реферат, рефераты скачать
 

Учебник по международному частному праву


сотрудничестве // Хозяйство и права— 1983.— № 11.— С. 75—78;

Жарков Б. -И, Рогожин В. В. Правовое регулирование труда иностранных

рабочих // Сов. государство и право.— 1975.— № 10.— С. 106—110; Городецкая

И. К. Соглашения между Советским Союзом и другими социалистическими

странами по вопросам социального обеспечения // Сов. ежегодник

международного права. 1961.— М., 1962.— С. 373—386.

§ 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

И КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ

В ОБЛАСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Интернационализация производства, происходящая в XX веке, резко

усилила миграцию населения. Социально-экономические причины использования

иностранной рабочей силы в каком-либо государстве и приложение труда

рабочих и специалистов одной страны за ее пределами, пребывание за рубежом

с целью получения образования и обучения отличаются

335

от причин миграции населения по национальному признаку, в целях

воссоединения семей, в результате последствии военных действий, изменений в

характере политического строя. Однако конечный результат этих мифаций ведет

к образованию значительной прослойки иностранных граждан, постоянно или

временно находящихся на территории соответствующей страны и вступающих в

этой стране в трудовые отношения с местными работодателями.

Экономические реформы, переход от закрытого к открытому обществу в бывшем

СССР, а затем в России и других суверенных государствах, ранее входивших в

состав СССР, привели, с одной стороны, к расширению труда иностранных

граждан на отечественных предприятиях и возникновению трудовых отношений

отечественных граждан с предприятиями с иностранными инвестициями, а с

другой — к заключению трудовых контрактов и массовой трудовой миграции

наших граждан за границу и заключению трудовых контрактов непосредственно

отечественными гражданами с иностранными работодателями за рубежом.

Впервые эта возможность получила свое закрепление в Основах

законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, принятых 15

января 1991 г. В этом законе было предусмотрено, что «граждане имеют право

на профессиональную деятельность в период временного пребывания за

границей». В Законе о занятости населения в РСФСР, принятом 19 апреля 1991

г., предусмотрено, что «граждане имеют право на самостоятельный поиск

работы и трудоустройство за границей» (ст. 10). С 1 января 1993 г. в России

вступил в силу закон СССР от 20 мая 1991 г., регулирующий выезд и въезд

граждан. На основании этого закона гражданин РФ имеет право выезжать из РФ,

в том числе и с целью осуществления за границей трудовой деятельности.

Однако порядок въезда в иностранное государство регулируется

законодательством этого государства. Многие государства ограничивают въезд,

допуск иностранца в страну зависит от получения им разрешения на

поступление на работу. Такие разрешения установлены законодательством ФРГ,

Франции, Великобритании, США, Австрии и др.

336

Так, в Кодексе труда Франции имеется специальный раздел, который

называется «Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной

рабочей силы». Нормы этого раздела касаются доступа иностранцев к работе во

Франции. Согласно ст. 341-2, для въезда во Францию с целью поступления на

работу по найму иностранец кроме документов и виз, требующихся в

соответствии с действующими международными договорами и правилами, должен

представить трудовой договор, завизированный административными властями,

или разрешение на работу и медицинский сертификат. В разделе также

предусмотрены: охрана прав иностранца, нанятого в нарушение установленных

правил; порядок взимания штрафа с нанимателя, нарушившего установленный

порядок приема иностранца; запрет осуществлять незаконные взимания с

иностранных работников в пользу нанимателя. Все операции во Франции,

связанные с приемом на работу и въездом иностранцев или оформлением за

границу любых работников, возлагаются исключительно на Национальное

управление по иммиграции.

В США, Австрии, Швеции и в ряде других стран установлены ежегодные квоты

на въезд иностранцев, в том числе и для лиц, специально приезжающих для

работы в соответствующей стране. В этой связи определенное значение

приобретает заключение Россией межправительственных соглашений о

предоставлении нашим гражданам определенных квот. Такие соглашения были

заключены Россией с ФРГ, Францией.

Разработку и осуществление мер в области внешней трудовой миграции

граждан РФ осуществляет Федеральная миграционная служба России. Она же

осуществляет меры по привлечению труда иностранных граждан на территории

РФ. В прошлом иностранные рабочие и специалисты (прежде всего из Вьетнама,

Китая, КНДР, Болгарии) привлекались чаще всего для работы на

лесотехнических комплексах в Республике Коми, на Дальнем Востоке, а также

для работы на различных предприятиях легкой и лесной промышленности. В 1990

году в СССР их работало примерно 200 тыс. (из них 82 тыс. вьетнамцев, их

число в разные годы колебалось от 60 до 90 тыс. человек).

2. В ряде государств есть специальное законода-

337

тельство, регулирующее трудовые отношения на совместных предприятиях, а

также в свободных экономических зонах. Соответствующие правила касаются не

только иностранного персонала предприятий, но и местных граждан. В качестве

примера можно привести Закон КНР о совместных предприятиях с китайским и

иностранным капиталом 1979 года и Положение 1983 года о применении этого

закона. Закон КНР о предприятиях-с иностранными инвестициями 1986 года.

Положение о труде на совместных предприятиях с китайским и иностранным

капиталом 1980 года, Положение об особых экономических зонах провинции

Гуандун 1980 года.

Для практики судов и доктрины стран Запада характерны попытки

разграничить применение права к трудовым отношениям по вопросам частного

права и публичного права. Одни авторы (А. Батиффоль и др.) в соответствии с

традиционными концепциями пытаются применять к трудовым договорам общие

коллизионные принципы обязательственного права (выбор права сторонами на

основе автономии воли сторон, применение закона места заключения договора и

др.), другие же (Нибуайе и др.) выдвигают на первый план вопросы публично-

правового характера, в отношении которых не может применяться иностранное

публичное право, а всегда подлежат применению правила страны места работы.

Условия труда иностранных рабочих определяются во многом именно публично-

правовыми предписаниями, которые носят обязательный характер и по своему

содержанию менее гуманны, чем общие условия, установленные общим трудовым

законодательством и коллективными договорами. На практике же в силу

зависимости иммигрантов от предпринимателей, угрозы высылки, языковых

трудностей, отсутствия профессионального обучения и других причин условия

их труда еще хуже (большая продолжительность рабочей недели, чем у местных

трудящихся, дополнительные работы, непредоставление отпусков и т. д.).

Положение рабочих-мигрантов и их семей в Европе было предметом

рассмотрения.Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В

Итоговом документе Венской встречи (январь 1989 г.) говорилось о

желательности улучшения в дальнейшем экономических,

338

социальных, культурных и других условий жизни рабочих-мигрантов и их семей,

«законно проживающих в принимающих странах». Была, в частности,

подтверждена готовность государств — участников Венской встречи принять

меры, необходимые для более полного использования и улучшения возможностей

получения образования детьми рабочих-мигрантов.

3. Во Франции, Бельгии, ФРГ, Италии и в ряде других стран в сфере

регулирования трудовых отношений применяются гражданско-правовые концепции.

Однако специфика этой сферы предопределяет некоторые коррективы в

применении традиционных институтов и норм международного частного права.

Прежде всего это проявляется в ограничении применения автономии воли

сторон.

В области трудовых отношений сложились определенные коллизионные

принципы. Коллизионный принцип применения закона страны места работы (lex

loci laboris) — это основной принцип законодательства о международном

частном праве Австрии, Албании, Венгрии, Испании, Швейцарии, он применяется

в судебной практике Нидерландов, Бразилии. Так, в Законе о международном

частном праве Венгрии 1979 года указывается, что к трудовым

правоотношениям, если законодательство не предусматривает иное, применяется

закон того государства, на территории которого выполняется работа.

Этот же принцип закреплен в Европейской конвенции 1980 года относительно

права, применяемого к договорным обязательствам, а также в проекте

Конвенции ЕЭС о единообразном ре1улировании коллизий законов в области

трудовых отношений. Практика ряда стран показывает, что в этой области, как

правило, применяется право страны места работы, а возможность выбора права

сторонами в трудовых отношениях фактически исключается.

Не ограничивается свобода выбора права в судебной практике

Великобритании, Италии, Канады, ФРГ. В ст. 20 албанского Закона о

пользовании гражданскими правами иностранцами и применении иностранного

права 1964 года предусматривается, что «правоотношение, вытекающее из

трудового договора, если между договаривающимися сторонами не обусловлено

иное, регулирует-

339

ся законом страны, в которой предоставляется работа».

Под законом места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места

нахождения предприятия, где работает трудящийся.

В отдельных специальных случаях под lex loci laboris понимается закон

страны места нахождения правления предприятия, закон флага судна и др.

Иногда, в случае командирования работника в другую страну для выполнения

тех или иных трудовых заданий применяется и принцип закона страны

учреждения, командировавшего работника (lex loci delegationis).

В отношении специальных ситуаций, когда работа выполняется в нескольких

странах, например в случае с работником международного транспорта

(воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного), применяются

дополнительные коллизионные привязки. Так, например, австрийский Закон о

международном частном праве предусматривает, что в случае, когда работник

обычно выполняет свою работу более чем в одной стране или когда он не имеет

обычного места работы, применяется закон страны, в которой наниматель имеет

обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется его

деятельность.

По закону Албании, Чехо-Словакии может применяться закон места

регистрации транспортного средства.

В советском законодательстве коллизионные нормы в этой области

отсутствовали. Для восполнения этого пробела в проект Закона о

международном частном праве РФ была включена статья о трудовых отношениях.

В ней была сделана попытка отразить изложенную выше практику решения этих

вопросов.

Согласно ч. 1 этой статьи, к трудовым отношениям применяется право

страны, в которой (полностью или преимущественно) осуществляется работа,

если в трудовом договоре не установлено иное. Таким образом, возможность

действия принципа автономии воли не исключалась.

Согласно ч. 2, трудовые отношения на водном и воздушном транспорте

подчинены праву страны, под флагом которой используется транспортное

средство.

В ч. 3 предусматривается: «Если работа выполняется

340

лицом, командированным за границу соответствующей организацией, к трудовым

отношениям этого лица с организацией применяется российское право».

§ 2. ТРУДОВЫЕ ПРАВА ИНОСТРАНЦЕВ В РФ

1. Трудовая деятельность иностранцев допускается в РФ на основании

трудового договора иностранца с нашими предприятием и организацией в

соответствии с положениями российского трудового законодательства

(иностранец поступает на работу в учреждение или предприятие и заключает

трудовой договор на неопределенный срок либо заключает трудовой договор о

работе в РФ на срок, указанный в договоре). Создание в России предприятий с

иностранными инвестициями привело к применению труда иностранных

специалистов и рабочих на этих предприятиях. Такова первая группа трудовых

отношений с участием иностранцев.

В других случаях трудовые отношения иностранца возникают за границей в

соответствии с действующим там законодательством. Например, трудовой

договор заключается на родине иностранца, но его трудовая деятельность,

обусловленная таким договором, протекает в течение какого-то времени в

нашей стране. Это все те случаи, когда иностранец приезжает в РФ в

командировку на различные сроки (для трудовой деятельности, прохождения

производственного обучения, производственной практики, работы в качестве

корреспондента иностранной газеты и т. д.).

Законодательством установлены система лицензирования привлечения

некоренной рабочей силы и система выдачи разрешений на работу иностранных

граждан, въезжающих в Россию. Значительное число иностранных граждан (из

Вьетнама, Китая, КНДР и других стран) привлекается на работу в России на

основе двусторонних межправительственных соглашений, в значительной степени

определяющих условия труда граждан соответствующих стран в России.

В первом случае речь может идти о труде как постоянно проживающих, так и

временно пребывающих в РФ иностранцев; во втором случае, как правило,

только

341

о временно пребывающих. Положение законодательства о труде иностранцев

учитывает деление иностранцев на эти две категории. Статья 7 Закона о

правовом положении иностранных граждан в СССР 1981 года предусматривает

следующие основные положения, касающиеся трудовой деятельности.

Первое положение гласит, что «иностранные граждане, постоянно проживающие

в СССР, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в

учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на

основаниях и в порядке, установленных для граждан СССР» (ч. 1 ст. 7).

Второе положение предусматривает, что «временно пребывающие в СССР

иностранные граждане мо1ут заниматься трудовой деятельностью в СССР, если

это совместимо с целями их пребывания в СССР» (ч. 2 ст. 7).

Третье положение состоит в том, что «иностранные граждане пользуются

правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами

СССР» (ч. 4 ст. 7).

Приведенные правила исходят из применения в области трудовой деятельности

иностранцев принципа национального режима. На постоянно проживающих в РФ

иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не вытекает из актов

законодательства и не предусмотрено международными договорами,

распространяется законодательство России о занятости населения. На практике

иностранцам, приехавшим на постоянное жительство в РФ, работа, как правило,

предоставляется по специальности в соответствии с их квалификацией.

Приведенные положения закона полностью соответствуют Международному пакту

об экономических, социальных и культурных правах, который предусматривает

право на труд и «право каждого на справедливые и благоприятные условия

труда» (ст. 7).

Статья 7 предусматривает также отдельные изъятия в отношении занятия

отдельных должностей или занятия определенной деятельностью, когда право на

это принадлежит только гражданам РФ (так, иностранец не может быть

капитаном морского судна, следователем или прокурором).

342

Изъятия такого рода конкретизированы в действующем законодательстве, и

они немногочисленны.

В качестве примеров назовем некоторые из них. На должности нотариусов

назначаются только граждане РФ (ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате

от 11 февраля 1993 г.). Только гражданин РФ может быть патентным

поверенным. В состав экипажа морских судов могут входить лишь граждане

СССР. Исключения из этого правила допускаются в порядке, устанавливаемом

Советом Министров СССР (ч. 1 ст. 41 Кодекса торгового мореплавания СССР

1968 г.). Правило, аналогичное ч. 1 ст. 41, было установлено ст. 19

Воздушного кодекса СССР 1961 года в отношении экипажей воздушных судов.

Поскольку в трудовых отношениях на иностранцев распространяется наше

трудовое законодательство, им обеспечиваются эти условия в большей степени,

чем это предусмотрено в указанном выше пакте. В отношении условий труда,

как и вообще во всех других областях, не допускается никакой дискриминации

иностранцев в зависимости от расы, национальности, пола, языка, религии или

каких-либо иных оснований. В отличие от ряда стран, в РФ не проводится

различий в оплате труда в зависимости от пола, возраста, национальной и

расовой принадлежности. Женщина получает равную с мужчиной плату за равный

труд. Принцип равной платы за равный труд полностью применяется к

иностранцам, работающим в РФ.

Всякого рода ограничения, установленные национальным законом иностранца,

не признаются в РФ. Так, женщина-иностранка может поступить на работу без

согласия мужа, даже если в ее отечественном законодательстве предусмотрено

ограничение этого права замужней женщины.

На иностранцев распространяются все общие положения трудового

законодательства, касающиеся заключения и расторжения трудового договора,

заработной платы, рабочего времени, времени отдыха и т. д. Работающие на

наших предприятиях и в учреждениях иностранцы подчиняются тем же правилам

трудового распорядка, что и российские граждане. Отсюда следует, что

иностранцы, работающие на наших предприятиях и в учреждениях, обязаны

соблюдать трудовую дисциплину.

343

На иностранцев полностью распространяются положения законодательства об

охране труда, обеспечивающие рабочим и служащим безопасность для жизни и

здоровья, постановления, запрещающие сверхурочные работы, и другие правила

трудового законодательства. К женщинам-иностранкам и подросткам применяются

специальные правила законодательства об условиях труда этих категории

работников. Женщины-иностранки имеют право на отпуск по беременности и

родам и получают соответствующее пособие на равных условиях с российскими

женщинами. Как и наши граждане иностранцы имеют право на отпуск. Отпуска

оплачиваются.

Правовое положение вьетнамских рабочих в области трудовых отношений

первоначально определялось межправительственным Соглашением о направлении и

приеме вьетнамских граждан на профессиональное обучение и работу на

предприятиях и в учреждениях СССР от 2 апреля 1981 г. Непосредственно

указывалось на применение советского трудового права по следующим вопросам:

квалификационный разряд (ст. 4); профессиональное обучение, рабочее время и

время отдыха, охрана и оплата труда, иные условия работы (ст. 8);

обеспечение специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной

защиты (ст. 10); отдых, включая ежегодный основной и дополнительные отпуска

(ст. 11);

пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пенсии по

инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие трудового увечья или

профессионального заболевания по вине предприятия (ст. 12).

В соглашении содержались материально-правовые нормы, отличные от

действующего права и определяющие специальный правовой режим для

вьетнамских рабочих.

Своеобразием отличался прежде всего трудовой договор, заключаемый

вьетнамским гражданином с предприятием: вьетнамский гражданин лишался права

выбора нанимателя и направлялся на конкретное предприятие, с которым

заключал трудовой договор сроком до 4 или 6 лет (соответственно для женщин

и мужчин). При этом, согласно ст. 10 Основ, трудовой договор на

определенный срок мог заключаться не более чем на 3 года. Началом трудовых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.