реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


предупредительный, поисковый характер оперативно-розыскной деятельности.

Без которого все без исключения оперативно-розыскные мероприятия, согласно

предписаниям ч. 1 ст. 7, обязаны проводиться с заранее заданным опозданием,

а решение задач и достижение цели оперативно-розыскной деятельности

выглядит достаточно проблематично. Речь идет о явной недостаточности

фиксации в оперативно-розыскном законе только группы оснований для

проведения оперативно-розыскных мероприятий исключительно в связи с

наличием «ставших известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность, сведений» о ряде деяний, событий и лиц (см. п. 2 ч. 1).

Возникает законный вопрос: как «сведения» стали известны субъекту

оперативно-розыскной деятельности без совершения соответствующего

оперативно-розыскного действия? ведь согласно предписаниям комментируемой

статьи их наличие не следствие (результат) осуществления оперативно-

розыскных мероприятий [действий), а первичное основание для их проведения.

Полагаем, что необходимо предусмотреть в Федеральном законе предписание о

соответствующем основании. Такое предписание сняло бы имеющееся

противоречие и нормативно закрепило практическую необходимость

осуществления оперативно-розыскных мероприятий так называемого поискового

характера.

3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, по замыслу

законодателя должна охватывать всю оперативно-розыскную деятельность.

Однако наличие значительного пробела законодательного регулирования (см. п.

2 настоящего комментария) не позволяет нам так утверждать.

4. Статья носит бланкетный (отсылочный) характер. Для правильного

уяснения ее содержания и применения содержащихся в ней правил требуется

руководствоваться предписаниями не только и не столько Федерального закона,

сколько нормами ряда российских законодательных и иных нормативных правовых

актов, а также правилами соответствующих международных договоров России

(см. ид. 6—8, 10,11 и 13 комментария к настоящей статье).

5. Под основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий в

Федеральном законе понимаются поводы к началу оперативно-розыскной

деятельности. Указанные в ст. 6 оперативно-розыскные мероприятия могут

проводится лишь при наличии: фактических оснований, т.е. выработанной

практикой и закрепленной в ведомственных актах совокупности сведений о

признаках действий и событий, входящих в предмет оперативно-розыскной

деятельности и юридических оснований, т.е. наличия в законе указания о

возможности осуществления оперативно-розыскной деятельности при наличии

соответствующего круга признаков. В оперативно-розыскной практике

фактические основания иногда определяют через достаточность данных для

проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий.

6. Наличие возбужденного уголовного дела, поручения следователя, органа

дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам,

находящимся в их производстве дела (см. пп. 1 и 3 ч. 1 комментируемой

статьи), является основанием для проведения оперативно-розыскных

мероприятий вне зависимости от того, кто его возбудил: следователь,

прокурор, судья или орган дознания. Порядок и основания возбуждения

уголовного дела определены в ст.ст. 108, 112 и др. УПК РСФСР.

Если уголовное дело возбуждено следователем, прокурором или судьей, то

органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, могут их

проводить только при наличии данного им соответствующего письменного

поручения или указания (см. ч. 2 ст. 14). В этом документе излагаются (в

необходимом для выполнения поручения объеме) обстоятельства уголовного

дела, а также те фактические данные, которые необходимо добыть оперативным

путем. Выбор конкретного оперативно-розыскного мероприятия — дело

работников, его осуществляющих.

Поручение или указание следователя о проведении оперативно-розыскных

мероприятий направляется тому органу, осуществляющему оперативно-розыскную

деятельность, в предмет ведения которого входит осуществление оперативно-

розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения и раскрытия

соответствующих общественно опасных деяний[22].

Исходя из этого следователи могут давать оперативным подразделениям

этих органов поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий только

делам, входящим в предмет их ведения.

В то же время необходимо учитывать, что исходя из положений,

закрепленных в п. 1 ст. 117 УПК РСФСР, органы милиции являются органами

дознания общей компетенции и они могут осуществлять оперативно-розыскные

мероприятия по обнаружению, выявлению, пресечению и раскрытию и тех

преступлений, производство предварительного следствия по которым является

исключительной прерогативой следователей органов прокуратуры.

Полученные в итоге таких мероприятий данные передаются следователю,

прокурору или судье, естественно, с соблюдением указанных в

законодательстве условий, прежде всего связанных с необходимостью

соблюдения конституции.

Поручение следователя, органа дознания, указания прокурора или

определение суда могут выступать в качестве основания для проведения

оперативно-розыскных мероприятий только в том случае, если они даны по

уголовным делам, находящимся в их производстве. При выполнении в

соответствии с ч. 3 ст. 132 УПК РСФСР следственного поручения, рассмотрении

гражданского дела, проведении доследственной проверки соответствующие

органы не вправе требовать осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

7. Указанные в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи основания для

производства оперативно-розыскных мероприятий связаны с решением органами

дознания (являющимися одновременно и органами, осуществляющими оперативно-

розыскную деятельность) закрепленной в ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР задачи

обнаружения преступлений и лиц их совершивших.

Как правило, источниками сведений о признаках подготавливаемого,

совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его

подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных

для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и о событиях или

действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или

экологической безопасности России, являются (см. п. 1 настоящего

комментария): анализ и оценка оперативной обстановки; изучение образа жизни

лиц, предрасположенных, исходя из их прошлого поведения, к совершению

преступлений; рассмотрение причин и условий совершения уже расследованных

преступлений; анализ материалов уголовных дел, сообщений средств массовой

информации и др.; результаты оперативно-розыскных мероприятий; итог

деятельности других государственных органов (например, СВР России,

контролирующих органов, вскрывших, например, перевод крупных сумм денег в

зарубежные банки) и т. д. Причем на практике сведения о подготавливаемых

или совершающихся преступлениях, являющиеся основанием для осуществления

соответствующих оперативно-розыскных мероприятий, как правило, получают из

различных источников и окончательное решение принимается только после их

всестороннего рассмотрения и оценки.

8. Основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях

реализации полномочий органов обеспечения безопасности Президента,

Председателя Правительства, председателей Совета Федерации и

Государственной Думы, председателей Конституционного, Верховного и Высшего

Арбитражного Судов и Генерального прокурора России в соответствии с

Федеральным законом «О государственной охране» выступают положения подл. 1

и 2 п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона (т.е. ставшие известными органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках

противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих

или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о

возбуждении уголовного дела или о событиях и действиях, создающих угрозу

государственной, военной, экономической или экологической безопасности

Российской Федерации).

9. Поступившие в органы, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность, сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия

и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, а также о лицах, без вести

пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов в рамках определенных

соответствующими законодательными актами полномочий выступают них

основаниями проведения ими соответствующих оперативно-розыскных

мероприятий. Такие данные могут поступить из официальных источников, от

других государственных, в том числе и правоохранительных, органов либо

могут быть получены при оперативно-розыскных мероприятий по другим

основаниям.

10. Запросы других российских органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье, также

выступают в качестве поводов для проведения оперативно-розыскных

мероприятий. Такие запросы направляются в порядке, предусмотренном

межгосударственными или межведомственными соглашениями (договорами).

Например, основой для взаимодействия органов безопасности и таможенных

органов в настоящее время служит Соглашение о сотрудничестве и

взаимодействии между ГТК России и ФСК России от 24 августа 1994 г. В

соответствии с ним органы безопасности и таможенные органы: осуществляют

взаимодействие между собой на территории Российской Федерации; своевременно

обмениваются информацией о готовящихся операциях по методу контролируемой

поставки наркотических средств, психотропных веществ и иных предметов и при

необходимости проводят их совместно, а в необходимых случаях проводят в

интересах друг друга оперативно-розыскные мероприятия.

11. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых

лиц также выступает основанием дня проведения созданными в соответствии с

Федеральным законом о государственной защите специализированными

подразделениями органов внутренних дел, органов федеральной службы

безопасности, таможенных органов, федеральных органов государственной

охраны и федеральных органов налоговой полиции оперативно-розыскных

мероприятий.

Постановление о государственной защите может быть вынесено только в

отношении указанных в законе категорий лиц[23].

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их

имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с

учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности: личная охрана,

охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств

индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в

безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых

лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы)

или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов,

изменение внешности. Применение мер безопасности возлагается:

в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей,

прокуроров, следователей, судебных исполнителей и должностных лиц

контролирующих органов, а также их близких — на органы внутренних дел;

в отношении должностных лиц органов внутренних дел, органов федеральной

службы безопасности, таможенных органов, федеральных органов

государственной охраны, а также их близких — на указанные органы

соответственно;

в отношении должностных лиц органов государственной налоговой службы и

федеральных органов налоговой полиции, а также их близких — на федеральные

органы налоговой полиции.

В целях выполнения функций по обеспечению безопасности в этих органах

созданы специальные подразделения.

Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров и

следователей военной прокуратуры, военнослужащих, производящих дознание, а

равно их близких осуществляются также командованием соответствующей

воинской части или начальником соответствующего военного учреждения.

Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица

являются:

заявление указанного лица;

обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего

правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя

федерального органа государственной охраны;

получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной

информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.

Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных

данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого

лица.

Орган, обеспечивающий безопасность, получив заявление (обращение,

информацию) о наличии угрозы безопасности защищаемого лица, обязан в срок

не более трех суток принять решение о применении либо об отказе в

применении в отношении указанного лица мер безопасности. В случаях, не

терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно.

В случае принятия решения о применении мер безопасности органом,

обеспечивающим безопасность, выносится мотивированное постановление с

указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления. При этом

защищаемому лицу могут быть даны определенные предписания, соблюдение

которых необходимо для его безопасности. Такое постановление является

основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий только для

подразделения, обеспечивающего безопасность защищаемых лиц. Другие

подразделения могут проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях

обеспечения защиты только по запросам специализированных подразделений.

Порядок проведения мер защиты, осуществления оперативно-розыскных

мероприятий, порядок взаимодействия с другими подразделениями определяется

ведомственными нормативными актами.

12. Органы Российской Федерации на основании запросов международных

правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных

государств в соответствии с международными договорами России могут

проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Российские органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,

взаимодействуют с соответствующими органами других государств на основании

двусторонних или многосторонних договоров об оказании правовой помощи, а

также межгосударственных, межправительственных и межведомственных

соглашений о взаимодействии в борьбе с преступностью (см. п. 7 комментария

к ст. 4 и п. 18 комментария к ст. б).

Проводимые по запросам международных правоохранительных органов или

правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскные

мероприятия осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством

России. Если необходимо проводить мероприятия, ограничивающие

конституционные права граждан, то соответствующее разрешение необходимо

испрашивать у судьи по месту его проведения.

13. В ч. 2 комментируемой статьи закреплены основания оперативно-

розыскных мероприятий, проводимых в цепях обеспечения безопасности

личности, общества и государства, а также органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, при принятии соответствующих решений.

Часть 7 ст. 8 запрещает в этих целях (кроме обеспечения собственной

безопасности — см. п. 5 ч. 2 настоящей статьи) проводить обследование

помещений, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных

переговоров, снятие информации с технических каналов связи (см. пп. 8— 11

ч. 1 ст. 6).

В соответствии с Законом о государственной тайне допуск должностных лиц

и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и

предусматривает принятие должностным лицом или гражданином обязательств по

нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную

тайну, а также дачу письменного согласия на частичные, временные

ограничения их прав и на проведение в отношении них проверочных

мероприятий.

Объем проверочных мероприятий, проводимых органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность, зависит от степени секретности сведений,

к которым будет допускаться оформляемое лицо. Целью их проведения является

выявление оснований, препятствующих допуску лица к работе со сведениями,

составляющими государственную тайну.

В соответствии с законом в качестве таковых могут выступать:

признание судом лица, претендующего на допуск к работе со сведениями,

составляющими государственную тайну, недееспособным, ограниченно

дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или

следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него не

снятой судимости за эти преступления;

наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием

сведений, составляющих государственную тайну;

постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за

границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на

постоянное жительство в другие государства;

выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого

лица, создающих угрозу безопасности России;

уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо

ложных анкетных данных.

Оперативно-розыскные мероприятия также могут проводится в целях

выяснения изложенных в ст. 6 Закона о частной детективной и охранной

деятельности оснований, препятствующих выдаче лицензии на занятие частной

детективной и охранной деятельностью. В качестве таковых выступают

недостижение лицом двадцати одного года, наличие у лица психического

заболевания, алкоголизма или наркомании; наличие судимости за совершение

умышленного преступления; предъявление обвинения в совершении преступления

(до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

увольнение с государственной службы из судебных, прокурорских и иных

правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям; служба в

правоохранительных органах, связанная с осуществлением контроля за частной

детективной (охранной) деятельностью, если со дня увольнения не прошел год,

и др.

Для начала осуществления соответствующих оперативно-розыскных

мероприятий необходимо соответствующее обращение гражданина о допуске к

сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с

эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасть для людей и

окружающей среды, либо о выдаче разрешений на частную детективную и

охранную деятельность. Порядок и сроки проведения проверочных мероприятий,

осуществляемых в этих целях, определяются ведомственными нормативными

актами. Гражданин вправе обжаловать в суд отказ о допуске к соответствующим

видам работ или о выдаче лицензии на занятие частной детективной (охранной)

деятельностью, принятый на основе результатов оперативно-розыскной

деятельности, в порядке, установленном Законом об обжаловании в суд.

С т а т ь я 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

(1) Гражданстве, национальность, пол, место жительства, имущественное,

должностное а социальное положение, принадлежность к общественным

объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не

являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных

мероприятии на территории Российской Федерации, и иное не предусмотрено

федеральным законом.

(2) Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают

конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров,

почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической

и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается

на основании судебного решения и при наличии информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или. совершенного

противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.