реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого

преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное

преступление.

Обязательным условием эффективного применения этих и других положений

законодательства, признающим причинение вреда правомерным, выступает

неукоснительное соблюдение всех условий правомерности, в числе которых

прежде следует назвать причинение вреда только как вынужденную, крайнюю

меры.

10. Самостоятельным видом правовой защиты должностных лиц органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, правомерно считать

предоставленное Федеральным законом этим органам право обеспечивать

собственную безопасность (см. комментарий к ст. 7). Такое право

конкретизируется в законах, регламентирующих деятельность соответствующих

органов исполнительной власти с учетом особенностей,, обусловленных

спецификой выполняемых ими обязанностей. Так, согласно Федеральному закону

об органах федеральной службы безопасности эти органы имеют право

осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по

предотвращению проникновения спецслужб и организаций иностранных

государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических

средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям,

составляющим государственную тайну (см. п. «т» ст. 13). В органах

внутренних дед, ФСБ России, ФСНП России, таможенных органах и федеральных

органах государственной охраны в целях обеспечения безопасности защищаемых

лиц создаются в установленном порядке специальные подразделения. Эти

подразделения призваны не только обеспечивать законную и эффективную работу

органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, но и защищать

жизнь, здоровье и имущество должностных лиц этих органов, а также их

близких в случаях, когда на них совершается посягательство, с цепью

воспрепятствовать законной деятельности соответствующих должностных лиц

либо принудить их к изменению ее характера либо из мести за эту

деятельность.

II. Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных

преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных

сотрудников указанных органов в соответствии 6 постановлением Совета

Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 (с последующими

изменениями) и ведомственными нормативными актами на основании

мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего

оперативно-розыскную деятельность, подлежит зачету в выслугу лет для

назначения пенсии на льготных условиях — один месяц службы за два месяца.

Глава IY. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-

розыскную деятельность

Глава IV предназначена систематизировать нормативные предписания,

регламентирующие деятельность той части субъектов оперативно-розыскной

деятельности, которые «содействуют» ее осуществлению (см. комментарий к гл.

III).

Сравнительный анализ ее структуры со структурой аналогичного раздела

действовавшего ранее оперативно-розыскного закона (см. разд. IV) приводит к

выводу, что она не претерпела каких-либо изменений. Вместе с тем такие

изменения целесообразны. Как представляется, они внесли бы большую ясность

в изложение нормативно-правового материала. Продуктивной видится

конструирование структуры данной главы, в которой содержались бы правила

деятельности двух групп субъектов оперативно-розыскной деятельности: о

лицах, привлекаемых к участию в этой деятельности на конфиденциальной и

гласной основах (включая предписания об основаниях, условиях и порядке

привлечения лиц к участию в оперативно-розыскной деятельности, их

обязанностях и правах), и о лицах, содействующих осуществлению оперативно-

розыскной деятельности (речь идет о регламентации правил помощи,

оказываемой заявителем, специалистом, экспертом и переводчиком).

С т а т ь я 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-

розыскную деятельность

(1) Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или

проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию

конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне

сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-

розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию

указанным органам.

(2) Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут

заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от

их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и

социального положения, образования, принадлежности к общественным

объединениям, отношения к религии и политических убеждении.

(3) Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,

запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту

депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных

представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

1. Статья заменила собой ст. 15 ранее действовавшего Закона об

оперативно-розыскной деятельности. В ней сохранены прежние структура и

содержание. Предписаниями данной статьи признается общественная значимость

и государственная необходимость привлечения граждан к сотрудничеству на

гласной и конспиративной основе для решения задач оперативно-розыскной

деятельности.

2. Цель статьи — системное изложение требований и предписаний,

устанавливающих общий порядок привлечения граждан к содействию в

осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

3. Отдельные положения статьи носят отсылочный характер. Для правильной

их реализации правоприменители должны знать требования конкретных

нормативных правовых актов (включая закрытые подзаконные).

4. В комментируемой статье закреплены общие положения о содействии

граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Фиксация

на уровне закона этих положений — важный шаг в нормотворческой деятельности

по сравнению с практикой прошлого, когда привлечение граждан к

конфиденциальному сотрудничеству осуществлялось на основе закрытых

нормативных актов органов исполнительной власти.

Комментируемая статья закрепляет за гражданами возможность реализации

их конституционных прав на защиту от преступных посягательств путем

оказания содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность.

При решении задач оперативно-розыскной деятельности субъекты, ее

осуществляющие, могут привлекать к сотрудничеству отдельных лиц (с

добровольного согласия последних). Конфиденциальное сотрудничество граждан

с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, должно носить

исключительно добровольный, осознанный характер и выражаться в

утвердительной форме согласия. Реализация права граждан на такое содействие

возможна только при условии обоюдного согласия. Фор-' ма выражения согласия

на оказание содействия в подготовке или проведении оперативно-розыскных

мероприятий может носить устный, письменный или иной характер. Мотивация

сотрудничества лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность, как правило, имеет различную основу (исполнение гражданского

долга, материальную заинтересованность и т.д.). При этом конфиденциальное

содействие граждан носит индивидуальный характер и осуществляется на

разовой или долговременной основе в зависимости от сроков решения

конкретных задач оперативно-розыскной деятельности (см. комментарий к ст.

2).

Кроме того, в ходе привлечения граждан к конфиденциальному

сотрудничеству со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, не допускается применение в отношении лиц методов

запугивания, физического устрашения или насилия.

5. Законодатель выделяет два вида содействия граждан органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Первый из них

предусматривает привлечение граждан для подготовки оперативно-розыскных

мероприятий. Второй —для непосредственного участия в их проведении.

В ходе реализации первого вида содействия граждан органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, к сотрудничеству

привлекаются лица, располагающие необходимыми возможностями для участия в

подготовке оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, уровень таких

возможностей в значительной степени зависит от ряда факторов (занимаемого

должностного положения, профессиональных знаний и т.п.) и определяется

оперативным работником, осуществляющим подготовку оперативно-розыскных

мероприятий на конкретном направлении деятельности или линии работы. В этой

связи это не означает обязательной реализации гражданами своего права на

сотрудничество, так как привлечение к сотрудничеству является прерогативой

органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, привлекают к

сотрудничеству должностных лиц, специалистов, обладающих различными

отраслями знаний, а также другие категории граждан, располагающих

необходимыми возможностями для участия в подготовке оперативно-розыскных

мероприятий. На практике такой вид конфиденциального сотрудничества

наиболее часто используется оперативным составом при организации оперативно-

розыскных мероприятий, требующих предварительной подготовки для создания

дополнительных и благоприятных условий, способствующих успешному решению

задач оперативно-розыскной деятельности. Например, такой вид содействия

граждан реализуется при подготовке наиболее оперативно значимых и

трудоемких по организации розыскных мероприятий. В частности, создание

конспиративных мест работы с конфидентами, проведение оперативно-розыскных

мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д. Как

правило, привлечение такой категории граждан сводится к участию в

организационном обеспечении оперативно-розыскных мероприятий. В то же время

это не исключает возможности участия указанной категории граждан в

проведении других оперативно-розыскных мероприятий. В отдельных случаях

органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, по своей

инициативе могут создавать постоянные или временные легендированные

возможности для граждан, оказывающих содействие при подготовке оперативно-

розыскных мероприятий.

Второй вид содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-

розыскную деятельность, предусматривает непосредственное их участие в

проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на решение

конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. В большей степени это

относится к оперативному внедрению конфидентов в криминальную среду (см. об

оперативном внедрении комментарий к ст. 6). При этом органы, осуществляющие

оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Федеральным законом

задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных

соответствующими законодательными актами Российской Федерации (см.

комментарий к ст. 4).

По желанию граждан их участие в подготовке или проведении оперативно-

розыскных мероприятий может носить как гласный, так и негласный характер.

Привлечение граждан к подготовке и проведению оперативно-розыскных

мероприятий на гласной основе может осуществляться для наведения справок,

отождествления личности и др. (см. ст. 6). Независимо от этого содержание

сотрудничества должно носить исключительно скрытый характер,

обусловливаемый особыми условиями оперативно-розыскной деятельности. В

последующем полученная оперативная информация может быть предана гласности,

а лица, оказывающие содействие в ее получении, могут стать заявителем и

свидетелем по конкретному уголовному делу. Следует отметить, что по желанию

граждан сотрудничество может осуществляться в виде негласной деятельности.

6. Негласное сотрудничество граждан с органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность, обусловливается:

наличием реальных угроз государственной, военной, экономической и

экологической безопасности России, которые возникают и реализуются в виде

конспиративной противоправной деятельности;

скрытым характером подготовки и совершения преступления и сокрытия его

следов;

специфическим содержанием задач, решаемых органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность, по выявлению скрытых угроз безопасности

России, признаков подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлений,

а также их своевременным предупреждением и пресечением.

Опасный характер преступных посягательств, использование конспиративных

методов при подготовке и совершении преступлений вынуждают органы,

осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в большей степени

привлекать граждан к негласной форме сотрудничества. К негласному

сотрудничеству привлекаются граждане в зависимости от компетенции органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и используются ими для

решения задач по конкретным направлениям оперативно-розыскной деятельности

и линиям работы. Причем органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность, категорически запрещается использовать конфиденциальное

сотрудничество граждан в целях, не указанных в Федеральном законе.

7. Неотъемлемым условием конфиденциального сотрудничества граждан с

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является их

обязанность сохранять в тайне сведения, полученные в ходе подготовки и

проведения оперативно-розыскных мероприятий. Данное условие, с одной

стороны, вытекает из самой сути конфиденциального сотрудничества, которое

состоит, во-первых, в скрытом характере деятельности органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и, во-вторых, в

содержании сведений, составляющих государственную тайну, разглашение

которых преследуется по закону. С другой стороны, лица, содействующие

органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, как правило,

располагают сведениями, разглашение которых может нанести непоправимый

ущерб как подготовке и проведению мероприятий оперативно-розыскной

деятельности, так и в целом безопасности России. Поэтому информация об

оперативно-розыскной деятельности не ограничивается сведениями,

составляющими государственную тайну в области оперативно-розыскной

деятельности (см. Закон о государственной тайне), а предусматривает более

широкий круг данных конфиденциального характера, которые необходимо хранить

в тайне.

8. В процессе содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-

розыскную деятельность, они обязаны сообщать объективную оперативно

значимую информацию. Предоставляемая конфидентами информация не должна быть

заведомо ложной.

Сообщение сведений в любой форме (устно, письменно или иначе) органу,

осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, умышленно искажающих

данные как о событии преступления, так и о лицах, его со-

вершивших, согласно уголовному законодательству рассматривается как

заведомо ложный донос (см. ст. 306 УК РФ). Не может рассматриваться как

заведомо ложный донос информация конфидента, полностью или частично не

соответствующая действительности, если факт предоставления такого рода

сведений не отвечает определенным квалифицирующим признакам. В частности, к

этим признакам относятся заведомо ложная информация в обвинении лица в

совершении особо тяжкого или тяжкого преступления, предусмотренного

уголовным законодательством, и искусственное создание доказательств

обвинения в такого рода преступлениях.

Вместе с тем необходимо отметить, что добросовестное заблуждение

граждан в силу субъективного восприятия отдельных признаков

подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений исключает

уголовную ответственность по ст. 306 УК РФ.

Помимо этого конфиденты в ходе участия в оперативно-розыскных

мероприятиях могут располагать достоверными сведениями о готовящихся или

совершенных преступлениях, однако в силу различных обстоятельств могут

намеренно скрывать сведения об известных им преступлениях от органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В этой связи действия

конфидентов, связанные с сокрытием информации о преступлениях, могут

служить основанием для прекращения с ними сотрудничества.

Необходимо подчеркнуть, что в соответствии со ст. 41 Конституции

сокрытие занимающими должностное положение конфидентами сведений о фактах и

обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за

собой ответственность в соответствии с законодательством. В этом случае

уголовная ответственность наступает по ст. 285 УК РФ за совершение

должностного преступления.

9. В ходе оперативно-розыскной деятельности должностные лица, ее

осуществляющие, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными

лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального,

должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к

общественным объединениям, политических и религиозных убеждений, если иное

не оговорено правилами Федерального закона.

Конфиденциальные отношения устанавливаются с физическими лицами

независимо от их гражданства. К сотрудничеству могут привлекаться:

граждане России, которые являются таковыми или были признаны гражданами

России в соответствии с Законом о гражданстве;

лица, имеющие двойное гражданство (одновременно состоящие в гражданстве

другого государства):

лица без гражданства (не являющиеся российскими гражданами и гражданами

других государств) и иностранцы (граждане и подданные иностранного

государства).

Конфиденциальные отношения с указанными лицами могут устанавливаться

независимо от постоянного или временного их нахождения на территории

России. В оперативной практике недопустимо привлечение к конфиденциальному

сотрудничеству дееспособных лиц, по состоянию здоровья не способных

принимать участие в мероприятиях оперативно-розыскной деятельности или

имеющих признаки психических отклонений.

10. Волеизъявление граждан в установлении конфиденциальных отношений с

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, может

осуществляться в письменной форме в виде контракта. Контракт — договор,

соглашение со взаимными обязательствами для договаривающихся сторон.

Контракт может заключаться органом, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность, только с совершеннолетним дееспособным лицом, способным

самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. В

соответствии со ст. 60 Конституции гражданин приобретает такие права и

обязанности с 18-летнего возраста. С этого возраста гражданин своими

действиями приобретает не только права, но и создает юридические

обязанности, а равно способен нести ответственность за последствия своих

действий по российскому законодательству.

Следовательно, органы, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность, вступают с отдельными гражданами в специфические гражданско-

правовые и трудовые отношения. Контракт выступает юридической гарантией для

такой категории граждан, являющихся одной из сторон в установлении

специфических трудовых отношений (о социальной и правовой защите см.

комментарий к ст. 18). Отсюда следует, что контракт как разновидность

договора имеет определенные правовые последствия для обеих сторон, а потому

он должен отвечать юридически значимым требованиям.

Так, в контракте обязательно должны быть определены его общие

положения. Помимо договаривающихся сторон, в нем должны быть указаны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.