реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


проведения оперативного эксперимента общие (как и для иных оперативно-

розыскных мероприятий), однако в постановлении о проведении определенного

оперативного эксперимента они должны быть конкретизированы относительно

исследуемого события или лица.

Проведение оперативного эксперимента, в ходе которого могут быть

совершены действия, ограничивающие конституционные права граждан на тайну

переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,

передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на

неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при

наличии информации,указанной в ч.2ст. 8.

Оперативный эксперимент проводится в целях проверки возможности

совершения определенных действий конкретными лицами, наличия у них

определенных навыков, умения выполнять соответствующие профессионально-

трудовые операции, владения инструментами и т. п.

Достоверность результатов оперативного эксперимента достигается

проведением опытных действий в максимально приближенной к действительности

обстановке и при отсутствии какого бы то ни было подстрекательства или

содействия совершению преступления. Недопустимо проведение эксперимента,

если это может привести к наступлению тяжких последствий или ущербу

общественной безопасности или интересам безопасности Российской Федерации.

Оперативный эксперимент проводится как правило по плану, утвержденному

руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность[18].

Результаты оперативного эксперимента могут быть использованы для

подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения

оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и

раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих,

совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов

дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без

вести пропавших (см. комментарий к ст. 11).

Результаты оперативного эксперимента могут служить поводом и основанием

для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания,

следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а

также использоваться в доказывают по уголовным делам в соответствии с

положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими

собирание, проверку и оценку доказательств (см. комментарий к ст. 11).

Представление результатов оперативного эксперимента органу дознания,

следователю или в суд осуществляется на основании постановления

руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в

порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

В результате оперативного эксперимента может быть:

осуществлен захват с поличным преступников непосредственно при

совершении ими преступных действий;

проверены и уточнены имеющиеся данные о причастности конкретных лиц к

определенным событиям;

проверены имеющиеся оперативные версии;

установлены причины и условия совершения преступлений.

Кроме того, результаты оперативного эксперимента могут учитываться при

решении вопросов допускной работы, указанных в ч. 2 ст. 7.

В ходе проведения оперативного эксперимента могут производиться иные

оперативно-розыскные мероприятия, использоваться информационные системы,

видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, другие технические и иные

средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред

окружающей среде, а также специальные окрашивающие средства.

Кроме того, в нем могут участвовать специалисты и незаинтересованные

лица, могущие быть в последствии допрошены в качестве свидетелей об

условиях проведения эксперимента и Полученных результатах.

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом и (или)

справкой оперативного работника с приложением необходимых документов, аудио-

, видеопленок, на которых фиксировался его ход и результаты. В соответствии

с законом, результаты оперативного эксперимента могут использоваться в

доказывают по уголовным делам. '

20. Приведенный в комментируемой статье перечень оперативно-розыскных

мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только

Федеральным законом. Такой закон имеет обязательную силу на всей территории

Российской Федерации. Расширение или любое иное изменение круга оперативно-

розыскных мероприятий, произведенное законом или иным нормативным актом

субъекта Российской Федерации, указом Президента либо постановлением

Правительства Российской Федерации, является незаконным и исполнению не

подлежит.

Осуществление любого из указанных в ст. 6 оперативно-розыскных

мероприятий может быть сопряжено с ограничением конституционных прав

граждан. В таких случаях у судьи испрашивается разрешение не на проведение

того или иного мероприятия, а на ограничение неприкосновенности жилища,

тайны переписки и др.

21. В ходе проведения любых из закрепленных в Федеральном законе

оперативно-розыскных мероприятий могут использоваться информационные

системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие

технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не

причиняющие вред окружающей среде. Указанные выше технические средства

оперативные работники могут применять как непосредственно, так и используя

помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и

иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на

гласной и негласной основе.

Закрепление Федеральным законом права субъектов оперативно-розыскной

деятельности использовать информационные системы позволяет им на основании

ст. 55 Конституции (в развитие общего конституционного положения) хранить в

них сведения о личной жизни людей без согласия последних. Применяемые в

ходе оперативно-розыскной деятельности технические средства могут быть как

специально изготовленные или приспособленные для негласного закрепления

определенных событий, так и общеприменяемые (бытовые). Главное условие для

применения таких средств — безопасность для жизни, здоровья людей, а также

для окружающей среды. Фиксируемые на них фактические данные используются в

целях и порядке, предусмотренных ст. 11.

22. С учетом предписаний, предусмотренных в ч. 4 комментируемой статьи,

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в интересах

органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возлагается на

органы ФСБ России. Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с

подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций

независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц,

предоставляющих услуги связи, в интересах органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-

технических сил и средств органов ФСБ России. При определенных условиях

указанные мероприятия проводятся органами внутренних дел России с

уведомлением органов безопасности, в том числе и в интересах других

органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

23. Должностные лица органов, осуществляющих, оперативно-розыскную

деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и

проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных

лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными

знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной

основе.

В соответствии с ч. 3 ст. 13 в органах, которым предоставлено право

осуществлять оперативно-розыскную деятельность, определяются подразделения,

сотрудники которых полномочны осуществлять и организовывать проведение

оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, в структуре соответствующих

правоохранительных органов имеются специализированные подразделения,

сотрудники которых, обладая научными, техническими и иными специальными

знаниями, непосредственно выполняют отдельные элементы соответствующих

оперативно-технических и других мероприятий. Но ответственность за

обоснованность и законность указанных в законе мероприятий несет лицо,

принявшее решение о его проведении.

При решении задач оперативно-розыскной деятельности оперативные

сотрудники могут использовать помощь различных специалистов, в том числе

конфиденциально на договорной основе с выплатой соответствующего

вознаграждения за проведенные исследования, консультацию или иную

выполненную работу.

24. В ч. 6 комментируемой статьи содержится запрет на проведение

оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных

технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных,

запрограммированных) для негласного получения информации, не

уполномоченными на то Федеральным законом физическими и юридическими

лицами. В развитие этого положения Президентом принят Указ «О мерах по

упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях

продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также

использования специальных технических средств, предназначенных для

негласного получения информации». На основании этого указа на ФСБ России

возложена обязанность осуществить;

лицензирование деятельности не уполномоченных на осуществление

оперативно-розыскной деятельности физических и юридических лиц, связанной с

разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи,

ввозом в Россию и вывозом за ее пределы специальных технических средств,

предназначенных для негласного получения информации, а также сертификацию,

регистрацию и учет таких специальных технических средств[19];

выявление и пресечение случаев проведения оперативно-розыскных

мероприятий и использования специальных и иных технических средств,

разработанных, приспособленных, запрограммированных для негласного

получения информации, неуполномоченными лицами;

координацию работы оперативных подразделений органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность в соответствии с комментируемым

Федеральным законом, по выявлению нарушений установленного порядка

разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в

Россию и вывоза за ее пределы специальных технических средств,

предназначенных для негласного получения информации, неуполномоченными

лицами.

Решения каких-либо лиц о самовольном осуществлении мероприятий по

выявлению и пресечению фактов использования специальных и иных технических

средств, разработанных, приспособленных, запрограммированных для негласного

получения информации, и их изъятию, как представляется, следует расценивать

как самоуправство, ответственность за которое предусмотрена ст. 166 Кодекса

РСФСР об административных правонарушениях или ст.ст. 204 и 330 УК РФ (см.

также ч. 2 ст. 138 УК РФ).

25. В ч. 7 комментируемой статьи определено, что «разработка,... ввоз в

Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств,

предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными

физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию... » Во

исполнение этого предписания постановлением Правительства от 1 июля 1996 г.

№ 770 утверждено Положение «О лицензировании деятельности физических и

юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной

деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией,

приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее

пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных,

приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в

процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с

этим актом ФСБ России и ее органы на местах осуществляют лицензирование

деятельности, связанной со специальными техническими средствами,

осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно-правовой

формы и индивидуальными предпринимателями, не уполномоченными на

осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Деятельность, связанная со специальными техническими средствами,

разрешается на основании заявок органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность, или соответствующих договоров с иностранными

партнерами после проведения органами лицензирования экспертизы заявленного

вида деятельности.

Лицензированию подлежат следующие виды деятельности, связанной со

специальными техническими средствами: разработка и производство специальных

технических средств; реализация специальных технических средств;

приобретение специальных технических средств в целях продажи, ввоза в

Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы[20].

В этом положении особо подчеркивается, что требовать от заявителя

представления документов, не предусмотренных законодательством,

запрещается. Если копии представляемых документов нотариально не заверены,

одновременно предъявляются их оригиналы. Все документы, представленные для

получения лицензии, регистрируются органом лицензирования.

За рассмотрение заявления и выдачу лицензии устанавливается плата в

размере соответственно одной десятой и трехкратного установленного законом

минимального размера оплаты труда.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение

30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В

оговоренных законодательством случаях срок рассмотрения может быть продлен

до 90 дней.

Лицензия выдается на срок не менее 3 лет. По заявлению лица,

обратившегося за ее получением, лицензия может выдаваться на срок до 3 лет.

Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для

ее получения.

На каждый вид деятельности, связанной со специальными техническими

средствами, выдается отдельная лицензия. Гражданин может иметь лицензии на

несколько видов такой деятельности[21].

Органы лицензирования ведут реестр выданных, зарегистрированных,

приостановленных и аннулированных лицензий.

Гражданин обязан: выполнять условия лицензии в течение всего срока ее

действия; разрешать лицам, назначаемым органами лицензирования, проводить

проверку осуществляемой им деятельности; сообщать в орган лицензирования о

прекращении своей деятельности; возвращать лицензию и прекращать

деятельность, на осуществление которой она выдана, на основании решения

органа лицензирования; отвечать в письменной форме на запросы органов

лицензирования относительно осуществляемой им деятельности, связанной со

специальными техническими средствами.

Лицензиат не имеет права без разрешения заказчика — органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или иностранного

партнера рекламировать производимые или реализуемые им специальные

технические средства.

Контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией,

осуществляют органы федеральной службы безопасности с привлечением в

необходимых случаях органов внутренних дел и других органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность. За осуществление деятельности, связанной

со специальными техническими средствами, без лицензии либо с нарушением ее

условий виновные в этом несут ответственность (см., например, ч. 3. ст. Л

38 УКРФ).

26. В соответствии с предписаниями ч. 8 комментируемой статьи

постановлением Правительства Российской Федерации № 770 установлен

«Перечень видов специальных технических средств, предназначенных дня

негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-

розыскной деятельности». Он предусматривает специальные технические

средства для негласного: получения и регистрации акустической информации;

визуального наблюдения и документирования; прослушивания телефонных

переговоров; перехвата и регистрации информации с технических каналов

связи; контроля почтовых сообщений и отправлений; исследования предметов и

документов; проникновения и обследования помещений, транспортных средств и

других объектов; контроля за перемещением транспортных средств и других

объектов; получения (изменения, уничтожения) информации с технических

средств ее хранения, обработки и передачи; проведения идентификации

личности.

Статья7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

(1) Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий

являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела,

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного

противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих

или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о

возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной,

экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или

уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя органа дознания, указания прокурора или

определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых

лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в

порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и

правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с

международными договорами Российской Федерации.

(2) Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в

пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для

принятия решений:

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов,

представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для

окружающей среды.

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о

доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества

при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность.

6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

1. Статья заменила ст. 7 «Основания проведения оперативно-розыскных

мероприятий» ранее действовавшего оперативно-розыскного закона. Основные

изменения состоят в следующем:

расширен перечень оснований для проведения оперативно-розыскных

мероприятий (см. подп. 2 п. 2 и п. 5ч. 1, п. 5 ч. 2);

изменен ряд конкретных оснований для проведения оперативно-розыскных

мероприятий, в частности, по выполнению запросов международных

правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных

государств (ранее запросы выполнялись при наличии договоров о правовой

помощи; теперь — в соответствии с международными договорами Российской

Федерации);

улучшено технико-юридическое оформление изложенных в статье

предписаний.

2. Цель статьи — в систематизированном виде представить предписания о

всех имеющихся законных основаниях для проведения оперативно-розыскных

мероприятий. В данной связи нельзя не отметить то обстоятельство, что в

комментируемой статье по существу отсутствует важнейшее основание для

проведения оперативно-розыскных мероприятий, то, которое предопределяет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.