| |||||
МЕНЮ
| Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностиp> Следует учитывать и то, что в рассматриваемой ситуации следователю и суду труднее будет доказывать наличие объективных связей материальных предметов, изъятых при проведении оперативно-розыскных мероприятий, с совершенным преступлением. Преступники чаще будут отказываться от этих предметов. В материалах дела оперативного учета могут находиться различные официальные документы, отвечающие всем требованиям документа в его правовом значении. Они вполне могут быть использованы в качестве средств доказывания по уголовным делам в уголовно-процессуальном режиме такого вида доказательств, как иные документы (см. ч. 2 ст. 69, ст. 88 УПК РСФСР). Для этого соответствующие документы должны быть официально направлены следователю или истребованы им из оперативного подразделения и приобщены к материалам уголовного дела (см. ст. 70 УПК РСФСР). Следует отметить, что органы, осуществлявшие оперативно-розыскную деятельность, не вправе составлять какие-либо документы с изложением в них данных, полученных оперативно-розыскным путем, для использования их в качестве доказательств по уголовным делам. Не вправе и следователь составлять какие-либо справки на основании оперативных материалов. 15. В ходе оперативно-розыскной деятельности оперативные сотрудники нередко становятся очевидцами события преступления или отдельных связанных с ним обстоятельств. При наличии таких оснований их правомерно допрашивать в качества свидетелей по уголовному делу, так как согласно закону в качестве свидетеля дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу (см. ч. 1 ст. 72 УПК РСФСР). 16. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам предполагает также использование сведений оперативно-розыскного характера для планирования предварительного расследования, выдвижения следственных версий и для избрания наиболее целесообразных тактических приемов производства следственных действий. 17. Практически важным является вопрос о том, можно ли использовать
результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе по
указанным направлениям, если они получены с нарушением Федерального закона. Вместе с тем возможна и такая ситуация, когда нарушался закон, но само нарушение не стало помехой для достижения значимого для уголовного процесса результата, например обнаружения признаков преступления. Представляется, что вывод о неправомерности принятия решения о возбуждении уголовного дела в рассматриваемой ситуации был бы весьма сомнителен. Конечно, каждый факт нарушения закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности должен быть установлен, тщательно проанализирован и виновное лицо (лица) должно быть привлечено к дисциплинарной, административной, а то и к уголовной ответственности. Однако сам факт нарушения Федерального закона не должен повлечь аннулирование полученных результатов. Аналогичный подход необходимо применять и при решении вопроса о придании процессуального статуса вещественного доказательства материальному предмету, полученному оперативно-розыскным путем с нарушением Федерального закона. Дело в том, что данное нарушение находится за рамками уголовного процесса и не означает нарушения предусмотренной уголовно-процессуальным законом процедуры формирования вещественного доказательства. Правда, существенным здесь должно быть признано то, что факт нарушения закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности может стать предметом уголовно-процессуального исследования при условии, если это необходимо для установления достоверности вещественного доказательства. 18. Сведения, полученные оперативно-розыскным путем, которые указывают на местонахождение лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, используются для задержания этих лиц, применения к ним ранее избранной меры пресечения и доставления в орган, вынесший постановление об объявлении розыска обвиняемого. На основании таких сведений следователь (орган дознания, суд) выносит постановление о возобновлении производства по уголовному делу. Они также могут служить основаниями для производства дополнительных следственных действий. Побег из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи и уклонение от отбывания наказания представляют собой самостоятельные составы преступлений. Поэтому сведения оперативно- розыскного характера о лицах, совершивших такие действий, служат основаниями не только для их задержания и доставления в исправительно- трудовые учреждения, но и для возбуждения уголовных дел и производства следственных действий. 19. В предписании комментируемой статьи о возможности использования
результатов оперативно-розыскной деятельности для проведения оперативно-
розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию
преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих,
совершавших или совершивших, по существу, выражено требование
обоснованности проведения таких мероприятий, перечень которых предусмотрен
в ст. 6. Прежде чем производить то или иное оперативно-розыскное
мероприятие, оперативный сотрудник также должен располагать данными,
которые с определенной степенью вероятности указывали бы на возможность
достижения непосредственной цели намеченного мероприятия. Например,
необоснованно осуществлять контроль почтовых отправлений исходя из каких-то
абстрактных или интуитивных побуждений. Для принятия такого решения
необходимо иметь достаточно проверенные данные о том, что в почтовых
отправлениях конкретного лица могут содержаться сведения, необходимые для
успешного решения задач оперативно-розыскной деятельности. Такой подход
должен применяться к каждому оперативно-розыскному действию. Особенно
тщательным должен быть анализ оснований для проведения тех оперативно-
розыскных мероприятий, которые затрагивают конституционные права граждан Основаниями для осуществления конкретных оперативно-розыскных мероприятий могут служить любые данные, полученные в ходе оперативно- розыскной деятельности. Эти первоначальные сведения о признаках преступления, содержащиеся в письмах, заявлениях и сообщениях граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также в средствах массовой информации. В качестве оснований для проведения оперативно- розыскных мероприятий могут выступать также сведения, содержащиеся в поручениях и указаниях следователей о производстве розыскных действий, постановлениях об объявлении розыска и приобщаемых к ним материалах и т. д. Наконец, такими основаниями могут служить сведения, полученные в результате проведения самих оперативно-розыскных мероприятий. Например, сведения, полученные при опросе граждан, могут стать основаниями для осуществления наблюдения, отождествления личности и т.д. 20. Как было сказано раньше, мотивы заинтересованных лиц получить
сведения о без вести пропавших гражданах состоят прежде всего в их желании
удостовериться в том, жив или мертв данный гражданин и признать в судебном
порядке его безвестно отсутствующим или объявить умершим. Для установления
этих юридических фактов заинтересованное лицо должно обратиться с
заявлением в суд по месту жительства заявителя. Согласно требованиям
гражданского процессуального закона в заявлении должны быть изложены
обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо
обстоятельства, угрожавшие пропавшему без нести смертью или дающие
основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. 21. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, могут служить основаниями для принятия соответствующими должностными лицами решений об отказе в допуске конкретных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну; в допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; в допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или в доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; в установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; в выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность. Учитывая назначение таких сведений, они должны быть тщательно проверенными и достоверными. Хотя в комментируемой статье прямо об этом и не сказано, но из предписаний п. 5 ч. 2 ст. 7 вытекает, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы также для принятия необходимых мер по обеспечению собственной безопасности органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность. Наконец, результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные одним органом, осуществляющим эту деятельность, могут быть направлены и использованы другим государственным органом, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность. Это происходит в случаях, когда использование полученной информации не входит в компетенцию органа, который ее получил. Статья 12. Защита сведший об органах, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность (1) Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, платах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно- розыскную деятельность. (2) Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами. (3) Судебное решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. (4) Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно- розыскной деятельности, могут быть представлены органу дознания, следователю, судье, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и случаях, установленных настоящим Федеральным законом. 1. Комментируемая статья новая. Аналогичной статьи в ранее
действовавшем Законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской 2. Цель статьи — комплексное изложение и фиксация (в обобщенном виде) предписаний, регулирующих отношения, которые возникают в связи с необходимостью защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность. 3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, охватывает группу
общественных отношений, возникающих по поводу организации и порядка защиты
данных об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Эти
предписания составляют основу одного из правовых институтов формирующегося
в рамках оперативно-розыскной деятельности уголовно-розыскного процесса 4. Статья носит бланкетный (отсылочный) характер. Для правильного уяснения и применения ее предписаний требуется руководствоваться нормами ряда нормативных правовых актов (см. комментарий к ст. 4 и пп. 7—9 и 13 настоящего комментария). 5. Выполнение предписаний комментируемой статьи призвано обеспечить эффективность оперативно-розыскной деятельности в рамках производства конкретного дела оперативного учета, а также исключить вероятное нанесение ущерба ее участникам со стороны заинтересованных в этом лиц. 6. В части 1 комментируемой статьи конкретизирован перечень сведений, который в соответствии с Законом о государственной тайне составляет государственную тайну. Отнесение указанных в этом списке сведений к государственной тайне обусловлено тем, что их распространение может нанести ущерб интересам оперативно-розыскной деятельности, снизить ее эффективность и таким образом поставить под угрозу безопасность России. Поэтому государство возлагает на себя обязанность надежно защищать сведения, составляющие государственную тайну в области оперативно-розыскной деятельности. Такая защита предполагает создание и обеспечение надлежащего режима получения, использования и хранения соответствующих данных, при котором они не могли бы стать достоянием посторонних лиц. Данный режим обеспечивается совокупностью правовых и организационных средств. В рамках Федерального закона правовыми средствами защиты сведений, составляющих государственную тайну, являются: практическая реализация принципов конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств (см. ст. 3); право лица истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны (см. ч. 3 ст. 5); непредставление судье сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (см. ч. 4 ст. 5), а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (см. ч. 3 ст. 9); обязанность руководителей судебных органов создавать условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах (см. ч 7 ст. 9); представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (см. ч. 3 ст 11). Кроме того, правовые средства защиты сведений, составляющих
государственную тайну, указаны в ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 7. Ответственность за надежную защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, лежит на руководителе органа, осуществляющего эту деятельность (см. ч 4 ст. 20 Закона о государственной тайне); оперативных сотрудниках, которым такие сведения стали известны в связи с исполнением ими служебных обязанностей; органах и должностных лицах, использующих результаты оперативно-розыскной деятельности (дознавателе, следователе, прокуроре и судье). 8. Защита сведений, составляющих государственную тайну в сфере оперативно-розыскной деятельности, обеспечивается также особым порядком допуска граждан к такого рода сведениям и особыми условиями прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне, которые предусмотрены ст.ст. 21—23 Закона о государственной тайне. 9. Важным средством защиты сведений, составляющих государственную тайну в сфере оперативно-розыскной деятельности, являются уголовно-правовые санкции. Разглашение государственной тайны лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, а также нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, влечет уголовную ответственность в соответствии со ст.ст. 283 и 284 УК РФ. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства 10. Сведения о тех сторонах оперативно-розыскной деятельности, которые составляют государственную тайну, могут быть рассекречены только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно- розыскную деятельность. Принятие соответствующим руководителем такого постановления должно быть вызвано объективными обстоятельствами и в достаточной мере аргументировано. 11. Предание гласности сведений о лицах, указанных в ч. 2 комментируемой статьи, допускается только при наличии определенных законодателем условий. Ими являются согласие такого лица, изложенное в письменной форме, и наличие конкретного указания об этом в Федеральном законе. 12. Предписание, предусматривающее хранение судебного решения на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалов, послуживших основанием для принятия такого решения, только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (см. ч. 3 ст. 12), также направлено на защиту сведений, составляющих государственную тайну в сфере оперативно- розыскной деятельности, и обусловлено тем, что именно в этих органах практически обеспечивается надежная сохранность соответствующих материалов и исключается доступ к ним посторонних лиц. Вместе с тем судебное ведомство праве оставлять в своем распоряжении копии судебных решений на проведение оперативно-розыскных мероприятий для анализа и совершенствования этого нового направления судебной деятельности. 13. Для более глубокого уяснения смысла предписаний, изложенных в комментируемой статье, раскроем содержание отдельных терминов, использованных законодателем для их конструирования. Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его
военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение
которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (см. ст. 2 Группа организованная (преступная) — устойчивая группа лиц (два и более), заранее объединившихся для совершения одного (как правило, длящегося) или нескольких преступлений (см. ст. 35 УК РФ). Под организацией проведения оперативно-розыскных мероприятий понимается закрепленная нормами законодательства в области оперативно-розыскной деятельности разновидность специальной управленческой дея-1ельности. Она состоит в планировании осуществления конкретных оперативно-розыскных мероприятий, оптимальной реализации принятого по их проведению решения и др. Тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий — это разработанная на основе научных положений и обобщения положительного опыта оперативно- розыскной практики система специальных приемов, направленных на наиболее эффективное решение конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. О понятии и содержании оперативно-розыскных мероприятий, результатах
оперативно-розыскной деятельности, штатном негласном сотруднике органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лице, оказывающем ему
содействие на конфиденциальной основе, см. комментарии к ст.ст. б, 11, 16 и Глава III. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Глава III предназначена сконцентрировать нормативные предписания :
организации и деятельности основной части субъектов оперативно-розыскной
деятельности. Сравнительный анализ ее структуры и содержания с аналогичным
разделом действовавшего ранее Закона об оперативно-розыскной деятельности Под субъектом оперативно-розыскной деятельности понимается
государственный орган или его подразделение, их должностные лица, а также
иные физические лица, наделенные законодателем государственно-властными
полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений и Среди государственных органов различают следующие подгруппы: 1) осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; 2) контролирующие оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней. В первую подгруппу входят: а) оперативные подразделения правоохранительных органов и спецслужб России, перечисленных в Федеральном законе (так называемые оперативно-розыскные органы); и б) иные уполномоченные на то федеральным законодательством государственные органы или их подразделения (в УПК РСФСР — органы дознания, не являющиеся физическими лицами; в Федеральном законе о связи — предприятия , связи). Во вторую подгруппу: а) осуществляющие вневедомственный надзор и контроль (парламент, правительство, суд и прокуратура) и б) осуществляющие ведомственный контроль (различные инспектирующие подразделения и т. п.). Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|