реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


порядок, условия и основания продления сроков действия контракта либо

внесения в него добавлений, изменений — по необходимости.

В предмете контракта должно быть в общих чертах указано, какие

обязательства принимают на себя стороны в решении задач оперативно-

розыскной деятельности и срок, на который он заключается. Оговариваются

особенности действия сторон. В частности, для конфидентов указывается, в

чем заключается их содействие при подготовке или проведении оперативно-

розыскных мероприятий. Содержание этих сведений носит индивидуальный

характер и зависит от личных и деловых качеств конфидента, характера

выполняемых им заданий, а также реальных возможностей в решении задач

оперативно-розыскной деятельности. При этом в контракте запрещается

указывать сведения, составляющие государственную тайну.

В правах и обязанностях договаривающихся сторон в первую очередь должны

быть оговорены требования к предмету договора, в том числе в какой форме

(устной, письменной, образцов документов, изделий и т. д.) конфидент будет

представлять информацию в процессе участия в проведении оперативно-

розыскных мероприятий; обязательства органа, осуществляющего оперативно-

розыскную деятельность, в создании необходимых благоприятных условий для

выполнения оперативно-розыскных заданий; обязательства органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в организации для

конфидента отдельных видов подготовки (специальной, психологической и др.).

Среди особенностей прав и обязанностей сторон необходимо указать пределы

использования оперативной информации и т. д., а также обязательства,

связанные с обеспечением личной безопасности конфидента, членов его семьи и

т. д.

В контракте необходимо отражать вид, размер и порядок вознаграждения

конфиденту за выполнение взятых им обязательств по контракту. Кроме того, в

контракте могут быть указаны иные виды расчетов в зависимости от основы

мотивации конфиденциального сотрудничества.

Стороны контракта несут обоюдную ответственность за выполнение его

условий. При этом ответственность сторон должна предусматривать возмещение

понесенного в связи с подготовкой или проведением оперативно-розыскных

мероприятий не только материального или морального ущерба, но и, например,

ограничение прав конфидента на срок, установленный контрактом. Кроме того,

в контракте должны быть предусмотрены меры социального обеспечения

конфидента или членов его семьи и другие обстоятельства в соответствии с

действующим гражданским законодательством и Федеральным законом.

В контракте могут оговариваться особые условия, связанные с

результатами участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том

числе по сохранению сведений, составляющих государственную тайну. В этой

связи контрактом могут устанавливаться конкретные требования к конфиденту,

например, связанные с ограничением его прав выезда за границу в пределах

установленного срока после окончания действия контракта при выполнении

условий сотрудничества.

Содержание контракта должно быть изложено понятным языком и не быть

двусмысленным. Письменный текст контракта составляется для договаривающихся

сторон в двух экземплярах и подписывается конфидентом и руководителем

органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Подписи

скрепляются гербовой печатью органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность, после чего контракт вступает в законную силу.

Действие контракта прекращается по инициативе одной из сторон и может

быть обжаловано на общих основаниях в установленном законом порядке.

Досрочное расторжение контракта осуществляется при неисполнении его условий

либо по иным обязательствам. Например, основанием для досрочного

расторжения контракта о конфиденциальном сотрудничестве со стороны органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, являются:

разглашение сведений о конфиденциальном сотрудничестве;

утрата конфидентом возможности оказывать содействие органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

приобретение конфидентом статуса народного депутата, судьи, прокурора,

адвоката, священнослужителя или полномочного представителя официально

зарегистрированного религиозного объединения;

совершение конфидентом преступления (в частности, вступление конфидента

в преступный сговор с лицами, подозреваемыми в подготовке, совершении и

сокрытии преступления);

использование конфиденциального сотрудничества для сокрытия преступной

деятельности;

разглашение сведений конфиденциального характера, сопряженное с

нанесением ущерба оперативно-розыскной деятельности;

умышленное предоставление заведомо ложной информации;

сокрытие оперативно значимой информации или ее умышленное искажение;

уклонение от сотрудничества в различной форме;

грубое нарушение требований конспирации, чреватое расшифровкой

конфиденциального сотрудничества;

неудовлетворительное состояние здоровья;

другие нарушения условий контракта о конфиденциальном сотрудничестве.

Более детально порядок заключения контракта с лицами, принимающими

участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, может быть изложен в

ведомственных нормативных актах органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность.

11. В комментируемой статье изложен исчерпывающий перечень лиц,

привлечение которых к сотрудничеству на контрактной основе запрещено. В

этом перечне законодатель выделяет две группы граждан. Первую составляют

народные депутаты, судьи и прокуроры. Вторую — адвокаты, священнослужители

и полномочные представители официально зарегистрированных религиозных

объединений.

Запрет на привлечение к конфиденциальному сотрудничеству на контрактной

основе первой группы граждан связан с тем, что ее представители наделены в

установленном законом порядке определенными законодательными, судебными и

надзорными полномочиями. При этом введение в Федеральный закон

запретительных санкций на привлечение к сотрудничеству представителей

законодательной и судебной ветвей власти на контрактной основе обусловлено

рядом факторов.

Во-первых, установление конфиденциального сотрудничества с гражданами

является специфическим условием решения задач оперативно-розыскной

деятельности субъектов, которые в системе государственного управления

наделены исполнительно-распорядительными полномочиями. С позиций

занимаемого правового положения в системе государственных органов они не

вправе осуществлять негласное руководство представителями законодательной и

судебной власти. Данное положение относится также к прокурорам, которые в

России осуществляют прокурорский надзор (в том числе за исполнением

законодательства в сфере оперативно-розыскной деятельности).

Во-вторых, нельзя допустить, чтобы привлечение к конфиденциальному

сотрудничеству указанной категории граждан на контрактной основе

использовалось органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,

для оказания негласного регулирующего воздействия на законотворческую

деятельность и работу судов. Согласно ст. 120 Конституции судьи независимы

и обязаны выполнять требования только Конституции и федеральных законов (в

частности, для обеспечения их независимости в ст. 294 УК РФ предусмотрена

уголовная ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в

деятельность суда).

В-третьих, государственные служащие указанной категории граждан не

вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической,

научной и иной творческой деятельности (см. Федеральный закон об основах

государственной службы).

В части, касающейся запрещения использования конфиденциального

содействия на контрактной основе адвокатов, священнослужителей и

полномочных представителей официально зарегистрированных объединений,

органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, следует

отметить, что, помимо адвокатов, речь идет об особой категории граждан,

которые:

возведены в духовный сан и таким образом наделены каноническим правом

самостоятельно совершать богослужение, обряды и таинства, в том числе

исповедь (например, по канонам Русской Православной Церкви дьяконы не

наделены правом исполнять религиозные таинства);

в законном порядке имеют право выполнять юридические действия от имени

официально признанных государством религиозных организаций и объединений;

обладают полномочным правом от имени официально зарегистрированных

религиозных объединений участвовать на временной или постоянной основе в

деятельности различных организаций (общественных, коммерческих,

государственных, международных и т.д.). На практике такими полномочиями,

как правило, наделяются также лица духовного звания.

Запретительные санкции на привлечение к сотрудничеству на контрактной

основе второй группы граждан в значительной мере обусловлены этическими

соображениями. В частности, по этическим соображениям недопустимо

использование органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,

специфических трудовых и гражданско-правовых отношений с адвокатами,

священнослужителями и полномочными представителями официально

зарегистрированных религиозных объединений для получения конфиденциальной

информации, например, ставшей им известной в процессе тайной исповеди

верующего, защиты подозреваемого, обвиняемого и т. д. Кроме того,

использовать такой вид отношений для оказания через указанную группу

граждан влияния на верующих, подзащитных, содержание и характер

деятельности общественных, коммерческих, государственных и международных

организаций, где они являются полномочными представителями официально

зарегистрированных религиозных объединений.

Зарегистрированные в установленном законом порядке религиозные

организации осуществляют свою деятельность на основании документов

внутреннего содержания. В этой связи органы, осуществляющие оперативно-

розыскную деятельность, не вправе негласно влиять на характер и содержание

деятельности религиозных организаций, если она не противоречит российскому

законодательству.

Положения комментируемой статьи не исключают возможности для органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привлечения граждан к

конфиденциальному сотрудничеству указанной группы граждан с их

добровольного согласия и на любой иной (кроме контрактной) основе. При этом

предписания комментируемой статьи не распространяются, в частности, на

священнослужителей и официальных представителей религиозных организаций,

согласившихся добровольно оказывать содействие органам, осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность, на неконтрактной основе, а также на

священнослужителей, участвующих в деятельности религиозных организаций, не

зарегистрированных органами власти в установленном законом порядке.

Требования статьи также не распространяются на:

священнослужителей и официальных представителей религиозных

организаций, согласных сотрудничать с органом, осуществляющим оперативно-

розыскную деятельность, без заключения контракта и по их инициативе;

священнослужителей и других лиц из религиозных организаций (не

зарегистрированных органами власти в установленном законом порядке) и

занимающихся противоправной деятельностью, относящейся к компетенции

субъектов оперативно-розыскной деятельности.

12. Порядок установления отношений сотрудничества с лицами, изъявившими

согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и условия их

документального оформления ввиду их секретного характера определяются

ведомственными нормативными актами.

13. Государственным и частным организациям, не являющимся субъектами

оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с российским

законодательством запрещается устанавливать с гражданами отношения

конфиденциального сотрудничества для решения задач, не относящихся к их

компетенции (см. комментарий к ст. 13).

Статья 13. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

(1) Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность, находятся под защитой государства.

(2) Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по

контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,

выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе

гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными

лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.

(3) При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на

жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием

органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов

их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры но

предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению

их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской

Федерации.

(4) Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное

деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с

органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно

способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или

иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной

ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(5) Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-

розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступления

или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и

другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие

выплаты налогами не облагаются а в декларациях о доходах не указываются.

(6) Период сотрудничества граждан по контракту с органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного

рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право

на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

(7) В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей

допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке,

определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами

Российской Федерации.

(8) В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в

проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам,

находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета

выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного

содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия

по случаю потери кормильца.

(9) При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения,

контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении

оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность

дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность, указанному лицу из средств соответствующего бюджета

выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного

содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по

инвалидности.

1. Статья заменила собой ст. 16 ранее действовавшего Закона об

оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения состоят

в следующем:

указано, что государство гарантирует лицам, изъявившим согласие

содействовать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не

только выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, но и

правовую защиту, связанную с правомерным выполнением этими лицами

общественного долга и возложенных на них обязанностей;

сформулировано новое предписание, предусматривающее условия

освобождения от уголовной ответственности лица из числа преступной группы;

предусмотрена выдача вознаграждения и других выплат лицам, оказывающим

помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также

установлен их льготный порядок;

уточнено, что проведение спецмероприятий допускается в целях

обеспечения безопасности любых лиц, сотрудничающих с органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей, а не

только лиц, сотрудничающих с этими органами по контракту.

2. Цель статьи — нормативно закрепить надежную и достаточно эффективную

систему социальных и правовых гарантий.

3. Предписания статьи регулируют только те отношения в оперативно-

розыскной деятельности, которые складываются по поводу социальной и

правовой защиты граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность.

4. Диспозиция статьи бланкетная (отсылочная), поскольку реализация ее

предписаний предполагает обращение к нормам других законодательных и иных

нормативных правовых актов.

5. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность', реально способствует

эффективному выполнению ими добровольно взятых на себя обязанностей.

Федеральный закон в основных чертах устанавливает статус лиц, содействующих

на негласной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность. Этот статус имеет особенности, обусловленные спецификой

выполняемых гражданами обязанностей, а также условий, при которых это

происходит. Статус граждан, содействующих органам, осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность, включает в себя совокупность их прав,

обязанностей и ответственности, а также предписания, адресованные

государству и касающиеся социальной и правовой защиты этих граждан.

Такие лица и органы находятся в правовых отношениях. Отношения

конфиденциального и иного сотрудничества контролируются и охраняются

государством. Конфиденциальный характер взаимоотношений лица и

государственного органа в процессе оперативно-розыскной деятельности не

означает умаления каких-либо прав и свобод негласного сотрудника или их

ограничения помимо случаев, прямо предусмотренных законом.

6. Положение ч. 1 комментируемой статьи о нахождении граждан под

защитой государства означает, что оно в лице своих представителей

(соответствующих государственных органов) обязано неукоснительно выполнять

все предусмотренные Федеральным законом предписания, направленные на

обеспечение законных интересов граждан, содействующих органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (как на контрактной, так и

на безконтрактной основе).

7. Важнейшая обязанность государства — гарантировать защиту граждан,

содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и

членов их семей от насилия, угроз применения насилия, посягательства на их

жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество и от других

неправомерных действий, которые могут быть совершены в связи с оказанием

ими такого содействия.

Неприкосновенность жизни, здоровья, жилища и других социальных

ценностей граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-

розыскную деятельность, и членов их семей обеспечивается прежде всего

строгой конфиденциальностью отношений данных граждан с этими органами, а

также неукоснительным выполнением принципа конспирации при подготовке и

проведении оперативно-розыскных мероприятий. Поэтому в целях предупреждения

противоправных посягательств на граждан, содействующих органам,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.