граждан — не более суммы месячного дохода. Выбор меры определяется составом правонарушения, совокупностью смягчающих вину обстоятельств, выявленных в ходе рассмотрения дела. Обжалование решения. Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача или в суде, решение которого является окончательным. Жалоба подается в течение 10 дней после вынесения постановления. Исполнение постановления. Постановление подлежит исполнению с момента его вынесения (при обжаловании вступает в силу в случае оставления жалобы без удовлетворения). Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему соответствующего постановления. В случае неуплаты штрафа в указанный срок постановление об удержании суммы штрафа в принудительном порядке направляется по месту постоянной работы нарушителя. Постановление о наложении административного взыскания должно быть исполнено в течение 3 месяцев со дня вынесения. Система учета и отчетности в учреждениях санэпидслужбы Учетно-отчетная документация является важнейшим компонентом системы информационного обеспечения деятельности санэпидслужбы. Данные учетных и отчетных статистических форм лежат в основе анализа, сравнения и оценки труда специалистов, структурных подразделений и санитарно-профилактических учреждений. Они во многом определяют качество и эффективность оперативного управления и контроля, текущего и перспективного планирования, взаимодействия с лечебно-профилактическими и другими учреждениями. Органы и учреждения Госсанэпидслужбы РФ проводят государственный учет инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье факторов среды обитания. Система информационно-аналитической деятельности санэпидслужбы включает в себя анализ данных социально-гигиенического мониторинга, сравнение и оценку труда специалистов, структурных подразделений и учреждений. Достоверность учетных и отчетных статистических форм обеспечивается полнотой регистрации, своевременностью составления и представления, сравнимостью и сопоставимостью, преемственностью и точностью информации. Учетная документация в учреждениях санэпидслужбы дает возможность сплошного и выборочного анализа данных об инфекционных и паразитарных заболеваниях, профилактических прививках, предупредительном и текущем санитарном надзоре, лабораторной, дезинфекционной и юрисдикционной деятельности. Примеры учетных статистических форм: — заключение по отводу земельного участка под строительство (№ 301/у); — заключение по проекту (№ 303/у); — акт санитарного обследования (№ 315/у); — карта эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания (№ 357/у); — протокол исследования питьевой воды (№ 327/у); — протокол измерений шума и вибрации (№ 334/у); — рабочий журнал вирусологических исследований (№ 386/у); — протокол о санитарном правонарушении (№ 001/у). Статистическая отчетность осуществляется по формам: 1) федерального государственного и 2) отраслевого статистического наблюдения; первые утверждаются Госкомстатом РФ и служат для обобщения и анализа в государственном масштабе проблем, имеющих федеральное значение; вторые утверждаются Министерством здравоохранения РФ и служат для обобщения и анализа в отраслевом масштабе проблем, имеющих текущее и оперативное значение. Сводные (по учреждению, по территории, по санэпидслужбе) формы государственного и отраслевого статистического наблюдения представляются в вышестоящие организации и органы госсанэпиднадзора с установленной кратностью (месячные, квартальные, полугодовые, годовые) и в установленные сроки. Формы федерального государственного статистического наблюдения: — отчет об инфекционных и паразитарных заболеваниях (№ 2); — отчет о профилактических прививках (№ 5); — отчет о медицинских кадрах (№ 17); — сведения о санитарном состоянии района, города, автономного образования, области, края, республики (№ 18). Формы отраслевого статистического наблюдения: — отчет о сети, структуре, штатах и кадрах санитарно-профилактических учреждений (№ 19-санэпид.); — отчет о микробиологических исследованиях объектов окружающей среды (№ 22 -санэпид. — САНБАК); — отчет о работе отделов (отделений, лабораторий) радиационной гигиены (№ 26-санэпид.). Государственная и отраслевая отчетность службы в настоящее время совершенствуется и развивается. Отчетные формы бывают оперативной отчетности и текущей. Формы оперативной отчетности (отчеты о движении инфекционных больных, о профессиональных заболеваниях, травматизме, пищевых отравлениях, прививочной работе, профилактических мероприятиях и др.) составляются ежемесячно, ежеквартально. Формы текущей отчетности заполняются в течение года, к концу года составляется сводный отчет, который представляется в вышестоящие организации госсанэпиднадзора не позднее середины января. Методика анализа деятельности центра ГСЭН Деятельность центра ГСЭН (независимо от типа и категории) анализируется по трем группам показателей — количественные, качественные и эффективности. Анализ — это выявление проблем, поиск новых вариантов решения на основе полученной информации об объекте. К продукции специалиста гигиенического профиля могут быть отнесены: годовой план работы и исполнение его разделов, санитарное обследование объекта, проведение экспертизы, составление проектов решения, справок, докладов, представление материалов о правонарушении, разработка предложений по оздоровлению различных групп населения и среды обитания и др. Количественные показатели отражают активность (число проведенных мероприятий за определенный срок) деятельности специалиста. Количественные критерии оценки деятельности центров ГСЭН включают обеспеченность различными видами санитарно-эпидемиологического обслуживания, укомплектованность штатами и оборудованием, число обследований объектов, лабораторных исследований, проведенных мероприятий, полноту охвата объектов или контингентов, подлежащих санитарному надзору, показатели кратности проведенных обследований (исследований), выявленных инфекционных больных и бактерионосителей. Оценка качества деятельности врача состоит из трех основных компонентов: качества условий работы, качества процесса труда и качества продукции или результатов. Качественные характеристики деятельности центров ГСЭН оцениваются числом обследований с применением лабораторных и инструментальных методов, своевременностью их проведения, сроками выявления и ликвидации эпидемического очага и др. Стандарты качества могут быть разделены на 4 группы: 1) квалификационные модели специалистов, основанные на должностных требованиях); 2) структурно- организационные (содержат количественные и качественные характеристики организации деятельности); технологические (определяют необходимые свойства элементов работы, операций и процедур в процессе труда) и 4) комплексные модели, включающие указанные в пунктах 1—3. К аналитическим задачам могут быть отнесены: изучение причин изменений в состоянии здоровья населения, окружающей среды, объектов надзора; определение приоритетных направлений деятельности; выявление факторов риска, оценка и маркетинг медико-профилактических услуг. Качественная деятельность центров ГСЭН предусматривает интеграцию и координацию усилий специалистов различных учреждений — внутриведомственных и вневедомственных, медицинского и немедицинского профиля. Эффективность (результативность) труда — третий компонент оценки работы врача-гигиениста. Существует два основных подхода к определению эффективности: результативно-целевой и результативно-затратный. При первом подходе эффективность рассматривается как исполнение (достижение) задуманной цели, при втором — как отношение результата к затратам (временным, трудовым, материальным). Общие показатели эффективности свидетельствуют о динамике инфекционной заболеваемости населения и заболеваемости с временной утратой трудоспособности в течение ряда лет, о ликвидации или снижении числа профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, уменьшении числа объектов (в конце года), не отвечающих санитарным требованиям. Специальные показатели эффективности свидетельствуют об удельном весе объектов (анализов) с улучшенными характеристиками. В контексте охраны здоровья населения различают 3 категории эффективности: социальную (отражение интересов конкретных групп населения), медицинскую (улучшение показателей здоровья) и экономическую, критериями которой являются экономический ущерб, предотвращенный ущерб и рентабельность затрат. В качестве основного источника информации при проведении анализа и оценки деятельности врача используются документы государственной и отраслевой статистической отчетности. Учетные документы должны раскрывать содержание работы специалиста. Первичные документы должны быть формализованы, максимально унифицированы, с набором готовых группировочных признаков объекта, позволяющих быстро дать правильный ответ. Эти документы должны иметь большую информационную емкость, всесторонне отражать состояние объекта, быть сравнимыми и сопоставимыми. Показатели анализа должны просто вычисляться. Среди показателей оценки состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения, работающих в этом направлении, следует выделить показатели: — динамики состояния здоровья населения; — санитарного состояния объектов надзора и среды обитания человека; — собственно деятельности специалистов (количественные и качественные); — позволяющие провести оценку и анализ качества условий труда специалиста, изучить эффективность использования кадров. Определив непосредственные продукты труда, можно рассчитать показатель гигиенической эффективности (отношение числа случаев с достигнутым результатом к общему числу оцениваемых случаев). Анализ показателей деятельности проводится по следующим основным разделам статистического годового отчета: штаты и структура; показатели предупредительного санитарного надзора; показатели текущего санитарного надзора; эпидемиологические мероприятия и работа в эпидочагах; меры административного принуждения; показатели хозяйственной и финансовой деятельности. В статистических таблицах оцениваются показатели динамики санитарного состояния объектов надзора, среды обитания (водоемы, атмосферный воздух, почва) и др. В приложении к годовому отчету (статистическая форма) должны быть проанализированы: — структура, категория, укомплектованность штатами, квалификация кадров; — обеспеченность оборудованием и оснащением; — трудности в проведении санитарно-эпидемиологического обеспечения, причины невыполнения тех или иных запланированных мероприятий, конкретные предложения для улучшения работы; — практическая помощь на местах в деле организации и проведения оздоровительных мероприятий; — комплексность и интеграция в работе отделов и отделений; — эффективность работы по улучшению санитарно-эпидемического состояния района; — данные об организационно-методической и санитарно-просветительной работе (число совещаний, лекций, общих собраний). Штаты и структура районного центра ГСЭН Штаты и структура центра определяются его типом и категорией. Главный врач, используя предоставленные ему права, может изменять численность специалистов (в рамках фонда оплаты труда) в зависимости от социально- экономических и санитарно-гигиенических условий, наличия целевых комплексных программ и др. Анализируются обеспеченность санитарными врачами (ориентировочно 2—3 на 10000 жителей), укомплектованность отдельными специалистами (отношение числа занятых к штатным должностям), соотношение между числом санитарных врачей, эпидемиологов и числом средних медицинских работников (желательно не менее 1:4) и другие показатели. В годовом отчете представляются сведения об усовершенствовании врачей (не реже 1 раза в 5 лет), специализации, подготовке на рабочем месте, повышении категории, получении лицензии и сертификата. Показатели предупредительного санитарного надзора Абсолютные данные для расчета показателей предупредительного санитарного надзора представлены в годовой отчетной форме № 18 “Отчет о санитарном состоянии района, города, области, края, республики”. Форма позволяет дифференцировать сведения по группам объектов надзора (населенные места и коммунальные объекты, пищевые объекты, промышленные предприятия, предприятия торговли и др.). Анализ и оценка деятельности центра ГСЭН и отдельных специалистов предусматривают вычисление следующих показателей предупредительного санитарного надзора: — выдача заключений по выбору земельного участка — процент заключений, по которым не получено согласование (от общего числа объектов); — рассмотрение проектов строительства (доля несогласованных проектов строительства и реконструкции); — контроль за строительством, реконструкцией и техническим перевооружением (процент объектов, на которых были выявлены отступления от санитарных и строительных норм, приостановлены строительство и реконструкция, от общего числа объектов с выявленными нарушениями; — рассмотрение проектов нормативной документации (доля несогласованных проектов нормативной документации); — рассмотрение технологий производства (удельный вес технологий производства, по которым не получено согласование); — введение объектов в эксплуатацию без разрешения госсанэпидслужбы (процент объектов, введенных в эксплуатацию без разрешения, от общего числа введенных в эксплуатацию объектов). Содержание и показатели текущего санитарного надзора Текущим называется санитарно-эпидемиологический надзор за действующими объектами, осуществляемый профильными специалистами (врачами и их помощниками) санэпидслужбы. Периодичность посещения объекта определяется степенью его санитарно-гигиенической и эпидемической значимости и принадлежностью к определенной группе (детские дошкольные учреждения, предприятия, лечебно-профилактические учреждения и т. п.). При осуществлении текущего санитарного надзора проводятся динамическое санитарное наблюдение, лабораторно-инструментальные исследования, выявление и пресечение санитарных правонарушений, анализ и оценка санитарно- эпидемической ситуации на объекте, записываются предложения по проведению санитарно-гигиенических, противоэпидемических и оздоровительных мероприятий. Данные, характеризующие деятельность центров ГСЭН в области текущего санитарного надзора, обобщаются в годовой отчетной форме № 18 “Отчет о санитарном состоянии района, города, области, края, республики” по разделам: хозяйственно-питьевое водоснабжение; состояние водных объектов в местах водопользования; уровни загрязнения атмосферного воздуха; характеристика состояния почвы; санитарно-гигиеническая характеристика выпускаемых товаров народного потребления; гигиеническая характеристика продовольственного сырья и пищевых продуктов; характеристика воздушной среды закрытых помещений и воздуха рабочей зоны; исследование физических факторов окружающей человека среды; гигиеническая оценка доз облучения и радиационных аварий. Основными показателями текущего санитарного надзора являются: полнота охвата объектов (в %); средняя кратность обследований по группам объектов; удельный вес врачебных обследований по группам объектов; доля обследований объектов с применением лабораторных и инструментальных методов; удельный вес объектов, не отвечающих санитарным требованиям на конец года; доля лабораторных (инструментальных) исследований, не отвечающих санитарным нормам. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Алексеева В. М., Костродымов Н. Н., Морозов В. П. Маркетинг в здравоохранении // Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. — М., 1994. — С. 169—206. Винокуров Б. Л. Технологии медицинского страхования. — Сочи, 1993. — 238 с. Вишняков Н. И. (ред.). Экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении: Учебно-методическое пособие. — СПб, 1995. — 39 с. Гринина О. В., Паначина М. И. Социально-гигиеническое изучение семьи больного: Методические указания. — М., 1978. — 41 с. Журавлева К. И. Статистика в здравоохранении. — М.: Медицина, 1981. — 176 с. Журавлева К. И., Лучкевич В. С. Организация санитарно-эпидемиологической службы: Учебно-методическое пособие. — Л., 1982. — 68 с. Кича Д. И. Здоровье и потребность семьи в медико-социальной помощи. — М., 1993. — 65 с. Комаров Ю. М. (ред.). Концепция дальнейшего развития здравоохранения и прикладной медицинской науки в Российской Федерации. — М., 1994. — 180 с. Корюкин В. Г. (ред.). Здравоохранение Санкт-Петербурга в цифрах. — СПб, 1994. — 54 с. Кузьменко М. М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. — М., 1994. — 297 с. Лисицын Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции: Учебное пособие. — М.: Медицина, 1992. — 509 с. Лучкевич В. С., Поляков И. В. Основы медицинского страхования в России. — СПб, 1995. — 88 с. Миняев В. А. (ред.). Методические указания к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения. — Л., 1991. — 110 с. Родионова В. Н. Менеджмент в здравоохранении в новых экономических условиях // Экономика и управление здравоохранением / Под ред. Ю. П. Лисицына. — М., 1993. — С. 43—83. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под ред. Ю. П. Лисицына. — М.: Медицина, 1984. — Т. 1, 2. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Под ред. А. Ф. Серенко и В. В. Ермакова. — М.: Медицина, 1984. — 630 с. Сырцова Л. Е., Костродымов Н. Н. и др. Основы управления в здравоохранении и менеджмент // Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. — М., 1994. — С. 140—169. Хромченко О. М., Куценко Г. И. Санитарно-эпидемиологическая служба. — М.: Медицина, 1990. — 268 с. Учебное пособие по медицинской статистике / Под ред. Е. Я. Белицкой. — Л., 1972. — С. 141—146. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. — М., 1994. — С. 140—206. Юрьев В. К. Здоровье населения и методы его изучения: Учебное пособие. — СПб, 1993. — 144 с. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Основные теоретические и организационные принципы современного здравоохранения 3 Социальная медицина и управление здравоохранением как врачебная специальность и наука о здоровье населения 3 Этапы развития здравоохранения в России 3 МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА Статистическая совокупность. Учетные признаки. Понятие о сплошных и выборочных исследованиях. Требования к статистической совокупности и использованию учетно-отчетных документов 6 Использование абсолютных и производных величин при оценке здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения. Общие и специальные коэффициенты 6 Виды вариационных рядов. Методы вычисления, оценки и использования средних величин во врачебной деятельности 7 Оценка достоверности статистических показателей 7 Вычисление показателей динамического (временного) ряда 8 Графические изображения при статистическом анализе 8 Методы определения причинно-следственных взаимосвязей факторов риска и здоровья населения, эффективности оздоровительных мероприятий 8 Методы изучения корреляционных связей при оценке показателей здоровья и факторов окружающей среды 8 Использование метода стандартизации при оценке здоровья населения и показателей работы учреждений здравоохранения 9 ЗДОРОВЬЕ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ Социальные и биологические факторы здоровья 10 Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды 10 Образ жизни как медико-социальный фактор здоровья 10 Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни 10 Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни 11 Структура центров медицинской профилактики. Их роль в пропаганде здорового образа жизни 11 Здоровье как показатель эффективности медико-профилактической деятельности 12 Определение здоровья. Основные методы его изучения. Группы здоровья 12 Основные показатели здоровья населения России. Их медико-cоциальная оценка 12 Схема комплексного изучения здоровья и факторов, его определяющих 13 Понятие о заболеваемости, распространенности, патологической пораженности. Источники и учетные признаки при изучении заболеваемости 13 Общая заболеваемость. Основные критерии и показатели. Их медико- социальная оценка 13 Инфекционная и неэпидемическая заболеваемость. Ее медико-социальное значение 14 Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Учетно-отчетная документация и оценка показателей. Кратность заболеваний. Индекс здоровья 14 Показатели госпитальной заболеваемости 15 Заболеваемость, выявляемая активно при периодических и массовых медицинских осмотрах 15 Структура причин смерти. Источники информации, основные показатели и факторы риска смертности населения и летальности при различных заболеваниях 15 Использование исходных статистических показателей при оценке физического развития населения 16 Болезни системы кровообращения как социально-гигиеническая проблема 16 Злокачественные новообразования как социально-гигиеническая проблема 16 Травматизм — социально-гигиеническая проблема 17 Алкоголизм, курение и наркомания как медико-социальная проблема 17 Использование демографических показателей в работе врача. Статика и динамика населения 18 Возрастно-половая структура населения. Использование этих данных в работе врача 18 Методика проведения переписи населения. Основные показатели переписи населения России, их медико-социальная оценка. 18 Специальные показатели рождаемости. Уровни и динамика рождаемости в России. Основные показатели воспроизводства населения 19 Показатели общей и повозрастной смертности населения. Уровни и динамика 20 Младенческая смертность. Перинатальная смертность. Специальные показатели младенческой смертности. Методы расчета. Уровни и динамика 20 Медико-социальные аспекты инвалидизации населения. Структура и организация работы экспертной комиссии. Порядок оформления документов по стойкой утрате трудоспособности 21 Оздоровление окружающей среды — медико-социальная проблема 21 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ Управление здравоохранением на административной территории 23 Организация и структура первичной медико-социальной помощи городскому населению. Структура городской поликлиники 23 Основные показатели деятельности поликлиники 24 Функции врачебной должности врача-терапевта и нормативы обслуживания населения в городской поликлинике 24 Диспансеризация городского населения. Виды диспансеров. Основные направления их работы 25 Виды стационарной медицинской помощи при плановой и экстренной госпитализации больных 25 Структура городской больницы. Порядок направления на госпитализацию. Организация работы приемного отделения больницы 26 Основные показатели работы стационара. Качество диагностики и преемственность деятельности врачей на догоспитальном и госпитальном этапе 26 Основные принципы организации скорой медицинской помощи 27 Новые формы организации внебольничной помощи населению 28 Организация специализированной медицинской помощи. Роль консультативно- диагностических центров в профилактике и лечении заболеваний 28 Восстановительно-реабилитационные центры и их структура. Медико- социальное значение восстановительного лечения. 28 Организация медицинской помощи сельскому населению 29 Структура деятельности первичного звена медицинской помощи сельскому населению 29 Показатели организационно-методической работы областной больницы 30 Формы обслуживания работающих на промышленных предприятиях. Структура и назначение медико-санитарной части 30 Основные направления работы и функции цехового врача-терапевта 30 Профилактическая работа на промышленном предприятии. Структура комплексного плана лечебно-профилактических мероприятий 31 Порядок учета и регистрации ЗВУТ на предприятиях и в учреждениях 31 Организация и порядок выдачи листков нетрудоспособности при заболеваниях и травмах 31 Анализ заболеваемости с ВУТ как критерий оценки экономической эффективности медико-социальных мероприятий 32 Охрана материнства и детства — приоритетное направление здравоохранения. Медико-социальные и правовые основы охраны материнства и младенчества 32 Структура и показатели деятельности женской консультации и родильного дома 33 Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям. Функциональные обязанности и показатели работы педиатра 35 Особенности работы по оказанию стационарной помощи детям. Виды стационарной лечебной и восстановительно-профилактической помощи 37 Организация стоматологической помощи. Медико-социальные факторы стоматологической заболеваемости 37 Организация санаторно-курортного лечения. Порядок оформления врачом медицинской документации 38 Социальная, медицинская и экономическая эффективность здравоохранения 38 Реформа первичной медико-социальной помощи 39 Основные направления реформы здравоохранения 40 Экономика здравоохранения. Источники финансирования. Структура распределения и финансовый план учреждения. Понятие о стоимости медицинских услуг. Платные и бесплатные виды медицинской помощи 41 Менеджмент в здравоохранении 43 Основы маркетинга 44 Медицинское страхование, его роль и пути совершенствования 46 Основные принципы и виды медицинского страхования 46 Медицинское страхование и социальное обеспечение населения 47 Основные организационно-методические принципы научной организации труда в учреждениях здравоохранения 47 Перспективное и текущее планирование медицинской деятельности, определение потребности в кадрах 48 Методы планирования индивидуальной работы врачей. Показатели качества и эффективности их работы 49 Комплексное планирование лечебно-профилактической помощи на административной территории. Структура и порядок утверждения комплексных планов 49 Система подготовки и усовершенствования кадров в условиях реформирования высшего медицинского образования 50 Деятельность врачей общей практики в России и за рубежом 50 Современные теории медицины и здравоохранения 52 Системы и тенденции развития здравоохранения в мире. Первичная медицинская помощь. Основные показатели состояния здоровья и обеспечения медицинской помощью 53 Международное сотрудничество в области медицины. Структура и роль Всемирной организации здравоохранения 53 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Закон “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Этапы его внедрения. Организация работы и лицензирования медицинских учреждений 55 Права и обязанности медицинских учреждений, страховых компа- ний и населения при обязательном и добровольном медицинском страховании 55 Прфессиональные права и обязанности медработников в условиях перехода на рыночные отношения и медицинское страхование. Понятие о врачебной и коммерческой тайне 56 Основные правовые принципы охраны здоровья населения 56 Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности 57 Правовой статус медицинских и фармацевтических работников 58 Правовой статус лечащего врача 58 Правовой статус пациента 58 Правовой статус муниципальной системы здравоохранения 59 Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства 59 Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права 59 Трудовой договор: понятие, содержание, виды, формы и порядок заключения 59 Испытание при приеме на работу 60 Изменение трудового договора. Условия и порядок перевода работника на другую постоянную или временную работу 60 Прекращение трудового договора. Увольнение работников по собственному желанию и по инициативе администрации 60 Материальная ответственность 61 Трудовая дисциплина. Виды дисциплинарных наказаний и порядок их применения 61 Правовое регулирование обязательственных отношений. Правовые способы обеспечения надлежащего исполнения обязательств 62 Основные принципы гражданско-правовой ответственности. Ответственность за неисполнение принятых на себя обязательств 62 Деонтологические проблемы врачебной деятельности. Содержание “Клятвы врача России” 62 ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Становление организационной структуры государственного санитарно- эпидемиологического надзора. Отечественные организаторы гигиенической науки и практики 64 Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” 64 Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации 65 Структура центра ГСЭН. Организация и основные направления его работы 66 Организационно-методическая работа областного центра ГСЭН 67 Штаты и кадры районных (городских) центров ГСЭН. Современные подходы к штатно-кадровому обеспечению деятельности госсанэпидслужбы 68 Основные нормативные правовые акты и документы, определяющие деятельность госсанэпидслужбы, разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ 69 Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения 70 Права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия 71 Формы и методы планирования работы центров ГСЭН 71 Социально-гигиенический мониторинг 72 Особенности работы центров ГСЭН в новых экономических условиях 73 Основы финансирования деятельности санэпидслужбы. Составление финансового плана 74 Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики 74 Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоя- нием ЛПУ 75 Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями 75 Пути привлечения населения к проведению санитарных и противоэпидемических мероприятий 76 Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения 76 Основы делопроизводства в центрах ГСЭН 77 Административно-правовые основы деятельности центров ГСЭН 77 Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц 78 Последовательность мер административного воздействия при санитарных правонарушениях 78 Система учета и отчетности в учреждениях санэпидслужбы 79 ЛР № 010496 Подписано в печать 18.03.97 г. Формат 60х84/16. Бумага тип. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 11,5. Тираж 700 экз. Заказ 468. Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова 195067, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., 47 Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|