| |||||
МЕНЮ
| Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностиp> 7. Конфиденциальное сотрудничество — это отношения между уполномоченными на то Федеральным законом государственными органами, которые представляют их должностные лица, и гражданами, изъявившими согласие оказывать содействие на негласной основе и на определенных условиях. Эти условия могут быть оговорены в контракте. Форма контракта и другие атрибуты устанавливаются ведомственными нормативными актами (см. комментарий к ст. 17). Конфиденциальное сотрудничество используется исключительно в целях решения определенных законодательством задач и исполнения обязанностей, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Отношения конфиденциального сотрудничества с гражданами устанавливаются только уполномоченными на то должностными лицами. Сотрудники, наделенные правом установления конфиденциального сотрудничества с гражданами и ведения работы с ними, отвечают за законное и целенаправленное использование конфиденциальной помощи граждан в интересах решения задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Оперативный сотрудник в случае несогласия с указаниями непосредственного начальника, касающимися работы с гражданами, привлеченными на конфиденциальной основе к сотрудничеству с правоохранительными органами, вправе обжаловать действия и решения руководителя в установленном порядке. При нарушении лицом взятых на себя обязательств, в том числе по контракту, сотрудник органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, имеет право вносить предложения об изменениях оговоренных ранее условий сотрудничества или о его прекращении. Непосредственные руководители оперативных сотрудников, работающих с гражданами, привлеченными к негласному сотрудничеству, обязаны и вправе контролировать деятельность своих подчиненных и оказывать им помощь. 8. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспорт, иные средства и иное имущество частных лиц (см. и. 3 ч. 1 ст. 15). Договором в соответствии с гражданским законодательством признается двух или многостороннее соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Он может быть заключен только на основе согласия лица, являющегося собственником этого имущества или на законной основе владеющего или распоряжающегося им. форма соглашения, исходя из положений гражданского законодательства (см. ст. 158 и другие ГК РФ), может быть устной или письменной (простой или нотариальной). Устный договор считается совершенным и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля на соответствующие установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Молчание признается выражением воли вступить в договор в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон. Договор в письменной форме заключается путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, вступающими в отношения, или должным образом уполномоченными ими лицами. Законодательством устанавливаются дополнительные требования, которым должна соответствовать форма определенных договоров (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т. п.), и предусматриваются последствия несоблюдения этих требований. В простой письменной форме заключаются договоры юридических лиц между собой и с гражданами, а также граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом,— независимо от суммы сделки. Договор аренды зданий, сооружений, транспортных средств определяется
положениями гл. 34 ГК РФ. Он заключается в письменной форме в двух случаях. Ст. 651 ГК РФ предусматривает, что договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение этого требования влечет признание соглашения недействительным. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. 9. Реализация принципа конспирации проявляется, в частности, в том, что
компетентным органам предоставляется право использовать в целях конспирации
документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную
принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств Главное назначение этих мероприятий заключается в сокрытии от
окружающих лиц действительной службы должностного лица (действительной
принадлежности подразделения, организации, помещения и транспортного
средства) в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Зашифровка обеспечивается системой оперативных, режимных, административно-правовых, воспитательных и других мер по сохранению в тайне всех проводимых оперативно-розыскных мероприятий. 10. В целях реализации задач оперативно-розыскной деятельности органы, ее осуществляющие, имеют право создавать в установленном законодательством порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения. Порядок создания предприятий, организаций и учреждений определяется гражданским законодательством. Создаваемая организация или предприятие, как и все юридические лица, должны иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечать по своим обязательствам этим имуществом. В соответствии с законом создаваемое предприятие также подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Нарушение установленного законом порядка образования предприятия или организации, а также несоответствие их учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. В тоже время отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания конкретного предприятия или организации не допускается. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. В учредительных документах должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления, предмет и цели деятельности, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом. Законодательство предусматривает возможность создания юридическими
лицами представительств и филиалов. Представительством является
обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его
нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет
их защиту. Филиалом признается обособленное подразделение юридического
лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его
функции или их часть, в том числе функции представительства. Создаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, юридические лица могут быть коммерческими организациями, т.е. преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и некоммерческими, т.е. не имеющими такой цели и не распределяющими полученную прибыль между участниками. Под предприятием как объектом гражданских прав понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Необходимое предприятию имущество передается ему государственными или муниципальными органами, создавшими его. Учреждением признается организация, созданная собственником для
осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций
некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Термин «организация» сопоставим с термином «юридическое лицо» и по сути
является собирательным. В соответствии со ст. 48 ПС РФ юридическое лицо После выполнения поставленных перед предприятием, организацией, учреждением и подразделением задач они прекращают свою деятельность, если нет необходимости в их дальнейшем использовании. 11. Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены. Законы, определяющие деятельность соответствующих государственных органов, наделяют их должностных лиц правом требовать от граждан и должностных лиц исполнения определенных действий. Такие властные предписания должны быть законными, т.е. отданы при наличии указанных в законе оснований, с соблюдением необходимых процедур и направлены на решение задач оперативно-розыскной деятельности. 12. Неисполнение законных требований должностных лиц органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование
ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную
законодательством. В российском законодательстве ответственность за
невыполнение законных требований сотрудников соответствующих
государственных органов установлена вне зависимости от сферы их
деятельности. Поэтому невыполнение указаний при осуществлении оперативно-
розыскной деятельности в равной степени образует правонарушения,
ответственность за которые определена, в частности, ст.ст. 165 и 1655 Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (1) На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят. (2) Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. (3) Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно- розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом. (4) При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга. (5) Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных
преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных
сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения
пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством (6) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность. 1. Статья заменила собой ст. 14 ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения состоят в следующем: отменено предписание, запрещавшее оценивать работу должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по количественным результатам этой деятельности; отменено предписание, позволявшее должностному лицу, уполномоченному на осуществление оперативно-розыскной деятельности, при получении от своего начальника приказа или указания, противоречащего закону, сообщать об этом в вышестоящий орган или прокурору; сформулировано новое предписание, которое при определенных обстоятельствах допускает вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам; предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении времени выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, спецзаданий в организованных группах и т.п.; органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 2. Цель статьи — определить систему социальной и правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 3. Предписания статьи носят в основном бланкетный характер, поскольку по вопросам социальной и правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отсылает к другим законам, а реализация предписаний, сформулированных в ч. 4 данной статьи, предполагает применение соответствующих уголовно-правовых норм. 4. Гарантии правовой и социальной защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, призваны обеспечивать эффективное выполнение ими стоящих перед ними задач. Согласно ч. 1 комментируемой статьи, на этих должностных лиц распространяются гарантии правовой и социальной защиты сотрудников тех правоохранительных органов и специальных служб России, в штаты которых они входят. В ст. 13 содержится перечень органов, которым предоставлено праве
осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории России. Из ее
содержания вытекает, что перечисленные в ней органы входят в штаты органов
внутренних дел, ФСБ России, ФСНП России, ГТК РФ и других органов
исполнительной власти. Следовательно, подробные правовые предписания,
касающиеся социальной и правовой защиты должностных лиц органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, содержатся в законах,
регламентирующих организацию и деятельность таких государственных органов. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона об органах федеральной службы безопасности военнослужащие этих органов проходят военную службу в соответствии с законодательством России о прохождении военной службы с учетом установленных указанным Законом особенностей, обусловленных спецификой выполняемых ими обязанностей. Следовательно, на данную категорию военнослужащих распространяются все предписания Закона «О статусе военнослужащих», касающиеся их социальной и правовой защиты, а также членов их семей (см. ст.ст. 5—20 указанного Закона). 5. Должностные органы и лица, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и должны
руководствоваться Конституцией, комментируемым Федеральным законом, другими
законами Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами 6. В целях усиления гарантии конституционных прав и свобод граждан 7. Должностные лица и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при исполнении своих служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Их деятельность носит публичный характер, поскольку они защищают личность, общество и государство от преступных посягательств. Выполнение таких функций является важнейшей и ответственной задачей органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность. При наличии предусмотренных законом оснований они обязаны активно и целеустремленно вести дела оперативного учета, путем проведения оперативно- розыскных мероприятий выявлять и раскрывать преступления, выявлять и устанавливать лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, предупреждать и пресекать преступления. Публичный характер оперативно- розыскной деятельности предполагает принятие по делам оперативного учета обоснованных решений, подготовку необходимых условий и предпосылок для своевременного и обоснованного возбуждения уголовного дела, способствование следователю в быстром и полном раскрытии преступления. Наконец, с публичностью связана настоятельная необходимость в надежном обеспечении в ходе этой деятельности прав и свобод граждан. Перечисленные, а также другие обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, являются для них безусловными, они не могут отказаться от их выполнения под любыми предлогами. Никто не вправе оказывать на них воздействие или в какой-либо форме вмешиваться в их законные действия, кроме лиц, специально уполномоченных на то законом. Никто не вправе препятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а также заставлять органы и должностные лица, осуществляющие эту деятельность, выполнять обязанности, которые Федеральным законом на них не возложены. Законные решения и требования органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Неисполнение таких решений и требований либо воспрепятствование законному осуществлению оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством России (см. комментарий к ст. 15). При даче поручений и указаний органам дознания (органам, осуществлявшим оперативно-розыскную деятельность) о производстве розыскных действий следователь должен ставить только задачу, а способы, организацию и тактику ее решения определяют органы и должностные лица, осуществлявшие оперативно- розыскную деятельность. Следователь вправе также установить сроки выполнения его поручений и указаний, однако не вправе требовать от них конкретных данных о характере применяемых оперативно-розыскных мер, их организации и тактике проведения. 8. В части 3 комментируемой статьи определено, что должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом. В процессе оперативно-служебной деятельности взаимоотношения между начальником и подчиненным строятся на основе таких определенных в законе принципов, как взаимоуважение, доверие, разделение компетенции, персональная ответственность за правомерность принимаемых решений и совершаемых действий. Вместе с тем осуществление оперативно- розыскной деятельности немыслимо без управления, которое осуществляется, в частности, методом приказа. Термин «приказ» употребляется как вид нормативного акта и как
разновидность отношений. Под приказом как разновидностью отношений
понимается основанное на законе или подзаконных актах требование о
выполнении каких-либо действий от лица, наделенного властными полномочиями,
к лицу, обязанному его исполнить. В процессе оперативно-розыскной
деятельностью наряду с приказами издаются «предписания», «распоряжения», Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|