реферат, рефераты скачать
 

Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)


предупреждение развития заболеваний путем разработки и внедрения научно

обоснованных принципов труда, быта, отдыха и питания населения. В

реализации задач первичной профилактики определенное место занимает и

деятельность ЛПУ (активное наблюдение за состоянием здоровья здоровых

людей, индивидуальные рекомендации по здоровому образу жизни, повышению

иммунитета к заболеваниям и др.).

Санитарные врачи участвуют в проведении профилактики по основным

направлениям: 1) санитарно-гигиеническое (создание здоровых условий жизни,

оздоровление природной и производственной среды); 2) формирование здорового

образа жизни; 3) функционально-биологическое (выявление и устранение

биологических факторов риска); 4) лечебно-оздоровительное. Важными

компонентами первичной профилактики являются диспансеризация здоровых лиц и

проведение мероприятий по созданию невосприимчивости населения к

заболеваниям.

Индивидуальный учет и постоянное активное наблюдение за переболевшими

предусматривают участие санитарного врача в оздоровлении образа жизни, в

рациональном трудоустройстве, при восстановительно-реабилитационных

мероприятиях.

Деятельность санэпидслужбы

по контролю за санитарным состоянием ЛПУ

Проведение центрами ГСЭН совместно с лечебно-профилактическими

учреждениями санитарно-противоэпидемических мероприятий является

обязательным и регламентируется общими приказами и положениями. В

обязанности поликлиники, амбулатории входит следующее.

1. Обеспечение ранней диагностики инфекционных заболеваний.

2. Принятие необходимых мер для своевременной госпитализации инфекционных

больных, а в случае оставления больного с легким течением заболевания на

дому — его лечение, взятие материала для лабораторного исследования,

контроль за соблюдением противоэпидемического режима. Сообщение в центр

ГСЭН о всех случаях нарушения режима и невыполнения противоэпидемических

требований больными, оставленными для лечения на дому.

3. Подача в центр ГСЭН по месту жительства экстренного извещения на

каждого выявленного инфекционного больного или подозреваемого на

инфекционное заболевание.

4. Регистрация в специальном журнале всех выявленных больных или

подозреваемых на инфекционное заболевание.

5. Проведение профилактических прививок, регистрация в журнале.

6. Проведение мероприятий по дегельминтизации населения.

7. Участие в проведении среди населения занятий по вопросам профилактики

инфекционных заболеваний, общественной и личной гигиены.

8. В обязанности поликлиники, амбулатории, станции (отделения) скорой

медицинской помощи входит немедленное извещение соответствующего центра

ГСЭН о всех случаях оказания первой помощи при пищевых отравлениях и

токсикоинфекциях. Медицинский персонал обязан собрать рвотные и каловые

массы (или промывные воды) и остатки подозреваемой пищи, направить

собранный материал в бактериологическую лабораторию.

Обязанности сотрудников центра ГСЭН включают следующее.

1. Учет инфекционных заболеваний, систематическое изучение санитарно-

эпидемического состояния обслуживаемого района. Разработка планов

мероприятий по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями.

2. Подготовка и проведение совещаний и конференций медицинских работников

по вопросам эпидемиологии, профилактики инфекционных заболеваний.

3. Снабжение ЛПУ бактерийными и вирусными препаратами для проведения

профилактических прививок, контроль за надлежащим хранением бактерийных

препаратов и правильным их использованием.

4. Эпидемиологическое расследование в очаге инфекционного заболевания (в

том числе и при внутрибольничном заражении) и лабораторное обследование

контактных лиц с целью выявления источников инфекции, носителей и больных

со стертыми и атипичными формами заболеваний.

5. Эвакуация инфекционных больных.

6. Методическое руководство и контроль за проведением профилактических

прививок.

7. Принятие необходимых мер при нарушении противоэпидемического режима

больными с легкой формой инфекционных заболеваний, оставленными для лечения

на дому.

8. Контроль за соблюдением в стационарах должного противоэпидемического

режима, за условиями и порядком приема пациентов, при изоляции и выписке

инфекционных больных, за стерилизацией медицинского, лабораторного и

другого инструментария, за обеззараживанием инфицированного материала,

посуды, белья и др.

9. Проведение текущей и заключительной дезинфекции в очагах заболеваний.

К основным функциональным обязанностям специалистов отделений гигиены ЛПУ

относятся:

— участие в комплексном планировании оздоровительных и санитарно-

противоэпидемических мероприятий по улучшению условий труда и здоровья

медицинских работников;

— осуществление предупредительного (отвод земельного участка под

строительство, контроль за ходом строительства, участие в приемке и

эксплуатации, гигиеническая оценка внедряемого оборудования,

инструментария) и текущего (контроль за санитарно-гигиеническим состоянием

и соблюдением санитарно-противоэпидемического режима с проведением

лабораторных и инструментальных исследований, за соблюдением санитарных

требований при приготовлении и раздаче пищи в пищеблоках и столовых, за

условиями труда и здоровьем медицинских работников, гигиенический надзор за

рентгенологическими кабинетами и отделениями, в которых используются

источники ионизирующего, электромагнитного, лазерного и другого излучения)

санитарного надзора.

Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается

совместными усилиями органов власти и управления, хозяйствующих субъектов,

общественных организаций и граждан. Госсанэпидслужба осуществляет

координацию, организацию и надзор за проведением комплекса санитарно-

гигиенических, противоэпидемических и оздоровительных мероприятий по охране

здоровья населения и среды обитания человека. Цели, задачи и функции

центров ГСЭН предопределяют необходимость широких контактов со всеми

участниками этого процесса. Взаимодействующие с учреждениями

госсанэпиднадзора структуры условно можно разделить на следующие группы.

1. Органы власти (администрация территории).

2. Надзорные и контрольные органы (ведомственная санэпидслужба,

территориальные структуры Госкомитета по охране окружающей среды,

Госстандарта, Министерства труда, Министерства внутренних дел, Прокуратуры

России, Министерства сельского хозяйства, Госкомгидромета и др.).

3. Хозяйствующие субъекты всех форм собственности (промышленные

предприятия, лечебно-профилактические учреждения, детские учреждения,

предприятия общественного питания, торговли и др.).

4. Общественные организации и граждане (общественные движения,

деятельность которых направлена на охрану здоровья населения и окружающей

среды, профессиональные союзы, общества Красного Креста, благотворительные

фонды и др.).

По вопросам охраны окружающей среды, проведения противоэпидемических

мероприятий (прививочная работа, карантинные мероприятия и др.),

предупреждения и лечения инфекционных заболеваний, строительства крупных

дорогостоящих объектов и приема их в эксплуатацию, выбора водоисточника,

отвода земельного участка, сброса сточных вод, захоронения токсических и

радиоактивных отходов и др. ведомственные санитарные службы подчиняются

органам госсанэпиднадзора и отчитываются перед ними.

Пути привлечения населения к проведению

санитарных и противоэпидемических мероприятий

Одним из принципов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия

является комплексное проведение государственных и массовых мероприятий по

оздоровлению образа жизни и окружающей среды, благоустройству населенных

мест.

Заинтересованность населения в проводимых органами и учреждениями

здравоохранения санитарно-оздоровительных мероприятиях, понимание их

социального значения, активное участие в них обеспечивают повышение

качества медицинского обслуживания. Многолетний опыт специалистов органов и

учреждений здравоохранения по привлечению общественности к работе и

совместному проведению профилактических мероприятий позволил найти

определенные организационные формы этой работы. Общественные начала находят

свое отражение в участии в работе комитетов законодательных органов власти

(по здравоохранению, по медико-социальному обеспечению, по охране

окружающей среды).

В последние годы активизировали работу общественные организации и партии

“зеленых”, “экологической безопасности” и др., которые не только выявляют и

предупреждают случаи загрязнения окружающей среды, но и участвуют в

разработке перспективных оздоровительных программ. Первичные организации

Общества Красного Креста активно способствуют формированию гигиенических

навыков, оздоровлению условий труда, оказывают содействие в медико-

социальной помощи и уходе за одинокими, престарелыми, инвалидами,

пропагандируют формы здорового образа жизни. На промышленных объектах, на

административных территориях создаются различные общественные советы по

благоустройству, по оздоровлению окружающей среды и др.

В законе “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (ст. 5

“Права граждан” и ст. 6 “Обязанности граждан”) записано, что граждане имеют

право активно участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами

государственной власти решений по обеспечению оптимальной среды обитания;

граждане обязаны заботиться о своем здоровье, совершенствовать свои

гигиенические знания, участвовать в проведении гигиенических и

противоэпидемических мероприятий.

Обязанности предприятий и организаций по обеспечению

санитарно-эпидемиологического благополучия населения

В соответствии со ст. 9 закона “О санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения” предприятия и организации обязаны:

— обеспечивать соблюдение действующего санитарного законодательства и

установленных санитарных правил, осуществлять производственный контроль за

выполнением санитарных правил;

— разрабатывать и проводить гигиенические и противоэпидемические

мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения

окружающей природной среды, оздоровление условий труда, быта и отдыха

населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний;

— своевременно информировать органы и учреждения госсанэпиднадзора об

аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических

процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию

населения;

— выполнять постановления, распоряжения и предписания должностных лиц

органов и учреждений госсанэпидслужбы;

— применять меры материального стимулирования, направленные на повышение

заинтересованности трудовых коллективов и отдельных работников в соблюдении

требований санитарного законодательства и санитарных правил;

— создавать условия для поддержания и повышения уровня здоровья своих

работников и населения для предупреждения заболеваний и формирования

здорового образа жизни людей;

— осуществлять гигиеническое обучение и воспитание своих работников и

населения, направленные на повышение санитарной культуры и ведение

здорового образа жизни;

— обеспечивать реализацию прав граждан и других субъектов, правовых

отношений, предоставленных им настоящим законом.

Основы делопроизводства в центрах ГСЭН

Специфической работой учреждений санэпиднадзора является большой оборот

документов, который включает потоки поступающей и исходящей информации.

Основой для упорядочения делопроизводства является “Единая государственная

система делопроизводства”. Приказом главного врача центра ГСЭН в

установленном порядке утверждается номенклатура дел с четкой нумерацией

каждого дела (папки) с указанием места и сроков хранения. Быстрому поиску

необходимой информации способствует цветовая маркировка, применение

различных вспомогательных информационных поисковых систем, в которые

вносятся основные учетные признаки документов.

Делопроизводство — это непрерывный процесс получения, обработки, хранения

и выдачи информации. Оно включает следующие этапы: 1) регистрация входящих

и исходящих документов; 2) доведение документа до сведения исполнителя и

организация контроля за исполнением; 3) ведение архива, тиражирование

документа; 4) подготовка проектов приказов, писем, решений, постановлений и

др. При этом используются регистрационные журналы: учета входящих

документов; учета исходящих документов; регистрации жалоб и заявлений

трудящихся; регистрации телефонограмм, а также картотека контроля за

исполнением, книга приказов главного врача и др.

Виды делопроизводства: делопроизводство по письмам и жалобам; учет и

рассылка руководящих документов; подготовка документации для сведений и

исполнения в различные организации; учет и оформление кадров; учет

заболеваемости.

Порядок продвижения документов: 1) прием и отправление корреспонденции;

2) регистрация документов; 3) шифровка материалов по индексу; 4)

рассмотрение материалов главным врачом; 5) разбор документа и подготовка

ответа исполнителем; 6) контроль за исполнением документа; 7) исполнение

принятого решения и передача документа в архив.

При составлении документов необходимо соблюдать следующие правила:

— название документа должно быть ясным и соответствовать содержанию;

— в одном документе излагать только один вопрос;

— изложение должно быть четким и сжатым;

— должны быть указаны ответственные исполнители и сроки исполнения;

— должен быть отпечатан на фирменном бланке с указанием названия

организации, ее адреса, телефона;

— должны быть указаны исходящий номер, дата, должность и фамилия

подписавшего лица.

Подготовку проектов решений (постановлений и др.) необходимо проводить в

такой последовательности: 1) изучение соответствующих приказов и

инструкций; 2) сбор и анализ сведений; 3) согласование сроков рассмотрения

проектов решения; 4) подготовка проекта решения с указанием проведения

необходимых мероприятий, сроков их исполнения и конкретных исполнителей; 5)

вынесение проекта решения на рассмотрение и утверждение; 6) доведение

решения до сведения исполнителей; 7) контроль за исполнением.

Работа по заявлениям и жалобам трудящихся проводится в таком порядке: 1)

регистрация заявлений и жалоб; 2) расследование жалоб и заявлений; 3)

принятие мер; 4) ответы на жалобы.

При приеме на работу предъявляются: заявление о приеме на работу,

паспорт, трудовая книжка, диплом. На принимаемого на работу заводится

личное дело, в котором хранятся: личный листок по учету кадров; заявление о

приеме на работу; копия диплома; автобиография; трудовая книжка.

Административно-правовые основы деятельности центров ГСЭН

Санитарные органы обязаны оформлять свои действия распорядительного

характера в виде письменных документов, относящихся к категории

административно-правовых актов или индивидуальных актов управления. В этой

форме санитарные органы выполняют функции, возложенные на них законом.

К индивидуальным актам управления относятся:

— акты, содержащие распоряжения, но без элементов принуждения (акты

санитарного обследования, предписания, планы-задания

и др.);

— акты административного принуждения (определение сроков исполнения и

исполнителя, запрет на реализацию, отстранение от работы, запрет на

финансирование или функционирование и др.);

— акты разрешительные (заключение на право функционирования, разрешение

на выдачу сертификата и лицензии, прием объекта в эксплуатацию и др.);

— акты юрисдикционные (по разрешению споров, заключение по жалобе,

заключение комиссии арбитражного суда и др.).

Административно-правовые меры воздействия подразделяются на пресекательно-

предупредительные, предупредительные и меры административного взыскания.

Пресекательно-предупредительные меры принуждения направлены на

прекращение имеющихся санитарно-эпидемиологических нарушений с целью

предотвращения еще более вредных последствий (запрещение использования

токсических веществ, пестицидов, стимуляторов роста сельскохозяйственных

растений и животных и др.).

К предупредительным мерам относятся:

— временное или постоянное отстранение от работы лиц, являющихся больными

или бактерионосителями и могущих быть источниками распространения

инфекционных болезней;

— проведение обязательной госпитализации инфекционных больных,

представляющих опасность для окружающих;

— наложение карантина на лиц, находящихся в контакте с инфекционными

больными;

— проведение обязательной дезинфекции предметов, находящихся в

пользовании больного и представляющих опасность распространения инфекции, а

также помещений, где находился больной, и окружающей территории;

— проведение профилактических прививок;

— обязательное прохождение медицинского осмотра лицами, занятыми на

пищевых предприятиях, в детских коллективах и т. п.

Уклонение или отказ лица от проведения предупредительных мер служит

основанием для применения других мер административного принуждения:

пресекательно-принудительных (принудительная госпитализация, принудительное

проведение прививок) и мер административных взысканий (штрафы за уклонение

от профилактических прививок, осмотров и т. д.).

Меры административного взыскания служат не только средством устранения

санитарно-эпидемиологических нарушений, но и средством наказания

нарушителей с целью недопущения таковых в будущем. За нарушение санитарно-

противоэпидемических и санитарно-гигиенических норм предусмотрены

административное взыскание в виде штрафа или передача дел в

административные комиссии, органы прокуратуры и др.

Виды ответственности за санитарные правонарушения.

Обжалование действий должностных лиц

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

предусматривается ст. 27—31 закона “О санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения”. Санитарным правонарушением признается посягающее

на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное

или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с

несоблюдением санитарного законодательства, в том числе действующих

санитарных правил, невыполнением гигиенических, противоэпидемических

мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний

должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы. Должностные лица и

граждане, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к

дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность подразумевает наложение на должностных лиц

и работников предприятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных

законодательством России, вплоть до отстранения от работы, освобождения от

занимаемой должности и увольнения. Руководители предприятий и организаций

обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников,

совершивших санитарное правонарушение, по представлению главного

государственного санитарного врача или его заместителя.

В порядке административной ответственности за совершение санитарного

правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены

административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается

постановлением главного государственного санитарного врача или его

заместителя в размере: на должностных лиц — не более суммы трехмесячного

дохода; на работающих граждан — не более суммы месячного дохода.

Уголовная ответственность наступает за совершение санитарных

правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.