реферат, рефераты скачать
 

Учебник по международному частному праву


отношений вьетнамских граждан с

344

предприятиями считался день прибытия в СССР, а не день, когда работник

приступит к осуществлению обязанностей по договору. Что же касается

вьетнамских граждан, уже находившихся на нашей территории после окончания

учебных заведений, то для них этим днем являлся день приема на работу.

Стороны трудового договора лишались самостоятельности и в его

прекращении. Соглашение устанавливало, что предприятие или вьетнамский

гражданин могут прекратить трудовые отношения до установленного срока

только после предварительного согласия Госкомтруда СССР и Министерства по

труду СРВ, то есть вьетнамский работник не мог уволиться ни по собственной

инициативе, ни по инициативе администрации, ни по соглашению сторон.

Досрочное увольнение было возможно лишь по инициативе указанных ведомств,

которые могли потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и

возвращения вьетнамского гражданина на родину в таких случаях: нарушение

работником закона СССР, когда его действия не влекут за собой уголовной

ответственности; систематическое нарушение работником трудовой дисциплины;

невозможность восстановления трудоспособности работника в течение 4

месяцев; невыполнение предприятием условий соглашения (в этом случае

предварительно определяется возможность работы вьетнамского гражданина на

другом предприятии); увольнения требуют «высшие интересы» договаривающихся

сторон.

По-особому решались трудовые споры между сторонами. Собственно, их решали

за рабочих вьетнамские организаторы и руководители групп совместно с

администрацией предприятия. Если при этом не достигалось соглашение, спор

рассматривался уполномоченными договаривающихся сторон (ст. 3).

Таким образом, соглашение снижало уровень охраны трудовых прав

вьетнамских рабочих, предусмотренных советским трудовым законодательством.

Срок действия соглашения закончился 31 декабря 1990 г. Проведенные в

Ханое в первой половине 1990 года переговоры показали, что стороны

сохраняют стремление к продолжению сотрудничества. Однако решено было

поставить его на новую основу. Прием вьетнамских граждан будет

осуществляться на контрактной

345

основе между нашими предприятиями и предприятиями, объединениями,

организациями и органами по труду провинции и городов Вьетнама. Такая форма

больше отвечает рыночным отношениям в экономике. Она сделает невыгодным

привлечение на производство лишних людей и позволит в ряде случаев повысить

уровень жизни и труда вьетнамских рабочих.

При переходе на контрактную форму сотрудничества изменяются некоторые его

прежние принципы:

численность и профессиональный состав вьетнамских граждан, районы их

размещения на территории и срок пребывания регламентируются уже не

ежегодными протоколами, а контрактами. При этом срок пребывания снижается

до 3 лет; увеличивается до 40 лет (специалистов — до 50 лет) предельный

возраст при приеме на работу вьетнамских граждан; изменяется распределение

расходов по проезду указанных граждан на работу;

увеличивается до 3 лет срок погашения ссуды, выданной предприятием. Началом

трудовых отношений вьетнамского гражданина с предприятием считается день

его прибытия на предприятие; в связи со снижением срока пребывания до 3 лет

снимается вопрос о проведении отпусков на родине; предполагается

централизованная поставка товаров во Вьетнам как компенсация заработанных

вьетнамскими гражданами средств сверх необходимых для удовлетворения личных

потребностей проживания в месте работы. Контрактом определяется порядок

расчетов между нашим предприятием и организацией СРВ за предоставленные

услуги; трудовые споры подлежат рассмотрению в порядке, установленном

национальным законодательством.

Аналогичные условия включены в Соглашение о принципах направления и

приема китайских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и

организациях СССР от 30 августа 1990 г.

Согласно этому соглашению, китайским гражданам, находящимся в СССР,

гарантировались предусмотренные советскими законами права и свободы.

Китайские граждане были обязаны уважать и соблюдать Конституцию СССР и

другие советские законы.

Предусматривалось, что условия и режим работы (рабочее время и время

отдыха), охрана и оплата труда китайских граждан, порядок разрешения

трудовых

346

споров должны определяться в контрактах (хозяйственных договорах),

заключаемых между советскими и китайскими предприятиями в соответствии с

советским законодательством и с учетом особенностей, предусмотренных

соглашением.

2. Заключенные РФ договоры с другими странами, предусматривающие участие

граждан этих стран в строительстве и монтаже предприятий и совместном

освоении сырьевых ресурсов, сооружении совместных объектов (нефтепроводов и

др.), регулируют также и трудовые отношения. Договоры наряду с материально-

правовыми положениями устанавливают либо применение к трудовым отношениям

российского закона как закона страны места выполнения работы, либо закона

страны, направившей работника, либо по одним вопросам трудовых отношений —

закона страны места выполнения работы, а по другим — закона страны,

направившей работника.

В качестве примера рассмотрим условия труда болгарских рабочих,

направляемых на работу на строительство различных объектов в нашу страну.

Трудовые договоры заключались рабочими с болгарской организацией в

Болгарии. В соответствии с условиями этих договоров болгарская сторона

выплачивала рабочим заработную плату, которая начислялась советскими

строительными организациями в рублях в соответствии с действующими в СССР

нормами и расценками. Кроме того, советские организации выплачивали

непосредственно болгарским работникам в соответствии с советским

законодательством премиальные и другое выплаты. Болгарским работникам

предоставлялся ежегодный отпуск в размере 30 дней. При этом советская

сторона оплачивала отпуск, продолжительность которого соответствовала

советскому законодательству, а остальные дни отпуска оплачивались

болгарской стороной. Болгарские работники обязаны были соблюдать

действующие в СССР строительные правила и правила охраны труда и техники

безопасности.

Свои особенности имеют условия труда в РФ иностранцев, проходящих здесь

производственную практику и производственно-техническое обучение.

Командирование иностранцев в этих случаях осуществляется прежде всего на

основе межправительственных соглашений о научно-техническом сотрудничестве,

о производственно-техническом обучении, а также контрактов, заключаемых на

их основе различными нашими организациями с соответствующими иностранными

организациями. Условия работы иностранцев, командируемых в РФ по всем таким

соглашениям, определяются прежде всего послед-

347

ними, а также общими положениями нашего трудового законодательства.

Особой спецификой отличаются эти условия в тех случаях, когда иностранные

граждане трудятся в России в своем трудовом коллективе под руководством

собственной администрации, что позволяет распространить на них полностью

или в значительной мере трудовое законодательство их стран. Так, в

соответствии с Соглашением между правительствами СССР и НРБ о

сотрудничестве в заготовке леса для нужд народного хозяйства НРБ от 3

декабря 1967 г. болгарская сторона принимает на себя расходы по выплате

заработной платы, бытовому, стационарно-медицинскому и культурному

обслуживанию болгарских рабочих, а также обеспечению их спецодеждой (ст.

7). Болгарская сторона принимает на себя ответственность за все случаи

производственного травматизма среди болгарских рабочих и инженерно-

технического персонала (ст. 3). Продолжительность рабочего времени

болгарских рабочих, нормы выработки, расценки по оплате труда, а также

правила внутреннего трудового распорядка устанавливаются болгарской

стороной (ст. 15). Таким образом, советско-болгарское соглашение исходило

из того принципа, что болгарское законодательство, на основе которого

возникли трудовые отношения болгарских рабочих с болгарскими организациями

в Болгарии, будет полностью продолжать применяться к их труду на

лесоразработках в СССР.

Принцип применения права страны, направившей работника, является исходным

и при регулировании труда корейских рабочих и специалистов по Соглашению

между правительствами СССР и КНДР о сотрудничестве в заготовке леса на

территории СССР для нужд народного хозяйства КНДР от 2 марта 1967 г.

Применение законодательства двух стран — страны, направившей на работу

гражданина, и страны места выполнения работы — характерно для трудовых

отношений, возникающих при строительстве объектов на территории России.

Закон места выполнения работы применяется, как правило, в отношении

условий труда, наиболее тесно связанных с производственным процессом, а

именно рабочего времени, времени отдыха, охраны труда и техники

348

безопасности. Применение же закона страны, направившей работников, а также

международно-правовых норм международных соглашений по ряду других вопросов

дает возможность учитывать специфические условия труда и быта иностранных

граждан и создавать специальные стимулы для привлечения их на работу в нашу

страну.

3. Определенной спецификой обладают условия труда иностранных граждан,

работающих в находящихся на территории России международных организациях.

Эти условия определяются международными соглашениями и внутренними

правилами соответствующих организаций. В свою очередь, указанные правила

предусматривают в одних случаях применение законодательства места

выполнения работы, то есть нашего законодательства, а в других — страны

работника-иностранца. Например, согласно Положению о персонале

Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), наше законодательство

регулирует вопросы рабочего времени, времени отдыха, порядок предоставления

очередных и иных отпусков (по беременности и родам, для сдачи экзаменов и

др.). По вопросам же пенсионного обеспечения сотрудников ОИЯИ подлежит

применению законодательство страны, из которой работник командирован.

В состав рабочих и служащих, в органы управления предприятий с

иностранными инвестициями в России могут входить иностранные граждане.

Условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных

работников согласовываются в индивидуальном трудовом договоре с каждым из

них. Получаемая иностранными работниками заработная плата в иностранной

валюте после уплаты подоходного налога может переводиться ими за границу

(ст. 33 Закона об иностранных инвестициях в РСФСР).

На большинстве предприятий с незначительным количеством российских

работников коллективные договоры не заключаются, а заключаются

индивидуальные трудовые договоры как с российскими, так и иностранными

работниками. В совместных предприятиях со значительным количеством

иностранных работников общие условия трудовых договоров с ними

согласовываются между учредителями и часто являются одним из прило-

349

женин к договору о создании и деятельности предприятия.

Специальными условиями договоров с иностранными работниками являются

условия о предоставлении жилых помещений, автомобилей, отпусков, оплате

проезда членов семьи работника из страны его постоянного проживания в

Россию на время отпусков, каникул, праздников, обеспечении переводчиками.

Таким образом, ст. 33 Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР»

исходит из того, что иностранные работники получают заработную плату в

иностранной валюте.

Налогообложение иностранных работников совместных предприятий

регулируется Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц». Указанный

Закон устанавливает ставки налога от 12 до 60 % в зависимости от размера

получаемой зарплаты. Из правил, установленных этим Законом, делаются

исключения для граждан стран, с которыми СССР заключил соглашения об

избежании двойного налогообложения. Большинство таких соглашений

предусматривают, что доходы физических лиц, работающих по найму, облагаются

подоходным налогом в стране получения доходов только в том случае, если они

находятся в этой стране в течение одного или нескольких периодов времени,

превышающих в сумме 183 дня в календарном или соответствующем финансовом

году.

Наличие таких положений в соглашениях позволяет иностранным работникам

предприятий избегать уплаты подоходного налога в РСФСР.

§3. ТРУДОВЫЕ ПРАВА РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ

Применение труда российских граждан на территории иностранных государств

может иметь место вследствие возникновения трудовых правоотношений на

основании положений либо нашего трудового права, либо на основе трудового

контракта, заключаемого с иностранным нанимателем.

В первом случае труд наших граждан используется за границей вследствие

трудовых отношений, возникаю-

350

щих не за рубежом, а в РФ. Наши граждане направляются на работу в

учреждения и организации России за границей, посылаются в служебные

командировки (для участия в строительстве предприятий, монтаже, для

оказания технической помощи и т. д.).

Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ за границей

определяются нашим правом. К ним применяются общие нормы трудового

законодательства и всякого рода специальные правила, издание которых

обусловлено спецификой условий труда данной категории трудящихся.

Например, труд гражцан, направляемых для работы в посольстве РФ в

качестве представителей различных государственных и общественных

организаций, а также членов семей этих граждан, принятых за границей на

работу в учреждения РФ, регулируется как общими положениями нашего

трудового права, так и специальными нормами законодательства, применение

которых вызывается фактом нахождения учреждений вне РФ. В частности,

продолжительность рабочего времени и времени отдыха в таких учреждениях

определяется в соответствии с общими положениями нашего законодательства, а

дни еженедельного отдыха могут быть установлены применительно к местным

условиям.

Как и всем служащим, работникам российских уч-режцений за границей

предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска.

В отличие от служащих, работающих в РФ, работникам учреждений , за

границей разрешается суммирование отпусков, то есть они могут взять двойной

или тройной отпуск за два или три проработанных года.

От работы наших граждан в учреждениях РФ за границей следует отличать

командирование работников за границу вне зависимости от сроков зарубежной

командировки.

За командированным работником сохраняется на все время командировки

занимаемая должность, а также заработная плата по месту его основной работы

в РФ. За время пребывания в командировке работнику выплачиваются суточные,

а также возмещаются расходы по проезду, провозу багажа и др. Суточные при

проезде на территории РФ выплачиваются в нашей валюте,

351

при проезде по. иностранной территории и за время пребывания там — в

иностранной валюте.

Некоторыми особенностями отличаются условия труда специалистов,

направляемых в развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки для

оказания технического содействия. Это — геологи и изыскатели,

проектировщики, помогающие выбрать строительную площадку и собирающие

данные, необходимые ддя проектирования предприятий. Это — инженеры-

строители, оказывающие содействие в строительстве предприятий, специалисты-

дорожники, монтажники и т. д. Особенности регулирования их труда за

границей объясняются тем, что они, будучи командированными нашими

организациями, трудятся, как правило, на стройках и предприятиях,

управляемых местными властями.

Находясь за границей, наши специалисты подчиняются режиму рабочего

времени и времени отдыха, установленному на предприятиях и в учреждениях,

где фактически работают. Они обязаны соблюдать все правила внутреннего

распорядка и инструкции по технике безопасности, действующие на этих

предприятиях. Однако наши специалисты не вступают в трудовые отношения с

местными организациями и фирмами и те не становятся их нанимателями.

Специалисты продолжают оставаться в трудовых отношениях с пославшей их

организацией, которая выплачивает им подъемное пособие, заработную плату,

оплачивает ежегодный отпуск и т. д.

Специалисты направляются за границу для оказания технического содействия

в соответствии с контрактами, заключаемыми внешнеэкономическими

объединениями и другими организациями с организациями и фирмами других

стран. Контракты заключаются во исполнение межправительственных соглашений

об экономическом и техническом сотрудничестве. В контрактах обычно

предусматривается, что организация развивающейся страны, именуемая

заказчиком, возмещает советской организации за работу ее специалистов

месячные ставки в размере, определяемом в контракте. Выплата этих ставок

производится со дня выезда специалистов из РФ и до дня их возвращения.

Датой выезда и возвращения специалистов считается день пересечения ими

государственной границы РФ.

Заказчик несет также расходы по переезду специа-

352

листов в страну заказчика и обратно в Россию, а в случае направления

специалистов с семьей — также расходы по переезду семьи специалиста. При

командировании специалиста на год и больший срок заказчик возмещает расходы

по выплате подъемного пособия.

В соответствии с условиями контрактов специалистам, командированным для

оказания технического содействия, предоставляется жилая площадь с

обстановкой, отоплением и освещением и коммунально-бытовыми услугами, а в

необходимых случаях — транспортные средства для служебных целей.

Специалисты обеспечиваются также медицинской помощью. Им предоставляются

квалифицированные переводчики.

Во втором случае трудовые правоотношения возникают в силу заключения

трудовых контрактов.

Предоставление права заключения трудовых контрактов российскими

гражданами, временно выезжающими на работу за границу, сделало необходимым,

с одной стороны, оказание им помощи и содействия со стороны государственных

органов в заключении таких контрактов, а с другой — принятие мер,

направленных на недопущение заключения всякого рода неравноправных и

кабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как

отечественных, так и иностранных). Федеральная миграционная служба России в

соответствии с Положением о ней, утвержденным постановлением Совета

Министров от 1 марта 1993 г., призвана разрабатывать совместные с

иностранными фирмами и компаниями проекты и программы по вопросам трудовой

миграции российских граждан за границу. Эта служба призвана содействовать

гражданам РФ в поиске работы и трудоустройстве за границей, организует

регистрацию этих граждан и, что следует особо подчеркнуть, учет и контроль

за соблюдением условий их трудовых контрактов.

Негосударственные организации могут осуществлять свою деятельность,

связанную с трудовой миграцией граждан России, на основе лицензий

(разрешений).

На территории РФ действует единый порядок лицензирования деятельности,

связанный с трудоустройством российских граждан за границей. Такая

деятельность может осуществляться только российскими юридическими лицами.

Взимание платы с граждан РФ за трудо-

12 Зак. № 239

353

устройство за границей не допускается (пост. Совета Министров РФ от 8 июня

1993 г. об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан

Российской федерации за границей).

Условия труда и временного пребывания российских граждан, предусмотренные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.