реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


регулируют конкретные (отдельные) общественные отношения, возникающие в

оперативно-розыскной деятельности или в связи с ней. К их числу относятся:

Таможенный кодекс Российской Федерации', Уголовно-исполнительный кодекс

Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ2, Закон Российской

Федерации от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной

деятельности в Российской Федерации»3, Закон Российской Федерации от 1

апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской- Федерации»4, Закон

Российской Федерации от 24 мая 1993 г. «О федеральных органах налоговой

полиции»5, Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. «О связи»6, Федеральный

закон от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и

обвиняемых в совершении преступлений" ' и др.

В Таможенном кодексе, в гл. 36 «Оперативно-розыскная деятельность

таможенных органов Российской Федерации» изложены некоторые общие правила

оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений таможенных

органов, а в гл. 37 «Контролируемые поставки» — достаточно конкретные

правила осуществления контролируемой поставки (см. п. 18 комментария к ст.

6).

Согласно УИК РФ (ст. 84 «Оперативно-розыскная деятельность в

исправительных учреждениях») в исправительных учреждениях в соответствии с

законодательством России осуществляется оперативно-розыскная деятельность,

задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных,

персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и

раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях

преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск

в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных

учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;

содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до

прибытия в исправительное учреждение (см. ч. 1}. Эта оперативно-розыскная

деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных

учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их

компетенции (см. ч. 2).

Закон о частной детективной и охранной деятельности содержит

предписание, запрещающее частным детективам совершать любые оперативно-

розыскные действия (см. ч. 3 ст. 1).

В Законе о Государственной границе изложено, что органы и войска ФПС

России охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных

водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также

осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они

проводят оперативно-розыскную деятельность (см. ст. 30).

В п. 14 ст. 11 «Права федеральных органов налоговой полиции» Закона о

федеральных органах налоговой полиции предусмотрены элементы порядка

проведения такого оперативно-розыскного мероприятия, как оперативное

внедрение (см, п. 17 комментария к ст. 6).

В Федеральном законе о связи установлены правила взаимодействия

предприятий связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность. Так, предприятия связи независимо от ведомственной

принадлежности и форм собственности, операторы связи, действующие на

территории Российской Федерации, при разработке, создании и эксплуатации

сетей связи обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации

оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-

розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных

мероприятий на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия

организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий (см.

ч. 1 ст. 14). Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 14, в случае использования

средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности,

общества и государства, уполномоченные на то государственные органы в

соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право

приостановки деятельности любых сетей и средств связи независимо от

ведомственной принадлежности и форм собственности.

Предписаниями ч. 7 ст. 34 «Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор

за ними» Федерального закона о содержании под стражей предусмотрено, что «в

местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения

и раскрытия преступлений проводятся оперативно-розыскные мероприятия в

порядке, предусмотренном законом». В ч. 3 ст. 20 «Переписка» этого

Федерального закона предусмотрено, что письма, содержащие сведения, которые

могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать

совершению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие

государственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не

отправляются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются и передаются лицу или

органу, в производстве которых находится уголовное дело, а в ст. 21

«Направление предложений, заявлений и жалоб» установлен порядок проведения

цензуры в отношении предложений, заявлений и жалоб подозреваемых и

обвиняемых.

Особый вид третьей подгруппы состоит из законодательных актов,

закрепляющих компетенцию государственных органов на осуществление

оперативно-розыскной деятельности и отчасти дублирующих предписания,

изложенные в ст.ст. 13—15 Федерального закона (см. комментарий к ст. 13).

Этот вид подгруппы составляют следующие законодательные акты:

Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с последующими

изменениями)'. Например, в п. 16 ст. 11 указано, что милиция вправе

осуществлять оперативно-розыскные меры;

Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках

Министерства внутренних дел Российской Федерации»2;

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и

органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»3, согласно

которому учреждениям, исполняющим наказания, предоставлено право

«осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации

оперативно-розыскную деятельность» (см. п. 2 ст. 14);

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О федеральных органах

правительственной связи и информации»4;

Закон о Государственной границе. Данным Законом органы и войска ФПС

России наделены полномочиями на осуществление оперативно-розыскной

деятельности (см. ч. 1 ст. 3, ч. I и подп. 20 ч. 2 ст. 30);

Закон о федеральных органах налоговой полиции (см. ст.ст. 10. 11 и

др.);

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы

безопасности в Российской Федерации» (см. ст. 10 и др.)5;

Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О внешней разведке»';

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. «О государственной охране»2. В нем

предусмотрено, что федеральные органы государственной охраны в целях

осуществления государственной охраны вправе осуществлять оперативно-

розыскную деятельность в соответствии с федеральным законодательством об

оперативно-розыскной деятельности (см. и. 2 ст. 15).

Анализ соответствующих нормативных предписаний данной группы позволяет

сделать вывод о том, что отдельные из содержащихся в них норм вступают в

коллизии с аналогичными нормативными правилами Федерального закона. В

данной связи полагаем, что при возникновении на практике затруднений

следует руководствоваться предписаниями Федерального закона как

нормативного правового акта, специально предназначенного для регулирования

оперативно-розыскной деятельности. Что же касается не соответствующих ему

тех или иных правил, содержащихся в иных законодательных актах, то они

требуют законодательного изменения или уточнения.

К четвертой группе актов относятся иные, кроме законов, нормативные

правовые акты федеральных органов государственной власти. Ими являются:

акты Президента Российской Федерации;

акты представительного и законодательного органа Российской Федерации

(парламента)3;

акты Правительства Российской Федерации.

В настоящее время Президентом Российской Федерации приняты и действуют

следующие нормативные акты, в той или иной мере регламентирующие

правоотношения в области оперативно-розыскной деятельности:

О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной

власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического

экстремизма в Российской Федерации. Указ Президента от 23 марта 1995 г.

№310;

О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства,

реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления

услуг в области шифрования информации. Указ Президента от 3 апреля 1995 г.

№ 334;

Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных

мероприятий с использованием технических средств. Указ Президента от 12

июля 1995 г. Ли 673;

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Утвержден Указом

Президента от 30 ноября 1995 г. № 1203;

О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации,

приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее

пределы, а также использования специальных технических средств,

предназначенных для негласного получения информации. Указ Президента от 9

января 1996 г. № 21;

О мерах по усилению борьбы с терроризмом. Указ Президента от 7 марта

1996 г. № 338;

О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с

преступностью. Указ Президента о№ 18 апреля 1996 г. № 567;

Вопросы Службы Безопасности Президента Российской Федерации. Указ

Президента от 22 апреля 1996 г. № 586;

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Утверждено Указом Президента от 18 июля 1996г. № 1039м др.

Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. Указ

Президента от 6 марта 1997 г. № 188 и др.

В частности, согласно Перечню сведений, отнесенных к государственной

тайне, к таковым в области оперативно-розыскной деятельности относятся:

сведения, раскрывающие ее силы, средства, методы, планы и результаты, а

также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают

перечисленные сведения; сведения, о лицах, сотрудничающих или

сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность (см. п. 82); сведения, раскрывающие

принадлежность конкретных лиц к подразделениям по борьбе с организованной

преступностью, а также проводимые ими оперативно-поисковые и оперативно-

технические мероприятия (см. п. 83). Согласно Указу Президента Российской

Федерации от 9 января 1996 г. № 21 на ФСБ России возлагается выявление и

пресечение случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий

неуполномоченными лицами, а также координация работы оперативных

подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по

выявлению нарушений установленного порядка разработки, производства,

реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и

вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для

негласного получения информации, неуполномоченными лицами (см. п. 1) и др.

Правительством Российской Федерации приняты следующие нормативные акты,

в той или иной мере регламентирующие различные правоотношения в области

оперативно-розыскной деятельности и в связи с ее осуществлением:

Вопросы Департамента налоговой полиции Российской Федерации.

Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 11

октября 1993 г. № 1037;

Положение о Государственном фонде борьбы с преступностью. Утверждено

Постановлением Правительства от 17 ноября 1994 г. № 7272;

О порядке привлечения граждан к охране государственной границы

Российской Федерации. Постановление Правительства от 15 апреля 1995 г

\№339;

Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную

тайну, к различным степеням секретности. Постановление Правительства от 4

сентября 1995 г. № 870;

Об утверждении перечня предметов, запрещенных к пересылке по сети

почтовой связи, и порядка их изъятия и уничтожения. Постановление

Правительства от 6 марта 1996г. №260;

О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на

1996—1997 годы. Постановление Правительства от 17 мая 1996 г. №600;

Об утверждении положения о лицензировании деятельности физических и

юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной

деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией,

приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее

пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных,

приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации,

и перечня видов специальных технических средств, предназначенных

(разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного

получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной

деятельности. Постановление Правительства от 11 июля 1996г. № 770;

О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите.

Постановление Правительства от 17 июля 1996г. № 831;

Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола.

Постановление Правительства от 14 октября 1996г. № 1190 и др. Согласно п.

12 НЦБ Интерпола в установленном порядке принимает, обрабатывает и

направляет в Генеральный секретариат Интерпола и национальные бюро

Интерпола иностранных государств запросы, следственные поручения и

сообщения правоохранительных и иных государственных органов Российской

Федерации для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших

преступления, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за

границу доходов от преступной деятельности, похищенных документов,

проведения иных оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий

по делам, находящимся в производстве этих органов.

Пятую группу составляют нормативные акты ведомств, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность или ее контролирующих.

Во-первых, это нормативные акты органов, чьи оперативные подразделения

непосредственно проводят оперативно-розыскную деятельность. Данную группу

нормативных правовых актов можно условно «разбить» на акты, принимаемые:

конкретным министерством или ведомством;

совместно министерствами и ведомствами по тем или иным сторонам

обеспечения оперативно-розыскной деятельности.

Нормативные правовые акты этой группы носят, как правило, закрытый

(служебный или секретный) характер и должны регламентировать, согласно ч. 2

ст. 4, исключительно организацию и тактику проведения оперативно-розыскных

мероприятий. Для вступления в силу данных нормативных правовых актов

предусмотрен особый порядок. Так, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность органы издают их, во-первых, в пределах своих полномочий (т.е.

в пределах правомочий, установленных в законодательных актах,

регламентирующих организацию таких государственных органов) и, во-вторых, в

соответствии с действующим российским законодательством.

Среди совместных ведомственных нормативных правовых актов назовем

следующие:

Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах)

органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для

пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп[9];

межведомственная Инструкция об основах организации и тактики проведения

соответствующих технических мероприятий, объявленная совместным приказом

ФСБ, МВД, СВР, ФСО, СБ, ФПС, ФСНП и ГПК от 19 июня 1996 г.;

Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 29 июля 1996 г.

№ 44/15 и министра внутренних дел Российской Федерации 25 июля 1996 г. №

1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для

осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об

оперативно-розыскной деятельности».

Во-вторых, это нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры

Российской Федерации. Ее ведомственные акты (приказы и др.), согласно ст. 4

Федерального закона, не входят в число актов, принадлежащих к правовой

основе оперативно-розыскной деятельности (прокуратура не указана в ст. 13

среди иных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную

деятельность). Тем не менее значение ее актов для законного осуществления

оперативно-розыскной деятельности весьма ощутимо (см. комментарий к ст.

21). В число данных актов входят, например, следующие:

О повышении роли органов прокуратуры в борьбе с преступностью и ее

предупреждении. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29

июня 1994 г. № 31;

Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием

преступления. Приказ Генерального прокурора от 21 февраля 1995 г. №70;

О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров

специализированных прокуратур. Приказ Генерального прокурора от 9 апреля

1996г. №24;

Положение о управлении по надзору за исполнением законов о федеральной

безопасности. Утверждено Генеральным прокурором 9 августа 1996г.;

Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об

оперативно-розыскной деятельности». Приказ Генерального прокурора от 9

августа 1996г. № 48 и др.

В частности, в приказе № 48 содержатся следующие положения:

прокуроры, уполномоченные надзирать за исполнением законов в оперативно-

розыскной деятельности, должны иметь для работы с документами допуск,

оформленный надлежащим образом (см. п. 7);

при осуществлении или организации надзора исходить из того, что

предметом прокурорского надзора являются соблюдение прав и свобод человека

и гражданина, порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий,

установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих

законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность (см. п. 2);

уполномоченные прокуроры вправе требовать у руководителей органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлинные оперативно-

служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного

учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и их учета (см.

п. 4);

прокурорам надлежит использовать определенные законом методы

прокурорского надзора и, в частности, опротестовывать противоречащие закону

приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность (см. подп. «е» п. 5).

Необходимо отметить, что нормативные правовые акты данной группы

источников правового регулирования оперативно-розыскной деятельности,

затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие

межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в

Министерстве юстиции Российской Федерации. Она проводится на основании

Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного

постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 4

ноября 1993 г. № 1187 (см. л. о) и в соответствии с Положением о порядке

государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденным

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. № 305, а

также в соответствии с правилами отбора и направления нормативных актов,

имеющимися в каждом из ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность.

Шестую, или особую, группу источников правового регулирования

общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности составляют

следующие акты и документы.

Во-первых, самостоятельную группу нормативных источников правового

регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности

составляют законодательные акты России, хотя и не содержащие правовых

институтов (норм) или отдельных правил, непосредственно предназначенных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.