реферат, рефераты скачать
 

Учебник по международному частному праву


государственные промышленные предприятия. В отношении их полностью

действует принцип раздельной ответственности государства и юридического

лица. Имущество объединения не пользуется иммунитетом в отношении

предварительного обеспечения иска или принудительного исполнения решения

только в том'случае, если речь идет об обязательствах самого объединения

или предприятия. Если же истец требует наложить арест на имущество

объединения по претензиям не к данному объединению, а к каким-либо другим

государственным юридическим лицам или к самому государству, то на такое

имущество взыскание обращено быть не может. Российское государство в

отношении такого рода взысканий может ссылаться на иммунитет

государственной собственности, поскольку речь уже будет идти о взыскании в

отношении государственного имущества вообще, вне зависимости от того, в

чьем управлении это имущество находится.

Таким образом, государственная собственность, находящаяся в хозяйственном

ведении или в оперативном управлении государственных юридических лиц, не

пользуется иммунитетом в тех случаях, когда она рассматривается как предмет

взыскания по иску к такому юридическому лицу. Если же арест накладывается

на это иму-

7*

195

щество как на собственность государства, в чем бы она ни заключалась и где

бы она ни находилась, то подобная собственность уже не выделяется из общего

фонда государственной собственности. В этом случае такой собственности как

собственности государства присущ иммунитет.

В ином положении находятся государственные юридические лица,

финансируемые- из государственного бюджета и осуществляющие определенные

государственные или публично-правовые функции. В решении французского суда

о картинах Матисса из музеев имени А. С. Пушкина и Государственного

Эрмитажа (см. выше гл. 6) было обращено внимание на то, что картины,

находящиеся в этих музеях, относятся к федеральной собственности

государства, а сами музеи осуществляют публичные функции. Поэтому, как

считал суд, музеи должны пользоваться судебным иммунитетом и иммунитетом от

принудительного исполнения на равных основаниях с государством — Российской

Федерацией.

5. Вопрос об иммунитете собственности иностранного государства часто

возникает в связи с иммунитетом государственных судов, используемых для

торговых целей. Наша доктрина исходит из необходимости признания такого

иммунитета. Кодекс торгового мореплавания СССР предусматривает, что на

суда, находящиеся в собственности Советского государства, не может быть

наложен арест или обращено взыскание без согласия Совета Министров СССР

(ст. 20). Эта норма действующего в РФ закона должна уважаться и за

границей, поскольку правовое положение морского судна определяется законом

государства, под флагом которого оно плавает. В обязанности консулов РФ

входит следить за тем, чтобы судам предоставлялись в полном объеме права и

иммунитета в соответствии с законодательством государства пребывания и

международными договорами, участниками которых являются РФ и государство

пребывания .консула. К числу таких договоров относится, в частности,

договор о торговом судоходстве между СССР и Великобританией 1968 года.

Согласно протоколу к договору от 1 марта 1974 г., морские суда и грузы,

принадлежащие на праве собственности одному государству, «не будут

подлежать задержанию или аресту в связи с исполнением любого решения суда»

другого государства. Одна- ,

,196

ко государство-собственник будет принимать в этих случаях необходимые

административные меры для исполнения таких решений (ст. 2 протокола).

6. Особый режим предоставляется имуществу иностранного государства и в

области налогообложения. Это закреплено как во внутреннем законодательстве

государств, так и в различных международных соглашениях. Например, в США на

основании закона № 846 от 24 декабря 1942 г. находящаяся в округе Колумбия

(т. е. в Вашингтоне) собственность, которая принадлежит иностранному

правительству и используется для официальных целей или в качестве

резиденции главы дипломатической миссии, освобождается от общего и

специального налогообложения. Обложение налогом недви-жимостей,

принадлежащих иностранным правительствам и используемых в консульских

целях, находится в США в компетенции местных властей. В одних штатах

освобождение от уплаты налогов на собственность, принадлежащую иностранному

правительству, предоставляется на началах взаимности, в других — только в

соответствии с договорами, заключенными США с другими государствами.

В решениях судов США отмечалось, что в силу принципа иммунитета к

иностранным правительствам не могут предъявляться иски по поводу

налогообложения их собственности, находящейся в США.

Согласно ст. 21 Консульской конвенции между СССР и США от 1 июня 1964 г.,

недвижимая собственность в США, принадлежащая Советскому государству и

используемая для дипломатических или консульских целей, подлежит

освобождению от всех федеральных, штатных и местных налогов.

Это положение нашло подтверждение в решении одного из американских судов.

Предметом рассмотрения суда был вопрос о налогообложении здания,

принадлежавшего СССР и использовавшегося как резиденция постоянного

представительства-СССР при ООН. Местные власти г. Гленкова сделали попытку,

вопреки тому, что эта собственность принадлежит иностранному суверену,

подвергнуть ее в 1969 году налогообложению. В предшествующие годы

налогообложение не производилось. 7 января 1971 г. окружной суд Восточного

округа штата Нью-Йорк по делу правительства США против г. Гленкова вынес

решение, согласно которому собственность постоянного представительства СССР

при ООН в Гленкове в силу ст. 21 Консульской конвенции между США и СССР не

подлежит налогообложению. В 1978 году в США было установлено

налогообложение в отно-

197

шении собственности иностранного государства, используемой для коммерческих

целей.

Отметим, что любые российские организации, приобретая за рубежом

недвижимое имущество, а также беря в аренду земельные участки, не должны

руководствоваться законодательством страны места нахождения имущества. Они

обязаны самым тщательным образом выполнять предписания этого

законодательства (правила регистрации земельных участков в так называемых

земельных кадастрах и др.). При этом необходимо проверять, не имеются ли в

отношении земельного участка какие-либо обременения, в частности сервитута

(право прохода других лиц, проживания и т. д.), не заложено ли

соответствующее имущество и т, д. Игнорирование обстоятельств такого рода

может привести к неблагоприятным последствиям для российской организации —

собственника или арендатора имущества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

1. Какие коллизионные нормы применяются в отношении собственности?

2. Что понимается под правом государства на национализацию частной

собственности?

3. Что понимается под экстерриториальным действием актов о

национализации?

4. Каково содержание международных договоров РФ с другими странами по

вопросам национализации?

5. Каково содержание соглашений РФ с другими странами о взаимном

поощрении и защите инвестиций?;

6. Какой правовой режим должен предоставляться;

собственности Российского государства за рубежом?!

ГЛАВА 8

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СДЕЛКИ

§ 1. Понятие внешнежоноАмческой сделки. § 2. Форма договора. § 3.

Применение права по вопросам содержания сделок. § 4. Универсальные

международные конвенции по внешнеторговой купле-продаже. Типовые договоры.

Торговые термины. Общие условия поставок. § 5. Компенсационные соглашения.

§ б. Контракты по оказанию технического содействия и строительству

предприятий. $ 7. Концессионные и иные соглашения. 8 & Договоры в области

научно-технического сотрудничества

ЛИТЕРАТУРА

Перетерский И. С; Крылов С. Б. Международное частное право.— С 147—156;

Лунц Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть.— С,

128—227; Лунц Л. А., Марышева Н. И; Садиков О. Н. Международное частное

право.— С. 130—179; Поздняков В. С., Садиков О. Н. Правовое регулирование

отношений по внешней торговле.— Ч. 1.— М., 1985; Правовое регулирование

отношений по внешней торговле СССР.— Ч. 2 / Под ред. В. С. Позднякова.— М.,

1986; Право и внешняя торговля.—М., 1987; Лунц Л. А. Внешнеторговая купля-

продажа (коллизионные вопросы).— М., 1972; Мусин В. А. Международные

торговые контракты.— Л., 1986; Зыкин И. С. Договор во внешнеэкономической

деятельности,— М., 1990; Розенберг М. Г. Заключение договора международной

купли-продажи товаров.— М., 1991;

Международные правила толкования торговых терминов «Инко-термс».— М., 1992;

Сборник международных договоров и других документов, применяемых при

заключении и исполнении внешнеэкономических контрактов.— М., 1991;

Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е. А.

Васильева.— VL, 1992. С. 313— 334, 341—346, 357—363, 379—389; Комаров А. С.

Выбор применимого права в контрактах с фирмами капиталистических стран.

Материалы секции права.— Вып. 37.— М, 1988.— С. 59—71; Сас И. Общие условия

поставок СЭВ. Перевод с венгерского.— М., 1978; Розенберг М. Г.

Международное регулирование поставок в рамках СЭВ.— М., 1989; Кабатов В. А.

Строительство советскими организациями промышленных объектов за рубежом //

Сов. государство и право.— 1978.— № 10.— С. 76—84; Комаров А. С.

Ответственность в коммерческом обороте.— М., 1991; Шмитхофф К. Экспорт:

право и практика международной торговли.— М., 1993.

199

§ 1. ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СДЕЛКИ

1. В процессе осуществления торгово-экономических, научно-технических и

иных международных связей между организациями и фирмами различных

государств заключается большое число договоров, обычно именуемых

контрактами. Место нахождения сторон, а также место заключения и исполнения

этих договоров не совпадают, что требует определения права, подлежащего

применению к такому договору с иностранным, или. международным, элементом.

Речь идет прежде всего о внешнеторговых сделках. К внешнеторговым сделкам

наша доктрина относит сделки, в которых хотя бы одна из сторон является

иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом и содержанием

которых являются операции ^ по ввозу из-за границы товаров или по вывозу

товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с

вывозом или ввозом товаров. Таким образом, к внешнеторговым сделкам

относятся договоры купли-продажи товаров, а также договоры подряда,

комиссии и ряд других договоров, заключаемых между организациями и фирмами

различных государств. Наиболее широко распространенным видом внешнеторговых

сделок является договор внешнеторговой купли-продажи, поэтому в дальнейшем

изложении основное внимание уделяется этому виду договора.

Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980

года понимает под такими договорами договоры купли-продажи товаров,

заключенные между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в

разных государствах. На практике встречаются различные виды сделок.

Традиционными являются сделки купли-продажи товаров в материальной форме.

По таким сделкам продавец обязуется передать товар в собственность

покупателя в установленные контрактом сроки и на определенных условиях, а

покупатель обязуется принять товар и уплатить за него Определенную денежную

сумму. Различаются сделки по экспорту и по импорту товаров. В практике

отечественных организаций часто встречаются различные виды товарообменных и

компенсационных сделок на безвалютной

200

основе. Одним из видов таких сделок являются бартерные сделки, которые

предусматривают обмен согласованных количеств одного товара на другой. В

таком договоре либо указывается количество взаимопоставляемых товаров, либо

оговаривается сумма, на которую стороны обязуются поставить товары.

В современных условиях наряду с куплей-продажей товаров все большее

значение приобретают различные договоры (контракты) по оказанию всякого

рода услуг, проведению работ, оказанию технического содействия в

строительстве предприятий, созданию промышленных комплексов и осуществлению

других проектов, сотрудничеству в производстве отдельных видов

оборудования, проведению совместных конструкторских и научно-

исследовательских работ, лицензионные договоры об использовании изобретений

и других научно-технических достижений («ноу-хау»), договоры о передаче

научно-технической документации, договоры инжиниринга, лизинга и др. Все

эти договоры представляют собой различные виды внешнеэкономических сделок.

Сделки заключаются внешнеэкономическими организациями, промышленными

предприятиями (объединениями) и иными организациями (см. гл. 5).

В торговых отношениях России с рядом государств контракты заключаются во

исполнение межправительственных соглашений о товарообороте, о

предоставлении государственных кредитов для поставки товаров в Россию и др.

Заключение таких соглашений создает в отношениях между государствами

взаимные обязательства осуществлять поставки по определенной номенклатуре и

контингентам товаров. В качестве примера приведем Соглашение между

правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной

Республики о государственном кредите для поставок товаров из КНР в

Российскую Федерацию от 18 декабря 1992 г. В соответствии с условиями этого

соглашения в счет кредита из КНР в РФ поставляются товары, предусмотренные

перечнем, а погашение основного долга и уплата процентов по кредиту

осуществляются поставками товаров, также определяемых соглашением.

Конкретная номенклатура ежегодно поставляемых в КНР российских товаров

будет согласовываться компетентными органами обеих стран за 3 месяца до

начала года поставки

201

товаров. Контракты на поставку товаров будут заключаться между российскими

и китайскими внешнеторговыми организациями, уполноченными компетентными

органами обеих стран. При заключении контрактов эти организации будут

руководствоваться положениями соглашения (ст. 4). В соглашении, в

частности, определено, каким образом будут устанавливаться цены на товары.

Протоколы о товарообороте, содержащие списки товаров, были заключены в

1992 году Россией с Мальтой, Венгрией и другими странами. В соглашении с

Мальтой определены сделки о взаимно экспортируемых товарах, которые не

носят ограничительного характера. В протоколе с Венгрией определены

приоритеты сторон в области взаимных поставок товаров.

Таким образом, в пределах, определяемых межправительственными

соглашениями о товарообороте и уточняющими их ежегодными протоколами, эти

соглашения создают в отношениях между государствами взаимные обязательства

осуществлять поставки по определенной номенклатуре и контингентам товаров.

Контракты, заключаемые между внешнеторговыми организациями этих стран,

являются средством реализации межправительственных соглашений. После того

как контракт заключен, права и обязанности участвующих в нем организаций

определяются контрактом. В этом смысле понимается юридическая

самостоятельность каждого контракта. В то же время выполнение обязательств

сторонами по контракту связано с содержанием межправительственных

соглашений.

Эта взаимосвязь была специфична именно для отношений между организациями

стран — членов СЭВ, что обусловлено тесной связью международно-правовых и

гражданско-правовых методов регулирования экономических отношений.

Однако эти акты государств (соглашения) не порождают автоматически

гражданско-правовых обязательств. Такие обязательства возникнут только на

основании контракта. После заключения контракта обязательства государства

могут измениться; в межправительственное соглашение, на основе которого был

заключен контракт, могут быть внесены изменения, в частности

предусматривающие уменьшение объема поставок, перенос постав-

202

ки данного количества товара на другой плановый период и т. д. Указанные

изменения также не могут автоматически влиять на изменение контракта.

Организации должны изменить свои контрактные обязательства в соответствии в

изложенными обязательствами государств.

2. Заключая договор, стороны могут установить, каким законодательством он

должен регулироваться. Стороны имеют право сделать выбор в силу автономии

воли сторон. Эта автономия состоит в том, что стороны имеют право

устанавливать по своему усмотрению содержание договора.

Автономия воли сторон обычно признается в законодательстве различных

государств. Однако допустимые пределы автономии воли сторон понимаются в

законодательствах государств по-разному. В одних странах она ничем не

ограничивается. Это означает, что стороны, заключив сделку, могут подчинить

ее любой правовой системе. В других странах действует принцип локализации

договора: стороны могут свободно избрать право, но только такое, какое

связано с данной сделкой. Однако в сделках купли-продажи товаров выбор

закона самими сторонами встречается нечасто. При отсутствии прямо

выраженной воли сторон при определении права, подлежащего применению к

сделке, у суда или арбитража создаются большие возможности свободы

усмотрения при толковании предполагаемой воли сторон. Английская судебная

практика идет в этих случаях по пути отыскания права, свойственного данному

договору, применяя метод локализации договора. Как отмечает английский

ученый Дж. Чешир, суд должен избрать закон так, как это сделали бы

«справедливые и разумные люди... если бы они подумали об этом при

заключении договора».

По этому же пути идет и практика США. Согласно правилам Единообразного

торгового кодекса США 1962 года, «стороны вправе в случаях, когда сделка

имеет разумную связь как с данным, так и с другим штатом или государством,

согласиться о том, что их права и обязанности будут определяться по праву

либо данного, либо другого штата или государства. При отсутствии такого

соглашения настоящий закон применяется к сделкам, имеющим надлежащую связь

с данным штатом» (ст. 1—105).

203

Из принципа автономии воли сторон исходит и ст. 27 германского Закона о

новом регулировании международного частного права 1986 года. В случае

отсутствия такого выбора к договору подлежит применению право государства,

с которым договор связан наиболее тесным образом (ст. 28).

Общее ограничение свободы выбора права сторонами состоит в том, что при

помощи такого выбора нельзя исключить применение императивных норм,

подлежащих применению к соответствующим правоотношениям, а также нельзя

исключить применение норм права, в большей степени отвечающих интересам

потребителя или работника (в трудовом договоре).

Согласно правилам, установленным в законодательстве КНР, стороны могут

определить право, подлежащее применению к договору, поскольку закон не

устанавливает иного. Если сторонами такой выбор не сделан, подлежит

применению право страны, с которой договор связан наибольшим образом [§ 145

Общих положений гражданского права 1986 г., § 5 (1) Закона о международных

хозяйственных договорах 1985 г.].

В законодательстве ряда государств в тех случаях, когда воля сторон в

сделке вообще не была выражена, применяется принцип закона места совершения

контракта. Однако в условиях развития современных технических средств связи

применение этого принципа вызывает большие затруднения, поскольку в области

международной торговли значительная часть сделок заключается путем

переписки (по телеграфу, телетайпу и т. д.), то есть в форме сделок между

«отсутствующими». Местом заключения договора при этом считается тот пункт,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.