реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


деятельности остались вне уровня законодательного регулирования положения

о: должностных лицах, правомочных принимать решения; видах решений и

предъявляемых к ним требованиях; составных частях решения; условиях

вступления решения в силу).

Те же из них, которые охвачены законодательным регулированием,

изложены, порой, бессистемно. Так, законодатель пренебрег системным

подходом при изложении предписаний об оперативно-розыскных мероприятиях.

Этим термином им названы и оперативно-розыскные действия, т.е. конкретные

поступки, акты поведения должностных лиц — субъектов оперативно-розыскной

деятельности, а равно лиц, привлекаемых к участию в этой деятельности,

направленные на решение задач, предусмотренных Федеральным законом (см.,

например, опрос граждан), и собственно оперативно-розыскные мероприятия,

т.е. совокупность отдельных действий, объединенных целью защиты жизни,

здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения

безопасности общества и государства от преступных посягательств (см.,

например, прослушивание телефонных переговоров), и оперативно-розыскные

операции, т.е. система согласованных и взаимосвязанных по цели, времени и

месту оперативно-розыскных мероприятий, гласных и конспиративных методов и

средств, применяемых по единому плану и направленных на решение задач,

предусмотренных в Федеральном законе (см., например, оперативное

внедрение). Данное обстоятельство следует учитывать на практике.

С т а т ь я 6. Оперативно-розыскные мероприятия

(1) При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся

следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос граждан.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, здании, сооружений, участков местности и

транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

(2) Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть

изменен или дополнен только Федеральным законом.

(3) В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются

информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также

другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью

людей и не причиняющие вред окружающей среде.

(4) Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых

отправлений, телеграфных а иных сообщений, прослушиванием телефонных

переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений

и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических

лиц предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с

технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-

технических сил и средств органов федеральной службы безопасности и органов

внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными

актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-

розыскную деятельность.

(5) Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и

проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных

лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными

знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной

основе.

(6) Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и

использование специальных и иных технических средств,

предназначенных(разработанных, приспособленных, запрограммированных) для

негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим

Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

(7) Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи,

ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических

средств, предназначенных для негласного получения информации, не

уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности

физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке,

устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(8) Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для

негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-

розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской

Федерации.

1. Статья заменила собой ст. 6 ранее действовавшего Закона об

оперативно-розыскной деятельности. Основные позитивные изменения состоят в

следующем:

уточнен перечень оперативно-розыскных мероприятий;

конкретизировано правило, согласно которому перечень оперативно-

розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только Федеральным

законом;

сведен к рациональному минимуму круг субъектов, непосредственно

использующих оперативно-технические силы и средства;

установлен запрет на проведение оперативно-розыскных мероприятий и

использование специальных и иных технических средств, предназначенных для

негласного получения информации, не уполномоченными на то Федеральным

законом физическими и юридическими лицами, а также определены правила,

устанавливающие перечень и порядок применения указанных средств;

уточнена структура статьи (вместо шести частей стало восемь), а также

проведена ее редакционная «чистка», что в определенной мере улучшило

технико-юридическое оформление изложенных в ней предписаний.

Вместе с тем в текст статьи внесены изменения спорного характера. В

частности, изъято предписание о проведении оперативно-розыскных мероприятий

только тогда, когда иным путем невозможно обеспечить выполнение задач,

указанных в законе (прежде всего — совершая уголовно-процессуальные

действия). Его ликвидация устранила факт официально признанной иерархии, в

которой оперативно-розыскная деятельность законодателем признавалась

вспомогательной относительно как уголовно-процессуальной, так и любой иной

гласно проводимой представителями государства работы, направленной на

борьбу с преступностью.

Кроме того, в статье не сделано прямого указания на то, что внесенные

новым федеральным законом в перечень оперативно-розыскных мероприятий

изменения вступают в силу только после их включения в комментируемый

Федеральный закон. Наконец, изъято предписание о том, что

оперативно-розыскные мероприятия реализуются путем совершения

конкретных действий.

2. Цель статьи — системное изложение предписаний, определяющих перечень

оперативно-розыскных мероприятий, а также устанавливающих элементы порядка

их проведения.

3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, охватывает по

существу всю оперативно-розыскную деятельность, так как она может

проводиться только «посредством проведения оперативно-розыскных

мероприятий» (см. ст. 1).

4. Диспозиция статьи бланкетная (отсылочная). Для правильного уяснения

ее содержания и применения содержащихся в ней правил, требуется

руководствоваться предписаниями ряда законодательных и иных нормативных

правовых актов (см. комментарий к настоящей статье).

5. В комментируемой статье содержится перечень оперативно-розыскных

мероприятий, которые могут осуществляться для решения задач оперативно-

розыскной деятельности. Под оперативно-розыскным мероприятием понимается

проводимое уполномоченными на то лицами на основании и в порядке,

предусмотренном законодательством России, добывание фактических данных,

входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или

первичным материалам, а также необходимых для решения других задач

оперативно-розыскной деятельности (см. также комментарий к гл. III).

В оперативных документах, отражающих основания, ход и результаты

оперативно-розыскных мероприятий, их наименование должно соответствовать

положениям закона.

Осуществление сложных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с

задействованием усилий нескольких подразделений или органов, длительной

подготовкой, организацией взаимодействия с рядом российских и иностранных

государственных органов или проведение которых связано с опасностью для

жизни лиц, участвующих в их реализации, либо с риском наступления

общественно опасных последствий, осуществляются, как правило, в рамках

специальной операции, т.е. совокупности проводимых различными субъектами

действий, согласованных по месту, времени, кругу лиц и иным обстоятельствам

(см. также комментарий к гл. III). Такие оперативно-розыскные мероприятия

проводятся, как правило, по плану, который санкционируется соответствующими

руководителями[13].

Сведения об организации, тактике проведения оперативно-розыскного

мероприятия и ряде других его компонентах составляют государственную тайну

(см. комментарий к ст. 12). Организация и тактика определяется

межведомственными или ведомственными нормативными актами государственных

органов, уполномоченных на проведение таких мероприятий. Оперативно-

розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права и свободы

граждан, проводятся на основании судебного решения и только при наличии

информации, указанной в ч. 2 ст. 8.

Острые оперативно-розыскные мероприятия (внедрение, контролируемая

поставка веществ и предметов, оборот которых запрещен или ограничен,

оперативный эксперимент) осуществляются на основании постановления,

утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность. Перечень категорий таких руководителей определяется приказами

руководителей ведомств, наделенных правом осуществления оперативно-

розыскной деятельности.

Оперативно-служебные документы о проведенных оперативно-розыскных

мероприятиях систематизируются в делах оперативного учета с соблюдением

требований секретного делопроизводства (см. комментарий к ст. 10).

Результаты оперативно-розыскных мероприятий оформляются, как правило,

оперативным работником его проводившим, справкой и (или) рапортом. В них

отражаются ход, результаты, условия проведения оперативно-розыскных

мероприятий, а также указываются лица, которые участвовали в их

осуществлении. Кроме того, в целях обеспечения доказательств целесообразно

указывать, в частности, данные (фамилия, место жительства и т. д.) тех лиц,

которые могли независимо наблюдать за ходом интересующего

правоохранительные органы события, или же те объекты материального мира, на

которых могли отразиться его следы. К справкам и (или) рапортам могут

прилагаться в качестве приложений документы, полученные в процессе

оперативно-розыскного мероприятия, фотодокументы, аудио-, видеопленки и т.

д. Справка, как правило, является документом внутреннего обращения, где

наряду с результатами, отражаются сведения об организации и тактике

проведения соответствующего оперативно-розыскного мероприятия. Рапорт как

документ, содержащий фактические данные, подтверждающие или исключающие

наличие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это

деяние, может в соответствии с правилами ст. 11 Федерального закона

представляться в органу дознания, следователю или в суд, а также, при их

соответствии требованиям ст.ст. 69, 88 и др. УПК РСФСР, использоваться в

доказывают по уголовным делам.

6. Опрос граждан — получение информации из ответов на вопросы в ходе

разговора с лицом, которому могут быть известны фактические данные об

исследуемом событии или причастных к нему лицах. Организует опрос, как и

любое другое оперативно-розыскное мероприятие, оперативный работник. Но его

непосредственное осуществление возможно как лично им, так и по его заданию

гражданином, оказывающим содействие в проведении оперативно-розыскной

деятельности.

В процессе разговора интересующие оперативного сотрудника вопросы могут

задаться «в открытую» или маскироваться. Возможно также использование

специальных приемов выведывания. Но в любом случае участие в беседе

опрашиваемого гражданина может быть только добровольным.

Результаты беседы могут фиксироваться в рапорте и (или) справке,

сселяемых оперативным работником после беседы, к ним могут прилагаться

аудиопленки с записью разговора, даваемых опрашиваемым объяснений, которые,

однако, уголовно-процессуальных последствий не несут.

Опросы могут проводиться конфиденциально. Причем инициатива об этом

может исходить как от оперативного работника, так и от опрашиваемого лица.

Если субъекты оперативно-розыскной деятельности заинтересованы в сохранении

в тайне факта беседы или ее содержания, то об этом необходимо предупредить

гражданина до начала беседы. В случае его несогласия взять на себя

обязательства по неразглашению таких сведений в ход опроса необходимо

вносить соответствующие коррективы, вплоть до отказа от его проведения.

Опрос — самостоятельное оперативно-розыскное мероприятие и его нельзя

отождествлять с процессом получения сведений от лица, осуществляющего по

заданию правоохранительных органов наблюдение за конкретными лицами или

событиями.

Опрос может проводиться в любом месте и в любой обстановке. При его

осуществлении в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи могут

использоваться открыто или с соблюдением мер конспирации технические

средства.

Успех опроса во многом зависит от подготовки к нему, которая

складывается из: определения целей опроса; ознакомления с имеющимися

данными о личности опрашиваемого; прогнозирования возможной его реакции на

беседу; определения места и поводов для беседы; уяснения вопросов и

очередности их постановки; планирования возможных направлений использования

полученной информации и т. д.

7. Наведение справок — это получение необходимых для решения задач

оперативно-розыскной деятельности данных от предприятий, организаций,

учреждений, органов государственной власти или местного самоуправления,

общественных организаций и граждан.

Чаще всего справки получают из криминалистических, оперативных и других

учетов и информационных систем правоохранительных органов, а также из

пофамильных картотек, дактилоскопических учетов, картотек неопознанных

трупов, учетов утраченного (похищенного) оружия, учетов преступников по

внешним признакам (фотоальбомы) и по способу совершения преступления, учеты

похищенных и утраченных паспортов и др.[14]

На основании международных двух- или многосторонних соглашений

правоохранительные органы Российской Федерации могут обращаться в

соответствующие органы других государств с просьбой о наведении справок на

территории запрашиваемого государства.

При наведении справок необходимо иметь в виду, что законодательством

Российской Федерации установлены специальные режимы сбора,

хранения и распространения следующей информации (см. также комментарий

к ст. 5):

а) государственных секретов, включающих:

государственную тайну (см. ст. 29 Конституции; Закон о государственной

тайне; ст.ст. 283, 284 УКРФ)1;

служебную тайну (см. ст. 139 ГК РФ; ст. 183 УКРФ);

служебную информацию (см. Положение о порядке обращения со служебной

информацией ограниченного распространения в федеральных органах

исполнительной власти. Утверждено постановлением Правительства от 3 ноября

1994 г. №> 1233);

б) отражающей различные аспекты общественной жизни, в которую входит

такая информация, содержащая:

коммерческую тайну (см. ст. 139 ГКРФ; ст. 183 УКРФ);

конфиденциальные данные (см. ст.ст. 727, 771 и 1032 ГК РФ; ст. 16

Таможенного кодекса);

журналистскую редакционную тайну (см. ст. 41 Закона Российской

Федерации «О средствах массовой информации»; ст. 144 УКРФ);

в) в отношении частной жизни лица, в частности, включающая такие виды

тайны, как:

банковская тайна и тайна вкладов (см. ст. 26 Закона Российской

Федерации «О банках и банковской деятельности»; ст. 857 ГК РФ; ст. 183 УК

РФ);

врачебная (медицинская) тайна (см. ст. 61 и ч. 3 ст 35 Основ

законодательства Российской федерации «Об охране здоровья граждан»; ст. 9

Закона Российской Федераций «О психиатрической помощи и гарантиях прав

граждан при ее оказании»; ст. 14 Закона Российской Федерации «О

трансплантации органов и (или) тканей человека»; ст. 137 УКРФ);

тайна предварительного следствия (см. ст. 139 УПК РСФСР; ст. 310 УКРФ);

нотариальная тайна (см. ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской

Федераций «О нотариате»; ст. 137 УКРФ);

тайна усыновления (см. ст. 139 Семейного кодекса Российской Федерации;

ст. 155 УКРФ);

тайна страхования (см. ст. 946 ГК РФ; ст. 137 УК РФ);

адвокатская тайна (см. ч. 7 ст. 51 УПК РСФСР; ст. 137 УКРФ);

сведения о мерах безопасности судей, должностных лиц правоохранительных

и контролирующих органов (см. Федеральный закон о государственной защите;

ст.ст. 311 и 320 УКРФ).

Содержание этих тайн различно. Например, ст. 26 Закона «О банках и

&НКОВСКОЙ деятельности» (вред. от 3 февраля 1996 г.) определяет, что

кредитные организации гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах

своих клиентов и корреспондентов. Справки по ним выдаются, кроме самих

вкладчиков, судам, арбитражным судам, Счетной палате Российской Федерации,

органам налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам в случаях,

предусмотренных законодательными актами б их деятельности, а при наличии

согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам,

находящимся в их производстве, а также аудиторским организациям. За

разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные

организации, а также их должностные ища и их работники несут

ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба. Собирание таких

сведений любым незаконным способом с целью разглашения либо незаконного

использования влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 183 УК

РФ. Если сбор таких данных осуществляется путем неправомерного доступа к

компьютерной информации повлекшего копирование информации об операциях,

счетах и вкладах граждан, то уголовно-правовая оценка таких действий должна

осуществляться в каждом конкретном случае как совокупность преступлений или

же с учетом правил разрешения коллизий.

В свою очередь содержание такого аспекта личной тайны, как врачебная

(медицинская) тайна, раскрывается прежде всего в ст. 61 и ч. 3 ст. 35 Основ

законодательства «Об охране здоровья граждан», а также ст. 9 Закона о

психиатрической помощи и ст. 14 Закона о трансплантации органов. К ней

относится информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии

здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные данные, полученные при

его обследовании и лечении, сведения о проведенных искусственном

оплодотворении и имплантации эмбриона, о личности донора, а также

информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина. Передача

таких сведений может осуществляться с одобрения гражданина или его законных

представителей. Без согласия это возможно лишь в прямо называемых в законе

случаях: при необходимости проведения обследования гражданина, неспособного

из-за своего состояния выразить свою волю; при угрозе распространения

инфекции; по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи

с проведением расследования или судебного разбирательства; для оказания

помощи несовершеннолетнему для информирования родителей; при наличии

оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в

результате противоправного действия.

В случае необоснованного разглашения сведений, составляющих врачебную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.