реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


процессуального законодательства России, регламентирующими собирание,

проверку и оценку доказательств;

для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, а

также уклоняющихся от исполнения наказания.

8. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в

интересах уголовного судопроизводства предполагает представление их органу

дознания, следователю или в суд. В числе этих органов не назван прокурор.

Вместе с тем возникают ситуации, когда обнаруженное преступление

неподследственно следователю того ведомства, оперативное подразделение

которого осуществляло оперативно-розыскную деятельность. Например,

оперативные подразделения ФСБ России могут обнаруживать преступления,

расследование которых отнесено к компетенции военного следователя,

следователя прокуратуры, МВД или управления налоговой полиции. В подобных

случаях результаты оперативно-розыскной деятельности правомерно

представлять именно прокурору, который в пределах своей компетенции вправе

самостоятельно возбудить уголовное дело или, руководствуясь правилами о

подследственное™ (см. ст 126 УПК РСФСР), направить полученные материалы

компетентному органу предварительного следствия.

Как было сказано раньше, результаты оперативно-розыскной деятельности —

это различные сведения (данные, информация) об обстоятельствах совершения

преступления и лицах, причастных к нему, полученные оперативно-розыскным

путем в рамках конкретного дела оперативного учета и зафиксированные в

оперативно-служебных материалах: в справках (рапортах) оперативного

сотрудника, проводившего оперативно-розыскные мероприятия; в сообщениях

конфиденциальных источников; в заключениях специалистов; в документах,

истребованных оперативным сотрудником из различных предприятий, учреждений,

организаций, а также от должностных лиц; в материалах фото-, киносъемки,

звуко-, видеозаписях, произведенных в процессе оперативно-розыскных

мероприятий; в различных материальных предметах, изъятых при осуществлении

оперативно-розыскных мероприятий, и т.п.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности означает

передачу в установленном Федеральным законом, а также ведомственными

нормативными актами порядке в распоряжение органа дознания, следователя,

прокурора или в суд конкретных оперативно-служебных материалов. После

определения значимости их для уголовного дела представленные оперативно-

служебные материалы должны быть непременно приобщены к уголовному делу.

Если бы это не предполагалось, то надобность в представлении органу

дознания, следователю, прокурору или в суд результатов оперативно-розыскной

деятельности просто бы не возникала.

Сказанное не означает, что органы предварительного расследования не

вправе использовать в качестве ориентирующей информации сведения,

полученные оперативно-розыскным путем, но по объективным причинам им не

представленные. В интересах полного и быстрого раскрытия преступления

способами уголовного процесса следователю (лицу, производящему дознание)

должна быть обеспечена реальная возможность знакомиться со

всеми материалами, полученными при осуществлении оперативно-розыскной

деятельности, независимо от источников и способов их получении.

Возможны следующие ситуации, при которых оперативно-служебные материалы

представляются органам и должностным лицам, осуществляющим уголовно-

процессуальную деятельность.

Во-первых, когда такие материалы являются исходными для возникновения и

развития уголовно-процессуальных правоотношений. В подобных ситуациях

представленные органу дознания, следователю или прокурору сведения

оперативно-розыскного характера служат поводом и основанием для возбуждения

уголовного дела, используются для подготовки и осуществления следственных

действий, а также в качестве содержания некоторых видов доказательств.

Во-вторых, когда уголовное дело возбуждено по факту совершения

преступления и оперативно-розыскная деятельность осуществляется параллельно

с расследованием уголовного дела. В этих ситуациях орган, осуществляющий

оперативно-розыскную деятельность, может направлять следователю оперативно-

розыскные данные, которые могут быть использованы им только для подготовки

и осуществления следственных действий, а также в качестве содержания

отдельных видов доказательств.

Наконец, возможна следующая ситуация: оперативное подразделение, как

орган дознания, самостоятельно возбуждает уголовное дело, по выполнении

неотложных следственных действий передает следователю дело, но по нему не

представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление. Согласно

закону орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для

установления преступника, уведомляя следователя о результатах (см. ч 4 ст.

119 УПК РСФСР). Но простым уведомлением о результатах оперативно-розыскной

деятельности, направленной на установление лица, совершившего преступление,

ограничиваться нельзя. При получении определенных результатов орган,

осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, также обязан представить

следователю конкретные оперативно-служебные материалы. Как и в предыдущих

случаях, содержащиеся в них сведения могут быть использованы для подготовки

и осуществления следственных действий, а также в качестве содержания

отдельных видов доказательств.

Во всех перечисленных ситуациях правовым основанием для представления

органу дознания, следователю или прокурору оперативных материалов служат

предписания ст. 11, а не нормы уголовно-процессуального закона. Вряд ли

такое основание можно усматривать в ч. 2 ст. 70 УПК РСФСР,

предусматривающей представление доказательств любыми гражданами,

предприятиями, учреждениями и организациями. Органы, осуществляющие

оперативно-розыскную деятельность, нельзя приравнивать к предприятиям,

учреждениям и организациям, о которых упоминается в приведенной статье

уголовно-процессуального закона. Они не только имеют право, но и обязаны в

силу своей целенаправленной публичной деятельности собирать и представлять

оперативно-служебные материалы участникам уголовного процесса. В ч. 2 ст.

70 УПК РСФСР речь идет о представлении предприятиями, учреждениями и

организациями только доказательств. В отличие от этого ст. 11 содержит

более широкие и юридически более выверенные предписания относительно

представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу

дознания, следователю, прокурору или в суд. Наконец, существенно и то, что

этот закон непосредственно регламентирует оперативно-розыскную

деятельность. Поэтому органам, ее осуществляющим, нет необходимости

обращаться к предписаниям другого закона, ограничивая тем самым свою

компетенцию.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи о представлении результатов

оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

руководитель органа, осуществляющего эту деятельность, выносит

постановление. Такое требование закона обусловлено важностью решаемого

вопроса как для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,

так и для государственных органов и должностных лиц, осуществляющих

уголовно-процессуальную деятельность.

В результате представления результатов оперативно-розыскной

деятельности соответствующие оперативно-служебные материалы изымаются из

органа, осуществляющего эту деятельность, и передаются в ведение других

правоохранительных органов. В результате этого они становятся доступными

для определенного круга должностных лиц и граждан, вовлекаемых в сферу

уголовного процесса. Данное обстоятельство не должно причинять ущерб

интересам оперативно-розыскной деятельности. Постановление руководителя

органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о направлении ее

результатов органу дознания, следователю, прокурору или в суд должно стать

важной гарантией, обеспечивающей эффективность оперативно-розыскной

деятельности в будущем.

В постановлении руководителя органа, осуществляющего оперативно-

розыскную деятельность, о представлении оперативно-служебных материалов

органу дознания, следователю, прокурору или в суд выражается решение,

которое является актом применения правовых предписаний. Принятию такого

решения должен предшествовать тщательный анализ материалов дела

оперативного учета. Он должен привести к убеждению в том, что результаты

оперативно-розыскной деятельности вполне надежны и достаточны для

обеспечения быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного

судопроизводства и их использование в гласном уголовном процессе не

причинит ущерба оперативно-розыскной деятельности.

По форме постановление руководителя органа, осуществляющего оперативно-

розыскную деятельность, о направлении ее результатов органу дознания,

следователю, прокурору или в суд может быть приравнено к постановлениям,

выносимым следователем в ходе производства по уголовному делу. Оно также

должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части постановления должно быть указано его наименование,

место и время вынесения, фамилия, инициалы, должность и звание руководителя

органа, а также отмечено, что послужило основанием для вынесения данного

постановления.

В описательной части постановления необходимо обосновать наличие в

распоряжении оперативного подразделения материалов, содержащих сведения,

которые могут служить правовыми предпосылками для возбуждения уголовного

дела, подготовки и осуществления следственных действий, а также могут быть

использованы в качестве содержания отдельных видов доказательств.

Описательная часть рассматриваемого документа должна заканчиваться ссылкой

на ст. 11, формулирующую правовое предписание, которое регламентирует

представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу

дознания, следователю, прокурору или в суд. Здесь же должно быть

обосновано, почему результаты оперативно- розыскной деятельности

представляются конкретному органу дознания, следователю, прокурору или в

суд.

В резолютивной части постановления формулируется решение руководителя

органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о направлении ее

результатов конкретному органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

Здесь же должны подробно перечисляться все оперативно-служебные материалы,

которые направляются определенному правоохранительному органу. При

необходимости должно быть указано, в результате какого оперативно-

розыскного мероприятия были получены те или иные оперативные материалы.

Если среди них имеются результаты, полученные с использованием технических

средств (видео- или аудиозаписи, кино- или фотосъемки), то в документе

должны быть указаны также данные о характеристиках этих средств. Они

необходимы для того, чтобы при производстве следственного или судебного

действия можно было применить аппаратуру с надлежащими техническими

характеристиками, позволяющими не только воспроизвести соответствующую

запись, съемку без искажений, но и не привнести в нее при этом каких-либо

необратимых изменений.

Постановление подписывается должностным лицом, его вынесшим, и

приобщается к делу оперативного учета, из которого были изъяты

соответствующие оперативно-служебные документы. Ни само постановление

руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, ни

его копия органу дознания, следователю, прокурору или в суд не

направляются. Указанные в нем оперативно-служебные материалы направляются в

соответствующий правоохранительный орган обычным сопроводительным письмом.

В нем указывается должностное лицо, которому направляются оперативно-

служебные материалы, констатируется наличие постановления руководителя

органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о представлении

ее результатов органу дознания, следователю, прокурору или в суд и снова же

подробно перечисляются направляемые оперативно-служебные материалы.

Сопроводительное письмо такого содержания составляется в двух экземплярах:

подлинник вместе с оперативно-служебными материалами направляется органу

дознания, следователю, прокурору или в суд, а копия сопроводительного

письма приобщается к делу оперативного учета, из которого выделены

соответствующие материалы.

Таким образом, следователь (орган дознания, прокурор, суд) получает

сопроводительное письмо и определенные оперативно-служебные материалы. Все

это он приобщает к уголовному делу. Принятие представленных оперативно-

служебных материалов нет необходимости оформлять протоколом, в котором

фиксировались бы обстоятельства и факт принятия соответствующих материалов

и их краткое описание.

Если следователь (дознаватель, прокурор, судья) считает, что

представленные оперативно-служебные материалы не имеют значения для

уголовного дела или по каким-либо объективным причинам не могут быть

использованы в его интересах, он возвращает такие материалы обратно. Об

этом он должен вынести мотивированное постановление по аналогии с правилами

отказа в удовлетворении ходатайства (см. ст. 131 УПК РСФСР).

9. Предписание Федерального закона об использовании результатов

оперативно-розыскной деятельности в качестве повода и основания для

возбуждения уголовного дела согласуется с п. 6 ч. 1 ст. 108 УПК РСФСР,

предусматривающим один из поводов к возбуждению уголовного дела —

непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления, т.е.

в ходе оперативно-розыскной деятельности. Обнаружение таких признаков

следует расценивать как специфический юридический факт, который в силу

принципа публичности обязывает компетентный орган реагировать на него

уголовно-процессуальным путем — вынести постановление о возбуждении

уголовного дела. В данном случае в юридическом факте содержится и повод, и

основание для принятия такого процессуального решения. Важно также

учитывать, что при обнаружении признаков преступления оперативно-розыскным

путем соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную

деятельность, в полной мере несет ответственность за качество тех сведений,

которые расцениваются как юридический факт, и принятое решение.

При использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в

качестве повода и основания для возбуждения уголовного деда возможны два

варианта.

Первый вариант. Уголовно-процессуальный закон требует, чтобы орган

дознания наряду с судом, прокурором и следователем в пределах своей

компетенции возбуждал уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков

преступления (см. ст.ст. 3 и 112 УПК РСФСР). Но уголовное дело на основании

данных оперативно-розыскного характера может возбудить и следователь. К

сожалению, действующий уголовно-процессуальный закон не указывает на то, в

каких случаях уголовное дело возбуждается органом дознания, а в каких —

следователем. Этот вопрос решается нормативными актами тех ведомств, в

которых имеются оперативные подразделения, проводящие оперативно-розыскные

мероприятия. Причем орган дознания возбуждает уголовные дела при

непосредственном обнаружении признаков преступления лишь в двух случаях:

при чрезвычайных происшествиях и в ситуациях, не терпящих отлагательств.

Имеются в виду ситуации, при которых требуется немедленное принятие решения

о возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных

действий в целях закрепления следов преступления и пресечения преступления

процессуальными способами, а следователь ввиду объективных причин

безотлагательно сделать это не может. Если же нет необходимости в

немедленном реагировании на обнаруженные признаки преступления

процессуальными средствами, то решение о возбуждении уголовного дела на

основании данных, полученных оперативно-розыскным путем, должен принимать

следователь.

В тех случаях, когда немедленно надо реагировать на обнаруженные

признаки преступления процессуальными способами, оперативное подразделение

должно самостоятельно возбудить уголовное дело, пользуясь правами органа

дознания. Здесь компетенция органа дознания ограничивается производством

неотложных следственных действий и передачей дела следователю (см. ст. 119

УПК РСФСР).

Второй вариант. Если не возникла такая ситуация, то оперативное

подразделение направляет соответствующие материалы прокурору или органам

предварительного следствия для возбуждения уголовного дела. При этом

непременно должно соблюдаться обязательное условие — оперативное

подразделение вправе принимать данное решение, если этим не будет причинен

ущерб быстрому и полному раскрытию преступления после возбуждения

уголовного дела прокурором или следователем. Поводом к возбуждению

уголовного дела для них будут являться сообщения предприятий, учреждений,

организаций и должностных лиц (см. п. «з» ч. 7 ст. 108 УПК РСФСР).

И еще одно немаловажное обстоятельство: правильно определить объем

материалов, направляемых оперативным подразделением прокурору или

следователю. В них должны содержаться данные о признаках преступления, а

также усматриваться основания для подготовки и производства следственных

действий. Если представленных материалов недостаточно, то прокурор или

следователь вправе потребовать дополнительные (см. ч. 2 ст. 109 УПК РСФСР).

10. Возможность использования результатов оперативно-розыскной

деятельности при производстве по уголовным делам для подготовки и

осуществления следственных действий основана на уголовно-процессуальном

законе. Основаниями для производства следственных действий служат данные,

которые свидетельствуют о возможности достижения целей таких действий в

каждом конкретном случае получения и проверки доказательств. В большинстве

случаев данные, являющиеся основаниями для производства следственных

действий, носят вероятный характер.

Основания для производства некоторых следственных действий должны

находиться только в материалах уголовного дела, т.е. иметь процессуальный

характер (очная ставка, следственный эксперимент, предъявление для

опознания, производство экспертизы). Наряду с этим уголовно-процессуальный

закон допускает использование в качестве основания для производства

некоторых следственных действий непроцессуальной информации. Например,

основанием для вызова свидетеля на допрос могут служить данные,

формулирующие предположение о том, что ему известны какие-либо

обстоятельства, подлежащие установлению по данному уголовному делу (см. ст.

72 УПК РСФСР). Согласно ч. 1 ст. 168 УПК РСФСР следователь, имея

достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или ином месте

или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы и ценности,

добытые преступным путем, а также другие предметы или документы, могущие

иметь значение для дела, производит обыск для их отыскания и изъятия.

Аналогичный характер оснований усматривается из закона применительно к

личному обыску (см. ст. 172 УПК РСФСР), осмотру (см. ст. 178 УПК РСФСР),

освидетельствованию (см. ст. 181 УПК РСФСР) и задержанию подозреваемого в

совершении преступления (см. ст. 122 УПК РСФСР).

Из приведенных предписаний закона следует, что основаниями для

производства некоторых важных следственных действий может служить

непроцессуальная информация, в том числе полученная оперативно-розыскным

путем. Такой вывод обусловлен и объективными обстоятельствами: на момент

возбуждения уголовного дела следователь не может располагать

процессуальными данными, которые могли бы стать основаниями для

производства следственных действий. Поэтому нередко бывает так, что

достаточные данные, указывающие на признаки преступления (основание для

возбуждения уголовного дела), одновременно служат основаниями для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.