реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей эти

органы должны создавать необходимые условия, которые надежно обеспечивали

бы негласный характер сотрудничества с ними граждан, а также успешное

участие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Гражданам необходимо подробно разъяснять характер и содержание решаемых с

их помощью оперативно-розыскных задач, их роль и линию поведения при

проведении оперативно-розыскных мероприятий, варианты возможного поведения

и т.п. При необходимости им должны быть предоставлены также условия для

получения специальной профессиональной подготовки или приобретения нужных

практических навыков. Таким гражданам в целях конспирации могут быть

предоставлены для использования документы, зашифровывающие личность.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, должны

постоянно анализировать состояние безопасности граждан, которые

непосредственно оказывают им содействие на негласной основе. При получении

данных, дающих основание предполагать о возникновении реальной угрозы

противоправного посягательства на жизнь, здоровье, имущество таких граждан,

а также членов их семей или близких, органы, осуществляющие оперативно-

розыскную деятельность, обязаны принять действенные и эффективные меры к

предотвращению противоправных действий. Если же такие действия были

совершены, то органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,

которым оказывал содействие гражданин, обязаны способствовать установлению

виновных и привлечению их к ответственности. Это может быть достигнуто

путем принятия необходимых оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных и

других мер.

8. Сведения о лицах, содействующих на негласной основе органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, составляют

государственную тайну, охраняемую российским законодательством:

комментируемым Федеральным законом, Законом о государственной тайне, УК РФ

и др. В частности, в ст.ст. 283 и 284 УК РФ предусмотрена ответственность

за разглашение государственной тайны и утрату документов, ее составляющих.

Материалы, содержащие сведения о лицах, содействующих органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не могут быть

представлены по требованию судьи, рассматривающего дело по жалобе лица,

полагающего, что действия оперативного подразделения, осуществляющего

оперативно-розыскную деятельность, привели к ограничению его прав и свобод

(см. чч. 2—4 ст. 5).

Разглашение сведений о лицах, содействующих органам, осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность, недопустимо при использовании

результатов оперативно-розыскной деятельности (см. комментарий к ст. 11).

Оперативно-служебные материалы, содержащие сведения, полученные с

помощью граждан, указанных в комментируемой статье, не могут быть приобщены

к уголовным и другим делам.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, которые непосредственно сотрудничают с гражданами на

негласной основе, а также все другие должностные лица, которым известны

такие факты, обязаны обеспечивать их секретность. В случае нарушения ими

норм Федерального закона они несут уголовную, административную, гражданско-

правовую или дисциплинарную ответственность.

Факт оказания гражданином на конфиденциальной основе содействия органу,

осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, может предаваться

гласности только при наличии его явно выраженного на то согласия лица

(причем в письменном виде).

Предание гласности такого рода фактов может иметь место также в

случаях, если они будут прямо предусмотрены законом. В частности, при

расследовании и судебном разбирательстве уголовного дела о преступлении,

совершенном лицом при оказании негласного содействия, обстоятельства

секретного сотрудничества могут быть отражены в материалах дела и

использованы в установленном законом порядке. Однако и в этой ситуации круг

осведомленных об участии лица в оперативно-розыскной деятельности будет

ограничен. Поскольку в уголовном деле будут содержаться сведения,

составляющие государственную тайну, постольку оно должно быть рассмотрено в

закрытом судебном заседании.

9. В ч. 4 комментируемой статьи указано, что лицо из числа членов

преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких

последствий, и привлеченное к сотрудничеству органом, осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию

преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее

причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии

с законодательством. Это положение Федерального закона напрямую

корреспондирует с уголовно-правовым институтом деятельного раскаяния,

который нашел развернутое закрепление в новом уголовном и уголовно-

процессуальном законодательстве России. Суть этого уголовно-правового

института состоит в том, что лицо, совершившее преступление, в случае его

добровольной явки с повинной, сдачи орудий или средств совершения

преступлений, способствования раскрытию и пресечению преступления и

выполнения других указанных в законе требований, освобождается от уголовной

ответственности. Свое юридическое отражение он нашел в ст. 75 УК РФ и

примечаниях к ряду статей Особенной части УК РФ. В тоже время следует

заметить, что юридическая природа закрепленных в УК РФ оснований исключения

уголовной ответственности при деятельном раскаянии различна. Этот уголовно-

правовой институт охватывает три вида оснований.

Первый вид закреплен в ч. 1 ст. 75 УК РФ. Здесь деятельное раскаяние

возможно лишь при совершении преступлений небольшой тяжести (исходя из ст.

15 УК РФ к этой категории преступлений относятся умышленные и неосторожные

деяния, за совершение которых предусмотрено наказание, не превышающее два

года лишения свободы). В этом случае лицо может быть освобождено от

уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно

явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило

причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате

преступления. Буквальное толкование текста ч. 1 ст. 75 УК РФ позволяет

сделать вывод, что только совокупность всех перечисленных действий

свидетельствует о деятельном раскаянии.

Вторым видом оснований освобождения от уголовной ответственности при

деятельном раскаянии выступают положения ч. 2 ст. 75 УК РФ, где указано,

что при совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого

преступления и наличии условий, указанных в первой части этой статьи, лицо

может быть освобождено от уголовной ответственности лишь в случаях,

специально предусмотренных в Особенной части УК РФ. Такими случаями

выступают самовольное оставление части и дезертирство, ответственность за

которые предусмотрена в чч. 3 и 4 ст.ст. 337 и 338 УКРФ.

Для этих двух групп общим является то, что при решении вопроса о

возможности освобождения от уголовной ответственности орган дознания,

следователь, прокурор или суд учитывают не только наличие или отсутствие

указанных в ч. 1 ст. 75 и примечаниях к ст.ст. 337 и 338 УК РФ признаков,

но и другие обстоятельства: предыдущее поведение лица, совершившего

соответствующее деяние, полноту и своевременность возмещения причиненного

вреда и т.п.

В ч. 1 ст. 75 УК РФ указано, что лицо может быть освобождено от

уголовной ответственности, если после совершения преступления оно: а)

добровольно явилось с повинной; б) способствовало раскрытию преступления;

в) возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред,

причиненный в результате преступления. Буквальное толкование текста статьи

позволяет сделать вывод, что только совокупность всех перечисленных

действий свидетельствует о деятельном раскаянии.

Под явкой с повинной понимается добровольное личное обращение (явка)

лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в правоохранительные

органы, проводящие дознание, следователю, органы прокуратуры или в суд с

намерением передать себя в руки правосудия. Явка с повинной возможна лишь в

том случае, если лицо, совершившее преступление, еще не числится ни в

качестве подозреваемого, ни в качестве обвиняемого либо если хотя и

числится в таком статусе, но находится в розыске. В соответствии со ст. 111

УПК РСФСР в случае явки с повинной устанавливается личность явившегося и в

обязательном порядке составляется протокол явки с повинной, в котором

подробно излагается сделанное заявление: где, когда и при каких

обстоятельствах совершено преступление, какими данными оно подтверждается,

мотивы, побудившие лицо явиться с повинной, и др. Протокол подписывается

лицом, сделавшим заявление, и лицом, принявшим явку с повинной. Явка с

повинной должна быть добровольной, т.е. осуществляться без принуждения со

стороны других лиц. О добровольности может свидетельствовать, в частности,

осознание лицом, совершившим преступление, того обстоятельства, что органам

правопорядка неизвестно о совершенном преступлении и о лицах, его

совершивших, либо если они и располагают такими сведениями, то у них нет

данных о месте нахождения лиц, совершивших соответствующее преступление.

11ет добровольности, когда лицо понимает, что правоохранительные органы,

располагая информацией о совершении им преступления, предпринимают реальные

меры для его задержания.

Инициатива о добровольной явке может исходить от знакомых,

родственников, потерпевших и лиц, оказывающих правоохранительным органам

содействие на конфиденциальной основе. Но решение о явке должно принять

само лицо, совершившее преступление.

Мотивы явки с повинной могут быть самыми различными, как нрии-ственного

характера (раскаяние, жалость к потерпевшему и т.п.), так и иные, например

неуверенность в возможности скрыть преступление или страх перед наказанием.

Любой мотив деятельного раскаяния должен сочетаться с осознанием

принципиальной возможности избежать уголовной ответственности.

Способствование раскрытию преступления проявляется в стремлении

совершившего преступление лица помочь правоохранительным органам и

выявлении всех обстоятельств его совершения, в содействии поиски

доказательств преступной деятельности, в установлении лиц, причастных к

этому, мест сокрытия средств и орудий совершения преступления, также

денежных ценностей, иных материальных благ или прав на них.

Возмещение причиненного ущерба — добровольное восстановление, по мере

возможности, тех прав и благ, которых преступник лишил свою жертву в

результате совершенного преступления (возвращение утраченного имущества,

передача потерпевшему имущества или денежного эквивалента и т.п.).

Заглаживание причиненного вреда — это уменьшение вредных последствий

преступления. Как и возмещение ущерба, оно должно быть добровольным и иметь

место после совершения преступления. В противном случае речь может идти о

добровольном отказе от преступления.

Во многих случаях способствование раскрытию преступления, возмещение

причиненного ущерба, заглаживание причиненного вреда может выполнить лишь

лицо, совершившее преступление, так как только оно обладает необходимым для

этого возможностями и условиями. Более того, нередко виновный в состоянии

предотвратить более серьезный вред, чем тот, который находится в

непосредственной причинной связи с совершенным им преступлением.

Как уже отмечалось, при наличии только этих условий лицо может быть

освобождено от уголовной ответственности и только в случае совершения им

преступления небольшой тяжести. При совершении преступлений других

категорий тяжести освобождение от уголовной ответственности возможно лишь в

случаях, специально указанных в Особенной части УК РФ при соблюдении

закрепленных там же условий[33]. В них закреплен третий вид оснований

деятельного раскаяния.

Если лицо, совершившее одно из отнесенных к этой группе деяний, затем

выполнило указанные в примечании к соответствующей статье условия, то оно

должно быть освобождено от уголовной ответственности. Обязанность

правоохранительных органов в таких случаях сводится лишь к установлению

того, выполнило ли лицо все закрепленные применительно к данному случаю

условия деятельного раскаяния.

Следует подчеркнуть, что для всех составов Особенной части обязательным

признаком деятельного раскаяния выступает отсутствие в действиях лица иного

состава преступления.

При деятельном раскаянии лицо, совершившие преступление, но добровольно

согласившееся сотрудничать с органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность, лишь освобождается от уголовной ответственности. Под этим

понимается выраженное в акте государственного органа решение освободить

лицо, совершившее преступление, от обязанности быть подвергнутым судебному

осуждению.

Поскольку освобождению от уголовной ответственности подлежит лицо,

совершившее преступление, то принятию решения об освобождении должно

предшествовать установление того обстоятельства, что именно это лицо

совершило преступление. В связи с этим необходимо отметить, что явка с

повинной является одним из поводов для проведения соответствующих

оперативно-розыскных мероприятий (см. ст. 7) и возбуждения уголовного дела

(см. п. 5ч. 1 ст. 108 УПК РСФСР), в рамках которого может осуществляться

исследование заявления о совершенном преступлении.

Кроме того, институт деятельного раскаяния содержит правовые

предпосылки для решения целого ряда стоящих перед правоохранительными

органами задач, в числе которых, к примеру, следует назвать следующие:

создание условий для привлечения к конфиденциальному сотрудничеству

лиц, совершивших преступления;

осуществление на его основе предусмотренного законодательством

проникновения в преступные группы и спецслужбы иностранных государств;

проведение контролируемой поставки и других оперативно-розыскных

мероприятий;

использование для формирования у лиц, привлеченных спецслужбами

иностранных государств к оказанию им содействия в проведении враждебной

деятельности, убеждения целесообразности добровольной явки и сообщения о

сотрудничестве и др.

10. Сотрудничество граждан с органами, осуществляющими оперативно-

розыскную деятельность, может не являться основным родом их занятий. Однако

и в этих случаях они вправе получать за свой труд вознаграждение в виде

денежных сумм или подарков из фонда финансовых средств, выделяемых

Правительством России государственным органам на осуществление оперативно-

розыскной деятельности. Размер вознаграждения может устанавливаться с

учетом реальных результатов оперативно-розыскной деятельности, достигнутых

при содействии граждан, продолжительности времени, затраченного на

подготовку или участие в проведения конкретных оперативно-розыскных

мероприятий, а также проявленной при этом инициативы, настойчивости,

мужества и др. Виды, размеры и порядок выдачи вознаграждений и других

выплат регламентируются ведомственными нормативными актами.

11. Если лица содействуют государственным органам, осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность, на контрактной основе, то государство

обязано гарантировать выполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае невыполнения таких обязательств лица вправе по собственной

инициативе расторгнуть контракт.

12. Сотрудничество граждан с органами, осуществляющими оперативно-

розыскную деятельность, по контракту, как правило, представляет собой

основной род их занятий. Поэтому период такого сотрудничества включается в

трудовой стаж соответствующих граждан. При этом им может устанавливаться

льготное исчисление трудового стажа.

Граждане, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-

розыскную деятельность, имеют также право на пенсионное обеспечение. Однако

им обеспечивается пенсия не военнослужащих, а лиц гражданского персонала.

Порядок такого пенсионного обеспечения определяется законодательством о

государственных пенсиях.

Оформление трудового стажа и пенсий не должно приводить к разглашению

сведений о лицах, сотрудничавших с органами, осуществляющими оперативно-

розыскную деятельность, на контрактной основе. Порядок подготовки и

оформления необходимых для органов социального обеспечения документов

определяется подзаконными актами.

13. Специальные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности

лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность, и членов их семей (см. ч. 7 ст. 18), устанавливаются

Правительством России. Такие мероприятия правомерно будет проводить также в

целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на безконтрактной

основе.

14. Часть 9 комментируемой статьи предусматривает социальное

обеспечение граждан, сотрудничающих по контракту с органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, которые получили

инвалидность, т.е. стойкое расстройство функций организма, приводящее к

полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или

существенным затруднениям в жизни.

Следует учитывать, что по своему содержанию право на социальное

обеспечение таких лиц включает в себя не только право на получение

денежного дохода, но и право на социальное обслуживание, 'призванное

удовлетворить особые потребности людей, обусловленные расстройством

здоровья (в помощи в ведении домашнего хозяйства, в специальных средствах

передвижения, в содержании в домах-интернатах и т. д.).

Кроме инвалидности граждане, сотрудничающие по контракту с органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с их участием в

проведении оперативно-розыскных мероприятий могут получить травму,

вызвавшую нарушение состояния здоровья, повлекшее временную утрату

трудоспособности, т.е. необходимость прекращения сотрудничества по

контракту в течение непродолжительного периода времени. В подобных случаях

им также гарантируется социальное обеспечение.

Единовременное пособие или пенсия, а также пособие или пенсия семье в

случае гибели лица выплачиваются в случаях, когда травма, ранение, увечье

или гибель лица наступили в связи с участием гражданина в проведении

оперативно-розыскных мероприятий и между его гибелью (ранением и пр.) и

проводимыми с участием пострадавшего оперативно-розыскными мероприятиями

существует прямая или косвенная причинно-следственная связь, которая нашла

отражение в соответствующих оперативно-служебных документах.

Порядок подготовки и оформления необходимых документов для получения

пособий и пенсий определяется подзаконными нормативными актами.

Глава V. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности.

Глава V предназначена сконцентрировать нормативные предписания

финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Однако выделение

правил такого обеспечения в самостоятельную главу представляется

неоправданным по ряду причин как технико-юридического, так и

содержательного порядка.

Во-первых, наличие в Федеральном законе главы, состоящей из 1 статьи,

по меньшей мере свидетельствует о допущенной законодателем в ходе

законотворческого процесса небрежности при разработке структуры этого

законодательного акта.

Во-вторых, кроме финансового обеспечения оперативная деятельность

нуждается также в информационном, материально-техническом и иных, не менее

важных видах обеспечения. Поэтому правила о всех видах обеспечения

оперативно-розыскной деятельности представляется целесообразным

сконцентрировать в одной главе (разделе).

С т а т ь я 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.