| |||||
МЕНЮ
| Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностидеятельности остались вне уровня законодательного регулирования положения о: должностных лицах, правомочных принимать решения; видах решений и предъявляемых к ним требованиях; составных частях решения; условиях вступления решения в силу). Те же из них, которые охвачены законодательным регулированием, изложены, порой, бессистемно. Так, законодатель пренебрег системным подходом при изложении предписаний об оперативно-розыскных мероприятиях. Этим термином им названы и оперативно-розыскные действия, т.е. конкретные поступки, акты поведения должностных лиц — субъектов оперативно-розыскной деятельности, а равно лиц, привлекаемых к участию в этой деятельности, направленные на решение задач, предусмотренных Федеральным законом (см., например, опрос граждан), и собственно оперативно-розыскные мероприятия, т.е. совокупность отдельных действий, объединенных целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (см., например, прослушивание телефонных переговоров), и оперативно-розыскные операции, т.е. система согласованных и взаимосвязанных по цели, времени и месту оперативно-розыскных мероприятий, гласных и конспиративных методов и средств, применяемых по единому плану и направленных на решение задач, предусмотренных в Федеральном законе (см., например, оперативное внедрение). Данное обстоятельство следует учитывать на практике. С т а т ь я 6. Оперативно-розыскные мероприятия (1) При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: 1. Опрос граждан. 2. Наведение справок. 3. Сбор образцов для сравнительного исследования. 4. Проверочная закупка. 5. Исследование предметов и документов. 6. Наблюдение. 7. Отождествление личности. 8. Обследование помещений, здании, сооружений, участков местности и транспортных средств. 9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. 10. Прослушивание телефонных переговоров. 11. Снятие информации с технических каналов связи. 12. Оперативное внедрение. 13. Контролируемая поставка. 14. Оперативный эксперимент. (2) Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только Федеральным законом. (3) В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде. (4) Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных а иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно- технических сил и средств органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность. (5) Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе. (6) Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных(разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами. (7) Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. (8) Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно- розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации. 1. Статья заменила собой ст. 6 ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности. Основные позитивные изменения состоят в следующем: уточнен перечень оперативно-розыскных мероприятий; конкретизировано правило, согласно которому перечень оперативно- розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только Федеральным законом; сведен к рациональному минимуму круг субъектов, непосредственно использующих оперативно-технические силы и средства; установлен запрет на проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на то Федеральным законом физическими и юридическими лицами, а также определены правила, устанавливающие перечень и порядок применения указанных средств; уточнена структура статьи (вместо шести частей стало восемь), а также проведена ее редакционная «чистка», что в определенной мере улучшило технико-юридическое оформление изложенных в ней предписаний. Вместе с тем в текст статьи внесены изменения спорного характера. В частности, изъято предписание о проведении оперативно-розыскных мероприятий только тогда, когда иным путем невозможно обеспечить выполнение задач, указанных в законе (прежде всего — совершая уголовно-процессуальные действия). Его ликвидация устранила факт официально признанной иерархии, в которой оперативно-розыскная деятельность законодателем признавалась вспомогательной относительно как уголовно-процессуальной, так и любой иной гласно проводимой представителями государства работы, направленной на борьбу с преступностью. Кроме того, в статье не сделано прямого указания на то, что внесенные новым федеральным законом в перечень оперативно-розыскных мероприятий изменения вступают в силу только после их включения в комментируемый Федеральный закон. Наконец, изъято предписание о том, что оперативно-розыскные мероприятия реализуются путем совершения конкретных действий. 2. Цель статьи — системное изложение предписаний, определяющих перечень оперативно-розыскных мероприятий, а также устанавливающих элементы порядка их проведения. 3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, охватывает по существу всю оперативно-розыскную деятельность, так как она может проводиться только «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий» (см. ст. 1). 4. Диспозиция статьи бланкетная (отсылочная). Для правильного уяснения ее содержания и применения содержащихся в ней правил, требуется руководствоваться предписаниями ряда законодательных и иных нормативных правовых актов (см. комментарий к настоящей статье). 5. В комментируемой статье содержится перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут осуществляться для решения задач оперативно- розыскной деятельности. Под оперативно-розыскным мероприятием понимается проводимое уполномоченными на то лицами на основании и в порядке, предусмотренном законодательством России, добывание фактических данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам, а также необходимых для решения других задач оперативно-розыскной деятельности (см. также комментарий к гл. III). В оперативных документах, отражающих основания, ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий, их наименование должно соответствовать положениям закона. Осуществление сложных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с задействованием усилий нескольких подразделений или органов, длительной подготовкой, организацией взаимодействия с рядом российских и иностранных государственных органов или проведение которых связано с опасностью для жизни лиц, участвующих в их реализации, либо с риском наступления общественно опасных последствий, осуществляются, как правило, в рамках специальной операции, т.е. совокупности проводимых различными субъектами действий, согласованных по месту, времени, кругу лиц и иным обстоятельствам (см. также комментарий к гл. III). Такие оперативно-розыскные мероприятия проводятся, как правило, по плану, который санкционируется соответствующими руководителями[13]. Сведения об организации, тактике проведения оперативно-розыскного мероприятия и ряде других его компонентах составляют государственную тайну (см. комментарий к ст. 12). Организация и тактика определяется межведомственными или ведомственными нормативными актами государственных органов, уполномоченных на проведение таких мероприятий. Оперативно- розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права и свободы граждан, проводятся на основании судебного решения и только при наличии информации, указанной в ч. 2 ст. 8. Острые оперативно-розыскные мероприятия (внедрение, контролируемая поставка веществ и предметов, оборот которых запрещен или ограничен, оперативный эксперимент) осуществляются на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей определяется приказами руководителей ведомств, наделенных правом осуществления оперативно- розыскной деятельности. Оперативно-служебные документы о проведенных оперативно-розыскных мероприятиях систематизируются в делах оперативного учета с соблюдением требований секретного делопроизводства (см. комментарий к ст. 10). Результаты оперативно-розыскных мероприятий оформляются, как правило, оперативным работником его проводившим, справкой и (или) рапортом. В них отражаются ход, результаты, условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также указываются лица, которые участвовали в их осуществлении. Кроме того, в целях обеспечения доказательств целесообразно указывать, в частности, данные (фамилия, место жительства и т. д.) тех лиц, которые могли независимо наблюдать за ходом интересующего правоохранительные органы события, или же те объекты материального мира, на которых могли отразиться его следы. К справкам и (или) рапортам могут прилагаться в качестве приложений документы, полученные в процессе оперативно-розыскного мероприятия, фотодокументы, аудио-, видеопленки и т. д. Справка, как правило, является документом внутреннего обращения, где наряду с результатами, отражаются сведения об организации и тактике проведения соответствующего оперативно-розыскного мероприятия. Рапорт как документ, содержащий фактические данные, подтверждающие или исключающие наличие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, может в соответствии с правилами ст. 11 Федерального закона представляться в органу дознания, следователю или в суд, а также, при их соответствии требованиям ст.ст. 69, 88 и др. УПК РСФСР, использоваться в доказывают по уголовным делам. 6. Опрос граждан — получение информации из ответов на вопросы в ходе разговора с лицом, которому могут быть известны фактические данные об исследуемом событии или причастных к нему лицах. Организует опрос, как и любое другое оперативно-розыскное мероприятие, оперативный работник. Но его непосредственное осуществление возможно как лично им, так и по его заданию гражданином, оказывающим содействие в проведении оперативно-розыскной деятельности. В процессе разговора интересующие оперативного сотрудника вопросы могут задаться «в открытую» или маскироваться. Возможно также использование специальных приемов выведывания. Но в любом случае участие в беседе опрашиваемого гражданина может быть только добровольным. Результаты беседы могут фиксироваться в рапорте и (или) справке, сселяемых оперативным работником после беседы, к ним могут прилагаться аудиопленки с записью разговора, даваемых опрашиваемым объяснений, которые, однако, уголовно-процессуальных последствий не несут. Опросы могут проводиться конфиденциально. Причем инициатива об этом может исходить как от оперативного работника, так и от опрашиваемого лица. Если субъекты оперативно-розыскной деятельности заинтересованы в сохранении в тайне факта беседы или ее содержания, то об этом необходимо предупредить гражданина до начала беседы. В случае его несогласия взять на себя обязательства по неразглашению таких сведений в ход опроса необходимо вносить соответствующие коррективы, вплоть до отказа от его проведения. Опрос — самостоятельное оперативно-розыскное мероприятие и его нельзя отождествлять с процессом получения сведений от лица, осуществляющего по заданию правоохранительных органов наблюдение за конкретными лицами или событиями. Опрос может проводиться в любом месте и в любой обстановке. При его осуществлении в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи могут использоваться открыто или с соблюдением мер конспирации технические средства. Успех опроса во многом зависит от подготовки к нему, которая складывается из: определения целей опроса; ознакомления с имеющимися данными о личности опрашиваемого; прогнозирования возможной его реакции на беседу; определения места и поводов для беседы; уяснения вопросов и очередности их постановки; планирования возможных направлений использования полученной информации и т. д. 7. Наведение справок — это получение необходимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности данных от предприятий, организаций, учреждений, органов государственной власти или местного самоуправления, общественных организаций и граждан. Чаще всего справки получают из криминалистических, оперативных и других учетов и информационных систем правоохранительных органов, а также из пофамильных картотек, дактилоскопических учетов, картотек неопознанных трупов, учетов утраченного (похищенного) оружия, учетов преступников по внешним признакам (фотоальбомы) и по способу совершения преступления, учеты похищенных и утраченных паспортов и др.[14] На основании международных двух- или многосторонних соглашений правоохранительные органы Российской Федерации могут обращаться в соответствующие органы других государств с просьбой о наведении справок на территории запрашиваемого государства. При наведении справок необходимо иметь в виду, что законодательством Российской Федерации установлены специальные режимы сбора, хранения и распространения следующей информации (см. также комментарий к ст. 5): а) государственных секретов, включающих: государственную тайну (см. ст. 29 Конституции; Закон о государственной тайне; ст.ст. 283, 284 УКРФ)1; служебную тайну (см. ст. 139 ГК РФ; ст. 183 УКРФ); служебную информацию (см. Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти. Утверждено постановлением Правительства от 3 ноября 1994 г. №> 1233); б) отражающей различные аспекты общественной жизни, в которую входит такая информация, содержащая: коммерческую тайну (см. ст. 139 ГКРФ; ст. 183 УКРФ); конфиденциальные данные (см. ст.ст. 727, 771 и 1032 ГК РФ; ст. 16 Таможенного кодекса); журналистскую редакционную тайну (см. ст. 41 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»; ст. 144 УКРФ); в) в отношении частной жизни лица, в частности, включающая такие виды тайны, как: банковская тайна и тайна вкладов (см. ст. 26 Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности»; ст. 857 ГК РФ; ст. 183 УК РФ); врачебная (медицинская) тайна (см. ст. 61 и ч. 3 ст 35 Основ законодательства Российской федерации «Об охране здоровья граждан»; ст. 9 Закона Российской Федераций «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; ст. 14 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека»; ст. 137 УКРФ); тайна предварительного следствия (см. ст. 139 УПК РСФСР; ст. 310 УКРФ); нотариальная тайна (см. ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федераций «О нотариате»; ст. 137 УКРФ); тайна усыновления (см. ст. 139 Семейного кодекса Российской Федерации; ст. 155 УКРФ); тайна страхования (см. ст. 946 ГК РФ; ст. 137 УК РФ); адвокатская тайна (см. ч. 7 ст. 51 УПК РСФСР; ст. 137 УКРФ); сведения о мерах безопасности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (см. Федеральный закон о государственной защите; ст.ст. 311 и 320 УКРФ). Содержание этих тайн различно. Например, ст. 26 Закона «О банках и &НКОВСКОЙ деятельности» (вред. от 3 февраля 1996 г.) определяет, что кредитные организации гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Справки по ним выдаются, кроме самих вкладчиков, судам, арбитражным судам, Счетной палате Российской Федерации, органам налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами б их деятельности, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, а также аудиторским организациям. За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные ища и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба. Собирание таких сведений любым незаконным способом с целью разглашения либо незаконного использования влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 183 УК РФ. Если сбор таких данных осуществляется путем неправомерного доступа к компьютерной информации повлекшего копирование информации об операциях, счетах и вкладах граждан, то уголовно-правовая оценка таких действий должна осуществляться в каждом конкретном случае как совокупность преступлений или же с учетом правил разрешения коллизий. В свою очередь содержание такого аспекта личной тайны, как врачебная (медицинская) тайна, раскрывается прежде всего в ст. 61 и ч. 3 ст. 35 Основ законодательства «Об охране здоровья граждан», а также ст. 9 Закона о психиатрической помощи и ст. 14 Закона о трансплантации органов. К ней относится информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные данные, полученные при его обследовании и лечении, сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, о личности донора, а также информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина. Передача таких сведений может осуществляться с одобрения гражданина или его законных представителей. Без согласия это возможно лишь в прямо называемых в законе случаях: при необходимости проведения обследования гражданина, неспособного из-за своего состояния выразить свою волю; при угрозе распространения инфекции; по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства; для оказания помощи несовершеннолетнему для информирования родителей; при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправного действия. В случае необоснованного разглашения сведений, составляющих врачебную Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|