реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


органы вправе осуществлять только те действия, в отношении которых в

законодательстве имеется прямое указание о возможности их проведения

конкретным органом (причем с соблюдением закрепленных в законодательстве

процедур). Именно это положение нашло свое отражение в комментируемой

статье. В ней дан закрытый (исключительный) перечень полномочий

соответствующих государственных органов в сфере оперативно-розыскной

деятельности. Однако полномочия этих органов в сфере административной и

уголовно-процессуальной деятельности определяются не этим Законом (см.,

например: Закон о милиции. Закон о федеральных органах налоговой полиции.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, УПК РСФСР и др.).

6. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную

деятельность, имеют право проводить ее гласно и негласно (см. также

комментарий к ст. 1). Под гласными оперативно-розыскными мероприятиями

следует понимать такие, которые оперативные работники проводят без сокрытия

от посторонних лиц своей личности, ведомственной принадлежности, целей и

характера проводимых действий для решения оперативных задач.

Под негласными оперативно-розыскными мероприятиями следует понимать

такие, которые оперативные работники проводят с сокрытием от посторонних

лиц своей ведомственной принадлежности, целей и характера проводимых

действий для решения оперативных задач. Сокрытие обеспечивается системой

оперативных, режимных, административно-правовых, воспитательных и других

мер по сохранению в тайне всех проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

В ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в

ст. 6, разрешается проводить изъятие предметов, материалов и сообщений, а

также прерывать предоставление услуг связи (в установленных в Федеральном

законе случаях). Предусмотренный в комментируемой статье правовой режим

изъятия иной, чем тот, который закреплен в ст. 244 Кодекса РСФСР об

административных правонарушениях, ст. 336 Таможенного кодекса и в других

нормативных актах, регулирующих административные отношения. Материалы,

предметы и сообщения в процессе оперативно-розыскной деятельности могут

изыматься только в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и

здоровью людей, а также угрозы государственной, военной, экономической или

экологической безопасности России. При этом необходимо учитывать, что в

соответствии со ст. 35 Конституции никто не может быть лишен своего

имущества иначе как по решению суда.

В случае изъятия предметов или материалов в процессе оперативно-

розыскного мероприятия об этом в обязательном порядке делается указание в

справке или рапорте о проведении этого мероприятия. Изымаемые материалы и

предметы детально описываются. В справке или рапорте, составляемом по

итогам осуществления мероприятия, указываются условия их изъятия, упаковки

и хранения.

Изъятие может быть сопряжено с ограничением конституционных прав

граждан на тайну переписки, телефонных переговоров и на неприкосновенность

жилища. В таком случае необходимо соблюдать условия осуществления этих

мероприятий (вынесение постановления, получение разрешение у судьи т.п.).

7. Конфиденциальное сотрудничество — это отношения между

уполномоченными на то Федеральным законом государственными органами,

которые представляют их должностные лица, и гражданами, изъявившими

согласие оказывать содействие на негласной основе и на определенных

условиях. Эти условия могут быть оговорены в контракте. Форма контракта и

другие атрибуты устанавливаются ведомственными нормативными актами (см.

комментарий к ст. 17).

Конфиденциальное сотрудничество используется исключительно в целях

решения определенных законодательством задач и исполнения обязанностей,

возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Отношения конфиденциального сотрудничества с гражданами устанавливаются

только уполномоченными на то должностными лицами. Сотрудники, наделенные

правом установления конфиденциального сотрудничества с гражданами и ведения

работы с ними, отвечают за законное и целенаправленное использование

конфиденциальной помощи граждан в интересах решения задач по обеспечению

безопасности личности, общества и государства.

Оперативный сотрудник в случае несогласия с указаниями

непосредственного начальника, касающимися работы с гражданами,

привлеченными на конфиденциальной основе к сотрудничеству с

правоохранительными органами, вправе обжаловать действия и решения

руководителя в установленном порядке.

При нарушении лицом взятых на себя обязательств, в том числе по

контракту, сотрудник органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность, имеет право вносить предложения об изменениях оговоренных

ранее условий сотрудничества или о его прекращении.

Непосредственные руководители оперативных сотрудников, работающих с

гражданами, привлеченными к негласному сотрудничеству, обязаны и вправе

контролировать деятельность своих подчиненных и оказывать им помощь.

8. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе

использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий служебные

помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей,

а также жилые и нежилые помещения, транспорт, иные средства и иное

имущество частных лиц (см. и. 3 ч. 1 ст. 15). Договором в соответствии с

гражданским законодательством признается двух или многостороннее

соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение

гражданских прав и обязанностей. Он может быть заключен только на основе

согласия лица, являющегося собственником этого имущества или на законной

основе владеющего или распоряжающегося им. форма соглашения, исходя из

положений гражданского законодательства (см. ст. 158 и другие ГК РФ),

может быть устной или письменной (простой или нотариальной).

Устный договор считается совершенным и в том случае, когда из поведения

лица явствует его воля на соответствующие установление, изменение

или прекращение гражданских прав и обязанностей. Молчание признается

выражением воли вступить в договор в случаях, предусмотренных законом или

соглашением сторон.

Договор в письменной форме заключается путем составления документа,

выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, вступающими в

отношения, или должным образом уполномоченными ими лицами.

Законодательством устанавливаются дополнительные требования, которым

должна соответствовать форма определенных договоров (совершение на бланке

определенной формы, скрепление печатью и т. п.), и предусматриваются

последствия несоблюдения этих требований. В простой письменной форме

заключаются договоры юридических лиц между собой и с гражданами, а также

граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз

установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях,

предусмотренных законом,— независимо от суммы сделки.

Договор аренды зданий, сооружений, транспортных средств определяется

положениями гл. 34 ГК РФ. Он заключается в письменной форме в двух случаях.

Во-первых, если он заключается на срок более года. Во-вторых, если хотя бы

одной из сторон договора является юридическое лицо (в частности, орган,

осуществляющий оперативно-розыскную деятельность).

Ст. 651 ГК РФ предусматривает, что договор аренды здания или сооружения

заключается в письменной форме путем составления одного документа,

подписанного сторонами. Несоблюдение этого требования влечет признание

соглашения недействительным. Договор аренды здания или сооружения,

заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и

считается заключенным с момента такой регистрации.

9. Реализация принципа конспирации проявляется, в частности, в том, что

компетентным органам предоставляется право использовать в целях конспирации

документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную

принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств

(см. п. 4ч. 1 ст. 15). Это полномочие базируется, в частности, на общем

положении гражданского права. В ст. 19 ГК РФ закреплено, что случаях и в

порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним

(вымышленное имя).

Главное назначение этих мероприятий заключается в сокрытии от

окружающих лиц действительной службы должностного лица (действительной

принадлежности подразделения, организации, помещения и транспортного

средства) в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Зашифровка этих сил и средств включает в себя: выбор легенды прикрытия;

определение соответствующего поведения; обеспечение необходимыми

документами; проведение мероприятий по закреплению легенды. Документы,

зашифровывающие личность должностного лица и граждан, сотрудничающих с

органами на конфиденциальной основе, могут быть использованы лишь

непосредственно в оперативно-розыскной деятельности.

Зашифровка обеспечивается системой оперативных, режимных,

административно-правовых, воспитательных и других мер по сохранению в тайне

всех проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

10. В целях реализации задач оперативно-розыскной деятельности органы,

ее осуществляющие, имеют право создавать в установленном законодательством

порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения. Порядок

создания предприятий, организаций и учреждений определяется гражданским

законодательством. Создаваемая организация или предприятие, как и все

юридические лица, должны иметь в собственности, хозяйственном ведении или

оперативном управлении обособленное имущество и отвечать по своим

обязательствам этим имуществом. В соответствии с законом создаваемое

предприятие также подлежит государственной регистрации в органах юстиции в

порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные

государственной регистрации включаются в единый государственный реестр

юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо

считается созданным с момента его государственной регистрации.

Нарушение установленного законом порядка образования предприятия или

организации, а также несоответствие их учредительных документов закону

влечет отказ в государственной регистрации. В тоже время отказ в

регистрации по мотивам нецелесообразности создания конкретного предприятия

или организации не допускается.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного

договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях,

предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой

организацией, может действовать на основании общего положения об

организациях данного вида.

Учредительный договор заключается, а устав утверждается его

учредителями. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на

основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах должны определяться наименование

юридического лица, место его нахождения, порядок управления, предмет и цели

деятельности, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом.

Законодательство предусматривает возможность создания юридическими

лицами представительств и филиалов. Представительством является

обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его

нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет

их защиту. Филиалом признается обособленное подразделение юридического

лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его

функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются

имуществом предприятий, организаций, создавших их, и действуют на основании

утвержденных ими положений. Руководители представительств и филиалов

назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Создаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность, юридические лица могут быть коммерческими организациями, т.е.

преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей

деятельности, и некоммерческими, т.е. не имеющими такой цели и не

распределяющими полученную прибыль между участниками.

Под предприятием как объектом гражданских прав понимается имущественный

комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности,

производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях

удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Необходимое

предприятию имущество передается ему государственными или муниципальными

органами, создавшими его.

Учреждением признается организация, созданная собственником для

осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций

некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении

денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность

по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Термин «организация» сопоставим с термином «юридическое лицо» и по сути

является собирательным. В соответствии со ст. 48 ПС РФ юридическое лицо

(организация) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном

управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим

имуществом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и

личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде в

качестве истца и ответчика.

После выполнения поставленных перед предприятием, организацией,

учреждением и подразделением задач они прекращают свою деятельность, если

нет необходимости в их дальнейшем использовании.

11. Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и

юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены. Законы,

определяющие деятельность соответствующих государственных органов, наделяют

их должностных лиц правом требовать от граждан и должностных лиц исполнения

определенных действий. Такие властные предписания должны быть законными,

т.е. отданы при наличии указанных в законе оснований, с соблюдением

необходимых процедур и направлены на решение задач оперативно-розыскной

деятельности.

12. Неисполнение законных требований должностных лиц органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование

ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную

законодательством. В российском законодательстве ответственность за

невыполнение законных требований сотрудников соответствующих

государственных органов установлена вне зависимости от сферы их

деятельности. Поэтому невыполнение указаний при осуществлении оперативно-

розыскной деятельности в равной степени образует правонарушения,

ответственность за которые определена, в частности, ст.ст. 165 и 1655

Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, ст. 330 УК РФ и др.

Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

(1) На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты

сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.

(2) Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и

органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением

лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.

(3) Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-

розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий

подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При

получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное

должностное лицо обязано руководствоваться законом.

(4) При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и

законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и

государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение

вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего

оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие,

совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного

или общественного долга.

(5) Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных

преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных

сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения

пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством

Российской Федерации.

(6) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и

органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды

социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность.

1. Статья заменила собой ст. 14 ранее действовавшего Закона об

оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения состоят

в следующем:

отменено предписание, запрещавшее оценивать работу должностных лиц

органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по

количественным результатам этой деятельности;

отменено предписание, позволявшее должностному лицу, уполномоченному на

осуществление оперативно-розыскной деятельности, при получении от своего

начальника приказа или указания, противоречащего закону, сообщать об этом в

вышестоящий орган или прокурору;

сформулировано новое предписание, которое при определенных

обстоятельствах допускает вынужденное причинение вреда правоохраняемым

интересам;

предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения пенсии в льготном

исчислении времени выполнения должностными лицами органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, спецзаданий в организованных группах и

т.п.;

органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам

местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные

виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность.

2. Цель статьи — определить систему социальной и правовой защиты

должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

3. Предписания статьи носят в основном бланкетный характер, поскольку

по вопросам социальной и правовой защиты должностных лиц органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отсылает к другим

законам, а реализация предписаний, сформулированных в ч. 4 данной статьи,

предполагает применение соответствующих уголовно-правовых норм.

4. Гарантии правовой и социальной защиты должностных лиц органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, призваны обеспечивать

эффективное выполнение ими стоящих перед ними задач. Согласно ч. 1

комментируемой статьи, на этих должностных лиц распространяются гарантии

правовой и социальной защиты сотрудников тех правоохранительных органов и

специальных служб России, в штаты которых они входят.

В ст. 13 содержится перечень органов, которым предоставлено праве

осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории России. Из ее

содержания вытекает, что перечисленные в ней органы входят в штаты органов

внутренних дел, ФСБ России, ФСНП России, ГТК РФ и других органов

исполнительной власти. Следовательно, подробные правовые предписания,

касающиеся социальной и правовой защиты должностных лиц органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, содержатся в законах,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.