реферат, рефераты скачать
 

Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)


Ведущими гигиенистами и санитарными врачами, способствовавшими созданию и

укреплению земской санитарной организации и гигиенической науки, были А. П.

Доброславин,

Ф. Ф. Эрисман, Е. А. Осипов, П. И. Куркин, Н. И. Тезяков и др.

В 1877 г. создано первое гигиеническое общество народного здравия России,

сформированы земские санитарные организации. Путь развития санитарно-

эпидемиологической службы можно разделить на 8 организационных этапов,

каждый из которых имеет свои характерные особенности в выборе приоритетных

направлений и организационных форм деятельности.

1. 1918—1921 гг. Централизация управления разрозненными элементами

санитарной организации. Главное направление ее деятельности — борьба с

эпидемиями.

2. В 1922 г. издан декрет “О санитарных органах республики”, положивший

начало созданию системы санитарно-эпидемиологической службы России. В 1932

г., по предложению А. Н. Сысина и

А. Н. Марзеева, принято решение о создании в России санитарно-

эпидемиологических станций на административных территориях. Этот период

характеризуется деятельностью по разработке мер профилактики инфекционных

заболеваний, совершенствованию санитарного надзора.

3. 1933—1951 гг. Организация государственной санитарной инспекции,

усиление контрольных функций в области предупредительного санитарного

надзора.

4. В 1951 г. разработано “Положение о санитарно-противоэпидемической

службе”, которое определило новые направления развития службы и подготовки

кадров санитарных врачей, структуру и содержание работы санэпидучреждений.

5. 1956—1970 гг. Реорганизация системы управления сельским

здравоохранением. Создание и последующая ликвидация санитарно-

эпидемиологических отделов в центральных районных больницах.

В 1963 г. “Положением о государственном санитарном надзоре” определены

правовые основы деятельности санэпидслужбы, установлена номенклатура

специальностей, функции центров ГСЭН и др.

6. 1971—1985 гг. Дальнейшее совершенствование материально-технической

базы, усиление государственных надзорных функций. Создание на всех

административных территориях страны самостоятельных санэпидучреждений, их

участие в планировании социально-экономического развития трудовых

коллективов, административных территорий, исходя из приоритетности

санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения.

7. 1986—1990 г. Использование методов комплексного программно-целевого

планирования профилактических и оздоровительных мероприятий, введение в

деятельность службы элементов нового хозяйственного механизма (расширение

прав руководителей, коллегиальность в работе, бригадные формы организации и

оплаты труда, внебюджетные источники финансирования и др.).

8. В 1991 г. принят закон Российской Федерации “О санитарно-

эпидемиологическом благополучии населения”, в 1994 г. Правительством

утверждено “Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе

РФ”, в которых определены структура, функции и административно-правовые

основы деятельности должностных лиц, представлены основные направления

деятельности и совершенствования государственного санитарно-

эпидемиологического надзора в условиях рыночных отношений и медицинского

страхования, определены пути укрепления материально-технической базы

центров ГСЭН, повышения эффективности и авторитета санитарно-

эпидемиологической службы. Созданы Государственный комитет санитарно-

эпидемиологического надзора при Правительстве РФ и районные, городские и

областные центры ГСЭН. Санэпиднадзор выведен из ведомства Минздрава и

местных органов здравоохранения. Совершенствуются нормативно-правовые

основы.

Начиная с 1996 г. деятельность госсанэпидслужбы возглавляет Департамент

госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Закон “О санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения”

Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” был принят

Верховным Советом 19.04.91 г. Он является основным актом, регламентирующим

деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы, состоит

из 7 разделов, объединяющих 43 страны.

Первый раздел закона раскрывает содержание понятия “санитарно-

эпидемиологическое благополучие населения” и определяет комплекс мер по его

обеспечению. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения

понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей,

при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм

человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основой

обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является

реализация государственных, региональных и местных программ по укреплению

здоровья населения и профилактике заболеваний, по оздоровлению среды

обитания человека и условий его жизнедеятельности.

Во втором разделе закона определены права и обязанности граждан,

предприятий, организаций, защита и гарантии прав в вопросах санитарно-

эпидемиологического благополучия.

Третий раздел включает общие требования к обеспечению санитарно-

эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке

населенных пунктов, выпуске продукции и разработке новых технологий,

организации хозяйственно-питьевого водоснабжения и эксплуатации источников

водопользования, утилизации производственных и бытовых отходов,

гигиеническом воспитании и образовании граждан.

В четвертом разделе определена ответственность за нарушение санитарного

законодательства Российской Федерации. В нем раскрыто понятие “санитарное

правонарушение”, дана характеристика видов ответственности (дисциплинарная,

административная и уголовная) за его совершение. Ст. 31 определяет условия,

при которых наступает экономическая ответственность предприятий и

организаций за нарушение санитарного законодательства.

Пятый раздел закона раскрывает внутреннее содержание видов

(государственный и ведомственный) санитарно-эпидемиологического надзора,

определяет сущность производственного и общественного контроля, их

взаимодействия.

В шестом разделе закона представлена структура госсанэпидслужбы,

определены уровни управления, порядок финансирования и материально-

технического обеспечения ее учреждений и органов

(ст. 37).

В ст. 38 описаны права должностных лиц госсанэпидслужбы,

в ст. 39 — их обязанности. Вопросам правового положения и социальной защиты

должностных лиц и специалистов службы посвящена ст. 41. Обязательства по

осуществлению тесного взаимодействия между учреждениями и органами

госсанэпидслужбы и здравоохранения в решении вопросов обеспечения санитарно-

эпидемиологического благополучия населения закреплены в ст. 42.

Седьмой раздел закона содержит требования, предъявляемые к содержанию

международных договоров.

Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы

Российской Федерации

Основными задачами Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ

являются:

— осуществление предупредительного и текущего санэпид-

надзора;

— изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;

— динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими

вредное и опасное воздействие на организм человека;

— выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых

неинфекционных заболеваний и отравлений;

— координация усилий органов государственной власти и управления,

хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных,

региональных и местных программ по охране здоровья;

— координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными

организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды

обитания;

— учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.

Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно-

эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или

ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье

(“Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ”,

утвержденные постановлением Правительства № 625 от 05.06.94 г.).

Усилено значение службы как федерального надзорного органа со строгим

подчинением по вертикали. Специальным постановлением Правительства № 264 от

01.04.93 г. ей поручено проводить совместно с органами исполнительной

власти работу по подготовке региональных целевых программ по:

— созданию экологически чистых технологий, экологически чистого топлива;

— снижению вредного влияния промышленных предприятий на окружающую среду;

— улучшению условий труда и быта;

— строительству жилых домов, детских дошкольных и школьных учреждений,

объектов здравоохранения;

— улучшению качества питьевой воды, продуктов питания и т. д.

Качественно новые профессиональные знания потребуются специалистам службы

для выполнения таких функций, как разработка санитарных правовых норм и

гигиенических нормативов, наблюдение, оценка и прогнозирование состояния

здоровья населения (социально-гигиенический мониторинг), установление

причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и средой

обитания человека.

Комплексность деятельности центров ГСЭН предопределена принципами

организации санэпидслужбы. Единство проведения предупредительного и

текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических

мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и

координации санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности

на административной территории. Он является организатором проведения

комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения,

осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний и

формированию здорового образа жизни. В деятельности госсанэпидслужбы

следует выделить разделы:

— организаторский — организует и координирует деятельность всех

ведомственных учреждений и граждан;

— нормативный — разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные

правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни

воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях;

— методический — разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-

методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической

диагностики;

— консультативный — специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные

службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации

рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных

участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест;

представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической

ситуации, показателях здоровья населения и др.

— контрольный — осуществляет государственный предупредительный и текущий

санэпиднадзор;

— научно-практический — проводит углубленное изучение влияния факторов

окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.

Методы работы санитарный врач выбирает исходя из конкретной ситуации

требований законодательства. На первом плане стоят:

— информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования

изменений (тенденций) в окружающей среде и здоровье населения (социально-

гигиенический мониторинг) — для разработки предложений в проекты планов

социального и экономического развития территорий; комплексные программы по

охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий

труда и проживания граждан; их внесение в органы государственной власти и

управления с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия

населения;

— методы специальных санитарно-эпидемиологических исследований факторов,

условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой

обитания человека;

— динамическое санитарное наблюдение и описание отдельных объектов,

административных территорий, групп и факторов риска, определяющих здоровье

и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (с целью их

гигиенической оценки и прогнозирования тенденций, проблемно-целевого

планирования профилактических мероприятий);

— метод экспертных оценок (санитарно-эпидемической ситуации, отдельных

показателей здоровья и санэпидблагополучия населения);

— методы объективной оценки санитарного состояния объекта, территории —

лабораторные и инструментальные исследования факторов окружающей среды;

— статистические методы — для обобщения и достоверного анализа полученных

данных, графического их представления;

— социологические методы (анкетирование, интервью, направленный опрос) —

для оперативного получения информации о факторах и группах риска,

изменениях в здоровье населения, для медико-социального анализа;

— экспериментальные исследования.

Структура центра ГСЭН.

Организация и основные направления его работы

С учетом развития санитарного законодательства и функций

госсанэпиднадзора (Информационное письмо ГКСЭН № 01-20/189-10 от 28.10.94

г.) на некоторых административных территориях введена трехзвеньевая

структура управлений областного (краевого) центра ГСЭН: 1) управление

госсанэпиднадзора; 2) управление информационно-аналитического обеспечения;

3) управление финансово-материального обеспечения. Начальники управлений

являются заместителями главного врача территориального центра ГСЭН, а

начальник управления госсанэпиднадзора — заместителем главного

государственного санитарного врача области (края, автономной республики).

Первый заместитель главного врача осуществляет координацию деятельности

управлений областного (краевого) центра ГСЭН и взаимодействие между ними. В

его непосредственном подчинении находятся сектора кадров, чрезвычайных

ситуаций и ГО, специальный, юридический, а также пресс-центр.

Руководит центром ГСЭН главный врач — главный государственный санитарный

врач области (края, автономной республики).

Центр ГСЭН в области (крае, республике) может иметь следующую

организационную структуру.

1. УПРАВЛЕНИЕ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА:

1.1. Санитарно-гигиенический отдел:

— отдел (отделение) коммунальной гигиены и санитарной экологии;

— отделение гигиены труда;

— отделение гигиены питания;

— отделение гигиены детей и подростков;

— отделение радиационной гигиены.

1.2. Отдел эпидемиологического надзора, включающий отделения профилактики

особо опасных, паразитарных, внутрибольничных инфекций.

1.3. Отделение профилактической дезинфекции (с методическим подчинением

отделу эпиднадзора).

1.4. Отдел лабораторного обеспечения:

— санитарно-гигиеническое отделение (физико-химические,

токсикологические, аналитические методы исследования; исследования

радиационных и физических факторов);

— санитарно-бактериологическое отделение (бактериологические,

вирусологические и паразитологические исследования).

2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

2.1. Отдел социальной гигиены и социально-гигиенического мониторинга.

2.2. Отделение организационно-методической работы с функциями маркетинга.

2.3. Отделение вычислительной техники и программного обеспечения.

2.4. Отделение метрологии и стандартизации.

2.5. Отделение комплексных программ (формируeтся на основе

комплексирования деятельности специалистов для решения конкретных проблем).

3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

3.1. Центральная бухгалтерия.

3.2. Финансово-экономическое отделение.

3.3. Контрольно-ревизионное отделение.

3.4. Касса.

3.5. Отдел материально-технического и транспортного обеспечения.

Традиционная организационная структура центра ГСЭН в районе выглядит

следующим образом.

1. Административно-хозяйственные подразделения.

2. Санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников в области

гигиены питания, гигиены труда, коммунальной гигиены и гигиены детей и

подростков; в его составе находится санитарно-гигиеническая лаборатория,

работа которой строится по принципу единого звена.

3. Эпидемиологический отдел, состоящий из эпидемиологов и паразитологов,

отделения очаговой и камерной дезинфекции, отделения профилактической

дезинфекции и бактериологической лаборатории.

Штатное расписание центра госсанэпиднадзора определяется главным врачом,

который, используя предоставленные ему права, может изменять численность

специалистов учреждения (в рамках единого фонда оплаты труда) в зависимости

от динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемиологической

обстановки и от состояния других факторов, имеющих значение для обеспечения

санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Основными разделами деятельности центров госсанэпиднадзора являются:

организационный, контрольный, научно-практический, методический,

консультативный.

Областные центры ГСЭН осуществляют административное, организационное и

методическое руководство деятельностью городских (районных) учреждений

госсанэпидслужбы, взаимодействие с органами власти и управления территории

по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия

населения; совершенствуют организационное построение, систему управления

службой; осуществляют финансовое, материальное, техническое, штатно-

кадровое, правовое и научное обеспечение деятельности госсанэпидслужбы

территории, социальную защиту ее работников; участвуют в международном

сотрудничестве, разрабатывают и реализуют местные и региональные программы

по оздоровлению среды обитания и профилактике заболеваний; реализуют свои

права и полномочия как федерального органа.

С учетом штатно-кадровых и финансовых возможностей изменяются структура и

функциональная деятельность в городских (межрайонных, зональных) и районных

(в сельской местности) центрах ГСЭН. В зависимости от степени участия в

федеральных и региональных программах, динамики показателей здоровья

населения, санитарно-эпидемической обстановки, состояния окружающей среды и

других значимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия

населения условий главные врачи районных (городских) центров ГСЭН имеют

право самостоятельно корректировать организационную структуру, численность

сотрудников и штаты учреждения в пределах установленного фонда оплаты

труда.

Структура районного (городского) центра ГСЭН:

— административно-хозяйственные подразделения;

— санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников по гигиене

питания, гигиене труда, коммунальной гигиене и гигиене детей и подростков;

в его составе — санитарно-гигиеническая лаборатория, работа которой

осуществляется по принципу единого звена;

— эпидемиологический отдел, состоящий из эпидемиологов и паразитологов,

отделений очаговой и камерной дезинфекции, профилактической дезинфекции и

бактериологической лаборатории.

Центры ГСЭН подразделяются на категории (I, II и III) в зависимости от

численности обслуживаемого населения. Сельские районные центры III

категории обслуживают территорию с населением до

30 тыс., II — от 30 до 60 тыс. и I категории — от 60 до 100 тыс. человек.

До 1994 г. в соответствии с категорией определялись организационная

структура и нормативы численности должностей специалистов (штатная

структура) центра ГСЭН. После принятия “Положения о Государственной

санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации” эти сведения

стали носить ориентировочный характер: структура, численность и штатные

расписания организаций службы утверждаются их руководителями в пределах

установленного фонда оплаты труда.

Организационно-методическая работа областного центра ГСЭН

Одной из важнейших функций областного центра ГСЭН является организационно-

методическое руководство деятельностью санитарно-профилактических органов и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.