реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


человека и гражданина — обязанность государства и всех его органов. Исходя

из этого конституционного положения одной из первых обязанностей органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выступает обязанность

принимать в пределах полномочий все необходимые меры по защите

конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также

по обеспечению безопасности общества и государства.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции, права и свободы человека и гражданина

могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это

необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,

здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны

и безопасности государства. Кроме того, Конституцией запрещается создание и

функционирование общественных объединений и организаций, деятельность

которых направлена на насильственное изменение основ конституционного

строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности

государства. Поэтому законодатель возложил на государственные органы,

осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязанность принимать в

соответствии со своей компетенцией все необходимые меры для защиты

охраняемых законом прав и свобод личности, собственности, безопасности

общества и государства.

Пределы полномочий соответствующих государственных органов закреплены в

законах, определяющих их предназначение (см. комментарий ст.ст 4 и 13).

6. Государственные органы, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность, должны выполнять в пределах своих полномочий поручения органа

дознания, следователя, указание прокурора и решения суда о производстве

оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к своему

производству. Такие поручения, указания и решения суда должны быть изданы в

письменной форме и содержать ссылку на конкретное уголовное дело,

находящееся в производстве у органа дознания, следователя, прокурора или

суда.

Вид оперативно-розыскных мероприятий и тактику их проведения определяет

орган, их осуществляющий. Он же несет ответственность за законность и

обоснованность проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий.

Поручения, указания и решения органов дознания, следователя, прокурора

или суда, должны направляться органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность, с учетом полномочий последних. Так, оперативные подразделения

ГТК России осуществляют выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие,

в частности, контрабанды (см. ст. 188 УК РФ). Соответствующие подразделения

органов ФСБ России на основании Федерального закона об органах федеральной

службы безопасности также ведут работу по выявлению и пресечению

контрабанды (в части незаконного перемещения через таможенную границу

России сырьевых ресурсов, материалов, технологий, оружия, боеприпасов,

наркотических средств, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ, а

также предметов, являющихся национальным достоянием Российской Федерации).

Исходя из такого разделения компетенции правоохранительных органов в борьбе

с контрабандой и должны направляться поручения о производстве оперативно-

розыскных мероприятий при расследовании контрабанды. Причем подразделениями

дознания таможенных органов, а также следователями органов внутренних дел и

органов федеральной службы безопасности указания об осуществлении

оперативно-розыскных мероприятий направляются в оперативные подразделения

этих ведомств.

7. В соответствии со ст. 7 запросы международных правоохранительных

организаций, правоохранительных органов и спецслужб иностранных государств

являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. В

связи с этим выполнение таких запросов является одной из обязанностей

органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Российская Федерация заключила ряд международных многосторонних и

двусторонних соглашений о борьбе с преступностью. Порядок, основания и

другие вопросы направления и исполнения таких поручений определяются этими

договорами и конкретизируются в ведомственных нормативных актах (см.

комментарий к ст. 4).

Сотрудничество осуществляется путем исполнения запросов о проведении

оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, такие запросы направляются в

письменном виде. В некоторых межгосударственных соглашениях определено, что

в безотлагательных случаях запросы могут передаваться устно, однако

впоследствии они должны быть подтверждены письменно. При возникновении

сомнения в подлинности или содержании запроса об оказании содействия может

быть запрошено его подтверждение.

Обычно соответствующим международным договором предусматривается, что

запрос об оказании содействия должен содержать ряд данных:

наименование органа, запрашивающего содействие, и органа, к которому

обращен запрос; изложение существа дела; указание цели и обоснование

запроса; содержание запрашиваемого содействия; имена и фамилии, клички,

гражданство лиц, имеющих отношение к делу, даты и места их рождения,

занятие, места жительства и пребывания; названия и места нахождения фирм и

организаций, имеющих отношение к делу; описание деяния или события, а по

уголовным делам — квалификация деяния в соответствии с законодательством

запрашиваемого государства и текст применяемого закона; перечень вопросов,

на которые необходимо получить ответ; описание особого порядка, которому

необходимо следовать при исполнении запроса, и обоснование этой

необходимости; любую другую информацию, которая может быть полезна для

облегчения исполнения запроса.

Кроме того, договорами, как правило, предусматриваются случаи, когда в

оказании содействия может быть отказано полностью или частично. В ячестве

таких оснований чаще всего называется: возможность нанесения ущерба

интересам государства; противоречие законодательству государства или его

международным обязательствам, а также если деяние, в язи с которым поступил

запрос, не является преступлением по законодательству запрашиваемого

государства.

В международных договорах обычно предусматривается порядок действий при

невозможности исполнения запроса. Как правило, в таких случаях об отказе в

исполнении запроса письменно уведомляется его инициатор. Если исполнение

запроса не входит в полномочия органа, получившего его, то запрос

передается соответствующему компетентному органу и об этом уведомляется

орган, направивший запрос. При наличии обстоятельств, препятствующих или

существенно задерживающих исполнение запроса, об этом уведомляется

запрашивающий орган. При необходимости орган, исполняющий обращение об

оказании помощи, вправе запросить дополнительные сведения, необходимые, по

ее мнению, для исполнения запроса.

В международном сотрудничестве Россия исходит из принципа, в

соответствии с которым при исполнении запроса применяется законодательство

государства запрашиваемой Стороны, однако по просьбе запрашивающей Стороны

может быть применено законодательство ее государства, если это не

противоречит законодательству или международным обязательствам государства

запрашиваемой Стороны.

Передача результатов оперативно-розыскной деятельности

правоохранительным органам другого государства должна осуществляться таким

образом и в таком объеме, чтобы исключить разглашение сведений,

составляющих государственную тайну.

Если орган, исполняющий запрос, считает, что его исполнение может

помешать уголовному преследованию или иному производству, осуществляемому в

России, он может отложить исполнение запроса или связать его исполнение с

соблюдением соответствующих условий. Если помощь принимается на таких

условиях, то взаимодействующие правоохранительные органы должны соблюдать

их.

При наличии просьбы иностранного партнера российский правоохранительный

орган, исполняющий международный запрос, принимает все необходимые меры для

обеспечения конфиденциальности запроса и его содержания. В случае

невозможности соблюдения этого условия исполнения об этом информируется

инициатор запроса и дальнейшее выполнение осуществляется только после

консультации с ним.

При наличии просьбы соответствующие российские правоохранительные

органы информируют его о ходе исполнения и в максимально короткие сроки о

результатах исполнения запроса.

Как правило, в рамках сотрудничества с органами государств СНГ русский

язык используется в качестве рабочего языка общения.

Информация, получаемая в результате проведения оперативно-розыскных

мероприятий, осуществляемых в рамках межправительственных или

межведомственных соглашений, может использоваться правоохранительными

органами запрашивающего государства, как правило, лишь в оперативно-

розыскных целях или служить основанием для формирования запроса о

проведении следственных действий в рамках договоров о правовой помощи и

правовых отношениях[31].

Кроме того, Россия является членом Интерпола. Обмен информацией

российских правоохранительных органов с аналогичными органами других

государств, являющихся членами Интерпола, осуществляется через Национальное

бюро Интерпола (НЦБ) в Российской Федерации, которое является структурным

подразделением МВД России.

На основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской

Федерации, и принципа взаимности сотрудники правоохранительных органов

других государств могут прибыть на территорию России для координации

действий при проведении запрашиваемых оперативно-розыскных мероприятий.

Однако их участие в таких мероприятиях исключается. На территории России

оперативно-розыскную деятельность могут осуществлять только специально

уполномоченные на это федеральным законом российские государственные органы

(см. комментарий к ст. 1!).

8. В процессе оперативно-розыскной деятельности в поле зрения органов,

ее осуществляющих, попадают сведения о преступлениях, выявление,

предупреждение и раскрытие которых входит в компетенцию других органов

России, обладающих необходимыми силами, техническими средствами и иными

возможностями для наиболее оптимального решения этой задачи. В связи с этим

в п. 4 комментируемой статьи установлена обязанность информировать другие

правоохранительные органы об относящихся к их компетенции фактах

противоправной деятельности и оказывать этим органам необходимую помощь.

Круг вопросов, по которому осуществляется взаимное информирование, его

порядок, а также основания и процедура привлечения возможностей других

органов для решения задач оперативно-розыскной деятельности и совместного

проведения мероприятий определяются межведомственными нормативными актами

правоохранительных органов и строятся на основе-Взаимности по принципу

«каждый с каждым».

Обмен информацией необходим и в связи тем, что в соответствии с ч. 4

ст. 6 осуществление оперативно-розыскных мероприятий (связанных с контролем

почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т.п.) проводится с

использованием оперативно-технических сил и средств только органов ФСБ

России и органов МВД РФ. Порядок и объемы предоставления необходимой для

проведения таких мероприятий информации, а также обмен полученными

результатами определяются межведомственными нормативными актами или

соглашениями между соответствующими органами, осуществляющими оперативно-

розыскную деятельность, и органами ФСБ России и внутренних дел.

Обмен информацией также может осуществляться непосредственно между

различного рода подразделениями одного государственного органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такая необходимость

возникает в тех случаях, когда в процессе проведения оперативно-розыскной

деятельности имеет место получение информации, которая требует действий,

выходящих за пределы компетенции соответствующего подразделения.

Обмен информацией может быть организован на постоянной основе или

носить разовый характер.

9. Обязанность соблюдения правил конспирации при осуществлении

оперативно-розыскных мероприятий обусловлена необходимостью сохранить в

тайне, прежде всего от лиц, подозреваемых в причастности к подготовке или

совершении преступлений, сам факт проведения оперативно-розыскных

мероприятий.

Ведомственными нормативными актами применительно к различным видам

мероприятий закреплены соответствующие правила конспирации, соблюдение

которых является должностной обязанностью сотрудников правоохранительных

органов. Правила конспирации включают в себя выработанные в процессе

деятельности правоохранительных органов и спецслужб государства приемы и

навыки по скрытному проведению оперативно-розыскных мероприятий,

направленных на добывание и использование сведений, необходимых для решения

задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также

ряд действий, с этим связанных. Правила конспирации могут включать также

рекомендации по порядку работы с документами, отражающими проведение и

результаты оперативных мероприятий, изменению внешнего облика лица,

морфологических, динамических признаков и признаков одежды (маскировка),

осуществляемых сотрудниками оперативно-розыскных подразделений, условиям

использования документов зашифровки и т. п.

В систему правил конспирации включаются также разработанные на основе

анализа практики оперативных подразделений положения и рекомендации по

эффективному контролю информации, касающейся противоправной деятельности, и

способов ее получения в процессе проведения, оперативно-розыскных

мероприятий.

10. Одной из обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, выступает содействие в обеспечении личной безопасности

сотрудников, членов их семей и близких, защиты имущества указанных лиц в

связи с выполнением сотрудниками своих служебных обязанностей в борьбе с

преступностью, а равно иных лиц, перечисленных в п. 6 комментируемой

статьи. Это корреспондирует предписаниям Федерального закона о

государственной защите. В соответствии с этим Законом в каждом из органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, создаются

спецподразделения по обеспечению собственной безопасности, на которые

возлагается непосредственная обязанность обеспечивать безопасность

сотрудников.

Комментируемое положение возлагает на руководителей органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их структурных звеньев

обязанность содействовать этим специализированным подразделениям (см.

комментарий к ст. 22).

Основанием для оказания содействия может быть обращение

специализированного подразделения или указание руководства. Объем мер,

необходимых для обеспечения безопасности, определяется в каждом конкретном

случае с учетом складывающейся обстановки.

Содействие органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в

обеспечении безопасности сотрудника или его близких может выразиться в

осуществлении (совместно со спецподразделением или самостоятельно)

предусмотренных законом мер безопасности[32].

Поводом для применения мер безопасности в отношении сотрудника, его

близких или иных лиц являются, как правило, их заявления (рапорт) или

непосредственное получение оперативной и иной информации о наличии угрозы

безопасности указанного лица.

В случае принятия решения о применении мер безопасности органом,

обеспечивающим безопасность, выносится мотивированное постановление с

указанием конкретных мер безопасности, сроков их осуществления, а в

необходимых случаях и других органов, привлекаемых для содействия

обеспечения безопасности. Порядок проведения мер защиты, осуществления

оперативно-розыскных мероприятий, порядок взаимодействия с другими

подразделения определяется ведомственными нормативными актами.

Статья 15. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность

(1) При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы,

уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия,

перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их

проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать

предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы

жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной,

экономической ила экологической безопасности Российской Федерации.

2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения

сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на

конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность.

3. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по

договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий,

учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые

помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность

должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений,

организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан,

оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

5. Создавать в установленном законодательством Российской Федерации

порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые

для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(2) Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и

юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

(3) Неисполнение законных требований должностных лиц органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование

ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную

законодательством Российской Федерации.

1. Статья заменила аналогичную ст. 13 ранее действовавшего Оперативно-

розыскного закона. Основные изменения и дополнения состоят в следующем:

сформулировано право на создание органами, осуществляющими оперативно-

розыскную деятельность, соответствующих предприятий (см. п. 5 ч.1);

проведен ряд редакционных уточнений.

Наряду с этим в текст статьи внесены изменения, трактуемые

неоднозначно, более того, признаваемые отдельными учеными как отрицательно

повлиявшие на ход и развитие необходимых в правовом государстве

преобразований в области правового регулирования оперативно-розыскной

деятельности. Так, при проведении оперативно-розыскных мероприятий теперь

разрешено изымать предметы, материалы и сообщения (см. п. 1 ч. 1).

2. Цель статьи — сконцентрировать нормативные предписания о правах

органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и

систематизировать их для более эффективного восприятия правоприменителями.

3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, по замыслу

законодателя должна охватывать всю оперативно-розыскную деятельность. В

данной связи отметим следующее. Решение законодателя, с одной стороны,

направленное на сокращение обязанностей органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность (см. п. 1 комментария к ст. 14), а с другой — на

расширение прав этих органов (см., например, пп. 1 и 5 ч. 1 ст. 15),

внесло, как нам представляется, диспропорцию в установленную законом

компетенцию субъектов оперативно-розыскной деятельности.

4. Предписания статьи в основном бланкетные (отсылочные). Для их

правильного уяснения и применения требуется руководствоваться нормами

многочисленных законодательных и иных нормативных правовых актов (см. пп.

5—10 и 12 комментария к настоящей статье).

5. В соответствии с принципами правого государства государственные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.