реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


мероприятий могут служить любые данные, полученные в ходе оперативно-

розыскной деятельности. Эти первоначальные сведения о признаках

преступления, содержащиеся в письмах, заявлениях и сообщениях граждан,

должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также в средствах

массовой информации. В качестве оснований для проведения оперативно-

розыскных мероприятий могут выступать также сведения, содержащиеся в

поручениях и указаниях следователей о производстве розыскных действий,

постановлениях об объявлении розыска и приобщаемых к ним материалах и т. д.

Наконец, такими основаниями могут служить сведения, полученные в

результате проведения самих оперативно-розыскных мероприятий. Например,

сведения, полученные при опросе граждан, могут стать основаниями для

осуществления наблюдения, отождествления личности и т.д.

20. Как было сказано раньше, мотивы заинтересованных лиц получить

сведения о без вести пропавших гражданах состоят прежде всего в их желании

удостовериться в том, жив или мертв данный гражданин и признать в судебном

порядке его безвестно отсутствующим или объявить умершим. Для установления

этих юридических фактов заинтересованное лицо должно обратиться с

заявлением в суд по месту жительства заявителя. Согласно требованиям

гражданского процессуального закона в заявлении должны быть изложены

обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо

обстоятельства, угрожавшие пропавшему без нести смертью или дающие

основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.

Поэтому сведения о перечисленных обстоятельствах, полученные оперативно-

розыскным путем, используются заинтересованными лицами в обоснование их

заявлений в суд. Ради получения таких сведений в основном и обращаются

заинтересованные лица в органы, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность. Поэтому сведения оперативно-розыскного характера должны быть

достаточно полными, доброкачественными и убедительными.

21. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскной

деятельности, могут служить основаниями для принятия соответствующими

должностными лицами решений об отказе в допуске конкретных лиц к сведениям,

составляющим государственную тайну; в допуске к работам, связанным с

эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и

здоровья людей, а также для окружающей среды; в допуске к участию в

оперативно-розыскной деятельности или в доступе к материалам, полученным в

результате ее осуществления; в установлении или поддержании с лицом

отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных

мероприятий; в выдаче разрешений на частную детективную и охранную

деятельность. Учитывая назначение таких сведений, они должны быть тщательно

проверенными и достоверными.

Хотя в комментируемой статье прямо об этом и не сказано, но из

предписаний п. 5 ч. 2 ст. 7 вытекает, что результаты оперативно-розыскной

деятельности могут быть использованы также для принятия необходимых мер по

обеспечению собственной безопасности органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность.

Наконец, результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные одним

органом, осуществляющим эту деятельность, могут быть направлены и

использованы другим государственным органом, осуществляющим оперативно-

розыскную деятельность. Это происходит в случаях, когда использование

полученной информации не входит в компетенцию органа, который ее получил.

Статья 12. Защита сведший об органах, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность

(1) Сведения об используемых или использованных при проведении

негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках,

методах, платах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах,

внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных

сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о

лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об

организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий

составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на

основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-

розыскную деятельность.

(2) Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные

преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или

оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их

согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными

законами.

(3) Судебное решение на право проведения оперативно-розыскного

мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого

решения, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность.

(4) Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-

розыскной деятельности, могут быть представлены органу дознания,

следователю, судье, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность, в порядке и случаях, установленных настоящим Федеральным

законом.

1. Комментируемая статья новая. Аналогичной статьи в ранее

действовавшем Законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской

Федерации» не имелось.

2. Цель статьи — комплексное изложение и фиксация (в обобщенном виде)

предписаний, регулирующих отношения, которые возникают в связи с

необходимостью защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность.

3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, охватывает группу

общественных отношений, возникающих по поводу организации и порядка защиты

данных об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Эти

предписания составляют основу одного из правовых институтов формирующегося

в рамках оперативно-розыскной деятельности уголовно-розыскного процесса

(см. пп. б и 7 комментария к ст. 7).

4. Статья носит бланкетный (отсылочный) характер. Для правильного

уяснения и применения ее предписаний требуется руководствоваться нормами

ряда нормативных правовых актов (см. комментарий к ст. 4 и пп. 7—9 и 13

настоящего комментария).

5. Выполнение предписаний комментируемой статьи призвано обеспечить

эффективность оперативно-розыскной деятельности в рамках производства

конкретного дела оперативного учета, а также исключить вероятное нанесение

ущерба ее участникам со стороны заинтересованных в этом лиц.

6. В части 1 комментируемой статьи конкретизирован перечень сведений,

который в соответствии с Законом о государственной тайне составляет

государственную тайну. Отнесение указанных в этом списке сведений к

государственной тайне обусловлено тем, что их распространение может нанести

ущерб интересам оперативно-розыскной деятельности, снизить ее эффективность

и таким образом поставить под угрозу безопасность России. Поэтому

государство возлагает на себя обязанность надежно защищать сведения,

составляющие государственную тайну в области оперативно-розыскной

деятельности. Такая защита предполагает создание и обеспечение надлежащего

режима получения, использования и хранения соответствующих данных, при

котором они не могли бы стать достоянием посторонних лиц. Данный режим

обеспечивается совокупностью правовых и организационных средств.

В рамках Федерального закона правовыми средствами защиты сведений,

составляющих государственную тайну, являются:

практическая реализация принципов конспирации и сочетания гласных и

негласных методов и средств (см. ст. 3);

право лица истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах,

допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения

государственной тайны (см. ч. 3 ст. 5);

непредставление судье сведений о лицах, внедренных в организованные

преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на

конфиденциальной основе (см. ч. 4 ст. 5), а также об организации и тактике

проведения оперативно-розыскных мероприятий (см. ч. 3 ст. 9);

обязанность руководителей судебных органов создавать условия,

обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье

оперативно-служебных документах (см. ч 7 ст. 9);

представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу

дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления

руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (см.

ч. 3 ст 11).

Кроме того, правовые средства защиты сведений, составляющих

государственную тайну, указаны в ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст.

15, ч. 1 ст. 17 и ч. Зет. 21.

7. Ответственность за надежную защиту сведений об органах,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, лежит на руководителе

органа, осуществляющего эту деятельность (см. ч 4 ст. 20 Закона о

государственной тайне); оперативных сотрудниках, которым такие сведения

стали известны в связи с исполнением ими служебных обязанностей; органах и

должностных лицах, использующих результаты оперативно-розыскной

деятельности (дознавателе, следователе, прокуроре и судье).

8. Защита сведений, составляющих государственную тайну в сфере

оперативно-розыскной деятельности, обеспечивается также особым порядком

допуска граждан к такого рода сведениям и особыми условиями прекращения

допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне, которые

предусмотрены ст.ст. 21—23 Закона о государственной тайне.

9. Важным средством защиты сведений, составляющих государственную тайну

в сфере оперативно-розыскной деятельности, являются уголовно-правовые

санкции. Разглашение государственной тайны лицом, которому она была

доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали

достоянием других лиц, а также нарушение лицом, имеющим допуск к

государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими

государственную тайну документами, если это повлекло по неосторожности их

утрату и наступление тяжких последствий, влечет уголовную ответственность в

соответствии со ст.ст. 283 и 284 УК РФ.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства

России о государственной тайне, наряду с уголовной несут также

административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность.

10. Сведения о тех сторонах оперативно-розыскной деятельности, которые

составляют государственную тайну, могут быть рассекречены только на

основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-

розыскную деятельность. Принятие соответствующим руководителем такого

постановления должно быть вызвано объективными обстоятельствами и в

достаточной мере аргументировано.

11. Предание гласности сведений о лицах, указанных в ч. 2

комментируемой статьи, допускается только при наличии определенных

законодателем условий. Ими являются согласие такого лица, изложенное в

письменной форме, и наличие конкретного указания об этом в Федеральном

законе.

12. Предписание, предусматривающее хранение судебного решения на право

проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалов, послуживших

основанием для принятия такого решения, только в органах, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность (см. ч. 3 ст. 12), также направлено на

защиту сведений, составляющих государственную тайну в сфере оперативно-

розыскной деятельности, и обусловлено тем, что именно в этих органах

практически обеспечивается надежная сохранность соответствующих материалов

и исключается доступ к ним посторонних лиц. Вместе с тем судебное ведомство

праве оставлять в своем распоряжении копии судебных решений на проведение

оперативно-розыскных мероприятий для анализа и совершенствования этого

нового направления судебной деятельности.

13. Для более глубокого уяснения смысла предписаний, изложенных в

комментируемой статье, раскроем содержание отдельных терминов,

использованных законодателем для их конструирования.

Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его

военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,

контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение

которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (см. ст. 2

Закона о государственной тайне).

Группа организованная (преступная) — устойчивая группа лиц (два и

более), заранее объединившихся для совершения одного (как правило,

длящегося) или нескольких преступлений (см. ст. 35 УК РФ).

Под организацией проведения оперативно-розыскных мероприятий понимается

закрепленная нормами законодательства в области оперативно-розыскной

деятельности разновидность специальной управленческой дея-1ельности. Она

состоит в планировании осуществления конкретных оперативно-розыскных

мероприятий, оптимальной реализации принятого по их проведению решения и

др.

Тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий — это разработанная

на основе научных положений и обобщения положительного опыта оперативно-

розыскной практики система специальных приемов, направленных на наиболее

эффективное решение конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.

О понятии и содержании оперативно-розыскных мероприятий, результатах

оперативно-розыскной деятельности, штатном негласном сотруднике органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лице, оказывающем ему

содействие на конфиденциальной основе, см. комментарии к ст.ст. б, 11, 16 и

17.

Глава III. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Глава III предназначена сконцентрировать нормативные предписания :

организации и деятельности основной части субъектов оперативно-розыскной

деятельности. Сравнительный анализ ее структуры и содержания с аналогичным

разделом действовавшего ранее Закона об оперативно-розыскной деятельности

(см. разд. III) показывает, что структура вообще не претерпела каких-либо

изменений, а в текст главы хотя и внесены уточнения, тем не менее они

окончательно не сняли имевшиеся недочеты законотворчества. Так, на практике

возникает немало недоразумений из-за формулировки законодателя, будто бы

оперативно-розыскную деятельность осуществляют некие «органы», а не

субъекты (участники). Действительно, без системного представления о всех

субъектах оперативно-розыскной деятельности правоприменителям достаточно

затруднительно принимать профессионально грамотные, основанные на знании

закона решения. Поэтому изложим несколько тезисов о понятии таких субъектов

и их системе.

Под субъектом оперативно-розыскной деятельности понимается

государственный орган или его подразделение, их должностные лица, а также

иные физические лица, наделенные законодателем государственно-властными

полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений и

(или) выполнение оперативно-розыскных действий, а также лица, в отношении

деятельности которых осуществляется оперативно-розыскная работа. В

соответствии с федеральным законодательством выделяют две основные группы

субъектов оперативно-розыскной деятельности. Это уполномоченные на то

государственные органы и определенные физические лица.

Среди государственных органов различают следующие подгруппы:

1) осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;

2) контролирующие оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за

ней.

В первую подгруппу входят: а) оперативные подразделения

правоохранительных органов и спецслужб России, перечисленных в Федеральном

законе (так называемые оперативно-розыскные органы); и б) иные

уполномоченные на то федеральным законодательством государственные органы

или их подразделения (в УПК РСФСР — органы дознания, не являющиеся

физическими лицами; в Федеральном законе о связи — предприятия , связи).

Во вторую подгруппу: а) осуществляющие вневедомственный надзор и

контроль (парламент, правительство, суд и прокуратура) и б) осуществляющие

ведомственный контроль (различные инспектирующие подразделения и т. п.).

В свою очередь среди физических лиц различают три подгруппы. К первой

из них относятся лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

(совершающие оперативно-розыскные действия и (или) принимающие оперативно-

значимые решения):

а) в полной мере (оперативные сотрудники и некоторые иные должностные

лица оперативно-розыскных органов);

б) частично (штатные — сотрудники оперативно-поисковых и оперативно-

технических подразделений; внештатные — лица, оказывающие содействие, в том

числе внештатные оперативные сотрудники и конфиденты;

специалисты, в том числе переводчики, эксперты и операторы связи;

следователи; должностные лица, в соответствии с УПК РСФСР являющиеся

органами дознания и полномочные принимать оперативно-розыскные меры).

Ко второй группе относятся лица, контролирующие оперативно-розыскную

деятельность и надзирающие за исполнением законов при ее осуществлении:

а) вне оперативно-розыскных ведомств (Президент России; судьи,

уполномоченные на санкционирование отдельных оперативно-розыскных

мероприятий; прокуроры, надзирающие за исполнением законов в оперативно-

розыскной деятельности; уполномоченные на проведение финансового контроля

представители Минфина России);

б) являющиеся представителями оперативно-розыскных ведомств

(соответствующие руководители).

К третьей группе относятся две категории лиц. Во-первых, это лица, чья

общественно опасная противоправная деятельность является объектом

оперативно-розыскной работы (т.е. лица, совершающие преступные

посягательства, а также лица, деяния которых позволяют обоснованно

предположить об их вероятной преступной деятельности). Во-вторых, это лица,

которые обоснованно попадают в поле зрения оперативно-розыскных органов с

оформлением соответствующих допусков или получением лицензий (см. ч. 2 ст.

7).

Неопределенность ряда нормативных предписаний комментируемой главы,

отсутствие концентрированного изложения видения законодателя некоторых

конкретных правил (в частности, о полномочиях должностных лиц оперативных

подразделений, взаимодействии и координации работы между соответствующими

государственными органами и др.) затрудняют непосредственное применение

норм, в ней изложенных. Правоприменителю приходится обращаться за

«разъяснениями» к ведомственным нормативным актам, которые по своей сути

для этого не предназначены.

С т а т ь я 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность.

(1) На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-

розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Федеральных органов налоговой полиции.

4. Федеральных органов государственной охраны: Главного управления

охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента Российской

Федерации.

5. Органов пограничной службы Российской Федерации.

6. Таможенных органов Российской Федерации.

7. Службы внешней разведка Российской Федерации.

(2) Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства

обороны Российской Федерации и органа внешней разведки Федерального

агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской

Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях

обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и « случае,

если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.