реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


тайну, причем не только медицинскими и фармацевтическими работниками, но и

иными лицами, которым эти сведения были переданы на законном основании, они

несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и в

соответствии со ст. 137 УК РФ уголовную ответственность. Положения этой

статьи распространяются и на сотрудников правоохранительных органов.

Полномочия государственных органов по добыванию информации

ограничиваются стоящими перед ними задачами и определяются в федеральных

законах, регулирующих их деятельность (о милиции, об органах федеральной

службы безопасности, о федеральных органах налоговой полиции и т. п.). На

основании ст.ст. 23 и 25 Конституции и названных выше федеральных законов

их подразделения осуществляют сбор и хранение информации только в целях

обеспечения безопасности и борьбы с преступностью, а также решения других

отнесенных законом к их полномочиям задач.

Наряду с отмеченным оперативным работникам, обращаясь при наведении

справок к должностным лицам или гражданам о предоставлении информации,

нужно иметь в виду, что некоторые категории лиц должны хранить в тайне

определенные сведения и законодатель не делает специальных оговорок об их

обязанности сообщать правоохранительным органам интересующие последних

данные. К их числу относятся, в частности, священнослужители, журналисты,

адвокаты, нотариусы и некоторые другие. Поэтому, испрашивая у

соответствующих должностных лиц интересующие оперативно-розыскные

подразделения сведения, необходимо подчеркивать, что вынужденное

ограничение конституционного права определенного гражданина на тайну личной

жизни осуществляется на основании конкретных положений Федерального закона.

Эти данные после получения их оперативным работником трансформируются в

служебную тайну, за необоснованное разглашение которой он несет

ответственность.

Наведение справок может осуществляться как путем непосредственного

обращения оперативного работника в организации, учреждения, к должностным

лицам или гражданам, так и путем направления письменных запросов. В

последнем случае необходимо указывать: к кому адресован запрос; фактические

основания (событие и факт, в отношении которого осуществляется проверка);

юридические основания (пункт, часть, статья соответствующего закона,

закрепляющего право субъектов оперативно-розыскной деятельности обращаться

с запросами); требуемые сведения и исходные данные, необходимые для их

поиска; адрес, куда необходимо направить ответ; телефон и фамилию

исполнителя запроса для возможных справок. Исходящий запрос подписывается

должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность, а также должен иметь исходящий номер и дату.

Внутриведомственные запросы могут подписываться руководителями структурных

подразделений этих органов.

Результаты этого оперативно-розыскного мероприятия оформляются справкой

и (или) рапортом оперативного работника, его осуществляющего. В них

указывается в связи с чем, где и при каких условиях наводилась справка.

Если из запрашиваемой организации ответ был получен в письменной форме, он

приобщается к справке или рапорту.

8. Сбор образцов для сравнительного исследования — это осуществляемые в

процессе оперативно-розыскной деятельности действия по обнаружению и

изъятию в целях идентификации предметов, сохранивших следы преступления,

либо служивших объектами преступных посягательств, либо могущих служить

средством к обнаружению общественно опасного противоправного деяния и лиц,

к нему причастных.

Сбор образцов, проводимый субъектами оперативно-розыскной деятельности,

необходимо отличать от проводимых в рамках административных полномочий

органов милиции (см. п .25 ст. 11 Закона о милиции), \ таможенных органов

(см. ст. 135 Таможенного кодекса) и других государ-1'ственных органов

изъятий образцов сырья, продукции и товаров. В качестве предметов, сбор

образцов которых осуществляется в процессе оперативно-розыскной

деятельности, могут выступать, в частности: единичные экземпляры

контрабандой партии товара или предметов, оборот которых запрещен или

ограничен; частицы наркотических, ядовитых или других веществ, руды,

содержащей драгоценные металлы; образцы почерка и любые другие предметы,

вещи и вещества.

Сбор таких предметов может осуществляться любыми не запрещенные

законами и не создающими опасности для жизни, здоровья людей и

экологической безопасности способами. К его осуществлению могут

привлекаться специалисты и использоваться различные технические средства.

Сбор таких образцов в ходе оперативно-розыскной деятельности до

возбуждения уголовного дела осуществляется в целях идентификации

подозреваемых лиц и решения в последующем вопроса о их причастности к

совершенному преступлению. О проведенном сборе образцов составляется

справка или (и) рапорт, в котором наряду с общими данными указываются

условия, при которых происходил сбор образцов, применяемые при этом

технические средства и их характеристики, вид упаковочного материала,

дается описание вещества, образцы которого изъяты, и в обязательном порядке

— количество изъятого вещества. Добытые образцы упаковываются и

направляются с сопроводительным письмом руководителя оперативного

подразделения в подразделение, осуществляющее исследования, для получения

необходимого заключения, которое служит только оперативно-розыскным целям.

9. Проверочная закупка — это осуществляемая в процессе оперативно-

розыскной деятельности закупка товаров, предметов или веществ в целях

проверки соблюдения правил торговли, ведения финансовой, хозяйственной или

предпринимательской деятельности, а также выявления фактов распространения,

сбыта и т. п. предметов и веществ, оборот которых ограничен или запрещен

(драгоценные металлы, наркотические вещества, оружие и др.).

Проверочную закупку могут осуществлять непосредственно оперативные

работники или по их заданию лица, оказывающие им содействие в решении задач

оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 проверочная закупка предметов, веществ и

продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых

ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного

руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проверочную закупку, осуществляемую субъектами оперативно-розыскной

деятельности, необходимо отличать от проводимой органами налоговой полиции

в рамках их административных полномочий контрольной проверки после

проверки, проведенной налоговыми органами (см. п. 3 ст. 11 Закона о

федеральных органах налоговой полиции).

При проведении проверочной закупки могут использоваться технические

средства для фиксации за ее ходом, а также специальные окрашивающие

средства (см. ст. 14 Закона о милиции).

О результатах проведения проверочной закупки должностное лицо органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, составляет рапорт и

(или) справку.

По существу проверочная закупка является мнимой сделкой купли-продажи,

совершаемой со стороны правоохранительных органов лишь для вида, без

намерения создать соответствующие ей правовые последствия (см. ст. 170 и

гл. 30 ГК РФ). Это обстоятельство нужно учитывать при планировании

рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия и при гражданско-

правовой оценке возможных последствий, так как его проведение в ряде

случаев требует значительных финансовых средств, которые необходимо

возмещать.

10. Исследование предметов и документов — это осуществляемое в процессе

оперативно-розыскной деятельности исследование предметов и документов,

сохранивших на себе следы преступной деятельности, явившихся орудием

совершения преступления или результатом преступной деятельности, в целях

решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Исследование предметов и документов как оперативно-розыскное действие

производится вне рамок уголовного дела оперативным сотрудником или по его

поручению криминалистическими и иными подразделениями правоохранительных

органов, другими государственными органами, организациями и учреждениями, а

также частными лицами, в том числе и на конфиденциальной основе.

Один из принципов исследования документов и предметов сводится к тому,

что в его процессе не должна быть утеряна возможность использовать предметы

и документы в доказывают по уголовному делу.

Исследованию документов и предметов может предшествовать такое

оперативно-розыскное мероприятие, как сбор образцов для сравнительного

исследования.

Результаты исследования оформляются рапортом и (или) справкой

оперативного работника. К этим документам могут прилагаться составляемые

лицами или организациями, которые по поручению оперативного работника

непосредственно проводили исследования, соответствующие заключения или

справки.

Результаты исследования могут использоваться на основаниях и в порядке,

предусмотренном в ст. 11 Федерального закона.

11. Наблюдение — это осуществляемые в процессе оперативно-розыскной

деятельности целенаправленное, систематическое непосредственное визуальное

или опосредованное (с использованием оперативно-технических средств)

восприятие и фиксация значимых для решения задач оперативно-розыскной

деятельности явлений, событий, фактов, процессов. Может осуществляться

непосредственно оперативным работником или по его (заданию сотрудниками

спецподразделений правоохранительных органов либо лицами, оказывающими ему

содействие, в том числе и на конфиденциальной основе, контактирующие с

лицами, подозреваемыми в подготовке или совершении преступления.

С помощью наблюдения, в основе которого лежит применяемый во ж сферах

человеческой деятельности естественнонаучный метод получения информации,

можно решать такие частные задачи, как:

добывание информации об элементах оперативной обстановки, а также

данных, необходимых для планирования оперативно-розыскных мероприятий и

следственных действий: планах и намерениях изучаемых лиц, предполагаемых

маршрутах их передвижения, поведения в местах, посещение которых ограничено

(клубы, частные владения и т. п.);

получение сведений о составе преступных групп, распределении в них

влей, функциях каждого из участников, особенностях их характера и

взаимоотношениях с другими членами группы;

выявление наиболее вероятных мест сокрытия ценностей, добытых

преступным путем, а также орудий и средств совершения преступлений;

получение информации о соучастниках преступной деятельности.

Наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан,

допускается на основании судебного решения и при наличии информации,

указанной в ч. 2 ст. 8[15].

Результаты наблюдения оформляются рапортом, справкой, сообщением или

другим документом с приложением в необходимых случаях документов,

составленных лицами, непосредственно осуществляющими слежение, а также

полученных в процессе осуществления этого мероприятия фотографий, кино-,

видео- и аудиопленок. В этих документах в хронологическом порядке

отражается ход наблюдаемых событий, контакты интересующих

правоохранительные органы лиц, их поведение и другие имеющие существенное

значение аспекты. Кроме того, в обязательном порядке необходимо указывать,

что или кого из посторонних лиц можно использовать в доказывают

наблюдаемого противоправного события.

Результаты наблюдения на основании и в порядке, предусмотренном г. 11,

могут передаваться органам следствия, а также использоваться в доказывании

по уголовным делам.

12. Отождествление личности — это соотнесение полученных в процессе

оперативно-розыскной деятельности данных о личности лица, возможно,

имеющего отношение к совершению преступления, со сведениями о

антропологических, динамических, физиологических и других признаках лица,

зафиксированных в памяти очевидцев преступления, информационных массивах,

фотографиях, кино-, фото-, видео- и аудиопленках и на других носителях

информации, и установление на этой основе его причастности к совершению

преступления.

Отождествление может проводиться различными способами, с использованием

технических средств и разных тактических приемов. Как правило, оно

осуществляется конспиративно от опознаваемого. Наиболее распространенными

формами отождествления являются опознание по фотографиям, а также поиск «по

горячим следам» с участием потерпевших и очевидцев происшедшего события.

Отождествление личности может проводиться с использованием служебно-

розыскных собак по изъятым с места происшествия и добытым в процессе

оперативно-розыскной деятельности носителям запаха. Тактика такого

опознания должна строиться с учетом требований соответствующих

ведомственных нормативных актов.

Результаты отождествления оформляются рапортом и (или) справкой. В этих

документах должно быть также указано, в каких условиях проходило опознание,

а также по каким признакам было опознано лицо.

13. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и

транспортных средств — это осуществляемый в процессе оперативно-розыскной

деятельности осмотр оперативным работником непосредственно или с возможным

участием специалистов или по его заданию лицом, оказывающим содействие

правоохранительным органам, жилых и служебных помещений, транспортных

средств и других объектов в целях обнаружения орудий и средств совершения

преступлений, денег и ценностей, добытых преступным путем, товаров и

предметов, оборот которых запрещен или ограничен, других предметов и

документов, могущих иметь отношение к преступной деятельности, а также

получения других сведений, необходимых для решения задач оперативно-

розыскной деятельности (в частности, планирования захвата с поличным и т.

п.).

Негласное обследование жилища, осуществляемое сотрудниками

специализированных подразделений правоохранительных органов, допускается

только на основании судебного решения по мотивированному постановлению

соответствующего руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность, при наличии информации, указанной в ч. 2 ст. 8.

Под жилищем (местом жительства) понимается помещение, в котором

гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника,

по договору найма (поднайма) или аренды либо на иных основаниях,

предусмотренных законодательством Российской Федерации (жилой дом,

квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, общежития,

гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких

престарелых лиц, дома для инвалидов, ветеранов и иное жилое помещение), а

также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения

имущества или удовлетворения иных потребностей человека (балконы,

обустроенные веранды, кладовые и т. п.). Места жительства необходимо

отличать от мест пребывания (гостиницы, санатории, садовые домики, дома

отдыха, пансионаты, больницы и т.п.), в которых гражданин проживает

временно.

Обследование в процессе оперативно-розыскной деятельности нежилых

помещений, зданий, сооружений, транспортных средств, участков местности

регламентируется ведомственными нормативными актами и осуществляется во

внесудебном порядке.

Результаты негласного обследования оформляются рапортом и (или)

справкой оперативного работника. В них отмечается ход обследования,

обнаруженные при этом предметы, используемые технические средства и

специальные окрашивающие средства, указывается, образцы каких веществ и в

каком количестве изымались, другие оперативно важные обстоятельства.

Перечень должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность, наделенных правом выносить постановления о

проведении обследования жилых помещений, и некоторые другие аспекты

проведения этого оперативно-розыскного мероприятия определены в

межведомственной Инструкции об основах организации и тактики проведения

соответствующих технических мероприятий (см. комментарий к ст. 4).

14. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений —

осуществляемое в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности

получение информации путем перлюстрации корреспонденции, проводимой по

заданию оперативных работников спецподразделениями правоохранительных

органов в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или

соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность.

Ограничение конституционных прав граждан на тайну почтовых отправлений,

телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и

почтовой связи, осуществляемое в процессе оперативно-розыскной

деятельности, допускается только на основании судебного решения по

мотивированному постановлению соответствующего руководителя органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при наличии информации,

указанной в ч. 2 ст. 8.

Не подлежат контролю почтовые отправления задержанных или

заключенных под стражу лиц, а также лиц, арестованных и осужденных, если в

них содержатся предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы

прокуратуры, суды или в государственные органы, обладающие правом контроля

за деятельностью мест содержания под стражей и уголовно-исполнительных

учреждений.

В соответствии с законодательством контроль почтовых отправлений,

телеграфных и иных сообщений в интересах органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность, возлагается на органы ФСБ России. Непосредственная

реализация этого мероприятия возложена на спецподразделения указанных

органов. Проведение такого рода оперативно-розыскных мероприятий в ином

порядке противоречит законодательству и может привести к нарушению

конспирации в работе правоохранительных органов, необоснованному

ограничению конституционных прав граждан.

Представляется, что контроль почтовых и иных отправлений, содержащих

сведения, составляющие государственную тайну, может проводиться с

соблюдением режима секретного делопроизводства по мотивированному

постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность, и согласованному с соответствующим руководителем органа

государственной власти, наделенного полномочиями по отнесению сведений к

государственной тайне, по разрешению судьи.

Максимальный срок контроля — 180 суток со дня вынесении постановления,

если иное не указано в самом постановлении. При необходимости продления

контроля судья принимает об этом решение на основании вновь представленных

материалов.

Иные сообщения подпадают под этот режим только в том случае, если

отправитель и адресат принимают меры для обеспечения тайны его содержания.

В данном случае «иные» означает другие, наравне с почтовым и телеграфным,

«закрываемые» способы передачи сообщений. В числе таких способов следует

назвать использование посыльных, ведомственной связи и т. п. В связи с этим

представляется, что при необходимости осуществления контроля за такими

отправлениями также нужно вынести постановление и получить разрешение

судьи.

Контроль за сообщением и информационными отправлениями,

распространяемыми гласно, без принятия мер по обеспечению неизвестности их

содержания посторонним лицам (например, радиопереговоры), может

осуществляться в обычном режиме, без испрашивания разрешения у судьи.

Перечень должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, наделенных правом выносить постановления о проведении

контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных «закрытых» сообщений, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.