реферат, рефераты скачать
 

Учебник по международному частному праву


§ 5. УСТАНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННОГО ПРАВА

Суд и другие органы Российского государства, а также арбитражные

организации стоят на позициях лояльного применения иностранного

законодательства во всех случаях, когда это применение основано на законе,

правилах международного договора или на условиях сделки, заключенной нашей

организацией с иностранным контрагентом. В ст. 10 ГПК предусмотрено, что

«суд в соответствии с законом применяет нормы иностранного права».

Иностранное право должно применяться судом так, как оно применяется в

стране, где это право действует.

Например, если речь идет о какой-либо статье Гражданского кодекса

Бельгии, то она должна применяться так, как ее положения толкуются

бельгийским Кассационным судом. То обстоятельство, что в Бельгии, как и во

Франции, действует один и тот же Кодекс Наполеона и что Кассационный суд

Франции толкует эту статью

373

иначе, значения не имеет. Неправильное применение иностранного закона в той

же мере, как и ошибка в применении отечественного закона, служит в РФ

основанием для пересмотра судебного решения (в отличие, например, от

практики ФРГ, Франции и ряда других стран).

Суд применяет не только иностранные законы, но также обычаи и судебную

практику иностранных государств в тех пределах, в каких последние

признаются источниками права в этих государствах. Содержание иностранного

права может быть как установлено самим судом, так и доказано сторонами,

заинтересованными в применении этого права.

Суд обязан установить содержание иностранного права. Для этого он может

обращаться к содействию сторон, запрашивать тексты законов иностранных

государств у соответствующих учреждений и научных организаций. Для

получения сведений об иностранном законодательстве суды (а также

государственные нотариальные конторы) обращаются в Министерство юстиции РФ,

которое при необходимости запрашивает в установленном порядке

соответствующие учреждения иностранных государств.

Согласно ст. 157 Основ гражданского законодательства 1991 года, при

применении иностранного права суд, арбитражный суд, третейский суд или

административный орган устанавливают содержание его норм в соответствии с

их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в

соответствующем иностранном государстве.

В целях установления содержания норм иностранного права суд, арбитражный

суд, третейский суд или административный орган могут обратиться в

установленном порядке за содействием и разъяснением к министру юстиции и

иным компетентным органам или учреждениям в РФ и за границей либо привлечь

экспертов.

Лица, участвующие в деле, вправе представить документы, подтверждающие

содержание соответствующих норм иностранного права.

Точно так же Министерство юстиции РФ сносится с соответствующими органами

государств, заключивших договоры о правовой помощи по вопросам

предоставления сведений о действующем в РФ или действовавшем в СССР

законодательстве (п. 1 постановления «О мерах

374

по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по

гражданским, семейным и уголовным делам» Президиума Верховного Совета СССР

от 21 июня 1988 г.

Если, несмотря на все попытки, установить содержание иностранного закона

не удастся, то суду придется применить российское право. В законодательном

порядке этот вопрос получил решение в п. 2 ст. 157 Основ гражданского

законодательства 1991 года, предусматривающей следующее положение: «Если

содержание норм иностранного права, несмотря на принятые в соответствии с

настоящей статьей меры, не установлено, применяется советское право». Такой

подход к решению этого вопроса соответствует практике других государств.

В этой связи отметим, что в Законе о международном частном праве Венгрии

1979 года предусмотрено следующее правило: «Если содержание иностранного

закона не может быть установлено, то следует применять венгерский закон»

(ч. 3 § 5).

§ 6. ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ ПОРУЧЕНИЙ

По общему правилу, суд может выполнять процессуальные действия лишь в

пределах своего государства. Для осуществления таких действий за границей

требуется согласие того государства, в котором они должны быть совершены.

Поэтому процессуальные действия за пределами своей страны могут быть

произведены лишь в порядке судебного поручения.

Особенно часто встречаются два случая, когда суду одного государства

приходится обращаться за содействием к судебным органам другого

государства. Первый случай — вручение документов по просьбе суда лицам,

находящимся за границей. Например, во Франции открывается наследство, а

один из наследников проживает в Москве. Французский суд обращается к нашему

суду с просьбой вручить извещение этому наследнику о слушании дела. Нужно

не просто передать документы, а вручить их официальньм образом,

засвидетельствовать, что они получены определенным лицом и что оно было

ознакомлено с их содержанием.

Второй случай — выполнение отдельных процессу-

375

альных действий, и в частности допрос свидетелей, находящихся за границей.

Если суд считает, что для выяснения обстоятельств по данному делу

необходимо допросить свидетеля, проживающего за границей, он заранее

составляет список вопросов, которые должны быть поставлены свидетелю.

Допрос производится через судебные органы той страны, в которой проживает

свидетель.

Таким образом, под судебным поручением понимается обращение суда одного

государства к суду другого государства с просьбой о производстве

процессуальных действий на территории этого другого государства.

При обращении суда одного государства к суду другого государства могут

применяться четыре исторически сложившихся порядка.

Первый порядок — непосредственное обращение суда государства А к суду

государства Б.

Второй порядок — дипломатический. Он заключается в том, что суд

государства А обращается к своему Министерству иностранных дел, которое

через свое посольство или консульство обращается в МИД государства Б с

нотой. МИД государства Б направляет поручение в соответствующий суд с

просьбой о его исполнении.

Третий порядок — выполнение судебных поручений в государстве Б

специальным уполномоченным, назначенным судом государства А. Этот порядок

был применен сначала в Англии, а затем в США. Состоит он в следующем: если

суду США надо допросить свидетеля, проживающего во Франции, то американский

суд назначает кого-либо из французских граждан, предварительно с ним

договорившись, своим уполномоченным, который и вызывает свидетеля,

допрашивает его и направляет материалы допроса в американский суд. Но этот

уполномоченный не имеет права принимать какие бы то ни было принудительные

меры, обеспечивающие явку свидетеля.

Четвертый порядок — выполнение судебных поручений путем передачи их

центральным органам юстиции (министерствам юстиции, прокуратуре и т. п.).

Суд одной страны направляет поручение центральному органу своей страны,

который, в свою очередь, передает его центральному органу другой страны.

Порядок выполнения судебных поручений устанавливается в каждой стране ее

внутренним законодательством

376

и международными соглашениями. Основной многосторонней конвенцией,

регулирующей порядок исполнения судебных поручений, является Гаагская

конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года. Конвенция допускает

возможность направления поручений из одного государства в другое как

дипломатическим путем, так и путем непосредственной передачи их

компетентным властям государства пребывания. При присоединении к Гаагской

конвенции 1954 года СССР сделал заявление о том, что судебные поручения

должны направляться в СССР в дипломатическом порядке через МИД СССР

(соответственно в РФ через МИД РФ).

Согласно Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных

документов по гражданским и торговым делам 1965 года, документы передаются

через центральные органы (как правило, ими являются министерства юстиции

стран-участниц), что, однако, не исключает других способов передачи, причем

страны-участницы обязаны использовать при этом единообразные формуляры.

Порядок передачи судебных поручений четко предусмотрен Конвенцией о

получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970

года. Обе эти конвенции заменяют в отношениях стран-участниц

соответствующие разделы Гаагской конвенции 1954 года.

Конвенция о международном доступе к правосудию 1980 года заменяет

положения разд. Ill—VI Гаагской конвенции 1954 года. В основном эта

конвенция с некоторыми изменениями воспроизводит положения Гаагской

конвенции 1954 года. Наиболее существенное изменение касается порядка

сношений при оказании правовой помощи. Если, как отмечалось выше. Гаагская

конвенция 1954 года допускала возможность направления поручений из одного

государства в другое как дипломатическим путем, так и путем

непосредственной передачи их соответствующим властям, то конвенция 1980

года ввела порядок сношений судов через центральные органы, при котором

передача поручений в основном должна осуществляться через эти органы, а не

по дипломатическим и консульским каналам, хотя каждое государство может

использовать для такой передачи и эти каналы. Таким образом, конвенция 1980

года допускает для каждого государства лишь возможность использования

диплома-

377

тического порядка, но не предусматривает такой обязанности.

СССР заключил двусторонние соглашения об исполнении судебных поручений с

США (1935 г.), Францией (1936 г.), Бельгией (1945—1946 гг.), ФРГ (1956—

1957 гг.). Взаимное исполнение судебных поручений предусмотрено также

Соглашением между СССР и Австрией по вопросам гражданского процесса от 11

марта 1970 г.. Конвенцией между СССР и Италией о правовой помощи по

гражданским делам 1979 года, договорами о правовой помощи с Ираком (1973

г.), Финляндией (1978 г.), Грецией (1981 г.), Алжиром (1982 г.), Кипром

(1984 г.), Сирией (1984 г.), Тунисом (1984 г.), НДРЙ (1985 г.). Все эти

соглашения предусматривают дипломатический порядок исполнения судебных

поручений и действуют для РФ.

Исполнение в РФ судебных поручений иностранных судов и обращение судов РФ

с поручениями к иностранным судам регулируются Гражданским процессуальным

кодексом.

В соответствии со ст. 436 ГПК суды РФ исполняют переданные им в

установленном порядке судебные поручения иностранных судов о производстве

отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов,

допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и т.

д.), за исключением случаев, когда исполнение поручений противоречило бы

суверенитету РФ или угрожало бы безопасности РФ либо когда исполнение

судебных поручений не входит в компетенцию суда. Исполнение судебных

поручений осуществляется судами на основе российского законодательства.

Применяются правила Гражданского процессуального кодекса. Вместе с тем

советские суды не отказывались при допросе свидетелей по поручениям судов

Великобритании или США руководствоваться исходящими от этих судов

вопросниками (jnterroga-toires), составленными по обычной в судах общего

права форме для прямого и перекрестного допроса.

В 1988 году из США (через посольство США и МИД СССР) поступило поручение

по иску Б. и др. к фирме «Дрессер индастриз инк.». Дело находилось в

производстве окружного суда графства Харрис в штате Техас. Иск был

предъявлен родственниками американского специалиста- Б., который погиб в

СССР при испытании поставлен-

378

ного фирмой оборудования. В поручении американский суд просил получить

свидетельские показания должностных лиц московской больницы. Института

хирургии им. Вишневского (Москва), Усинской центральной областной больницы

(Республика Коми). Кроме того, суд просил истребовать из Усинской

центральной больницы историю болезни погибшего, а также представить

медицинские записи и другае документы, рентгенограммы, отчеты,

подтверждающие состояние Б., наблюдение и лечение. Во исполнение поручения

были допрошены свидетели и истребованы для пересылки в США медицинская

карта и другие документы.

Суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении

отдельных процессуальных действий. Порядок сношений российских судов с

иностранными судами определяется законодательством РФ и международными

договорами РФ. Судебные поручения российских судебных органов судам

иностранных государств должны направляться в Министерство юстиции РФ, а

затем за границу через МИД РФ. Поручения снабжаются переводом на

соответствующий иностранный язык.

Поручения иностранных судов о производстве в РФ процессуальных действий

должны направляться посольствами иностранных государств в МИД РФ. Он

направляет поручение в Министерство юстиции РФ, которое, в свою очередь,

направляет его соответствующему суду. Документы об исполнении поручения

направляются российским судом через Министерство юстиции РФ в МИД РФ.

Судебные органы могут принимать к своему исполнению только те поручения

иностранных судов, которые были получены через МИД РФ. Если судебный орган

получает непосредственно от иностранного суда поручение о производстве того

или другого действия, то оно должно оставляться судами без исполнения.

Иной порядок исполнения судебных поручений установлен в договорах о

правовой помощи, заключенных РФ с некоторыми странами (см. выше). Эти

договоры содержат постановления о взаимном исполнении судебных поручений и

поручений всех других учреждений юстиции, которые занимаются гражданскими,

семейными и уголовными делами. К числу таких учреждений кроме судов,

органов прокуратуры и государственного нотариата относятся также загсы,

органы опеки и попечительства.

Многосторонней конвенцией о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993

г. установлено, что при ока-

379

зании правовой помощи компетентные учреждения юстиции сносятся друг с

другом через свои центральные органы, если конвенцией не установлен иной

порядок.

Договоры о правовой помощи СССР с бывшими социалистическими странами

устанавливали порядок непосредственных сношений между центральными органами

юстиции договаривающихся стран.

Взаимные сношения органов юстиции существенно облегчаются тем, что они

могут пользоваться при этом своим языком. Оказание правовой помощи,

согласно договорам, может состоять в выполнении ряда процессуальных

действий (составление и пересылка документов, проведение обысков и выемок,

пересылка и выдача вещественных доказательств, допросы обвиняемых,

свидетелей, исполнение поручений о вручении документов). Учреждение

юстиции, к которому обращено поручение, применяет законодательство своего

государства. Однако по просьбе учреждения, от которого исходит поручение,

оно может применять процессуальные нормы государства, направившего

поручение, если это не противоречит законодательству страны исполнения

поручения. Все поручения об оказании правовой помощи исполняются бесплатно.

Вопрос о возможности применения в РФ при исполнении поручения

процессуального законодательства соответствующего иностранного государства,

если оно не противоречит законодательству РФ, решается по просьбе

учреждения, от которого исходит поручение о правовой помощи. Верховным

судом РФ и Прокуратурой РФ (п. 2 постановления «О мерах по выполнению

международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и

уголовным делам» Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г.). По

некоторым договорам о правовой помощи (с Болгарией, Чехо-Словакией)

предусмотрено' выполнение поручений не только судов, прокуратуры и органов

нотариата, но и загсов. В этих договорах установлено, что учреждения записи

актов гражданского состояния одной страны по ходатайству учреждений другой

страны пересылают для служебного пользования выписки из книг регистрации

актов гражданского состояния без перевода и бесплатно через свой

вышестоящий орган.

В некоторых договорах (например, с Финляндией,

380

Италией, Грецией, Алжиром, Тунисом, НДРЙ, Кипром) предусмотрено, что

оказание правовой помощи не должно наносить ущерба суверенитету и

безопасности, а также противоречить основным принципам законодательства

запрашивающего государства (публичному порядку).

§ 7. ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ

1. Действие судебного решения, вынесенного судом одного государства, в

принципа ограничено пределами территории этого государства. Допустимость

признания и исполнения иностранного судебного решения определяется

законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в

которых она участвует. Признание решения иностранного суда означает, что

оно служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же

степени, что и решение отечественного суда. В ряде случаев достаточно,

чтобы решение было только признано (например, о расторжении брака). В

других же случаях решение должно быть еще и исполнено, то есть подвергнуто

специальной процедуре по разрешению исполнения (например, выдача

экзекватуры или регистрация в специальном реестре). Таким образом,

признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой

его принудительного исполнения; для принудительного исполнения обычно

устанавливаются^ дополнительные требования сверх тех, которые необходимы

для признания решения.

Законодательству государств известны различные системы исполнения решений

иностранных судов. Общим для всех этих систем является требование

взаимности как условия для исполнения решения.

В одних странах (например, в Италии) для исполнения судебного решения

требуется проверка его правильности лишь с формальной точки зрения, а также

установление непротиворечия его публичному порядку страны суда и выполнение

ряда других условий. В других странах (например, во Франции, в Бельгии,

ряде государств Африки) необходима выдача экзекватуры. В этом случае суд

после рассмотрения соответствующего хо-

381

датайства выносит постановление о разрешении исполнения. Следует заметить,

что во Франции возможна проверка решения по существу, если оно вынесено

против французского гражданина.

Наконец, в третьей группе стран для судебных решений, вынесенных в

странах, которые предоставляют взаимность в отношении исполнения решений,

требуется регистрация решения в особом реестре (например, в Великобритании

в суде по гражданским делам Высокого суда). Регистрация, в свою очередь,

возможна при наличии ряда условий.

Согласно законодательству КНР [§ 204, 205 (абз. 1) ГПК КНР], вступившие в

силу иностранные судебные решения исполняются при наличии взаимности и

условии, что они не противоречат основным принципам китайского права.

Развитие экономических отношений привело к заключению многосторонних и

двусторонних конвенций об исполнении иностранных судебных решений, обычно

устанавливающих обязательства договаривающихся государств исполнять решения

при соблюдении ряда условий (вступление решения в законную силу,

непротиворечие публичному порядку страны исполнения, участие обеих сторон в

судебном разбирательстве и т. д.).

К многосторонним конвенциям, регулирующим признание и исполнение судебных

решений, относятся прежде всего соглашения, заключенные между государствами

с близкими правовыми системами. Чаще всего это соглашения регионального

характера (Кодекс Бустаманте 1928 г., конвенция между Данией, Финляндией,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.