реферат, рефераты скачать
 

Учебник по международным отношениям


приоритеты таких взаимодействий.

В связи с вышеизложенным, воздействие, которое оказывает на современную

международную систему ее среда, выглядит достаточно неоднозначным. Одним из

результатов такого воздействия является резкое возрастание

взаимозависимости, интернационализация всех сторон человеческого общения,

внутриоб-щественных и международных отношений, интеграционные процессы,

проявляющиеся как объективные, общемировые, а значит, общесоциологические

тенденции. Однако эти системообра-зующие факторы, ведущие к социализации

международных отношений, стимулирующие становление своего рода глобального

гражданского общества, сопровождаются неравномерным ростом производительных

сил в различных странах, находящихся на разных уровнях научно-технического,

экономического, социального и политического развития. Сохраняются, а

местами и растут национально-государственная обособленность, политические

противоречия, столкновение экономических интересов различных стран,

усиливающие напряжение в глобальной международной системе, подрывающие ее

стабильность, увеличивающие ее конфликтный потенциал. Одновременно все

более настоятельными становятся и многообразные формы международного

сотрудничества, характерными проявлениями которого выступают интеграционные

процессы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Easton D. The Political System. — N.Y., 1953.

2. Sprout H. & M. Environmental Factors in the Study of International

Politics. // James N. Rosenau (Ed.). International Politics and Foreign

Policy. - N.Y., 1969, p. 41-56.

3. Rassett В. & Stair H. World Politics. Menu for Choice. — San

Francisco, 1981, p. 40.

4. Merle M. Sociologie des relations Internationales. — Paris., 1988, p.

122. 166

[pic]

5. Sprout H. & M. Ал Ecological Paradigm tor the Study of International

Politics. Princeton. 1968, p. 14.

6. Singer D.J. The Global System and its Sub-System. A Developmental

View. - N.Y. 1971. p. 32.

7. Braillard Ph. Theorie des systemes et relations intemationales. Bruxel-

les. 1977, p. 128.

8. Modelski G. Agraria and industria. Two Models of the International

System. Princeton. 1961, p. 122.

9. Easton D. A. Framework for Political Analysis. — N.J. 1965, p. 66.

10. Lineage Politics. Essays on the Convergence of National and

International System. Ed. by James N. Rosenau. — N.Y.; London, 1969, p. 45.

11. Young 0. A systemic Approach to International Politics. — Princeton,

1968, p. 24.

12. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. //

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т.42, с. 116.

13. Aron R. Paix et Guerre entre les nations. — Paris, 1984, p. 398—399.

14. Samuel A. Nouveau paysage du rnonde. — Bruxelles. 1990, p. 109.

15. Badie В. Culture et politique. — Paris, 1993, p. 84.

16. Lacoste Y. Questions de la Geopolitique. — Paris, 1988.

17. Angel J. Questions dc la Gtopolitique. — Paris, 1936, p. 103.

18. Senarclens P. de. La politique intemationale. — Paris, 1992, p. 40.

19. Huntynger J. Introduction aux relations intemationales. — Paris,

1987,

p.134.

20. См. об этом: Badie В., Smouts M.-C. Le retoumement du Monde.

Sociologie de la sc6ne Internationale. — Paris, 1992, p.237—239; Введение в

социологию международных отношений. — M., 1992, с. 29—44.

21. Gallois P.M. Ceopolitique. Les voies de la puissance. — Paris, 1990.

22. См. об этом: Moreau Defarges Ph. Relations intemationales. Tome 2.

Questions mondiales. — Paris, 1992, p. 378.

23. Harkavy R. Great Power Competition for Overseas Dases. The

Geopolitics of Access Diplomacy. — New York, 1982, p. 274.

24. Лекция была прочитана во французском колледже МГУ в ноябре

1992 года.

25. См. об этом: Гливаковский А. Сценарий «атлантистов».— «День»,

03.04.1993.

167

Глава VII

УЧАСТНИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Наиболее употребительным термином, которым в науке о международных

отношениях принято обозначать участников взаимодействия на мировой арене,

является термин «актор». В русском переводе он звучал бы как «актер». И

действительно, некоторые зарубежные авторы иногда напоминают об этом его

значении. Так, Б. Рассет и X. Старр подчеркивают, что Шекспир представлял

весь мир как большую сцену, а людей — ее актерами (1). Однако, учитывая,

что значение термина «актер» в русском языке является гораздо более узким,

более конкретным, а также то, что в этом своем конкретном, узком значении

(как лицо, исполняющее заранее заданную роль другого персонажа) в науке о

международных отношениях он практически не употребляется, в отечественной

литературе принят термин «актор» (2).

«Актор» — это любое лицо, которое принимает активное участие, играет

важную роль, — пишут Ф. Брайар и М.-Р. Джалили. В сфере международных

отношений, подчеркивают они, под актором следует понимать любой авторитет,

любую организацию, любую группу и даже любого индивида, способного играть

определенную роль, оказывать влияние (3).

Б. Рассет и X. Старр отмечают, что термин «актор» имеет целый ряд

достоинств. Во-первых, он отражает широкий спектр взаимодействующих

общностей и поэтому является достаточно всеобъемлющим. Во-вторых, используя

его, мы делаем акцент на поведении общностей. Тем самым данный термин

помогает понять существо общности, которая ведет себя определенным образом,

предпринимает такие-то действия. Наконец, в-третьих, он помогает понять то,

что разные актеры играют разные роли: некоторые из них занимают авансцену и

являются «звездами», тогда как другие остаются не более чем статистами или

же членами хоровой группы. И тем не менее, все они участвуют в создании

законченного спектакля на мировой сцене (см.: 1, р. 72).

168

Социальная общность может рассматриваться как международный актор в том

случае, если она оказывает определенное влияние на международные отношения,

пользуется признанием со стороны государств и их правительств и учитывается

ими при выработке внешней политики, а также имеет ту или иную степень

автономии при принятии собственных решений (4). Исходя из этого, становится

ясным, что если все акторы являются участниками международных отношений, то

не каждый участник может считаться международным актором. Организация,

предприятие или группа, имеющие какие-либо отношения с иностранными

организациями, предприятиями или гражданами, далеко не всегда могут

выступать в роли международных акторов. Наоборот, эту роль может выполнять

отдельный человек, — например, такой, как всемирно известный правозащитник

А. Д. Сахаров, который, — благодаря тому авторитету, которым он пользовался

как среди государственных руководителей многих стран, так и среди

демократической общественности, — оказывал известное влияние на отношение

Запада к СССР.

Однако в данной связи возникают следующие вопросы. Во-первых, какие из

разновидностей социальных общностей, взаимодействующих на мировой арене,

могут считаться типичными международными акторами? И, во-вторых, какова

иерархия между типами международных акторов, или, иначе говоря, какой из

них может рассматриваться как наиболее влиятельный, авторитетный и

перспективный? Оба эти вопроса являются, хотя и в разной степени, предметом

научных дискуссий, теоретических споров.

Гораздо больше согласия имеется по первому вопросу. Представители

большинства теоретических направлений и школ считают, что типичными

международными акторами являются государства, а также международные

организации и системы. Так, Мортон Каплан различает три типа международных

акторов: национальный (суверенные государства), транснациональный

(региональные международные организации: например, НАТО) и универсальный

(всемирные организации: например, ООН) (5). М. Мерль в качестве типичных

международных акторов рассматривает государства, международные организации

и транснациональные силы (например, мулътинациональные фирмы, а также

мировое общественное мнение) (6). Брайар и М.-Р. Джалили добавляют к этим

трем типам еще один — так называемых потенциальных акторов (таких, как

национально-освободительные движения, региональные и локальные общности:

например, Европейский Совет коммун. Европейская Конференция местных органов

власти) (см.: 3). Д. Розенау считает основными международными акторами

государства, подсистемы (например, органы местной администрации, обладающие

определенной автономией

169

в международной сфере), транснациональные организации (такие, как,

например, кампания по производству микросхем «Европейские кремниевые

структуры», существующая вне пределов государственной юрисдикции), когорты

(например, этнические группы, церкви и т.п.), движения (7).

Вместе с тем, из приведенных примеров видно, что указанное согласие

относительно основных типов международных акторов касается прежде всего

государства и межгосударственных (межправительственных) организаций. Что же

касается вопроса о других участниках международных отношений, то он

остается предметом теоретических расхождений. Однако гораздо более

серьезные дискуссии ведутся по вопросу о том, какому типу актора следует

отдавать предпочтение при анализе международных отношений.

Как мы уже видели, для представителей политического реализма нет сомнений

в том, что государство является главным, решающим, если не единственным

актором международных отношений. Это касается всех разновидностей

политического реализма, хотя одни из них опираются в своей аргументации

преимущественно на политические возможности государства (Г. Мор-гентау),

другие делают акцент на его социальную сферу (Р. Арон), третьи аппелируют к

экономическому потенциалу (Ж. Бертэн).

Более гибкой выглядит точка зрения представителей модернистского

направления. Смещая акцент на функционирование международных отношений,

опираясь на системный подход, моделирование, количественные методы в их

изучении и т.п., представители модернизма не ограничиваются исследованием

поведения государств, вовлекая в научный оборот проблемы, связанные с

деятельностью международных организаций, международно-политическими

последствиями экономической экспансии ТНК и т.п. Вместе с тем, во-первых,

чаще всего вопрос о приоритетности того или иного международного актора

является для них второстепенным. А, во-вторых, многие представители

данного, чрезвычайно гетерогенного направления близки либо к политическому

реализму (М. Каплан, К. Райт), либо к другим теоретическим школам,

например, таким, как транснационализм и гло-бализм.

Согласно теоретикам транснационализма или взаимозависимости (Р. Кооохейн,

Д. Най, Э. Скотт, С. Креснер и др.), одной из характерных особенностей

современного этапа в эволюции международных отношений является тот вызов,

который бросают позициям государств международные неправительственные

организации, мультииациональные фирмы и корпорации, экологические движения

и т.п. По мере роста числа международных сделок позиции государств в

мировой политике ослабевают, и, на-

170

против, усиливается роль и значение частных субъектов международных

отношений (8). «Глобалисты» (Д. Бартон, С. Митчел и др.) идут еще дальше,

представляя мир в виде гигантской многослойной паутины взаимных связей,

соединяющих вместе государства и негосударственных акторов, из которой

никто не может выбраться (9). Вместе с тем «транснационалисты» остались

достаточно лояльными по отношению к политическому реализму и,

следовательно, к его трактовке государства как главного международного

актора (10). Что же касается «глобалистов», то они имеют тенденцию

принижать значение понятия «международный актор» в пользу показа тенденций

глобальной взаимозависимости (11).

В неомарксистских концепциях международных отношений (И. Валлерстайн, С.

Амин, А. Франк) главное внимание уделяется таким понятиям, как

«миросистема» и «мироэкономика», государство же является лишь удобным

институциональным посредником господствующего в международном масштабе

класса, призванным обеспечить его доминирование над мировым рынком (12).

Каждое из указанных теоретических направлений и школ отражает ту или

иную сторону реальности международных отношений. Однако для того, чтобы

судить о том, насколько верно такое отражение, необходимо получить более

полное представление об особенностях существа и функционирования основных

участников взаимодействий на мировой арене.

1. Сущность и роль государства как участника международных отношений

Государство является бесспорным международным актором, отвечающим всем

вышеназванным критериям этого понятия. Оно является основным субъектом

международного права. Внешняя политика государств во многом определяет

характер международных отношений эпохи; оно оказывает непосредственное

влияние на степень свободы и уровень благосостояния индивида, на саму

человеческую жизнь. Деятельность и даже существование международных

организаций, других участников международных отношений в значительной мере

зависит от того, как к ним относятся государства. Кроме того, государство

является универсальной формой политической организации человеческих общнос-

тей: в настоящее время практически все человечество, за небольшими

исключениями, объединено в государства. Но процесс образования новых

государств продолжается: если в XV веке в мире существовало 5—6 государств,

то в 1900 году их становится уже 30, в 1945 г. членами Организации

Объединенных наций являлись 60 государств, в 1965 г. в ней состоит уже 100,

в 1990 г. — 160, в

171

1992 г. — 175, а в 1996 году — 185 государств. Для того, чтобы стать членом

ООН и, следовательно, получить признание в качестве субъекта международного

права, государство должно обладать независимым правительством, территорией

и населением.

Происхождение государства связано с переходом человеческих общностей к

оседлости, разделением труда, обособлением управленческих функций,

сосредоточением их в руках особого социального слоя и установлением

политической власти над населением в пределах определенной территории.

Американский специалист Д. Фрэнкел связывает формирование государства с

развитием у людей потребностей и предпочтений, которые они не могут

удовлетворить в одиночку, и поэтому вынуждены объединяться в группы. В

зависимости от обстоятельств такие группы различаются по своим размерам и

характеру, однако все они сталкиваются с одинаковыми проблемами, связанными

со структурой, иерархией и организацией группы, а также ее отношениями с

другими группами, которые являются прообразом современных международных

отношений (13).

Функции государства в его наиболее развитой форме сводятся к поддержанию

порядка и безопасности в рамках отделенной границами территории, созданию

условий для социального и экономического развития общества, для

распределения благ и услуг, поддержанию занятости и удовлетворению основных

потребностей населения (14).

Исторические формы государства характеризуются многообразием: в своем

развитии оно прошло путь от мировых империй, предшествовавших античным

полисам, до европейских монархий в новое время, возникновения национального

государства (или государства-нации) в XIX веке. Однако вплоть до XV—XVI вв.

государства в силу отсутствия строгих территориальных границ, слабости

центральной власти по отношению к периферии, господства общинной формы

организации социума не являлись еще государствами в полном (современном)

значении этого понятия (15).

Современная форма государственности связана с понятием суверенитета.

Первоначально это понятие означало неограниченную власть монарха

осуществлять свою волю внутри страны и представлять государство за его

пределами (или, выражаясь современным языком, определять его внутреннюю и

внешнюю политику) и отражало стремление правителей освободиться от

господства феодальных обычаев и церковной иерархии. После окончания 30-

летней религиозной войны в Европе возникает и получает свое закрепление в

Вестфальском мирном договоре 1648 г. современная система межгосударственных

отношений, основан-

172

ная на взаимном признании юридического равенства и независимости каждого

государства.

В XVIII в. начинается новая фаза в распространении государственности —

переход от суверенитета монарха к суверенитету нации. Формируется такая

форма государственности, как национальное государство, распространившаяся,

начиная с XIX в., на весь европейский регион, а в последующем (особенно с

процессом освобождения народов от колониальной зависимости и образованием

национальных государств в «третьем мире», который завершается в целом в 60-

е годы XX века) и на мир в целом.

Таким образом, генезис и существование современной формы

государственности тесно связаны с формированием и развитием такого вида

социальной общности, как нация. Следует подчеркнуть, что как не существует

«естественных» границ между государствами (все они являются продуктом

истории, результатом соотношения сил и потому носят «искусственный», т.е.

политический характер), так не существует и оснований для представлений о

биологической сущности наций, или их этническом происхождении. Все нации

являются многоэтническими образованиями, все они формируются и укрепляются

в процессе политической социализации, распространения и усвоения

религиозных верований, обычаев, других культурных ценностей, способствующих

политической консолидации социальной общности.

Об этом свидетельствуют и основные факторы, лежащие в основе генезиса

нации, открытые научным сообществом в результате многочисленных

исследований данного феномена. Это, прежде всего, — общность территории

проживания, способствующая формированию близости в восприятии природных

феноменов и, соответственно, консолидации социальной общности. Это —

общность экономической деятельности, определяемая одними и теми же

ресурсами, формирующая сходный тип хозяйственной активности. Это —

культурное единство, отражаемое в общности языка, религии, социальных норм

поведения. Определенную роль в формировании нации может играть и общее

этническое происхождение людей, хотя эта роль отнюдь не может считаться

решающей. Это, наконец, — общий исторический опыт, ощущение общей судьбы,

общности прошлого, настоящего и будущего. В то же время ни один из

указанных факторов не является достаточным для того, чтобы рассматривать

социальную общность как нацию. Так, для многих наций характерно наличие

нескольких языков (Швейцария), религий (Китай), культур (Индия) и т.п.

Пожалуй наиболее устойчивой является общность национального самосознания,

ощущения единства исторической судьбы (см.: 1, р. 63—65).

173

Английский специалист Э. Смит отмечает, что формирование национальной

идентичности явилось основным элементом процессов легитимизации социального

и политического порядка. Назначение национальной идеологии состоит в

формировании связей солидарности между индивидами и социальными класса' ми,

мобилизации с этой целью общих ценностей и культурных традиций.

Национальные доктрины производят мифы, символы, аппелирующие к

рациональности идеологии, призванные служить оправданию и укреплению

государства. Они предлагают каждому индивиду как личную, так и социальную

идентичность, позволяющую ему отличать себя от остального мира и от других

культур. Их распространению в той или иной мере способствуют все

правительства, заинтересованные в закреплении национальных особенностей,

легитимизирующих государственный суверенитет (16).

Определяющую роль в формировании и закреплении национальной идеологии

играют политические и интеллектуальные элиты. Это характерно и для тех

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.