реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической

безопасности Российской Федерации (см. абз. 3 ст. 2).

Кроме того, в оперативно-розыскной деятельности различают иные ее

подвиды. Например, в ч. 2 ст. 7 указан один из них — так называемая

оперативно-проверочная работа (органы, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность, вправе собирать характеризующие личность граждан сведения в

строго указанных в Федеральном законе случаях), а в ст. 2 содержится

указание на то, что она может проводиться для поиска без вести пропавших

граждан.

8. Оперативно-розыскную деятельность следует отличать от смежных и

частично совпадающих с ней видов юридической деятельности. В первую очередь

это относится к ее соотношению с уголовно-процессуалъной деятельностью.

Несмотря на то, что оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная

деятельность тесно связаны между собой (наличие общей цели — защиты от

преступных посягательств, а также ряда единых задач — в частности,

предупреждения преступлений и быстрого их раскрытия), они не тождественны.

Имеются существенные отличия первой от второй. Так, оперативно-розыскная

деятельность осуществляете» оперативными подразделениями государственных

органов, перечисленных в ст. 13 Федерального закона, а уголовно-

процессуальная — исключительно субъектами, указанными в уголовно-

процессуальном законе (органами предварительного расследования,

прокуратурой и судом). Оперативно-розыскная деятельность проводится в

порядке, изложенном, как правило, в секретных ведомственных нормативных

правовых актах, а уголовно-процессуальная деятельность — в порядке,

предусмотренном УПК РСФСР. В оперативно-розыскной деятельности широко

применяются негласные силы и средства, а в уголовно-процессуальной

деятельности их применение недопустимо. Кроме того, одним из последствий

уголовно-процессуальной деятельности может стать привлечение виновного в

совершении общественно опасного деяния к наказанию. Наступление такого

правового последствия в оперативно-розыскной деятельности исключается в

силу положения, содержащегося в ч. 1 ст. 5 Федерального закона.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О

частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» под

частной детективной (сыскной) деятельностью понимается оказание на

возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам

предприятиями (частными детективами) в целях защиты законных прав и

интересов клиентов. Причем на лиц, осуществляющих частную детективную

деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников

правоохранительных органов, не распространяется. Кроме того, частные

детективы не вправе осуществлять оперативно-розыскные действия, отнесенные

законом исключительно к компетенции органов дознания (см. комментарий к ст.

6).

Таким образом, основные отличия оперативно-розыскной деятельности от

частной детективной (сыскной) состоят в следующем:

оперативно-розыскная деятельность осуществляется исключительно

государственными органами, а сыскная — негосударственными организациями и

частными лицами;

целью оперативно-розыскной деятельности является защита жизни,

здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и

государства от общественно опасных противоправных деяний лиц, а частной

детективной — получение прибыли посредством совершения действий по защите

законных прав и интересов своих клиентов.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об органах федеральной службы

безопасности в Российской Федерации» ФСБ России и некоторые другие

российские спецслужбы правомочны проводить контрразведывательную

деятельность. Законодатель определил ее как деятельность органов

федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению,

предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных

служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц,

направленной на нанесение ущерба безопасности России (см. ч. 1 ст. 9). Эта

деятельность является разновидностью служебной деятельности ряда спецслужб

России (ФСБ России, СВР России, ФАПСИ при Президенте России и некоторых

других), а ее суть заключается в противодействии разведывательно-подрывной

деятельности специальных служб иностранных государств, иностранных

организаций и их представителей (как правило, конспиративными средствами и

приемами) с целью обеспечения безопасности России.

Основные отличия оперативно-розыскной деятельности от

контрразведывательной состоят в следующем:

целью первой является защита человека, общества и государства от

преступных посягательств, а второй — обеспечение безопасности России

посредством противодействия разведывательно-подрывной и иной деятельности,

проводимой иностранными спецслужбами и организациями в ущерб ее жизненно

важным интересам (см. л. 10 комментария к настоящей статье);

круг субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (см.

ст. 13), гораздо шире круга государственных органов, проводящих

контрразведывательную работу;

общие правила оперативно-розыскной деятельности изложены в нормах

комментируемого Закона, а контрразведывательной — в Федеральном законе об

органах федеральной службы безопасности.

Вместе с тем, между оперативно-розыскной и контрразведывательной

деятельностью много общего. В данной связи на практике порой возникает

затруднение, например, как следует толковать повеление законодателя о том,

что осуществление контрразведывательной деятельности предполагает

«выявление ... деятельности отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба

безопасности Российской Федерации» (см. ч. 1 ст. 9 Федерального закона об

органах федеральной службы безопасности). Полагаем, что к таким лицам могут

относиться только лица (граждане России, иностранные граждане и лица без

гражданства), выступающие представителями специальных служб или организаций

иностранных государств (завербованные иностранными разведками лица,

эмиссары иностранных экстремистских и террористических организаций и т.д.).

Неправомерно расширительно толковать положение ч. 1 ст. 9 указанного

Федерального закона и включать в контрразведывательную деятельность борьбу

с общественно опасными деяниями «отдельных» лиц, чьи действия наносят (или

могут нанести) ущерб безопасности России, но совершаются вне связи с

разведывательной или иной подрывной деятельностью спецслужб иностранных

государств либо иностранных организаций. Борьба с противоправной

деятельностью таких лиц должна проводиться соответствующими

правоохранительными органами в рамках и по правилам оперативно-розыскной

деятельности.

Кроме того, оперативно-розыскную деятельность следует отличать от

разведывательной деятельности российских спецслужб. Законодателем впервые

предпринята попытка раскрыть понятие разведывательной деятельности в тексте

Федерального закона «О внешней разведке». В нем оно раскрывается через

указание на средства проведения разведдеятельности (см. ст. 2).

Разведывательная деятельность — это системное применение специальных сил,

средств и методов и совершение специфических действий, совершаемых с целью

получения информации о замыслах, планах и мерах иностранных государств и

иностранных организаций (их представителей), потенциально или реально

угрожающих безопасности России.

Как следует из сказанного, разведдеятельность имеет собственную цель,

отличную от цели оперативно-розыскной деятельности. Она осуществляется в

основном вне пределов территории Российской Федерации (и это тоже отличает

ее от оперативно-розыскной деятельности). Ее основными «контрагентами»

являются, с одной стороны, Российская Федерация (в лице своих

представителей — СВР России и других спецслужб), а с другой — иностранное

государство или международная организация. Наконец, разведдеятельность

регламентирована специальным законодательным актом — Федеральным законом о

внешней разведке, нормативные предписания которого не распространяются на

оперативно-розыскную деятельность.

Резюмируя изложенное, определим оперативно-розыскную деятельность как

основывающийся на федеральном законе вид социально полезной юридической

деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющий

собой совокупность поведенческих актов конспиративного и гласного

применения специальных сил, средств и методов, а также совершения

оперативно-розыскных действий, и осуществляемый с целью защиты человека и

общества от преступных посягательств при условии наличия объективного

затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации

иных законных средств.

9. Оперативно-розыскная деятельность проводится в двух

взаимодополняющих формах — гласно и негласно. Так, должностные лица

государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,

могут официально (гласно) представлять интересы конкретного

государственного органа или выступать от его имени. Наряду с этим

оперативный сотрудник или лицо, содействующее проведению оперативно-

розыскной деятельности, могут осуществлять свои правомочия, предоставленные

настоящим Федеральным законом, в негласной форме (см. подробнее комментарий

к ст. ст. 3 и 6).

Использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-розыскных

средств и методов наряду с гласными является вынужденной, защитной мерой

общества и государства. Как правило, подготовка и совершение умышленных

особо тяжких и тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируются (в

частности, совершение преступлений против жизни человека и безопасности

государства). Поэтому общество и государство не только одобрили применение

против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, системы

законных оперативно-розыскных мероприятий, но и обязали своих

представителей (субъектов) осуществлять такого рода деятельность (см. о

понятии и содержании оперативно-розыскных мероприятий комментарий к ст. 6).

При ином подходе было бы весьма затруднительно обеспечить неотвратимость

уголовной ответственности для лиц, совершающих умышленные преступления

скрытно, с различными ухищрениями.

10. Основными субъектами, наделенными государством правомочиями на

осуществление оперативно-розыскной деятельности, являются оперативные

подразделения ряда государственных органов (см. комментарий к гл. III и к

ст. 13).

11. В комментируемой статье проведение оперативными подразделениями

оперативно-розыскной деятельности ограничивается пределами их полномочий. В

теории права полномочие — это право одного лица (представителя) совершать

сделки от имени другого (представляемого), тем самым создавая, изменяя или

прекращая права и обязанности представляемого. В оперативно-розыскной

практике под полномочиями следует понимать совокупность задач, решение

которых законодателем возложено на субъектов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность и компетенцию данных субъектов, предусмотренную

законодательством в области оперативно-розыскной деятельности.

Под пределами таких полномочий понимается строго ограниченная нормами

Федерального закона компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности

(включающая предмет ведения, обязанности, права, а также ответственность)

по проведению в необходимых и обоснованных случаях действий и осуществлению

мероприятий, перечисленных в Федеральном законе (см. комментарий к ст.ст.

2. 6, 14 и 15).

12. О понятии и содержании оперативно-розыскных мероприятий см.

комментарий к ст.ст. 6—8.

13. Оперативно-розыскная деятельность проводится с вполне определенными

целями (защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина,

собственности, обеспечения безопасности общества и государства от

преступных посягательств). Цель оперативно-розыскной деятельности — это

осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого

направлено действие (действия) оперативника, конфидента и других лиц,

участников этой деятельности.

На практике зачастую не уделяют должного внимания вопросу о соотношении

цели оперативно-розыскной деятельности и ее задач (см. о задачах оперативно-

розыскной деятельности комментарий к ст. 2). Следует помнить, что задачи в

обязательном порядке корреспондируют цели оперативно-розыскной

деятельности, указанной в комментируемой статье (т.е. защите объектов от

преступных посягательств). Не подлежит расширительному толкованию,

например, задача оперативно-розыскной деятельности о добывании информации о

событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной,

экономической или экологической безопасности России (см. абз. 3 ст. 2), как

выходящая за рамки целеполагания, установленного законодателем. Отсюда

следует, что иные, кроме оперативно-розыскной, виды специальной

деятельности российских правоохранительных органов и спецслужб (разведка,

контрразведка), преследующие другие, более глобальные цели, чем указанные в

комментируемой статье (в частности, обеспечение безопасности России),

подлежат правовому регулированию в соответствии с правилами Федерального

закона только в той части, в какой они совпадают с целью оперативно-

розыскной деятельности.

14. Под защитой указанных в комментируемой статье объектов следует

понимать систему оперативно-розыскных, организационных, нормативно-правовых

и иных мер, предусмотренных законодательством в области оперативно-

розыскной деятельности, направленных на:

создание условий, обеспечивающих безопасность перечисленных в статье 1

закона объектов от преступных посягательств и, одновременно, на устранение

общих причин и условий совершения преступлений;

локализацию общественно опасных последствий (в случае совершения

преступления).

15. В зависимости от предусмотренных в Федеральном законе целей в

оперативно-розыскной деятельности выделяют определенные направления работы.

Ими являются: а) защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и

гражданина от преступных посягательств; б) защита собственности от

преступных посягательств; в) обеспечение безопасности общества и

государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).

16. Направляя оперативно-розыскную деятельность на достижение социально

полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина

(жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне

объектов защиты. В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права и

свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и

свобод человека и гражданина — обязанность государства. Защита жизни

человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств

и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право

на жизнь (см. ч. 1 ст. 20 Конституции) реальным содержанием. Наряду с этим

признанные и гарантированные ст.ст. 17—64 Конституции права и свободы

человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от

преступных посягательств. В частности, таким «охранным» средством является

осуществление оперативно-розыскной деятельности в необходимых и допустимых

законом случаях.

С помощью оперативно-розыскной деятельности государство осуществляет

охрану собственности (собственность — экономическая категория, отражающая

право владения имуществом). Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции

защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные

формы собственности.

Целью оперативно-розыскной деятельности является также обеспечение

безопасности общества и государства от преступных посягательств. В

соответствии с правилами ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992

г. «О безопасности» (с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1992 г.)

под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных

интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Причем под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность

потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и

возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности законодатель относит, в частности,

общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его

конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность).

Государство есть основной институт политической системы классового

общества, оно осуществляет управление обществом. Его безопасность — это

совокупность общественных отношений, выражаемая в защищенности жизненно

важных интересов (прежде всего — конституционного строя) основного

института политической системы современного общества от внешних и

внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и развиваться.

Безопасность государства является одним из важнейших элементов системы

безопасности (национальной) Российской Федерации.

Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать

организацию и реализацию системы мер (различного характера) с целью

нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному

функционированию и развитию российского общества и государства.

17. Под преступными посягательствами, о которых идет речь в

комментируемой статье, понимаются антиобщественные противоправные деяния,

направленные на совершение преступления. Согласно предписаниям ч. 1 ст. 14

УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное

деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под

угрозой наказания.

Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и

содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу

малозначительности не представляющее общественной опасности, т.е. не

причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу

или государству (см. ч. 2 ст. 14 УКРФ).

На практике следует помнить о том, что каждый обвиняемый в совершении

преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в

предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в

законную силу приговором суда (см. ч. 1 ст. 49 Конституции), и

руководствоваться этим конституционным положением.

18. С учетом того, что оперативно-розыскная деятельность предназначена

дня защиты охраняемых объектов исключительно от преступных посягательств,

является незаконным осуществление оперативно-розыскных мероприятий, целью

которых является получение информации о совершении каких-либо иных, кроме

преступных, общественно опасных правонарушений, в частности

административных проступков, ответственность за совершение которых

предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях

(исключением служат предписания ч. 2 ст. 7).

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также

выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или

совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия

и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести

пропавших;

добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу

государственной, военной, экономической или экологической безопасности

Российской Федерации.

1. Статья заменила собой ст. 1 ранее действовавшего Закона «Об

оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Изменения и

дополнения состоят в следующем:

из содержания прежней статьи обоснованно изъято словосочетание «...в

том числе сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.