реферат, рефераты скачать
 

Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)


Правительства, Министерством здравоохранения, распоряжениями глав

административных территорий и законодательных органов.

Основные правовые принципы охраны здоровья населения

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического,

экономического, правового, социального, культурного, научного,

медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера,

направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья

каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни,

предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с

Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами

Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами

республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и

нормами международного права и международными договорами Российской

Федерации.

Основными правовыми принципами охраны здоровья граждан являются:

— соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и

обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

— приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

— доступность медико-социальной помощи;

— социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

— ответственность органов государственной власти и управления,

предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности,

должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Задачами законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан

являются:

— определение ответственности и компетенции Российской Федерации,

республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,

автономных областей, округов в вопросах охраны здоровья граждан в

соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности

и компетенции в этих вопросах органов местного самоуправления;

— правовое регулирование деятельности предприятий, учреждений и

организаций независимо от формы собственности, а также государственной,

муниципальной и частной систем здравоохранения;

— определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны

здоровья и установление гарантий их соблюдения;

— определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности

медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их

социальной защиты.

Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану

здоровья. Это право обеспечивается проведением мероприятий по охране

окружающей природной среды, созданию благоприятных условий труда, быта,

отдыха, воспитания и обучения граждан; производством и реализацией

доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению

доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам право на охрану здоровья независимо от

пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного

положения, места жительства, вероисповедания, принадлежности к общественным

объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации,

обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в

нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами,

гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными

договорами Российской Федерации.

Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной

информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих

на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемическом

состоянии района проживания, рациональных нормах питания, продукции,

услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах.

Эти сведения предоставляются местной администрацией средствам массовой

информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке,

установленном Правительством РФ. В интересах охраны здоровья граждан

реклама алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой

информации запрещена. Нарушение указанной нормы влечет ответственность,

установленную законодательством Российской Федерации.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют

право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую,

лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и

зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за

больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по

временной нетрудоспособности. Гарантированный объем бесплатной медицинской

помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программой ОМС.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на

основе программ добровольного медицинского страхования за счет средств

предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных

источников, не запрещенных законодательством.

Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими,

корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и

иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а

также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и

зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации.

Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую,

которая проводится по их личному заявлению в специализированных

учреждениях.

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической

культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае

отстранения их от работы органами санэпиднадзора вследствие заразного

заболевания. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане,

признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие

выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному

члену семьи в установленном законом порядке.

Организационно-правовые предпосылки

медицинской и фармацевтической деятельности

Право на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью в

Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское

или фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и

специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности,

перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской

Федерации, имеющие также сертификат специалиста и лицензию.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского

профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного

образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного

испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и

фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности,

вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к

участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с

программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего

ответственность за их профессиональную подготовку в порядке, установленном

МЗ РФ. Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или

фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской

или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним

медицинским образованием в порядке, установленном МЗ РФ.

Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более 5 лет,

могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической

деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных

заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями

профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Лица, получившие медицинскую или фармацевтическую подготовку в

иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической

деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской

Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а

также после получения лицензии на занятие определенными Министерством

здравоохранения Российской Федерации видами деятельности, если иное не

предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Лица, незаконно занимающиеся медицинской или фармацевтической

деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Правовой статус медицинских и фармацевтических работников

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

— обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями

охраны труда;

— работу по трудовому договору (контракту), в том числе и за рубежом;

— защиту своей профессиональной чести и достоинства;

— получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым

уровнем теоретической и практической подготовки;

— совершенствование профессиональных знаний;

— переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней при невозможности

выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в

случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или

штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций;

— страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред

или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным

выполнением ими профессиональных обязанностей;

— беспрепятственное и бесплатное использование средств связи,

принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а

также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в

ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его

жизни;

— первоочередное получение жилых помещений, установку телефона,

предоставление их детям мест в детских дошкольных и санаторно-курортных

учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта,

используемого для выполнения профессиональных обязанностей при разъездном

характере работы; иные льготы, предусмотренные законодательством Российской

Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами

автономных областей и округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Врачи, провизоры, работники со средним медицинским или фармацевтическим

образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения,

работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а

также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное получение

квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим

законодательством.

Правовой статус лечащего врача

Лечащий врач — это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период

наблюдения и лечения его в амбулаторно-поликлиническом или больничном

учреждении. Лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем

медицинском учебном заведении.

Лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и

лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии здоровья по

требованию больного или его законного представителя, приглашает

консультантов и организует консилиум. Рекомендации консультантов

реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением

экстренных случаев, угрожающих жизни больного.

Лечащий врач единолично выдает листок нетрудоспособности на срок,

определенный федеральными органами власти.

Лечащий врач может отказаться, по согласованию с соответствующим

должностным лицом, от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает

жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом

предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического

учреждения.

Лечащий врач несет ответственность за недобросовестное выполнение своих

профессиональных обязанностей в соответствии с законодательством Российской

Федерации, республик в составе Российской Федерации.

Правовой статус пациента

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право

на:

— уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и

обслуживающего персонала;

— выбор врача, в том числе семейного, а также выбор лечебно-

профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и

добровольного медицинского страхования;

— обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих

санитарно-гигиеническим требованиям;

— проведение по его просьбе консилиума и консультаций у других

специалистов;

— облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским

вмешательством, доступными способами и средствами;

— сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью,

о состоянии здоровья, диагнозе, а также иных сведений, полученных при его

обследовании и лечении;

— добровольное согласие на медицинское вмешательство;

— отказ от медицинского вмешательства;

— получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего

здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о

состоянии его здоровья;

— получение медицинских и иных услуг в рамках программ обязательного или

добровольного медицинского страхования;

— возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании

медицинской помощи;

— допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его

прав;

— допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении — на

предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на

предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутреннего

распорядка учреждения.

Пациент в случае нарушения его прав может обращаться с жалобой

непосредственно к руководителю или иному должностному лицу ЛПУ, в котором

ему оказывется медицинская помощь, в соответствующие медицинские

ассоциации, лицензионные комиссии либо

в суд.

Правовой статус муниципальной системы здравоохранения

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы

управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности

лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения,

фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения

судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые

являются юридическими лицами.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за

санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности

населению гарантированного объема и качества медико-социальной помощи,

развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной

территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и

лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями

государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также

лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

Правовой статус медицинских учреждений

индивидуально-частного предпринимательства

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и

аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а

также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной

фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические,

аптечные, научно-исследовательские структуры, образовательные учреждения,

создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и

организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в

соответствии с “Основами законодательства об охране здоровья граждан” и

другими законодательными актами Российской Федерации и местных органов

власти.

Правовые основы трудовой деятельности медработников.

Понятие трудового права

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет

право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно

соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать

профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы. Трудовое

право является самостоятельной отраслью в правовой системе нашего

государства и представляет собой совокупность юридических норм,

регулирующих трудовые отношения всех работников, деятельность которых

основана на трудовом договоре (контракте).

Трудовое законодательство предоставляет каждому работнику право на

условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на возмещение

ущерба, причиненного здоровью в связи с работой; на равное вознаграждение

за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже

установленного законом минимального размера; на отдых, обеспечиваемый

установлением предельной продолжительности рабочего времени,

предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных дней, а также

оплачиваемых ежегодных отпусков; на объединение в профессиональные союзы;

на социальное обеспечение; на судебную защиту своих трудовых прав.

Трудовое право в качестве своих источников имеет множество нормативных

актов неодинаковой юридической силы и с разнообразной сферой применения.

Нормативные акты о труде делятся на: законы (Конституция РФ, КЗоТ);

подзаконные акты (постановления Правительства, приказы и положения,

инструкции министерств и ведомств); локальные нормативные акты (решения

администрации конкретного учреждения, принятые, как правило, совместно или

по согласованию с профсоюзным комитетом).

Трудовой договор: понятие, содержание,

виды, формы и порядок заключения

Трудовой договор (контракт) есть соглашение между работником и

работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу по

определенной специальности, квалификации или должности с подчинением

внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать

работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные

законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Условия трудового договора, которые определяются соглашением сторон,

принято подразделять на обязательные (необходимые, основные) и

дополнительные.

Обязательные — это условия, без которых трудовой договор не может быть

заключен: место работы, трудовая функция (специальность, квалификация,

должность), оплата труда и время начала работы.

Дополнительные — условия, которые уточняют, развивают и дополняют условия

конкретного трудового договора: об испытании, о неполном рабочем времени,

об освобождении от командировок, о совмещении профессий и др. Включенные в

трудовой договор, они становятся обязательными для сторон. При этом даже

при наличии соглашения сторон в трудовой договор не могут включаться

условия, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим

законодательством о труде или противоречащие ему.

Трудовые договора (контракты) заключаются: на неопределенный срок; на

определенный срок не более 5 лет; на время выполнения определенной работы.

Трудовой договор оформляется письменно. Заключение трудового договора

считается фактическим допущением к работе, независимо от того, был ли прием

на работу надлежащим образом оформлен. Работнику, приглашенному на работу в

порядке перевода из другого предприятия, не может быть отказано в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.