реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


обратную силу действия). В данной связи правила ч. 2 комментируемой статьи

позволяют толковать их как отказ законодателя от юридической значимости

всех осуществленных ранее оперативно-розыскных мероприятий и принятых в

ходе оперативно-розыскной деятельности решений (в частности, под сомнение

поставлена правомерность ранее принятых решений о заведении дел

оперативного учета).

Кроме того, буквальное толкование положений ч. 3 комментируемой статьи

приводит к выводу о том, что продлевается действие только подзаконных

нормативных актов федерального уровня (причем на неопределенное время). О

«судьбе» же ранее принятых ведомственных нормативных актов в области

оперативно-розыскной деятельности законодатель умалчивает. Это также не

способствует укреплению «системы гарантий законности при осуществлении

оперативно-розыскной деятельности» (см. преамбулу).

6. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального

опубликования. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О

порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных

законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат

Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории

Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального

опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой

порядок вступления их в силу (см. ст. б).

Официальным опубликованием федерального закона считается первая

публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании

законодательства Российской Федерации» (см. ст. 4). Следовательно,

Федеральный закон вступил в силу со дня его опубликования в «Российской

газете» (18 августа 1995 г.). Этот способ вступления его в действие

непосредственно указан в ч. 1 комментируемой статьи.

Кроме того, с учетом наличия в Федеральном законе значительного числа

бланкетных норм (см. п. 7 комментария к ст. 4) правоприменителю в каждом

конкретном случае необходимо определить, действует или нет определенный

нормативный акт (как законодательный, так и подзаконный), к содержанию

которого отсылает та или иная статья Федерального закона. Например,

согласно ч. 9 ст. 5 предусмотрено, что нарушения Федерального закона при

осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность,

предусмотренную законодательством Российской Федерации. Одним из таких

нарушений является разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в

отношении оперативных сотрудников (т.е. должностных лиц, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность). В свою очередь в ст. 320 нового УК РФ

разглашение сведений о мерах безопасности в отношении указанных лиц (при

определенных обстоятельствах) признано преступлением. Однако этот уголовный

закон вступил в силу только с 1 января 1996 г. Следовательно, реализация

уголовно-правовой ответственности (применительно к рассмотренному примеру),

предусмотренная Федеральным законом, реальна не ранее вступления в силу УК

РФ.

В данной связи следует помнить также следующее. Во-первых, порядок

официального опубликования иных, кроме законов, федеральных нормативных

правовых актов установлен указом Президента Российской Федерации от 5

апреля 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных

законов»'. Во-вторых, специальный порядок установлен для применения

ведомственных нормативных актов, ограничивающих права и свободы человека и

гражданина (см. п. 7 комментария к ст. 4).

7. Действие норм Федерального закона во времени имеет важное

практическое значение. Представляется, что характер и содержание проводимых

в России оперативно-розыскных мероприятий определяются нормами Федерального

закона, действующими во время совершения конкретных оперативно-розыскных

действий и принятия соответствующих решений.

Кроме того, следует руководствоваться следующим общим правилом. Во-

первых, нормы Федерального закона (равно как и содержащиеся в иных

нормативных актах, составляющих правовую основу оперативно-розыскной

деятельности), предписания которых сужают область осуществления оперативно-

розыскной деятельности, имеют обратную силу. Во-вторых, нормы Федерального

закона, расширяющие сферу оперативно-розыскной деятельности (например,

увеличивающие круг субъектов, ее осуществляющих, или объектов, по которым

может осуществляться оперативно-розыскная деятельность), обратной силы не

имеют. Например, Федеральным законом по сравнению с ранее действовавшим

Оперативно-розыскным законом расширен перечень органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность. В соответствии с ч. 2 ст. 13 проводить

оперативно-розыскные мероприятия теперь вправе оперативные подразделения

органа внешней разведки Минобороны России и органа внешней разведки ФАПСИ

при Президенте России. В данном случае оперативно-розыскная деятельность

указанных субъектов считается законной и обоснованной с 18 августа 1995 г.,

т.е. с момента вступления в силу Федерального закона.

8. С учетом предписаний ч. 2 комментируемой статьи об утрате силы со

дня введения в действие настоящего Федерального закона «Об оперативно-

розыскной деятельности в Российской Федерации» правоприменители (в

частности, оперативные сотрудники органов безопасности и таможенных

органов) должны учитывать следующее:

Во-первых, положения ч. 3 ст. 3 Федерального закона об органах

федеральной службы безопасности, согласно которым органы ФСБ России в своей

оперативно-розыскной деятельности обязаны руководствоваться отмененным

Законом об оперативно-розыскной деятельности, уже более года находятся в

коллизии с комментируемой нормой Федерального Закона.

Во-вторых, аналогичная ситуация сложилась для оперативных подразделений

таможенных органов в связи с наличием в ст. 225 'Гаможенного кодекса

требования руководствоваться правилами именно отмененного законодателем

Закона об оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, в Федеральном

законе о государственной заите также содержится «мертвое» предписание о

том, что в целях реализации предусмотренных в ст. 5 мер безопасности «могут

проводиться розыскные мероприятия в порядке, установленном Законом

Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской

Федерации» (см. ч. 2 ст. 5).

Полагаем, что в практической оперативно-розыскной деятельности следует

руководствоваться не устаревшими (в данной части) правилами перечисленных

законодательных актов, а нормами действующего Федерального закона.

9. Согласно предписаниям ч. 3 комментируемой статьи Президенту

предлагается, а Правительству России поручается привести их нормативные

правовые акты в соответствие с Федеральным законом. Таких актов в настоящее

время действует немало (см. комментарий к ст. 4).

Однако на момент вступления в силу Федерального закона их

насчитывалось, насколько нам известно, единицы'. Среди них назовем указы

Президента России: от 14 июня 1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите

населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» и от

3 апреля 1995 г. № 334 «О мерах по соблюдению законности в области

разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а

также предоставления услуг в области шифрования информации». Полагаем, что

срок приведения этих нормативных актов в соответствие с требованиями

Федерального закона должен быть минимальным и измеряться не годами, а

месяцами2.

10. Анализ положений Федерального закона (прежде всего изложенных в

комментируемой статье и ст. 4) свидетельствует, что законодатель не

определил своего отношения применительно к многочисленным ведомственным

нормативным актам, которые, согласно ст. 4 ранее действовавшего Оперативно-

розыскного закона, являлись частью правовой основы оперативно-розыскной

деятельности. Полагаем, что эти подзаконные акты полностью утратили

юридическую силу с момента отмены прежнего Оперативно-розыскного закона.

Законодатель признал все его нормы утратившими силу одномоментно

(исключением служит продление на неопределенное время действия норм актов

Президента и Правительства России, развивающих положения Оперативно-

розыскного закона). Следовательно, была отменена вся ранее действовавшая

правовая основа оперативно-розыскной деятельности, включающая и

ведомственные нормативные акты.

Оглавление

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»

Глава I. Общие положения

Статья 1. Оперативно-розыскная

деятельность..............................

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности..................

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности...........

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности..

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при

осуществлении оперативно-розыскной деятельности....................

Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий.............

Статья 6. Оперативно-розыскные

мероприятия..............................

Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об

ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-

розыскных мероприятий

Статья 10. Информационное обеспечение и документирование оперативно-

розыскной деятельности

Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Статья 12. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность

Глава Ш. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность

Статья 15. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность

Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Глава IV. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-

розыскную деятельность.

Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-

розыскную деятельность

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность……………………………………..

Глава V. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной

деятельности.......

Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

............

Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной

деятельностью............

Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью .....………………….

Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной

деятельностью..............

Статья 22. Ведомственный контроль

......................................

Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона ....…………………

-----------------------

[1]Пределы территории Российской Федерации ограничены Государственной

границей. Государственная граница Российской Федерации есть линия и

проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы

государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства)

России, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета

России (см. ст. 1 Закона «О Государственной границе Российской Федерации»).

До заключения договоров о прохождении Государственной границы Российской

Федерации с сопредельными государствами — бывшими союзными республиками

Союза ССР, границе с этими государствами придается статус Государственной

границы Российской Федерации.

[2] В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. «О

континентальном шельфе Российской Федерации» континентальный шельф включает

морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами

территориальных вод (территориального моря) России на всем протяжении

естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы

подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является

продолжение континентального массива России, включающего в себя поверхность

и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение

континентального шельфа применяется также ко всем островам России (см.:

Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №49. ст. 4694).

[3] ' Есть основания полагать, что в практической оперативно-розыскной

работе возникли объективные предпосылки для интеграции реальных процедур и

порядка осуществления отдельных оперативно-розыскных действий, совершаемых

в указанных трех подвидах оперативно-розыскной деятельности, в единый

уголовно-розыскной (вариант — оперативно-розыскной) процесс. Ученым и

специалистам еще только предстоит разработать основы теории уголовно-

розыскного процесса, под которым нами понимается основанная на законе и

облеченная в форму правовых отношений деятельность правоохранительных

органов, использующих негласные и иные специальные силы и средства, а также

участвующих в ней лиц. Причем осуществляемая в целях предупреждения

совершения преступлений, поиска событий преступлений и розыска лиц,

уклоняющихся от правосудия, а также с целью способствования решению задач

уголовного судопроизводства и уголовно-исполнительного производства.

[4] В уголовном процессе используется шесть видов доказательств:

показания свидетеля и потерпевшего; показания обвиняемого и подозреваемого;

заключение эксперта; вещественные доказательства; протоколы следственных и

судебных действий и иные документы.

[5] Такое решение имеет не только положительные, но и отрицательные

последствия, так как появились формально законные основания толковать

остальные перечисленные в ст. 3 принципы оперативно-розыскной деятельности

(конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств) как якобы

неконституционные.

[6] ' Эти принципы не выделены законодателем в специальную статью

Федерального закона. Тем не менее они вытекают из содержания правовых норм,

регулирующих общественные отношения в оперативно-розыскной деятельности.

Ими являются следующие принципы: законность; публичность; гуманизм;

равенство прав человека и гражданина перед законом; неотвратимость

ответственности, совокупность применения гласных и конспиративных методов,

средств и действий; применение конфидентов, подчиненность оперативного

сотрудника, ведущего оперативное дело, только закону; презумпция

невиновности; всесторонность, полнота и объективность исследования

обстоятельств оперативного дела; вневедомственный контроль и прокурорский

надзор за реализацией законов в оперативно-розыскной деятельности, свобода

обжалования решений и действий должностных лиц, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность; обеспечение проверяемому лицу права на ознакомление

с материалами оперативного дела; оценка фактической информации оперативных

доказательств) по внутреннему убеждению.

[7] Вступил в силу с 1 января 1997 г.

[8] См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и

Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

[9] См. приложение к приказу Генерального прокурора от 17 мая 1995 г. №

32, министра внутренних дел от 12 мая 1995 г. № 199, директора Федеральной

службы безопасности от 18 мая 1995г.№73и директора Департамента налоговой

полиции от 22 мая 1995 г. № 278.

[10] ' Представляется, точнее — уголовно-розыскные правовые отношения.

Такие правоотношения есть отношения, складывающиеся, протекающие,

развивающиеся и прекращающиеся в ходе работы уполномоченных на то законом

субъектов по заведению, производству и разрешению дел оперативного учета

(оперативных дел), ведущихся в связи с совершением преступления или в связи

с реальной возможностью его совершения.

[11] Подписана в Минске главами государств — членов СНГ 22 января 1993

г. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 4

августа 1994 г. № 16-ФЗ.

[12] Соглашением предусмотрены следующие формы сотрудничества:

исполнение запросов по делам оперативного учета, обмен оперативно-розыскной

информацией, содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и др.

[13] ' В плане: кратко указывается существо имеющихся материалов и

дается их юридическая оценка (со ссылками на соответствующие статьи УК РФ);

отмечаются те обстоятельства, данные о которых предполагается получить в

результате планируемого мероприятия; раскрываются особенности его

проведения; делается расчет необходимых оперативных сил и средств;

показываются вопросы организации и взаимодействия, меры зашифровки, а в

случае необходимости и безопасности участвующих в нем лиц и др.

[14] Например, для наведения справок о времени призыва на военную

службу орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обращается

или в военкомат, который призывал военнообязанного, или, в случае

отсутствия данных о месте призыва, в войсковую часть, в которой

интересующее лицо начинало службу.

[15] ' Основные положения проведения наблюдения с использованием

технических средств (определены в межведомственной Инструкции об основах

организации и тактики проведения соответствующих технических мероприятий,

объявленной совместным приказом ФСБ России, МВД РФ, СВР России и др. (см.

комментарий к ст. 4}.

[16] ' Правовые основы контролируемой поставки как метода выявления

лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств, определены в

Венской конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и

психотропных средств» (1988 г.). В ряде других международно-правовых актов,

регулирующих взаимодействие государств по борьбе с преступностью,

декларируется возможность применения этого метода не только в целях

пресечения незаконного оборота наркотиков, но и оружия, культурных

ценностей. Особо отметим, что в связи с принятием нового УК РФ Постоянным

комитетом по контролю наркотиков приняты следующие акты (соответственно 9

октября, 17 декабря и 25 декабря 1996 г.): Критерии и перечни психотропных

веществ, одурманивающих веществ, крупных и особо крупных размеров

количества наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в

незаконном хранении или обороте; Список веществ, находящихся под

специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении

наркотических средств или психотропных веществ, в соответствии с Конвенцией

ООН 1988 г.; Критерии и список инструментов и оборудования, находящихся под

специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении

наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ (см.:

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. №3. С. 17).

[17] ' В частности, основания правомерности таких действий и

освобождения от уголовной ответственности или наказания лиц, совершивших

их, закреплены: в ч. 4 ст. 16 Федерального закона; ст.ст. 37—42 УК РФ; ст.

75, примечаниях к ст.ст. 204, 205, 208, 222, 223, 228 и 291 УК РФ; п. 2 ст.

5, ст.ст. 6 и 7 УПК РСФСР. Правоохранительные органы также могут

ходатайствовать о помиловании таких лиц (см. ст. 85 УКРФ). В ч. 4 ст. 16

подчеркнуто, что при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных

прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и

государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение

вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего

оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие,

совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного

или общественного долга.

[18] ' В плане отражаются: конкретные обстоятельства, на проверку

которых направлен эксперимент; содержание опытных действий, их количество и

последовательность; место, время проведения эксперимента, состав участников

эксперимента, а также место, время и содержание их инструктажа; мероприятия

по реконструкции обстановки и созданию необходимых условий эксперимента;

расчет необходимых сил и средств; вопросы взаимодействия и координации

подразделений правоохранительных и иных органов, участвующих в эксперименте

и обеспечивающих его проведение; средства фиксации хода и результатов

эксперимента; меры по локализации возможных негативных последствий;

направления использования результатов эксперимента; предполагаемые

финансовые расходы и др.

[19] ' Порядок лицензирования определен постановлением Правительства

Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 770

[20] Лицензии выдаются на основании следующих документов: а) заявления о

выдаче лицензии с указанием: для юридических лиц — их наименования и

организационно-правовой •формы, юридического адреса, номера расчетного

счета и названия обслуживающего банка; для индивидуальных предпринимателей

— фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем

выдан), места жительства; вида деятельности, связанной со специальными

техническими средствами, и конкретного наименования специальных средств;

срока действия лицензии; б) копии учредительных документов; в) копии

свидетельства о государственной регистрации юридического лица; г) справки

налогового органа о постановке на учет или свидетельства о государственной

регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя со

штампом налогового органа; д) копии документов, подтверждающих право

собственности, право хозяйственного ведения на имущество, необходимое для

осуществления заявляемого вида деятельности; е) документов, подтверждающих

обеспечение безопасности заявляемого вида деятельности; ж) данных о

нормативно-методическом обеспечении, организационно-технических

возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения

соответствующего вида деятельности, связанной со специальными техническими

средствами (по форме, устанавливаемой ФСБ России); з) сведения о

профессиональной подготовке специалистов, которые будут осуществлять

заявляемый вид деятельности (по форме, устанавливаемой ФСБ России); и)

договора с органом лицензирования о проведении экспертизы заявляемого вида

деятельности (по форме, устанавливаемой ФСБ России); к) заявки органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или соответствующий

договор с иностранным партнером на заявляемый вид деятельности, связанной

со специальными техническими средствами (представляется не позднее трех

месяцев со дня получения лицензии); л) документа, подтверждающего оплату

рассмотрения заявления.

[21] ' Лицензии оформляются на типовых бланках, имеющих степень

защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являющихся

документами строгой отчетности, имеющих учетную серию и номер.

Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещена.

В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких

территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией

выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства

о государственной регистрации индивидуального предпринимателя выданная

лицензия теряет юридическую силу. В случае реорганизации, изменения

наименования юридического лица, его адреса, изменения паспортных данных

индивидуального предпринимателя или его места жительства, утраты лицензии

лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении

лицензии.

Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее

получения. До переоформления лицензии гражданин (лицензиат) осуществляет

деятельность на основании ранее выданной лицензии, а в случае ее утраты —

на основании временного разрешения, выдаваемого органом лицензирования.

В случае наличия в документах, представленных заявителем, недостоверной

или искаженной информации или отрицательного заключения экспертизы в выдаче

лицензии может быть отказано. Уведомление об этом представляется заявителю

в письменной форме в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения

с указанием причин отказа.

Органы лицензирования приостанавливают действие лицензии или аннулируют

ее в случае:

представления лицензиатом соответствующего заявления;

обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для

получения лицензии;

нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

соответствующего представления органа, осуществляющего оперативно-

розыскную деятельность, по заявке которого осуществляется деятельность,

связанная со специальными техническими средствами;

невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжении государственных

органов или приостановления деятельности юридического лица, а также

индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством России;

непредставления лицензиатом в течение 3 месяцев со дня получения

лицензии заявки органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,

или договора с иностранным партнером;

ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о

государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

Орган лицензирования в 3-дневный срок с момента принятия решения о

приостановлении действия лицензии или ее аннулировании в письменной форме

информирует об этом решении лицензиата и органы Государственной налоговой

службы Российской Федерации.

В случае изменения обстоятельств, повлекших за собой приостановление

действия лицензии, действие ее может быть возобновлено.

[22] ' Так, Федеральным законом в органах ФСБ России к компетенции этих

государственных органов отнесено проведение оперативно-розыскных

мероприятий по выявлению, предупреждению. пресечению и раскрытию шпионажа,

террористической деятельности, организованной преступности, коррупции,

контрабанды, незаконного международного оборота оружия и наркотических

средств, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию

деятельности незаконных вооруженных формировании, преступных групп,

отдельных лиц и общественных объединений, ставящей своей целью

насильственное изменение конституционного строя России. Таможенным кодексом

к полномочиям соответствующих подразделений таможенных органов отнесено

осуществление оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления,

предупреждения и пресечения только тех противоправных деяний, производство

дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов. В

соответствии со ст. 117 УПК РСФСР такими деяниями являются контрабанда,

уклонение от уплаты таможенных платежей, а также незаконный экспорт

товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании

вооружения и военной техники, и невозвращение на территорию Российской

Федерации предметов художественного, исторического и археологического

достояния народов России и зарубежных стран.

[23] ' К ним относятся следующие лица: 1) судьи всех судов общей

юрисдикции и арбитражных судов, народные заседатели, присяжные заседатели;

2) прокуроры; 3) следователи; 4) лица, производящие дознание; 5) лица,

осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; 6) сотрудники органов

внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение

общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и

постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов

расследования и прокуроров; 7) сотрудники органов контрразведки; 8)

сотрудники федеральных органов налоговой полиции; 9) судебные исполнители;

10) работники контрольных органов Президента, главы администраций субъектов

Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных

нормативных правовых актов, выявлением и пресечением правонарушений; 11)

сотрудники федеральных органов государственной охраны; 12) работники

таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов

надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного

охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной

охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-

ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов

Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением

соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявлением и

пресечением правонарушений; 13) близкие указанных выше лиц, а в

исключительных случаях также и иные лица, на жизнь, здоровье и имущество

которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной

деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих

органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, либо

принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную

деятельность.

[24] ' В действующем с 1 января 1997 г. УК РФ классификация

преступлений претерпела значительные изменения. В настоящее время кроме

тяжких в уголовном законе перечислены следующие категории преступлений:

небольшой тяжести, средней тяжести и особо тяжкие (см. ст. 15 УКРФ).

Поэтому необходимо согласовать соответствующие предписания Федерального

закона с требованиями УК РФ.

[25] ' Объем неприкосновенности Президента Российской Федерации,

порядок привлечения его к юридической ответственности и другие вопросы

определяются на основе анализа прежде всего ст.ст. 82, 91, 93 и др.

Конституции, а также Федерального закона о государственной охране.

[26] ' Во вводной части плана указываются: существо исследуемого

события; сведения о лицах, возможно причастных к его совершению; имеющиеся

фактические Данные, в обязательном порядке со ссылками на соответствующие

статьи УК РФ, преступления, признаки которых усматриваются из уже имеющейся

информации. Здесь же выдвигаются версии по обстоятельствам содеянного,

кругу лиц, мотивам и проч., а также отмечается, какие сведения, входящие в

предмет доказывания по конкретному делу, необходимо добыть.

На основе этого в результативной части предлагаются соответствующие

оперативно-розыскные и иные мероприятия с указанием сроков их исполнения. В

случае сложности участия нескольких органов и по другим обстоятельствам

некоторые оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться по отдельным

планам (см. комментарий к ст. 6).

[27] В том числе за счет ликвидации имевшегося законотворческого

пробела, заключавшегося в отсутствии легитимного признания наличия

негласной деятельности оперативных подразделений органа внешней разведки

Минобороны России.

[28] ' В эту систему входят: МВД России, министерства внутренних дел

республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев,

областей, городов федерального значения, автономной области, региональные

управления по борьбе с организованной преступностью и др. (см. п. 2

Положения о Министерстве внутренних дел).

[29] ' Полагаем, что этот пробел правового регулирования оперативно-

розыскной деятельности может и должен быть устранен путем принятия

законодателем соответствующего решения (допустим, разработки и принятия

Уголовно-розыскного кодекса Российской Федерации).

[30] ' В соответствии со ст. 76 Конституции такие законы принимаются по

предметам ведения России и имеют прямое действие на всей территории

Российской Федерации (см. ч. 1). По предметам совместного ведения России и

субъектов Российской Федерации федеральные законы издаются, а в

соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные правовые акты

субъектов Российской Федерации (см. ч. 2).

[31] ' В СНГ в качестве такого многостороннего документа выступает

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным

и уголовным делам (см. комментарий к ст. 4)

[32] ' Согласно ст. 5 «Виды мербезопасности» Федерального закона о

государственной защите могут приниматься следующие меры безопасности:

личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных

средств индивидуальной защиты и оповещение об опасности; временное

помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о

защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы

(службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена

документов, изменение внешности

[33] ' Эти случаи деятельного раскаяния указаны в примечаниях к

следующим статьям Особенной части УК РФ: 126, 204, 205 (в данном случае

речь идет о лице, которое лишь участвовало в подготовке акта терроризма),

206, 208, 222, 223, 228, 275,276,278, 291 и 307.

Вместе с тем необходимо учитывать положения пп. «и» и «к» ст. 61 и ст.

62 УК РФ. В соответствии с ними при совершении других преступлений явка с

повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличение

других соучастников преступления и розыск имущества, добытого в результате

преступления, оказание медицинской и иной помощи потерпевшему

непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение

имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате

преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда,

причиненного потерпевшему, являются смягчающими вину обстоятельствами. В

таком случае при отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер

наказания не могут превышать трех четвертей максимального срока или размера

наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей

Особенной части УК РФ.

[34] ' Иностранная валюта — это: а) денежные знаки в виде банкнот,

казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным

платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе

государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие

обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных единицах

иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (см.

п. 3 ст. 1).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.