реферат, рефераты скачать
 

Учебник по международным отношениям


приверженность междисциплинарному подходу, стремление к применению строгих

научных методов и процедур, к увеличению числа поддающихся проверке

эмпирических данных. Его недостатки состоят в фактическом отрицании

специфики международных отношений, фрагментарности конкретных

исследовательских объектов, обусловливающей фактическое отсутствие

целостной картины международных отношений, в неспособности избежать

субъективизма. Тем не менее многие исследования приверженцев модернистского

направления оказались весьма плодотворными, обогатив науку не только новыми

методиками, но и весьма значи-

26

мыми выводами, сделанными на их основе. Важно отметить и то обстоятельство,

что они открыли перспективу микросоциологической парадигмы в изучении

международных отношений.

Если полемика между приверженцами модернизма и политического реализма

касалась, главным образом, методов исследования международных отношений, то

представители транснационализма (Роберт О. Коохейн, Джозеф Най), теорий

интеграции (Дэвид Митрани) и взаимозависимости (Эрнст Хаас, Дэвид Мо-урс)

подвергли критике сами концептуальные основы классической школы. В центре

нового «большого спора», разгоревшегося в конце 60-х — начале 70-х гг.,

оказалась роль государства как участника международных отношений, значение

национального интереса и силы для понимания сути происходящего на мировой

арене.

Сторонники различных теоретических течений, которые могут быть условно

названы «транснационалистами», выдвинули общую идею, согласно которой

политический реализм и свойственная ему этатистская парадигма не

соответствуют характеру и основным тенденциям международных отношений и

потому должны быть отброшены. Международные отношения выходят далеко за

рамки межгосударственных взаимодействий, основанных на национальных

интересах и силовом противоборстве. Государство, как международный актор,

лишается своей монополии. Помимо государств, в международных отношениях

принимают участие индивиды, предприятия, организации, другие

негосударственные объединения. Многообразие участников, видов (культурное и

научное сотрудничество, экономические обмены и т.п.) и «каналов»

(партнерские связи между университетами, религиозными организациями,

землячествами и ассоциациями и т.п.) взаимодействия между ними, вытесняют

государство из центра международного общения, способствуют трансформации

такого общения из «интернационального» (т.е. межгосударственного, если

вспомнить этимологическое значение этого термина) в «транснациональное*

(т.е. осуществляющееся помимо и без участия государств). «Неприятие

преобладающего межправительственного подхода и стремление выйти за рамки

межгосударственных взаимодействий привело нас к размышлениям в терминах

транснациональных отношений», — пишут в предисловии к своей книге

«Транснациональные отношения и мировая политика» американские ученые Дж.

Най и Р. Коохейи.

Революционные изменения в технологии средств связи и транспорта,

трансформация ситуации на мировых рынках, рост числа

27

и значения транснациональных корпораций стимулировали возникновение новых

тенденций на мировой арене. Преобладающими среди них становятся:

опережающий рост мировой торговли по сравнению с мировым производством,

проникновение процессов модернизации, урбанизации и развития средств

коммуникации в развивающиеся страны, усиление международной роли малых

государств и частных субъектов, наконец, сокращение возможностей великих

держав контролировать состояние окружающей среды. Обобщающим последствием и

выражением всех этих процессов является возрастание взаимозависимости мира

и относительное уменьшение роли силы в международных отношениях (23).

Сторонники транснационализма1 часто склонны рассматривать сферу

транснациональных отношений как своего рода международное общество, к

анализу которого применимы те же методы, которые позволяют понять и

объяснить процессы, происходящие в любом общественном организме. Таким

образом, по существу, речь идет о макросоциологической парадигме в подходе

к изучению международных отношений.

Транснационализм способствовал осознанию ряда новых явлений в

международных отношениях, поэтому многие положения этого течения продолжают

развиваться его сторонниками и в 90-е гг. (24). Вместе с тем, на него

наложило свой отпечаток его несомненное идейное родство с классическим

идеализмом с присущими ему склонностями переоценивать действительное

значение наблюдаемых тенденций в изменении характера международных

отношений. Заметным является и некоторое сходство положений, выдвигаемых

транснационализмом, с рядом положений, которые отстаивает неомарксистское

течение в науке о международных отношениях.

Представителей неомарксизма (Пол Баран, Пол Суизи, Самир Амин, Арджири

Имманюель, Иммануил Валлерстайн и др.) — течения столь же неоднородного,

как и транснационализм, также объединяет идея о целостности мирового

сообщества и определенная утопичность в оценке его будущего. Вместе с тем

исходным пунктом и основой их концептуальных построений выступает мысль о

несимметричности взаимозависимости современ-

' Среди них можно назвать не только многих ученых США, Европы, других

регионов мира, но и известных политических деятелей — например таких, как

бывший президент Франции В. Жискар д'Эстэн, влиятельные неправительственные

политические организации и исследовательские центры — например. Комиссия

Пальме, Комиссия Брандта, Римский клуб и др.

28

ного мира и более того — о реальной зависимости экономически слаборазвитых

стран от индустриальных государств, об эксплуатации и ограблении первых

последними. Основываясь на некоторых тезисах классического марксизма,

неомарксисты представляют пространство международных отношений в виде

глобальной империи, периферия которой остается под гнетом центра и после

обретения ранее колониальными странами своей политической независимости.

Это проявляется в неравенстве экономических обменов и неравномерном

развитии (25).

Так например, «центр», в рамках которого осуществляется около 80% всех

мировых экономических сделок, зависит в своем развитии от сырья и ресурсов

«периферии». В свою очередь, страны периферии являются потребителями

промышленной и иной продукции, производимой вне их. Тем самым они попадают

в зависимость центра, становясь жертвами неравного экономического обмена,

колебаний в мировых ценах на сырье и экономической помощи со стороны

развитых государств. Поэтому, в конечном итоге, «экономический рост,

основанный на интеграции в мировой рынок, есть развитие слаборазвитое™»

(26).

В семидесятые годы подобный подход к рассмотрению международных отношений

стал для стран «третьего мира» основой идеи о необходимости установления

нового мирового экономического порядка. Под давлением этих стран,

составляющих большинство стран — членов Организации Объединенных Наций,

Генеральная Ассамблея ООН в апреле 1974 года приняла соответствующую

декларацию и программу действий, а в декабре того же года — Хартию об

экономических правах и обязанностях государств.

Таким образом, каждое из рассмотренных теоретических течений имеет свои

сильные стороны и свои недостатки, каждое отражает определенные аспекты

реальности и находит то или иное проявление в практике международных

отношений. Полемика между ними способствовала их взаимообогащению, а

следовательно, и обогащению науки о международных отношениях в целом. В то

же время, нельзя отрицать, что указанная полемика не убедила научное

сообщество в превосходстве какого-либо одного над остальными, как не

привела и к их синтезу. Оба этих вывода могут быть проиллюстрированы на

примере концепции неореализма.

Сам этот термин отражает стремление ряда американских ученых (Кеннет

Уолц, Роберт Гилпин, Джозеф Грейко и др.) к сохранению преимуществ

классической традиции и одновре-

29

менно — к обогащению ее, с учетом новых международных реалий и достижений

других теоретических течений. Показательно, что один из наиболее давних

сторонников транснационализма, Коохейн, в 80-е гг. приходит к выводу о том,

что центральные понятия политического реализма «сила», «национальный

интерес», рациональное поведение и др. — остаются важным средством и

условием плодотворного анализа международных отношений (27). С другой

стороны, К. Уолц говорит о потребности обогащения реалистического подхода

за счет той научной строгости данных и эмпирической верифицируемости

выводов, необходимость которой сторонниками традиционного взгляда, как

правило, отвергалась.

Возникновение школы неореализма в Международных отношениях связывают с

публикацией книги К. Уолца «Теория международной политики», первое издание

которой увидело свет в 1979 году (28). Отстаивая основные положения

политического реализма («естественное состояние» международных отношений,

рациональность в действиях основных акторов, национальный интерес как их

основной мотив, стремление к обладанию силой), ее автор в то же время

подвергает своих предшественников критике за провал попыток в создании

теории международной политики как автономной дисциплины. Ганса Моргентау он

критикует за отождествление внешней политики с международной политикой, а

Раймона Арона — за его скептицизм в вопросе о возможности создания

Международных отношений как самостоятельной теории.

Настаивая на том, что любая теория международных отношений должна

основываться не на частностях, а на целостности мира, принимать за свой

отправной пункт существование глобальной системы, а не государств, которые

являются ее элементами, Уолц делает определенный шаг к сближению и с

транснационалистами.

При этом системный характер международных отношений обусловлен, по мнению

К. Уолца, не взаимодействующими здесь акторами, не присущими им основными

особенностями (связанными с географическим положением, демографическим

потенциалом, социо-культурной спецификой и т.п.), а свойствами структуры

международной системы. (В этой связи неореализм нередко квалифицируют как

структурный реализм или просто структурализм.) Являясь следствием

взаимодействий международных акторов, структура международной системы в то

же время не сводится к простой сумме таких взаимодействий, а представляет

30

собой самостоятельный феномен, способный навязать государствам те или иные

ограничения, или же, напротив, предложить им благоприятные возможности на

мировой арене.

Следует подчеркнуть, что, согласно неореализму, структурные свойства

международной системы фактически не зависят от каких-либо усилий малых и

средних государств, являясь результатом взаимодействий между великими

державами. Это означает, что именно им и свойственно «естественное

состояние» международных отношений. Что же касается взаимодействий между

великими державами и другими государствами, то они уже не могут быть

охарактеризованы как анархические, ибо приобретают иные формы, которые чаще

всего зависят от воли великих держав.

Один из последователей структурализма, Барри Базан, развил его основные

положения применительно к региональным системам, которые он рассматривает

как промежуточные между глобальной международной и государственной

системами (29). Наиболее важной особенностью региональных систем является,

с его точки зрения, комплекс безопасности. Речь идет о том, что государства-

соседи оказываются столь тесно связанными друг с другом в вопросах

безопасности, что национальная безопасность одного из них не может быть

отделена от национальной безопасности других. Основу структуры всякой

региональной подсистемы составляют два фактора, подробно рассматриваемые

автором:

распределение возможностей между имеющимися акторами и отношения

дружественности или враждебности между ними. При этом как то, так и другое,

показывает Б. Базан, подвержено манипулированию со стороны великих держав.

Воспользовавшись предложенной таким образом методологией, датский

исследователь М. Мозаффари положил ее в основу анализа структурных

изменений, которые произошли в Персидском заливе в результате иракской

агрессии против Кувейта и последовавшего затем разгрома Ирака союзническими

(а по существу — американскими) войсками (30). В итоге он пришел к выводу

об операциональности структурализма, о его преимуществах по сравнению с

другими теоретическими направлениями. В то же время Мозаффари показывает и

слабости, присущие неореализму, среди которых он называет положения о

вечности и неизменности таких характеристик международной системы, как ее

«естественное состояние», баланс сил, как способ стабилизации, присущая ей

статичность (см.: там же, р. 81).

Действительно, как подчеркивают другие авторы, возрождение реализма как

теоретического направления гораздо меньше

31

объясняется его собственными преимуществами, чем разнородностью и слабостью

любой другой теории. А стремление к сохранению максимальной преемственности

с классической школой означает, что уделом неореализма остается и

большинство свойственных ей недостатков (см.: 14, р. 300, 302). Еще более

суровый приговор выносят французские авторы М.-К. Смуи и Б. Бади, по мнению

которых теории международных отношений, оставаясь в плену

западноцентричного подхода, оказались неспособными отразить радикальные

изменения, происходящие в мировой системе, как и «предсказать ни ускоренную

деколонизацию в послевоенный период, ни вспышки религиозного

фундаментализма, ни окончания холодной войны, ни распада советской империи.

Короче, ничего из того, что относится к грешной социальной

действительности» (31).

Неудовлетворенность состоянием и возможностями науки о международных

отношениях стала одним из главных побудительных мотивов к созданию и

совершенствованию относительно автономной дисциплины — социологии

международных отношений. Наиболее последовательные усилия в этом

направлении были предприняты французскими учеными.

3. Французская социологическая школа

Большинство издающихся в мире работ, посвященных исследованию

международных отношений, еще и сегодня несет на себе несомненную печать

преобладания американских традиций. В то же время бесспорным является и то,

что уже с начала 80-х годов в данной области все ощутимее становится

влияние европейской теоретической мысли, и в частности французской школы.

Один из известных ученых, профессор Сорбонны М. Мерль в 1983 году отмечал,

что во Франции, несмотря на относительную молодость дисциплины, изучающей

международные отношения, сформировались три крупных направления. Одно из

них руководствуется «эмпирически-описательным подходом» и представлено

работами таких авторов, как Шарль Зоргбиб, Серж Дрейфюс, Филипп Моро-Дефарг

и др. Второе вдохновляется марксистскими положениями, на которых

основываются Пьер-Франсуа Гонидек, Шарль Шомон и их последователи в Школе

Нанси и Реймса. Наконец, отличительной чертой третьего направления является

социологический подход, получивший свое наиболее яркое воплощение в трудах

Р. Арона (32).

В контексте настоящей работы, особенно интересной представляется одна из

наиболее существенных особенностей совре-

32

менной французской школы в исследовании международных отношений. Дело в

том, что каждое из рассмотренных выше теоретических течений — идеализм и

политический реализм, модернизм и транснационализм, марксизм и неомарксизм

— существуют и во Франции. В то же время они преломляются здесь в принесших

наибольшую известность французской школе работах историко-социологического

направления, которые наложили свой отпечаток на всю науку о международных

отношениях в этой стране. Влияние историко-социологического подхода

ощущается в трудах историков и юристов, философов и политологов,

экономистов и географов, занимающихся проблемами международных отношений.

Как отмечают отечественные специалисты, на формирование основных

методологических принципов, характерных для французской теоретической школы

международных отношений, оказали влияние учения философской,

социологической и исторической мысли Франции конца XIX — начала XX века, и

прежде всего позитивизм Конта. Именно в них следует искать такие черты

французских теорий международных отношений, как внимание к структуре

общественой жизни, определенный историзм, преобладание сравнительно-

исторического метода и определенный скептицизм относительно математических

приемов исследования (33).

В то же время в работах тех или иных конкретных авторов указанные черты

модифицируются в зависимости от сложившихся уже в XX веке двух основных

течений социологической мысли. Одно из них опирается на теоретическое

наследие Э. Дюрк-гейма, второе исходит из методологических принципов,

сформулированных М. Вебером. Каждый из этих подходов с предельной четкостью

формулируется такими крупными представителями двух линий во французской

социологии международных отношений, какими являются, например, Раймон Арон

и Гастон Бутуль.

«Социология Дюркгейма, — пишет Р. Арон в своих мемуарах, — не затрагивала

во мне ни метафизика, которым я стремился стать, ни читателя Пруста,

желающего понять трагедию и комедию людей, живущих в обществе» (34).

«Неодюркгеймизм», утверждал он, представляет собой нечто вроде марксизма

наоборот: если последний описывает классовое общество в терминах всесилия

господствующей идеологии и принижает роль морального авторитета, то первый

рассчитывает придать морали утраченное ею превосходство над умами. Однако

отрицание наличия в обществе господствующей идеологии — это такая же

утопия, как и идеологизация общества. Разные классы не могут разделять

2—1733 33

одни и те же ценности, как тоталитарное и либеральное общества не могут

иметь одну и ту же теорию (см.: там же, р. 69—70). Вебер же, напротив,

привлекал Арона тем, что объективируя социальную действительность, он не

«овеществлял» ее, не игнорировал рациональности, которую люди придают своей

практической деятельности и своим институтам. Арон указывает на три причины

своей приверженности веберовскому подходу: свойственное М. Веберу

утверждение об имманентности смысла социальной реальности, близость к

политике и забота об эпистемологии, характерная для общественных наук (см.:

там же, р. 71). Центральное для веберовской мысли колебание между

множеством правдоподобных интерпретаций и единственно верным объяснением

того или иного социального феномена стало основой и для аронов-ского

взгляда на действительность, пронизанного скептицизмом и критикой

нормативизма в понимании общественных — в том числе и международных —

отношений.

Вполне логично поэтому, что Р. Арон рассматривает международные отношения

в духе политического реализма — как естественное или предгражданское

состояние. В эпоху индустриальной цивилизации и ядерного оружия,

подчеркивает он, завоевательные войны становятся и невыгодными, и слишком

рискованными. Но это не означает коренного изменения основной особенности

международных отношений, состоящей в законности и узаконенности

использования силы их участниками. Поэтому, подчеркивает Арон, мир

невозможен, но и война невероятна. Отсюда вытекает и специфика социологии

международных отношений: ее главные проблемы определяются не минимумом

социального консенсуса, который характерен для внутриобществен-ных

отношений, а тем, что они «развертываются в тени войны». Ибо нормальным для

международных отношений является именно конфликт, а не его отсутствие.

Поэтому главное, что подлежит объяснению — это не состояние мира, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.