реферат, рефераты скачать
 

Учебник по международному частному праву


иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам.

Сущность взаимности состоит в предоставлении физическим и юридическим

лицам иностранного государства определенных прав при условии, что

физические и юридические лица предоставляющего их государства будут

пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве. Вводя

оговорку о взаимности в международный договор, государство преследует цель

обеспечить своим организациям и гражданам за границей пользование

определенными правами. Поскольку в законодательствах государств имеются

значительные различия, в отношении взаимности возникают опре-

101

деленные сложности. Они состоят в следующем. В международном частном праве

обычно различают два вида взаимности: «материальную» и «формальную».

Термины эти чисто условные. Под «материальной» взаимностью понимается

предоставление физическим и юридическим лицам иностранного государства той

же суммы конкретных прав или полномочий, которыми пользуются отечественные

граждане в данном иностранном государстве. При «формальной» взаимности

иностранным физическим и-юридическим лицам предоставляются правомочия,

которые вытекают из местного закона; они могут быть поставлены в одинаковое

положение с местными гражданами и юридическими лицами.

С одной стороны, в силу принципа «формальной» взаимности иностранным

гражданам в РФ предоставляются права, которыми обладают российские

граждане, в том числе и. те права, которыми они не пользуются в своем

государстве. С другой стороны, иностранцы не могут требовать предоставления

им тех прав, которыми они обладают в своем государстве, если предоставление

таких прав не предусмотрено российским законодательством.

В отношениях России с иностранными государствами во многих случаев

взаимное предоставление физическим и юридическим лицам прав в одинаковом

объеме невозможно в силу разных правовых систем.

Приведем конкретный пример. В большинстве государств существует право

частной собственности на землю. В России хотя право частной собственности

на землю и было предусмотрено (в отношении ее граждан в 1990 г.), такое

право не предоставляется иностранцам. Значит, «материальная» взаимность, то

есть предоставление иностранным гражданам, например гражданам Франции,

права собственности в РФ на земельный участок, была бы нарушением основ

нашего строя. Поэтому французский гражданин может обладать в РФ только

такими правами, какие имеют в РФ другие иностранные граждане. Что же

касается российского гражданина во Франции, то он должен иметь те права,

которые предоставляются во Франции иностранным гражданам. Объем этих прав в

РФ и во Франции фактически может и не совпадать. Речь может идти о

предоставлении на началах взаимности ли-

102

бо национального режима, либо режима наибольшего благоприятствования.

Таким образом, взаимность в нашей практике в области международного

частного права понимается главным образом как «формальная», а не как

«материальная». Таково общее правило. В отдельных случаях, например в

областях авторского права, налогообложения, возможно в соответствии с

международной практикой применение «материальной» взаимности, что

предусматривается в соответствующих законодательных актах. Не следует

исключать создания определенного правового режима для хозяйственной

деятельности иностранных юридических и физических лиц в особых

экономических зонах. Но этот режим должен быть определен специальным

законодательством (см. гл. 5).

2. В связи с взаимностью возникает вопрос о реторсии, то есть о

применении ответных ограничений. Если одно государство принимает меры,

наносящие неосновательный в порядке дискриминации ущерб интересам другого

государства или его граждан, то это последнее государство может принять

ответные ограничительные меры. Целью таких мер является обычно достижение

отмены ограничений, установленных первым государством.

Если по отношению к нашему государству, нашим организациям или нашим

гражданам будет применяться какое-либо ограничение дискриминационного

порядка, то в РФ также может быть применена ответная мера ограничительного

характера по отношению к гражданам и юридическим лицам данного государства.

В наиболее общей форме этот принцип выражен в Законе о правовом положении

иностранных граждан. Часть 3 ст. 3 этого закона предусматривает, что «в

отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения

прав и свобод граждан СССР, Советом Министров СССР могут быть установлены

ответные ограничения». Статья 162 Основ гражданского законодательства 1991

года предусматривает предоставление прав иностранцам в области гражданского

права, признавая их гражданскую правоспособность без требования взаимности,

но в то же время в ней говорится следующее: «Правительством СССР могут быть

установлены ответные ограничения в отношении граждан и юридических лиц тех

государств, в которых имеются специальные ограничения

103

гражданской правоспособности советских граждан и юридических лиц».

Согласно постановлению № 203 «О мерах государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности» Совета Министров СССР от 7 марта 1989 г.,

на определенные периоды времени по отдельным товарам, странам и группам

стран могли вводиться ограничения экспорта и импорта, в частности для

принятия ответных мер на дискриминационные акции иностранных государств и

(или) их союзов.

В соответствии с положениями международного права применение

ограничительных мер в отношении определенного иностранного государства (его

органов, юридических лиц и граждан) в качестве реторсии (ответной меры) не

может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации.

Так, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года

предусматривает, что не является дискриминацией, «если государство

пребывания применяет какое-либо из положений настоящей Конвенции

ограничительно ввиду ограничительного применения этого положения к его

представительству в аккредитующем государстве» (ст. 47).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

1. Что понимается под коллизионным и материально-правовым методами

регулирования?

2. Что понимается под унификацией материльно-правовых норм и каково

значение унификации правовых норм в области международного частного права?

3. Какие имеются основные коллизионные привязки?

4. В чем состоит проблема обратной отсылки?

5. Что понимается под оговоркой о публичном порядке?

6. Чем отличается национальный режим от режима наибольшего

благоприятствования?

7. Какие виды взаимности различаются в международном частном праве?

Ю4

ГЛАВА 4

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ

§ 1. Положение иностранцев в различных государствах. § 2. Гражданская

правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФ. § 3.

Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом

ЛИТЕРАТУРА

Перетерский И С., Крылов С. Б. Международное частное право. С. 66—81; Лунц

Л. А. Курс международного частного права. Особен ная часть.— М., 1975.— С.

12—40; Лунц Л А., Марышева Н И., Сади ков О. Н Международное частное

право.— С. 81—89; Галенская Л Н Правовое положение иностранцев в СССР — М.,

1982; Статус иностранцев в СССР (под общей редакцией М. М. Богуславского)

М., 1984; Касиль В. И; Пастухов В. П Правовой статус иностранцев в СССР.—

Киев, 1987; Лазарев Л. Н., Марышева Н. И; Пантелеева И В Иностранные

граждане (правовое положение) М., 1992.

§ 1. ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РАЗЛИЧНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Нормами международного частного права регулиру ются имущественные, личные

неимущественные, семей ные, трудовые и процессуальные права иностранцев.

Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам отечественному и

государства, в котором он находится В этой двойственности — своеобразие

правового положе ния иностранца.

Для конца XX века характерно резкое увеличение числа иностранцев,

временно или постоянно находящих ся в другой стране. Так, например в ФРГ с

1988 по 1992 год число проживающих в стране иностранцев

105

возросло более чем на 2 млн. человек и достигло почти 6,5 млн. человек.

В условиях развития и углубления международного сотрудничества, создания

в нашей стране большей открытости общее число приезжающих в РФ иностранцев

все время увеличивается.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и

имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного

государства. В настоящей работе «иностранец» применяется как адекватный

термину «иностранный гражданин».

Положение иностранцев определяется прежде всего Конституцией РФ. Статья

37 Конституции устанавливает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской

Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и

свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами

и международными договорами Российской Федерации».

Поскольку в России в течение определенного времени сохранялось действие

Закона СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981

г., остановимся на основных положениях этого закона.

Закон 1981 года исходит из следующих основных принципов правового

положения иностранных граждан:

во-первых, иностранные граждане пользуются теми же правами и свободами и

несут те же обязанности, что и граждане СССР, если иное не вытекает из

Конституции СССР, этого закона и других актов законодательства Союза ССР.

Таким образом, исходным является принцип национального режима;

во-вторых, иностранные граждане в СССР равны перед законом независимо от

происхождения, социального и имущественного положения, расовой и

национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии,

рода и характера занятий и других обстоятельств;

в-третьих, в отношении граждан тех государств, в которых имеются

специальные ограничения прав и свобод граждан СССР, Советом Министров СССР

могут быть установлены ответные ограничения;

в-четвертых, использование иностранными граждана-

106

ми прав и свобод в СССР не должно наносить ущерба интересам советского

общества и государства, правам и законным интересам граждан СССР и других

лиц.

При определении правового положения иностранцев наше законодательство

исходит из принципа равенства всех рас и национальностей, поэтому,

например, запреты для вступления в брак между белыми и неграми, действующие

в некоторых странах, в РФ не имеют никакой силы.

Согласно Конституции РФ, женщины и мужчины имеют в РФ равные права и

свободы. Действующий в нашей стране принцип равноправия женщины и мужчины

полностью распространяется и на иностранцев. Женщине-иностранке

предоставляются в РФ равные права с мужчиной-иностранцем.

Поэтому в РФ не могут быть признаны всякого рода ограничения прав

замужних женщин. Правила законодательства Греции, Нидерландов, Бельгии,

Бразилии и других государств, устанавливающие власть мужа над женой,

перестают действовать для граждан этих государств во время их нахождения в

РФ. Жена без согласия мужа может в РФ поступать на работу, распоряжаться

своим имуществом, обращаться в суд и т. д.

Безоговорочное признание принципа равенства женщины и мужчины приводит к

тому, что в РФ не могут быть осуществлены вообще юридические действия,

основанные на неравноправном положении женщины.

Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР предусматривает

разделение всех иностранных граждан на две категории: постоянно проживающих

и временно находящихся в СССР. Отнесение лица к той или иной категории

зависит не от временного фактора (срока пребывания), а от критерия степени

устойчивости правовой связи иностранца с Советским государством, цели и

характера нахождения его на территории СССР.

Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в

стране определяет существенным образом его правовое положение. Поэтому в

таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспечение жилищем,

предоставление медицинской помощи, образование, иностранные граждане,

постоянно проживаю-

107

щие в РФ, полностью приравниваются к гражданам России.

Статус таких лиц отличается, таким образом, от статуса лиц, на время

приезжающих в нашу страну.

§ 2. ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РФ

1. Согласно ст. 160 Основ гражданского законодательства, иностранные

граждане пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с нашими

гражданами.

Приведенное положение закона закрепляет предоставление иностранцам

национального режима (см. гл. 3). В силу этого иностранцы пользуются в РФ,

как правило, такой же гражданской правоспособностью, как и российские

граждане. Это означает, что гражданская правоспособность иностранца в РФ

определяется в принципе российским законодательством, а не личным законом

иностранца. Применение к иностранцам личного закона, в частности закона

государства, гражданином которого он является, допускается лишь при наличии

соответствующих правил международного договора, участницей которого

является РФ.

Из предоставления иностранцам национального режима в то же время следует,

что иностранец в РФ не может претендовать на какие-либо иные гражданские

права, нежели те, которые предоставлены по нашему закону гражданам РФ;

иностранец не может требовать предоставления ему привилегий или

установления изъятий из нашего закона.

Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении

гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, то

есть он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без

требования взаимности. Из этого принципа исходят и другие законодательные

акты, регулирующие права иностранцев в различных областях (ст. 25

Гражданского процессуального кодекса и др.).

Сказанное не означает, что в отдельных случаях законодательством не могут

быть установлены правила в

108

отношении осуществления каких-либо прав на началах взаимности.

Предоставление иностранцу гражданской правоспособности наравне с

гражданами России, как правило, не обусловлено тем, чтобы иностранец имел

место жительства в РФ. В отдельных прямо предусмотренных в законе случаях

предоставление определенных прав связано с фактом постоянного проживания

иностранца в РФ. Так, согласно ст. 12 закона 1981 года, иностранные

граждане могут иметь в нашей стране жилой дом и иное имущество в личной

собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора

произведений науки, литературы и искусства, открытия, изобретения,

рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные

имущественные и личные неимущественные права. В соответствии со ст. 11 того

же закона все иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, имеют

право на основаниях и в порядке, установленных для граждан СССР, получить в

пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилого

фонда, жилищно-строи-тельных кооперативов.

Согласно Закону о собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г., положения

этого закона, относящиеся к собственности российских граждан, применяются

также к находящейся в РФ собственности иностранных граждан и лиц без

гражданства, если иное не предусмотрено законодательными актами.

2. Статья 160 Основ гражданского законодательства предусматривает также

возможность установления законом отдельных изъятий в отношении

предоставления иностранцам равных прав с отечественными гражданами.

Установленные в свое время в союзном законодательстве изъятия были

немногочисленны, и они могут быть сведены к двум группам.

К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для иностранцев

занимать определенные должности или осуществлять занятия той или иной

профессией на равных началах с нашими гражданами (см. гл. 16). Согласно п.

7 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в

водоемах СССР от 15 сентября 1958 г., иностранным гражданам

109

и юридическим лицам запрещается заниматься промысловой добычей рыбы и

других водных животных и растений в водоемах СССР, за исключением случаев,

предусмотренных соглашениями СССР с иностранными государствами.

В соответствии со ст. 16 Закона СССР о государственной границе СССР от 24

ноября 1982 г. запрещена промысловая, исследовательская и изыскательская

деятельность иностранных судов в территориальных и внутренних водах СССР. В

соответствии с указом «Об экономической зоне СССР» Президиума Верховного

Совета СССР от 28 февраля 1984 г. в экономической зоне СССР промысел рыбы и

других живых ресурсов может осуществляться иностранными юридическими и

физическими лицами только на основе международных договоров или иной

договоренности между СССР и соответствующим иностранным государством.

Согласно ст. 5 указа «О континентальном шельфе Союза ССР» Президиума

Верховного Совета СССР от 6 февраля 1968 г., иностранным физическим и

юридическим лицам запрещается проводить исследования, разведку, разработку

естественных богатств и иные работы на континентальном шельфе СССР, за

исключением случаев, когда это прямо предусмотрено соглашением между СССР и

заинтересованным иностранным государством или специальным разрешением,

выданным компетентными властями СССР.

Вторую группу 'изъятий составляют правила, устанавливающие особый режим

прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их

юридической природы. Так, в силу территориального характера авторских прав

(согласно ст. 5 Закона об авторском праве и смежных правах) национальный

режим в отношении авторских прав иностранцев установлен применительно к

произведениям, обнародованным на территории РФ либо необнародованным, но

находящимся на территории РФ в какой-либо объективной форме. В отношении

других произведений иностранцев авторские права признаются в соответствии с

международными договорами РФ (см. гл. 12).

3. В России имеется некоторое количество лиц без гражданства. К ним

относятся проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и

не

110

имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству.

Согласно Основам гражданского законодательства (ст. 160), лица без

гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с

нашими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены

законодательными актами.

Таким образом, в отношении лиц без гражданства, независимо от того,

проживают они в РФ или нет, действует принцип национального режима.

4. Законодательство содержит также специальные правила, касающиеся

дееспособности физических лиц, под которой понимается способность совершать

определенные действия, принимать на себя определенные обязательства.

Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают прежде всего

вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяют

возраст, с наступлением которого человек достигает совершеннолетия и тем

самым становится полностью дееспособным. Как и во многих странах

континентальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из

принципа lex patriae.

Согласно Основам гражданского законодательства, «гражданская

дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны,

гражданином которой он является» (ч. 2 ст. 160). Таково общее правило в

отношении дееспособности иностранцев. Наряду с этим закон предусматривает и

некоторые специальные правила.

Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву

страны, в которой он имеет постоянное место жительства (ч. 3 ст. 160).

Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.