реферат, рефераты скачать
 

Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)


различных профилактических мероприятий, что, естественно, приводит к

уменьшению потребности в лечебной помощи и улучшению здоровья населения.

Новый механизм хозяйствования в здравоохранении предусматривает: 1)

широкое применение экономических методов управления, в том числе оплату

труда медицинских работников по конечным результатам; 2) изменение системы

бюджетного финансирования из 3 основных источников — бюджетных средств,

страховых средств и средств, полученных по договорам с предприятиями за

оказание медицинской помощи и от частных лиц за оказание платных

медицинских услуг; 3) переход от выделенных средств по отдельным статьям в

бюджетной смете расходов к финансированию по долговременным стабильным

нормативам из расчета средств на одного человека, на одного пролеченного

больного и др.; 4) внедрение хозрасчетной сметы (или финансового плана); 5)

использование новых форм организации труда (арендных и кооперативных

отношений, бригадных форм, в том числе бригадного подряда, “гибких” режимов

работы и др.); 6) предоставление самостоятельности коллективам учреждений и

расширение прав руководителей здравоохранения в распределении финансовых

средств.

Экономика здравоохранения. Источники финансирования.

Структура распределения и финансовый план учреждения.

Понятие о стоимости медицинских услуг.

Платные и бесплатные виды медицинской помощи

Экономика здравоохранения изучает социально-экономические закономерности

формирования и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов,

направленных на совершенствование системы здравоохранения и медико-

социальное обеспечение мероприятий по укреплению здоровья населения.

Экономика анализирует формы проявления экономических законов в

здравоохранении, роль отрасли в экономике национального хозяйства,

эффективность, методы рационального и эффективного использования

материальных финансовых и кадровых ресурсов.

Финансирование здравоохранения включает понятие о бюджете здравоохранения

и смете медицинского учреждения.

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной части и базируется

на показателях народнохозяйственного плана, который определяет всю

экономическую жизнь страны. Бюджет страны утверждается Государственной

Думой и приобретает силу закона. Бюджет здравоохранения конкретной

территории включает общую сумму утвержденных ассигнований на все

медицинские учреждения. Основная часть медицинских учреждений, в том числе

больничные и поликлинические учреждения, осуществляют расходы из местных

(области, края, города, района) бюджетов.

Смета — это финансовый план расходов, необходимых для работы медицинского

учреждения в следующем году. После утверждения сметы расходов каждого

учреждения в банке открывается кредит для этого учреждения.

Объем ежегодного расхода ЛПУ устанавливается по данным бухгалтерии,

исходя из статей сметы, которая составляется по установленной форме и

финансируется из госбюджета в соответствии с установленными нормами.

Смета составляется по единой форме: наименование и полный адрес

учреждения; название бюджета (республиканский, местный); раздел и параграф

бюджетной классификации. Смета состоит из 3 частей:

— показатели оперативной деятельности учреждений: мощность (число коек,

число посещений), штаты;

— расчеты по каждой статье расходов;

— сводка расходов по статьям (18 статей).

Статьи расходов указывают на целевое назначение средств (статьи 6, 7, 11

и 17 упразднены).

Статья 1. Заработная плата.

Статья 2. Начисления на заработную плату.

Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы.

Статья 4. Командировки и служебные разъезды.

Статья 5. Расходы учебные, на производственную практику, научно-

исследовательские работы и приобретение книг для библиотек.

Статья 8. Стипендии.

Статья 9. Расходы на питание.

Статья 10. Приобретение медикаментов и перевязочных материалов.

Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря.

Статья 13. Капитальные вложения внегосударственного плана капитальных

работ.

Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и оборудования.

Статья 15. Капитальные вложения, капитальное строительство.

Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений.

Статья 18. Прочие расходы.

В перспективе предполагается оставить лишь 3 укрупненные статьи,

предусматривающие затраты на заработную плату, текущие расходы, капитальные

вложения и капитальный ремонт.

Важнейшим направлением экономики здравоохранения является определение

экономической эффективности медико-профилактических мероприятий и

медицинской науки. Для этого используются косвенные расчеты стоимости

дополнительно произведенной продукции или понесенного ущерба, прежде всего

за счет ухудшения состояния здоровья населения. Актуальность проблем

экономики объясняется тем, что растет потребность в медицинской помощи,

ограничиваются средства на здравоохранение, повышаются стоимость

медицинской помощи и социальная значимость здравоохранения в развитии

производительных сил.

Основным источником финансирования медицинских учреждений в настоящее

время являются средства бюджета, выделяемые в соответствии с

долговременными экономическими нормативами. Нормативы бюджетного

финансирования устанавливаются в расчете на одного жителя в год, на лечение

одного больного по профилю заболевания и на оказание различных видов

медицинских услуг. Эти нормативы разрабатываются региональными органами

управления.

Дополнительными источниками финансирования являются: поступления за

услуги, оказанные сверх нормативов бесплатной медицинской помощи, за

выполненные работы по договорам с предприятиями, по заказу местных органов

самоуправления и вышестоящей организации; часть сумм от взысканных

санэпидслужбой штрафов за ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью

населения; средства, полученные за счет снижения заболеваемости с временной

утратой трудоспособности; добровольные взносы предприятий и

благотворительных фондов.

Средства, полученные из всех источников, составляют единый фонд

финансовых средств учреждения. Их расходование осуществляется согласно

утвержденным финансовым планам, представляющим собой хозрасчетную смету. В

отличие от бюджетной сметы финансовый план содержит план доходов и план

(или смету) расходов. Расходы планируются по фонду оплаты труда (на

заработную плату), по фонду материального поощрения и по фонду

производственного и социального развития.

Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются соглашением

между страховыми медицинскими организациями, местной администрацией и

профессиональными медицинскими ассоциациями.

Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском

страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской

организацией и предприятием, учреждением или лицом, предоставляющими эти

услуги.

Расчет между страховыми организациями и учреждениями здравоохранения

осуществляется по прейскуранту. Прейскурант разрабатывается в соответствии

с методикой расчета тарифов (цен) на медицинскую помощь (услуги).

Для перевода учреждений здравоохранения на экономические методы

управления должны быть разработаны нормативы финансирования каждого типа

учреждений. Определение стоимости медицинских услуг необходимо и для

оказания платных медицинских услуг. В условиях рыночной экономики и

медицинского страхования вопросы ценообразования приобретают особое

значение. При установлении цен следует учитывать следующие принципы:

— цена должна отражать общественно необходимые затраты труда на

производство товаров и оказываемых услуг, их потребительские свойства и

качество;

— цены должны учитывать соотношение спроса и предложения на данный вид

товаров и услуг;

— цена должна обеспечивать получение прибыли каждому нормально

работающему предприятию;

— цены должны иметь противозатратный характер и стимулировать улучшение

качества продукции и услуг;

— цена — это денежное выражение стоимости медицинских услуг.

Стоимость — это количество труда, вложенного в оказание медицинской

услуги определенного (заданного) качества. В отличие от товара, который

сначала производится, затем может храниться на складе и только потом

продается, любая услуга характеризуется тем, что процесс производства

совпадает с процессом реализации.

Структурными элементами цены (тарифа) на медицинские услуги являются

себестоимость и прибыль. Себестоимость рассчитывается за предшествующий

период времени. При этом отдельно определяются затраты на лечение одного

больного в каждом отделении стационара с учетом расходов по всем статьям,

категория сложности лечения и цены на услуги в параклинических отделениях.

Себестоимость — это выраженные в денежной форме материальные затраты и

оплата труда работников ЛПУ в расчете на единицу услуг (прикрепленного

жителя, пролеченного больного и т. п.). Себестоимость показывает, в какую

сумму обходится учреждению медицинское обслуживание, отражает текущие

расходы. Себестоимость является важнейшим экономическим показателем,

обобщающим деятельность учреждений.

Платные услуги были введены в первую очередь при оказании следующих видов

медицинской помощи: процедуры и хирургические операции косметического

характера, аборты, судебно-медицинская экспертиза, контактная коррекция

зрения, протезирование зубов, массаж. Бесплатными остались все виды помощи

при социально значимых заболеваниях и для отдельных контингентов населения

(пенсионеры, дети, студенты, инвалиды и др.).

Регулирование рынка в здравоохранении осуществляется по линии указанных

платных и бесплатных услуг, а также по линии установления цен на

медицинские услуги, развития личного интереса в предпринимательстве,

приватизации, в свободном выборе пациентом лечащего врача и медицинского

учреждения. Проблема маркетинга также актуальна в здравоохранении и

заключается в том, как наилучшим образом найти рынок сбыта продукции и

медицинских услуг, получить прибыль. Исходными для формирования цен на

медицинские услуги являются себестоимость и прибыль. В себестоимости

учитываются все затраты учреждения, связанные с оказанием медицинской

помощи населению, начиная от оплаты труда и кончая расходами на

медикаменты, питание больных, амортизацию основных фондов.

Размер прибыли, включаемой в тарифы на медицинские услуги, должен

определяться исходя из величины фонда производственного и социального

развития, материального поощрения и финансового резерва. Методика

разработки тарифов на медицинские услуги сейчас пересматривается и

совершенствуется. Тарифы разрабатываются в зависимости от категории

сложности лечения пациентов и клинико-статистических групп, которые

определяются на основе статистических данных, полученных экспертными

советами лечебных учреждений. Определение цены на медицинские услуги

является наиболее сложным и трудным моментом в условиях развития

хозрасчетных отношений и внедрения медицинского страхования. Есть несколько

подходов: определение цены на основе оплаты по установленным тарифам;

специально определяемые цены с учетом клинико-статистических групп

населения; по договорным ценам или соглашениям; по разработанным и принятым

стандартам. Важно, чтобы при ценообразовании соблюдались 2 условия: 1)

стоимость лечения в разных учреждениях должна быть примерно одинаковой; 2)

все пациенты должны иметь право на получение медицинской помощи одинакового

объема и надлежащего качества.

Менеджмент в здравоохранении

Успешному осуществлению реформ в здравоохранении может способствовать

внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-

психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения. Важным

является замена роли организатора, которая была типичной в условиях

централизованного управления, на роль менеджера, управленца.

Менеджмент — это деятельность, направленная на совершенствование форм

управления, повышение эффективности производства с помощью совокупности

принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность,

интеллект и мотивы поведения как отдельных сотрудников, так и всего

коллектива.

Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для

совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона

(субъект управления), управляемые — объекты управления (коллективы,

отдельные работники). Основу управленческой деятельности составляют способы

воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления

определяется принципами, методами, функциями и целями управления.

Выделяют следующие принципы управления.

1. Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на

активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего

коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство

руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность;

инициатива.

2. Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и

повышение эффективности коллективной деятельности. Это — дисциплина,

справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный

дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.

3. Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.

Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-

хозяйственные, правовые и социально-психологические.

К методам управления относят:

— методы подкрепления и стимулирования;

— методы регулирования поведения;

— методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности

сотрудников;

— развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.

Функции управления определяются уровнем системы управления. Система

управления любого объекта имеет 3 уровня — стратегический, тактический и

оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные

результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально

определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль

результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение

производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов.

К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже

функционирующих структур.

Среди функций управления главными являются следующие.

1. Технические операции — производство. Для медицинских учреждений к

производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация,

меры профилактики и др.

2. Коммерческие — покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений —

это продажа отдельных видов медицинских услуг.

3. Финансовые операции — привлечение средств и распоряжение ими для

осуществления деятельности.

4. Страховые — страхование и охрана имущества и лиц.

5. Учетные — бухгалтерия, учет, статистика и др.

6. Административные — перспективное программно-целевое планирование,

организация, координация, распорядительные функции и контроль.

Целями управления могут быть: новаторские, решение проблем, реализация

конкретных обязанностей, самосовершенствование.

Целям и функциям управления соответствует определенная установка

(техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная,

страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний,

определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные

способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора),

нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга,

чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные

(профессиональные) знания и опыт работы.

Процесс управления включает: планирование, организацию,

распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности,

принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной

деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

Алгоритм (последовательность) управленческих решений:

1) постановка цели и задачи (программно-целевое планирование);

2) сбор необходимой информации;

3) моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;

4) принятие управленческого решения;

5) организация исполнения;

6) контроль исполнения;

7) оценка эффективности и корректировка результатов.

На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди

которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения,

своевременность акта управления.

Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и

психологических установок.

Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов-

менеджеров, можно выделить:

— отсутствие личных ценностных ориентаций;

— отсутствие личной заинтересованности;

— недостаточная профессиональная квалификация;

— неумение влиять на людей;

— неумение самосовершенствоваться;

— неумение владеть собой;

— рвачество;

— отсутствие чувства долга;

— необязательность;

— неорганизованность;

— нечестность;

— неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым,

коллективным и др.

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная

деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных,

физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов

воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства

(совокупность методов управления и психологии управления). Существует 6

основных стилей лидерства.

1. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом “делай так,

как я сказал”, держит сотрудников под контролем и в качестве движущей силы

использует поощрение, наказание, инициативу.

2. Лидер-организатор — это строгий, но справедливый руководитель. Дает

подчиненным ясные указания, воздействует убеждением и сообщает каждому свою

оценку его качеств и достижений.

3. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу “прежде всего

люди, а дело — потом”. Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе.

В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство

комфортности, безопасности, спокойствия.

4. Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа “один

человек — один голос”. Такой лидер побуждает сотрудников активно

участвовать в принятии решений, каждого лично контролирует и побуждает к

активным действиям.

5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять

сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные

сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность

самостоятельно планировать и работать.

6. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом “ты можешь

это сделать”. Лидер такого типа помогает членам “команды” и поощряет их

работать лучше, давая им возможность личного развития.

Успешное лидерство руководителя возможно при использовании различных

стилей руководства.

Основы маркетинга

Маркетинг — это комплексная деятельность специалистов по организации

производства, сбыта продукции и реализации услуг, ориентированная на

удовлетворение потребностей населения с учетом выявленного ранее спроса и

возможной прибыли. В структуре маркетинга важным элементом является понятие

потребности.

Потребность — это определенный вид нуждаемости (физиологической,

социальной, личностно-потребительской) с учетом особенностей образа жизни,

культурного уровня и психологической ориентации личности.

Запрос — это потребность, подкрепленная покупательской способностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.