реферат, рефераты скачать
 

Учебник по международному частному праву


такими контрактами, не должны быть хуже условий, предусматриваемых

контрактами с иностранцами—гражданами других государств. В каждом случае

они не должны нарушать императивные, обязательные нормы законодательства

этих стран.

Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по

договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к

предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться

законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского

гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права.

Большое практическое значение имеют трудовые отношения наших граждан за

рубежом со всякого рода смешанными обществами, совместными предприятиями,

созданными за границей с участием средств наших предприятий и организаций.

В этих случаях трудовой договор заключается с иностранным нанимателем —

юридическим лицом иностранного права (см. гл. 5) и такой договор

подчиняется правилам трудового законодательства той страны, в которой

находится соответствующее совместное предприятие или смешанное общество. То

обстоятельство, что работник является нашим гражданином, не может вести к

применению в данном случае норм российского трудового права. Однако

трудовая деятельность в такой зарубежной компании будет учитываться по

нашему трудовому законодательству, например, при определении общего стажа

работы и назначении пенсии.

К российским гражданам, так же как и к другим иностранцам, применяются

существующие в том или ином государстве общие ограничения в отношении

занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и т. д.

Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда

иностранцев — граждан другах государств.

В соглашениях о социальном обеспечении, заклю-

354

ченных СССР с Болгарией, Венгрией, ГДР, Монголией, Румынией и Чехо-

Словакией, предусматривается, что граждане одной стороны, постоянно

проживающие на территории другой стороны, во всех вопросах трудовых

отношений полностью приравниваются к гражданам другой договаривающейся

стороны.

Соглашение между правительствами России и Украины от 14 января 1993 г. о

трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины,

работающих за пределами своих государств, исходит из принципа национального

режима, предусматривает взаимное применение трудового законодательства к

гражданам обеих государств, порядок возмещения ущерба работнику вследствие

увечья либо иного повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением

им трудовых обязанностей, признание дипломов, свидетельств и других

документов об образовании и квалификации без легализации (см. гл. 17).

§ 4. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Социальное обеспечение иностранцев тесно связано с их трудовыми

правами. В странах Общего рынка и других странах Запада отношения по

социальному обеспечению трудящихся-мигрантов регулируются прежде всего

международными соглашениями (как многосторонними, так и двусторонними). К

их числу относятся Европейская конвенция о социальном обеспечении мигрантов

1972 года. Конвенция северных стран о социальном обеспечении 1955 года и

др. Однако, несмотря на заключение этих соглашений, в этих странах

продолжает сохраняться прямая или косвенная дискриминация иностранных

рабочих в этой области. Согласно конвенции 1972 года, для получения пособий

по безработице, болезни и материнству требуется шестимесячный стаж работы в

стране пребывания, для пенсий по старости — пять лет работы. Из-за кратких

сроков пребывания мигрантов в стране многие из них фактически не пользуются

правом на социальное обеспечение, а выплачиваемые ими страховые взносы

остаются в казне стран — импортеров иностранной рабочей силы.

Вообще лишены каких-либо прав на социальное

12*

355

обеспечение многочисленные рабочие-мигранты, прибывшие в страну нелегально,

а во многих странах Европы также сельскохозяйственные рабочие, работники,

занятые на временных и случайных работах, трудящиеся с низкой заработной

платой.

2. Согласно нашему законодательству, иностранные граждане, постоянно

проживающие в России, имеют право на пособия, пенсии и другие формы

социального -обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ (ст. 4 Закона

о государственных пенсиях в РСФСР от 20 ноября 1990 г.).

Временно прибывающие в РФ иностранные граждане имеют право на пособия,

пенсии и другое формы социального обеспечения на основаниях и в порядке,

устанавливаемых нашим законодательством.

Иностранным гражданам и их семьям в тех случаях, когда для назначения

пенсии требуется определенный стаж работы, пенсии назначаются, если не

менее двух третей необходимого стажа приходятся на работу в СССР (РФ), если

иное не предусмотрено международным договором (ст. 98 Закона о

государственных пенсиях в РСФСР от 20 ноября 1990 г.). Две трети стажа

метут приходиться и-на другую определенную законом деятельность (например,

на деятельность за рубежом политэмигранта в защиту интересов трудящихся и

т. п.).

Если для назначения пенсии не требуется определенного трудового стажа

(при инвалидности, вследствие трудового увечья или профессионального

заболевания), то пенсии иностранным гражданам в РФ назначаются независимо

от времени работы в РФ и за границей на равных с нашими гражданами

условиях.

Работающие в РФ на российских предприятиях и в организациях иностранцы

получают такие же пособия по временной нетрудоспособности, как и наши

граждане.

2 июля 1993 г. был принят Закон о выплате пенсий гражданам, выехавшим на

постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. Этим Законом

установлено, что перед отъездом им выплачиваются суммы назначенных пенсий

(независимо от вида) в российских рублях за шесть месяцев вперед. На

основании письменного заявления гражданина, выезжающего на постоянное

жительство за пределы России, сумма назна-

356

ченной пенсии может переводиться за границу в иностранной валюте по курсу

рубля, устанавливаемому Центральным банком России на день совершения

операции.

При возвращении граждан на постоянное жительство в РФ суммы назначенных

пенсий, не полученные ими за время их проживания за пределами России,

выплачиваются в порядке, установленном законодательством России.

Действие настоящего Закона не распространяется на 1'раждан, выехавших на

постоянное жительство за пределы России, если в отношении этих граждан

республиканским законодательством или международным договором с участием РФ

установлен иной порядок пенсионного обеспечения.

Согласно Закону о государственных пенсиях в РСФСР от 20 ноября 1990 г., в

тех случаях, когда договорами России с другоми странами предусматриваются

иные правила, чем те, которые совершаются в этом законе, применяются

правила, предусмотренные международными договорами.

С рядом стран были заключены соглашения о социальном обеспечении граждан.

Такие соглашения были заключены с Болгарией, Венгрией, Монголией, Румынией

и Чехо-Словакией. Эти соглашения сохраняют свое действие. Соглашения

распространяются на все виды социального обеспечения (пенсии и пособия),

установленные законодательством договаривающихся сторон.

Соглашения исходят из принципа национального режима: граждане одной

страны, постоянно проживающие на территории другой, во всех вопросах

социального обеспечения приравниваются к гражданам этой другой страны.

При социальном обеспечении граждан применяется законодательство страны,

на территории которой они проживают. Соглашения предусматривают, что

социальное обеспечение осуществляется компетентными органами той страны, на

территории которой проживает гражданин, возбудивший ходатайство о

назначении пенсии (пособия). Эти органы назначают и выплачивают пенсии и

пособия за свой счет. При назначении пенсий и пособий гражданам полностью

засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории обеих стран. Если

гражданин, получающий пенсию (пособие), пересе-

357

лился с территории одной страны на территорию другой страны, то выплата ему

пенсии (пособия) прекращается и компетентные органы этой другой страны

назначают ему пенсию (пособие) в соответствии со своим законодательством,

причем право на пенсию не пересматривается. Расчеты между государствами не

производятся. Аналогичное соглашение было заключено 3 марта 1989 г. СССР с

Испанией.

В отношении медицинского обслуживания для России действует Европейское

соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно

пребывающим на территории другой страны, от 17 октября 1980 г., которое

было ратифицировано СССР в 1991 году.

Вопросы пенсионного обеспечения в отношении граждан СНГ регулируются

Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области

пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и двусторонними соглашениями по

этим вопросам.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

1. Какими трудовыми правами пользуются в РФ иностранцы?

2. Какими трудовыми правами пользуются российские граждане за рубежом?

3. Каким должно быть содержание трудовых контрактов, заключаемых с

иностранными работодателями?

4. Какие вопросы трудового характера определяются в отношении иностранных

работников совместных предприятий самими предприятиями?

5. Какие условия установлены для назначения в РФ пенсий иностранным

гражданам?

ГЛАВА 17

РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ. НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

§ 1. Понятие международного гражданского процесса. § 2. Определение

подсудности и пророгационные соглашения. § 3. Право на судебную згнфту и

гражданские процессуальные права иностранцев в РФ. § 4. Процессуальное

положение иностранного государства. § 5. Установление содержания

иностранного права. § б. Исполнение судебных поручений. § 7. Признание и

исполнение решений иностранных судов. § 8. Нотариальные действия.

ЛИТЕРАТУРА

Перетерский И. С., Крылов С. Б. Международное частное право.— С. 188—216;

Лунц Л. А., Марышева Н. И. Курс международного частного права.

Международный гражданский процесс.— М., 1976.— С. 9—213; Лунц Л. А.,

Марышева Н. И; Садиков О. Н. Международное частное право.— С. 269—306;

Марышева Н. И. Рассмотрение судами гражданских дел с участием иностранцев.—

М., 1970; Марышева Н. И. Новое регулирование международной

подсудности//Проблемы совершенствования советского законодательства.— Вып.

12.— М., 1978.— С. 160—173; Гусев Е. В. Производство по признанию и

исполнению в СССР иностранных судебных решений (Процессуальные стадии)//

Сов. государство и право.— 1988.— № 10.— С. 120—125; Сборник международных

договоров о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам.— М.,

1988; Курс советского гражданского процессуального права.— Т. 2.— М.,

1981.— С. 357—400; Советский гражданский процесс.— М., 1985.— С 421—437;

Чешир Дж., Норт П. Международное частное право.— М., 1982.

§ 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

Под международным гражданским процессом в науке международного частного

права понимается совокупность вопросов процессуального характера, связанных

с зашитой прав иностранцев и иностранных юридических лиц в суде и

арбитраже. Термин «международный гражданский процесс» носит условный

характер. Обычно к

359

международному гражданскому процессу относят следующие вопросы: 1)

определение подсудности в отношении дел, возникающих по гражданским,

семейным и трудовым правоотношениям с иностранным, или международным,

элементом; 2) процессуальное положение иностранных граждан и иностранных

юридических лиц в суде; 3) процессуальное положение иностранного

государства и его дипломатических и консульских представителей; 4)

установление содержания иностранного права; 5) обращение к иностранным

судам с поручениями о вручении документов и выполнении отдельных

процессуальных действий и исполнение поручений иностранных судов; 6)

признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений; 7)

совершение нотариальных действий; 8) признание иностранных арбитражных

соглашений; 9) рассмотрение споров в порядке арбитража; 10) принудительное

исполнение решений иностранного арбитража.

Последние три вопроса представляют по своему содержанию целый комплекс

проблем специфического характера, которому специально посвящена гл. 18.

Остальные вопросы, относящиеся главным образом к судебному рассмотрению

дел, освещаются в настоящей главе.

Вопросы международного гражданского процесса неразрывно связаны с

регулированием самого содержания гражданско-правовых, семейных и иных

отношений с иностранным элементом.

Рассматривая дела с иностранным элементом, суды в РФ, так же как и в

других странах, в принципе применяют в гражданских процессуальных вопросах

право своей страны. При этом возможны случаи, когда то или иное понятие по

российскому законодательству относится к материальному праву, а по праву

какого-либо иностранного государства — к процессу или наоборот. Иностранный

закон, как правило, не подлежит применению в российском суде по тем

вопросам, которые по новому законодательству считаются процессуальными. И

наоборот, то обстоятельство, что данная норма считается в другой стране

процессуальной, не препятствует ее применению нашим судом, если по

российскому праву она .рассматривается как норма материального гражданского

права.

360

Характерный пример: английские сроки исковой давности при наличии отсылки

к английскому праву применяются российским судом или арбитражем, несмотря

на то что весь институт давности по праву Англии отнесен к процессу.

§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДСУДНОСТИ И ПРОРОГАЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

1. В международном частном праве под международной подсудностью

понимается компетенция судов данного государства по разрешению гражданских

дел с иностранным элементом. Например, надо решить, может ли суд данной

страны принимать к своему рассмотрению иски к ответчикам, не имеющим в этой

стране места жительства, может ли суд рассматривать дело о расторжении

брака между иностранцами или между отечественным гражданином и иностранцем

и т. п. Эти вопросы решаются с помощью норм законодательства данного

государства и международных соглашений.

Определение подсудности следует отличать от определения права,

подлежащего применению к правоотношению с иностранным элементом.

Известны три основные системы определения подсудности:

1) по признаку гражданства сторон спора. Так, для того чтобы суд какого-

либо государства (например, Франции) признал себя компетентным

рассматривать дело, достаточно, чтобы спор касался сделки, заключенной

гражданином этого государства, независимо от места ее заключения;

2) путем распространения правил внутренней территориальной подсудности, и

прежде всего правила о подсудности по месту жительства ответчика, при

определении подсудности по делам с иностранным элементом (например, в ФРГ);

3) по признаку «присутствия» ответчика, которое толкуется весьма широко

(например, в Великобритании и США).

Законодательство и практика большинства государств допускают так

называемую договорную подсудность. Это значит, что по соглашению сторон

конкретное дело

361

может быть отнесено к юрисдикции иностранного государства, хотя по закону

страны суда оно подсудно местному суду, или, наоборот, дело, которое по

закону места нахождения суда подсудно иностранному суду, может быть в силу

соглашения сторон отнесено к юрисдикции местного суда.

Соглашения сторон, устанавливающие выбор подсудности, называются

пророгационными соглашениями. Соглашения такого рода известны в договорной

практике нашего государства. В торговых договорах обычно устанавливается,

что споры по сделкам, заключенным торгпредством СССР за границей, подлежат

местной юрисдикции. Наряду с этим часто предусматривается, что для споров

по сделке может быть определена и иная подсудность.

В нашей юридической литературе отмечается, что при споре по сделке,

которая по российскому праву может быть отнесена к сделкам внешней

торговли, стороны могут избрать путем соглашения любую подсудность, точно

так же, как на основе принципа автономии воли сторон российское

законодательство допускает применение по соглашению сторон иностранного

материального права. В области торгового мореплавания ст. 16 Кодекса

торгового мореплавания СССР допускает договорную подсудность по всем

имущественным спорам, в которых участвуют иностранцы.

Страны СНГ заключили 20 марта 1993 г. Соглашение о порядке разрешения

споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Это

соглашение исходит из следующих основных принципов:

1) Хозяйствующие субъекты каждого государства пользуются на территории

любого государства такой же правовой и судебной защитой своих имущественных

прав и законных интересов, что и субъекты этого другого государства.

2) По общему правилу истец должен обращаться с иском в суд по месту

нахождения или месту жительства ответчика. Установлены определенные изъятия

из этого правила, в частности споры о заключении, изменении или расторжении

договора будут рассматриваться по месту нахождения поставщика.

3) Установлены положения по вопросу о праве, подлежащем применению при

разрешении споров.

362

4) Предусмотрено взаимное признание и исполнение вступивших в законную

силу решений компетентных судов другого государства.

Соглашение в 1993 году уже было ратифицировано парламентами России,

Казахстана и Кыргызстана. Реализация этого соглашения будет иметь большое

значение, поскольку между предприятиями стран СНГ возникает большое

количество хозяйственных споров, а соглашение распространяется на все суды,

в том числе и на арбитражные (хозяйственные) суды.

Наряду с этим соглашением 8 стран — участниц СНГ заключили б июля 1992 г.

Соглашение о статусе экономического суда Содружества Независимых

Государств. Утверждено Положение об этом суде. К ведению Экономического

суда отнесено разрешение, во-первых, экономических споров между

государствами и, во-вторых, споров о соответствии нормативных и других

актов государств — участников СНГ по экономическим вопросам, соглашениям и

иным актам самого Содружества.

2. Основными законами в области гражданского процесса в России являются

Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК), Арбитражный процессуальный

кодекс РФ.

Гражданский процессуальный кодекс предусматривает, что суды рассматривают

дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства,

иностранные предприятия и организации. Статья 434 ГПК устанавливает, что

подсудность судам России граждански? дел по спорам, в которых участвуют

иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные предприятия и

организации, а также по спорам, по которым хотя бы одна из сторон проживает

за границей, определяется российским законодательством, а в случаях, не

предусмотренных этим законодательством,— исходя из правил подсудности,

установленных настоящим кодексом.

Очевидно, ст. 434 следует понимать расширительно, то есть в том смысле,

что она распространяется на все случаи правоотношений при наличии

иностранного элемента.

Общим правилом определения подсудности является предъявление иска в суде

по месту жительства ответчика. В то же время ст. 118 ГПК РСФСР

предусматривает, что

363

иск к ответчику, не имеющему в РФ места жительства, может быть предъявлен

по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его

жительства в РФ. Из нормы ст. 119 ГПК РСФСР вытекает, что исключительно

нашим судам подсудны дела по искам о праве на строение, об установлении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.