| |||||
МЕНЮ
| Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностиКомментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностиФедеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. 144-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349) Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. 1. В преамбуле (рrаетbи1иs — предшествующий, лат.) Федерального закона
в сжатом, концентрированном виде указано на его предназначение и характер,
далее раскрываемые в самом тексте. Так, настоящий Федеральный закон
определяет: содержание оперативно-розыскной деятельности через цели и
задачи этой деятельности (см. комментарий к ст. ст. I и 2); обязанности,
права и ответственность государственных органов, ее осуществляющих (см.
комментарий к ст.ст. 14, 15 и 5); через определение оснований и условий
проведения оперативно-розыскных мероприятий (см. комментарий к ст.ст. 7 и 2. Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной
деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. В данной
формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия Федерального
закона в пространстве в соответствии с принципом территориальности. В соответствии со ст.ст. 1 и 5 Закона Российской Федерации «О прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Перечень
географических координат таких точек с указанием их основных геодезических
данных утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в Территорией Российской Федерации считаются гражданские судна в открытом
море и гражданские самолеты (летательные аппараты) под флагом или с
опознавательным знаком Российской Федерации, не находящиеся на территории
другого суверенного государства или же не пролетающие над этой территорией. Однако следует помнить, что территории посольств и консульств России в иностранных государствах (включая бывшие союзные республики СССР) территорией Российской Федерации не являются. Вместе с тем российские представительства за рубежом обладают правовым иммунитетом территории. Это означает, что без разрешения соответствующих должностных лиц дипломатического представительства (как правило, руководителя) входить на территорию представительства кому-либо (включая официальных представителей государства пребывания) нельзя. В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в пределах
территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации,
признаются совершенными на территории Российской Федерации. Следовательно,
для реализации цели оперативно-розыскной деятельности (см. ст.1) нормы Федеральный закон применяется также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа России. Исключительная экономическая зона России устанавливается в морских акваториях, находящихся вне пределов территориальных вод России и прилегающим к ним, включая районы вокруг принадлежащих России островов. Внешняя граница данной зоны расположена на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды России. Возведенные и строящиеся для поиска и разведки естественных богатств На практике иногда путают понятие территории Российской Федерации с
понятием таможенной территории Российской Федерации. Они не тождественны. 3. Кроме непосредственно указанного в преамбуле Федерального закона
территориального принципа действия оперативно-розыскного закона в
пространстве, следует знать еще о трех принципах его действия в
пространстве — гражданства, универсальном и реальном принципах. Их учет в
оперативно-розыскной деятельности вытекает из требований статьи 1 Принцип гражданства действия оперативно-розыскного закона в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ «Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации» граждане России и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ (при наличии ряда условий, предусмотренных уголовным законом). Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за
пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории
иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если
иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (см. ч. Реальность исполнения данных предписаний законодателя во многом зависит
от принятия соответствующих мер оперативно-розыскного характера. Поэтому
осуществление оперативно-розыскных мероприятий в отношении указанных в ст. Универсальный принцип действия оперативно-розыскного закона в
пространстве. В соответствии с предписаниями ч. 3 ст. 12 УК РФ иностранные
граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Эффективность борьбы с международными преступлениями и с преступлениями
международного характера зависит не только от принятия различными
государствами совместных уголовно-правовых мер (например, принятия
конвенций о борьбе с распространением наркотических средств), но также от
совместных мер в области оперативно-розыскной деятельности. Так, Российская Реальный принцип действия оперативно-розыскного закона в пространстве. Таким образом, с учетом перечисленных выше принципов действия 4. В Федеральном законе закрепляется система гарантий законности при
проведении оперативно-розыскных мероприятий (см. об оперативно-розыскных
мероприятиях комментарий к ст. 6). Система гарантий законности (т.е.
точного и повсеместного исполнения и соблюдения всеми органами государства,
должностными лицами и гражданами требований законов; положения, при котором
жизнь общества охраняется законами) является основой механизма реализации
норм Федерального закона (см. о принципе законности комментарий к ст. 3, а
о принципе действия Федерального закона во времени — к ст. 23). Этот
механизм состоит их трех блоков нормативно-правовых предписаний. Первый
блок таких предписаний непосредственно содержится в нормах Федерального
закона, второй — в нормах иных нормативных правовых актов Российской 5. Кроме того, что Федеральный закон определяет содержание оперативно- розыскной деятельности и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, следует обратить внимание правоприменителей на его предназначение. Оно заключается в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в оперативно-розыскной деятельности и в связи с ней, и состоит: в обеспечении реализации норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законов; в охране указанных в статье 1 объектов от преступных посягательств; в предупреждении совершения преступлений. Глава I. Общие положения. Глава I предназначена сконцентрировать в соответствующих статьях наиболее общие нормативные предписания, регулирующие общественные отношения, которые возникают в оперативно-розыскной деятельности и (или) в связи с ней. Сравнительный анализ ее структуры со структурой аналогичного раздела
ранее действовавшего оперативно-розыскного закона (см. разд. Г) показывает,
что законодатель не внес в структуру главы каких-либо изменений или
дополнений. Вместе с тем в системе ее предписаний наличествуют серьезные
пробелы, которые не позволяют наиболее действенно осуществлять правовое
регулирование оперативно-розыскной деятельности. Так, в ней отсутствуют
статьи: об основных понятиях, т.е. оперативно-розыскной терминологии Правоприменители должны помнить об этом и в случае отсутствия в Статья1 Оперативно-розыскная деятельность Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочии посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, нрав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. 1. Статья заменила собой ст. 1 ранее действовавшего Закона Российской 2. Цель статьи — нормативное изложение определения оперативно-розыскной деятельности (в современном видении законодателя). Эта статья содержит так называемую норму-дефиницию, т.е. предписание, направленное на закрепление в обобщающем виде признаков этой деятельности. Правоприменители должны знать, что изменение прежнего законодательного определения оперативно-розыскной деятельности требует от них не только нового понимания содержания этой деятельности, идентичного сформулированному законодателем в комментируемой статье, но и соответствующего практического воплощения. 3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, охватывает по
существу всю оперативно-розыскную деятельность и, более того, эти
предписания являются базисными для понимания сути и предназначения 4. Статья носит бланкетный (отсылочный) характер. Для ее правильного уяснения и применения содержащихся в ней правил требуется руководствоваться предписаниями ряда нормативных правовых актов (см. пп. 7, 14 и 15 комментария к настоящей статье). 5. Деятельность как таковая — это занятия, труд. Оперативно-розыскная деятельность — разновидность социально полезной человеческой деятельности, труда. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность — вид юридической деятельности, т.е. часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций. Наконец, оперативно-розыскная деятельность — разновидность деятельности
государства. Только Российская Федерация в лице высших органов
законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их
компетенции) может наделять правом осуществления оперативно-розыскной
деятельности каких-либо субъектов, возлагать на них определенные
обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм настоящего 6. В современной оперативно-розыскной деятельности возникают, длятся и прекращаются общественные отношения: а) регулируемые нормами различных общепризнанных отраслей права (прежде всего это уголовно- и административно-правовые отношения, а также отношения, регулируемые в основном нормами уголовно- и административно- процессуального права). Отдельные правила (части норм) этих отраслей права законодателем включены (порой, не достаточно обоснованно) в Федеральный закон. Например, это уголовно-правовые предписания (см. ч. 4 ст. 18), административные (см. ч. 18 ст. 7), гражданские (см. п. Зч. 1 ст. 15), трудовые (см. ст. 17 и др.), финансовые (см. ст. 19); б) не урегулированные должным образом ни одной из вышеуказанных отраслей права — уголовно-розыскные правоотношения. Такое правоотношение есть возникающая на основе норм уголовно-розыскного права (в настоящее время официально не признанного) связь между участниками оперативно- розыскной деятельности по поводу совершения преступления или достаточной вероятности его совершения, которую характеризует наличие единства их юридических прав и обязанностей и которая гарантируется принудительной силой государства. В данной связи в правоприменительной практике следует помнить о том, что и практические работники, и представители научной общественности пока только стоят на пороге признания реальности новой отрасли российского права так называемого криминального цикла — уголовно- розыскного права. Это во многом объясняет несовершенство Федерального закона, так как он — реальное проявление в современных условиях построения в России правового государства одной из форм жизни уголовно-розыскного права, ранее существовавшего в иных формах и видах (в частности, в подзаконных ведомственных нормативных актах и правовых обычаях). 7. С учетом наличия в оперативно-розыскной деятельности регулируемых Внутри этих видов оперативно-розыскной деятельности в зависимости от
решения тех или иных задач различают те или иные подвиды. Суть тех из них,
которые непосредственно указаны в Федеральном законе, заключается в том,
что эта деятельность осуществляется: во-первых, для предупреждения
совершения общественно опасных противоправных деяний (см. абз. 1 ст. 2); во-
вторых, для выявления, пресечения и раскрытия преступлений (см. абз. 1 ст. Кроме того, в оперативно-розыскной деятельности различают иные ее подвиды. Например, в ч. 2 ст. 7 указан один из них — так называемая оперативно-проверочная работа (органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе собирать характеризующие личность граждан сведения в строго указанных в Федеральном законе случаях), а в ст. 2 содержится указание на то, что она может проводиться для поиска без вести пропавших граждан. 8. Оперативно-розыскную деятельность следует отличать от смежных и частично совпадающих с ней видов юридической деятельности. В первую очередь это относится к ее соотношению с уголовно-процессуалъной деятельностью. Несмотря на то, что оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная
деятельность тесно связаны между собой (наличие общей цели — защиты от
преступных посягательств, а также ряда единых задач — в частности,
предупреждения преступлений и быстрого их раскрытия), они не тождественны. В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О
частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» под
частной детективной (сыскной) деятельностью понимается оказание на
возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам
предприятиями (частными детективами) в целях защиты законных прав и
интересов клиентов. Причем на лиц, осуществляющих частную детективную
деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников
правоохранительных органов, не распространяется. Кроме того, частные
детективы не вправе осуществлять оперативно-розыскные действия, отнесенные
законом исключительно к компетенции органов дознания (см. комментарий к ст. Таким образом, основные отличия оперативно-розыскной деятельности от частной детективной (сыскной) состоят в следующем: оперативно-розыскная деятельность осуществляется исключительно государственными органами, а сыскная — негосударственными организациями и частными лицами; целью оперативно-розыскной деятельности является защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от общественно опасных противоправных деяний лиц, а частной детективной — получение прибыли посредством совершения действий по защите законных прав и интересов своих клиентов. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|