реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


p> Задачей оперативно-розыскной деятельности является также установление обстоятельств, характеризующих лиц, которые совершили или совершают преступление, выявление их намерений и конкретных действий, направленных на противодействие раскрытию преступления в ходе предварительного расследования. В ряде случаев необходимо выявить оперативно-розыскным путем обстоятельства, характеризующие личность наиболее важных свидетелей и потерпевшего, что позволит создать представление об их психологической установке на ту или иную позицию на предстоящих допросах.

Задача создания необходимых условий и предпосылок для быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного судопроизводства может быть успешно решена при условии, что оперативные сотрудники хорошо знают процессуальный институт возбуждения уголовного дела (см. ст.ст. 3. 108—116
УПК РСФСР), нормы доказательственного права, регламентирующие предмет доказывают по уголовному делу (см. ст. 68 УПК РСФСР), определяющие понятие доказательств (см. ст. 69 УПК РСФСР), устанавливающие порядок собирания, проверки и оценки доказательств (см. ст. ст. 70 и 71 УПК РСФСР), характеризующие самостоятельные виды доказательств (см. ст.ст. 72—88 УПК
РСФСР), а также предусматривающие порядок и условия производства следственных действий (см. ст.ст. 155—194 УПК РСФСР).

Для успешного решения рассматриваемой задачи необходимо учитывать и соответствующие положения теории доказательств в уголовном процессе (прежде всего положения, раскрывающие сущность доказательств по уголовному делу, а также такие их свойства, как относимость и допустимость).

Создание в ходе оперативно-розыскной деятельности необходимых условий и предпосылок для успешного осуществления уголовно-процессуальной деятельности невозможно без знания процессуальной природы самостоятельных видов доказательств в российском уголовном процессе. В ходе оперативно- розыскной деятельности должны быть созданы реальные условия и предпосылки для собирания конкретных видов доказательств, а не доказательств вообще[4].
Здесь могут быть созданы условия и предпосылки для получения всех видов доказательств, за исключением заключения эксперта. Получение этого вида доказательств может быть обеспечено лишь в ходе производства по уголовному делу.

8. Предупредить можно только общественно опасные деяния, которые еще не совершены. Предупредить преступление означает непосредственно воздействовать оперативно-розыскными средствами на лицо (лиц), вынашивающее намерение совершить преступление и предпринимающее для этого определенные действия, либо на причины и условия, позволяющие совершить преступление.

Цель предупреждения преступления состоит в том, чтобы предотвратить преступление еще до того, как соответствующее лицо (лица) приступит к его непосредственному осуществлению.

Основанием для предупреждения служат сведения о подготовке определенного лица (лиц) к совершению преступления.

Предупреждение может быть осуществлено как в отношении конкретного лица
(лиц), так и в отношении неопределенного круга лиц.

Важная роль в предупреждении преступлений принадлежит лицам, оказывающим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействие на конфиденциальной основе или внедренным в организованные преступные группы.

Одно из действенных средств предупреждения преступлений предусмотрено также в ст. 15 Федерального закона (см. комментарий к п. 1ч. 1).

9. Пресечение преступлений означает принятие оперативно-розыскных мер к конкретному лицу или группе лиц с целью лишить их реальной возможности продолжать совершение преступления. Эта задача относится к любым совершаемым преступлениям, как «очевидным», так и «неочевидным». Способы ее решения могут быть различные: захват преступника с поличным, возбуждение уголовного дела и применение уголовно-процессуальных мер пресечения преступления и др.

10. Самостоятельной специфической задачей оперативно-розыскной деятельности является розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда. Такой розыск направлен на установление места нахождения конкретных скрывающихся лиц: лица, в отношении которого в определенном уголовно-процессуальным законом порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого; подсудимого, в отношении которого должно состояться или осуществляться судебное разбирательство; лица, в отношении которого судом вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу.

В первых двух случаях скрывающиеся лица остаются участниками уголовно- процессуальной деятельности, поэтому при их розыске должно быть взаимодействие с органами дознания, следователем, прокурором или судом,
Розыск обвиняемого возложен на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, также уголовно-процессуальным законом (см. 1 ст. 196 УПК
РСФСР). Следует уточнить, что розыск прежде всего направляется на установление обвиняемого, известного органам предварительного расследования. Установление же лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, является задачей предварительного следствия, а не розыска (см. ст. ст. 2, 3, 143 и 144 УПК РСФСР).]

Задачу розыска скрывшегося обвиняемого ставит перед органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, следователь или лицо, проводящее дознание (по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно). Розыск может иметь место параллельно с расследованием уголовного дела или одновременно с принятием решения о приостановлении предварительного следствия.

Прежде чем объявлять розыск обвиняемого, следователь должен убедиться в том, что он действительно скрылся от следствия, а не умер, не находится в больнице, не арестован по другому уголовному делу, с ним не произошел несчастный случай.

До объявления розыска следователь должен также собрать максимальный объем сведений о личности обвиняемого, которые необходимы для проведения эффективного розыска. Эти сведения отражаются им в справке о личности обвиняемого. К ним относятся: фамилия, имя, отчество, время и место рождения, национальность, образование, семейное положение; наличие родственников и их адреса; профессия, специальность; последнее место жительства и работы; отношение к воинской обязанности; сведения о судимости; наличие особых примет, черт характера, привычек, состояние здоровья, возможные хронические заболевания; обстоятельства побега из-под стражи, личные и иные связи; другие сведения, способствующие розыску. К справке прилагаются фотокарточка, а если она отсутствует, — подробное описание внешности разыскиваемого обвиняемого.

Правовым основанием для формулирования следователем задачи розыска обвиняемого служит его постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. Правовым же основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на осуществление розыска обвиняемого, служит постановление следователя об объявлении розыска. В нем излагаются обстоятельства расследуемого преступления, основания, по которым объявляется розыск, указывается, кому поручается розыск, избранная в отношении обвиняемого мера пресечения и куда следует направить его в случае обнаружения. Такое постановление вместе со справкой о личности разыскиваемого обвиняемого, его фотокарточкой или подробным описанием внешности и постановлением об избрании меры пресечения, санкционированным прокурором, если мерой пресечения избирается арест, следователь направляет в соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

Если во время судебного разбирательства уголовного дела подсудимый скрылся, то суд выносит определение об объявлении его розыска (см. ч. 2 ст.
257 УПК РСФСР). Такое определение вместе с другими необходимыми документами также направляется в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. Последний обязан принять все предусмотренные законом меры к розыску скрывшегося подсудимого.

11. Предусмотренный в п. 2 ст. 2 перечень объектов, подлежащих розыску в связи с производством по уголовному делу, нельзя признать исчерпывающим.
К их числу могут быть также отнесены: потерпевшие; свидетели; трупы и их части; животные (как предмет преступного посягательства или орудие преступления); материальные предметы, могущие стать вещественными доказательствами (см. ст. 83 УПК РСФСР); транспортные средства (как предмет преступного посягательства или орудие преступления).

Известно, что цель розыскной деятельности состоит в обнаружении уже установленных, т.е. известных, лиц, предметов и других объектов. Поэтому, если речь идет о розыске потерпевших и свидетелей, то в распоряжении субъектов розыска должны быть данные, позволяющие индивидуализировать личность разыскиваемых лиц и отождествлять их при обнаружении.
Разыскиваемое лицо — это всегда конкретный человек.

Аналогичным образом следует характеризовать и материальные объекты розыска. Однако в отличие от живых лиц в отношении материальных предметов могут быть данные, указывающие лишь на их групповую принадлежность. Причем объем группы, к которой относят те или иные материальные предметы, может быть достаточно велик (например, группа «ценности», группа «тяжелые тупые предметы»). Но это не должно препятствовать их розыску. В таких случаях известность, установленность соответствующих материальных предметов означает зафиксированную принадлежность их к определенной группе.

Так, согласно ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР, следователь по расследуемым им уголовным делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных действий. Последние служат правовым основанием для проведения оперативно-розыскной деятельности, направленной на розыск потерпевших, свидетелей, трупов и их частей, материальных предметов, могущих стать вещественными доказательствами, и т. д. Это согласуется со ст. 7 Федерального закона, в соответствии с которой одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий является поручение следователя по уголовным делам, находящимся в его производстве.

Поручение следователя о производстве розыскных действий — это его предложение органу дознания разыскать то или иное лицо или материальный предмет. Оно дается, как правило, в письменном виде через начальника органа дознания и обязательно для исполнения. Следователь может дать поручение оперативным сотрудникам в устной форме (например, в случае совместного выезда на осмотр места происшествия).

12. Особую категорию лиц, подлежащих розыску, составляют лица, уклоняющиеся от уголовного наказания. К ним относятся осужденные, отбывающие наказание по приговору суда в исправительно-трудовых учреждениях и совершившие из них побег, а также уклоняющиеся от отбывания наказания осужденные, которым разрешен краткосрочный выезд из мест лишения свободы
(см. ст. ст. 313 и 314 УКРФ).

Администрация исправительно-трудовых учреждений может ставить перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, задачу розыска конкретных осужденных в случае совершения ими побега из мест лишения свободы или с предписанного места жительства. При этом должны быть представлены соответствующие документы, необходимые для организации и проведения розыска. Органы, осуществляющие розыск осужденных, должны координировать оперативно-розыскную деятельность с соответствующими подразделениями МВД России, а также администрацией мест лишения свободы.

13. Розыск лиц, пропавших без вести (например, родственников), осуществляется по заявлениям граждан и администрации соответствующих учреждений не в связи с совершенным преступлением и без возбуждения уголовного дела. Мотивы заинтересованных лиц получить сведения о без вести пропавших гражданах состоят прежде всего в их желании удостовериться в том, жив или мертв данный гражданин. Полученные в результате розыска без вести пропавшего гражданина сведения могут быть представлены в суд для установления в судебном порядке одного из двух предусмотренных Гражданским кодексом РФ юридических фактов: признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим. В случае установления судом одного из этих юридических фактов заинтересованные лица могут разрешать соответствующие вопросы, вытекающие из гражданско-правовых отношений.

Для успешного поиска без вести пропавшего гражданина органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, важно получить от заинтересованного лица как можно больше сведений, характеризующих пропавшего без вести гражданина, а также об обстоятельствах, предшествовавших его исчезновению и последовавших за этим. Появляется необходимость изучить и соответствующие документы, которые находятся прежде всего в государственных органах (учеты задержанных, доставленных в медвытрезвители, приемники-распределители, лечебные учреждения, морги и т. п.), а иногда и соответствующие материальные предметы.

При осуществлении розыска без вести пропавших граждан существенное значение имеет учет разнообразия тех обстоятельств, в силу которых гражданин может оказаться без вести пропавшим. Ими могут быть: преступления
(убийство, доведение до самоубийства, похищение человека, оставление в опасности и др.); смерть от болезни, несчастного случая или старости; исчезновение в результате стихийного бедствия или потери на местности (заблудился в лесу, горах, пещерах и т. п.); исчезновение в результате психического заболевания. Причинами без вести пропавших граждан могут быть также тайное лечение или вступление в брак, нежелание находиться вместе со своими близкими и т. п.

14. Наряду с этим Федеральный закон формулирует ряд задач, не связанных непосредственно с уголовным процессом. Одна из них, достаточно глобальная, состоит в добывании информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности
Российской Федерации (см. абз. 3 ст. 2). Эта задача может решаться органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, лишь при условии, если имеется информация о возможном возникновении таких событий или действий (см. п. Зч. 1 ст. 8) и имеет предупредительный характер.

15. Другие задачи, не связанные с уголовным процессом, вытекают из пп.
1—6 ч. 2 ст. 7 (см. комментарий к ст. 7). Несмотря на то, что эти задачи содержатся не в комментируемой статье, их следует рассматривать как задачи оперативно-розыскной деятельности. Их особенность заключается в том, что принятие на основании данных, полученных оперативно-розыскным путем, соответствующих решений затрагивает право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (см. ч.
1 ст. 37 Конституции). Поэтому такие данные должны быть всесторонне проверены, с тем чтобы в конечном итоге они были достоверными.

Эти задачи являются побочными, второстепенными по отношению к основным задачам оперативно-розыскной деятельности. Они могут решаться лишь по инициативе соответствующих должностных лиц, а не органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

С т а т ь я 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

1. Статья заменила собой ст. 3 ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности. Изменения и дополнения состоят в следующем. Так, законодателем подчеркнуто, что законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина — принципы конституционные
(причем второй из указанных принципов изложен более точно, чем ранее)[5].
Вместо принципа «сочетание гласных и негласных начал» назван иной —
«сочетание гласных и негласных методов и средств», отражающий не сущность, а содержание оперативно-розыскной деятельности.

2. Цель статьи — отразить в системе и нормативно закрепить взгляды законодателя на руководящие начала оперативно-розыскной деятельности.

Эта статья содержит одну из разновидностей специализированного предписания — норму-принцип, т.е. предписание, в котором сформулированы правовые принципы.

В данной связи нельзя не отметить непоследовательность законодателя.
Закрепив в специально для этого отведенной статье Федерального закона предписания о части принципов оперативно-розыскной деятельности, нормативное отражение оставшейся части принципов вновь, как и ранее, оказалось распыленным по различным правовым нормам (см. пп. 5, 10—14 комментария).

3. Сфера действия предписания, изложенного в статье, охватывает всю оперативно-розыскную деятельность. Однако правоприменители должны помнить, что принципы любой деятельности (в том числе и оперативно-розыскной) не тождественны правовым принципам той или иной отрасли права
(законодательства). Поэтому будет не лишним перечислить принципы законодательства в области оперативно-розыскной деятельности (так называемого оперативно-розыскного законодательства)[6].

4. Комментируемая статья — бланкетная (отсылочная). Для правильного уяснения и применения содержащихся в статье предписаний требуется руководствоваться прежде всего Конституцией, а также некоторыми федеральными законами (см. комментарий к ст. 4).

5. Под принципами оперативно-розыскной деятельности (от лат.- начало, основа) понимаются руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные оперативно-розыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления оперативно-розыскной деятельности.

В оперативно-розыскной деятельности преломляются ряд общих
(общеправовых) и межотраслевых принципов. Эту деятельность характеризуют и специальные (отраслевые и внутриотраслевые) принципы.

Известно, что правовые принципы существуют независимо от способа отражения их в содержании специально им посвященных статей законодательных актов. Анализ текста Федерального закона приводит к выводу, что в данном случае законодатель избрал так называемый смешанный вариант. Так, часть принципов оперативно-розыскной деятельности непосредственно указана в комментируемой статье. Это два общеправовых
(законность и уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и два специальных принципа (конспирация и сочетание гласных и негласных методов и средств). Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой, вытекают из содержания норм Федерального закона и ведомственных нормативных актов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(см. пп. 10—14 комментария).

Следует подчеркнуть, что все принципы оперативно-розыскной деятельности самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может быть противопоставления одного принципа другому.

6. Конституционный принцип законности состоит в том, что должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лица, содействующие ее проведению, обязаны точно исполнять требования
Конституции и законов Российской Федерации.

Специфика современного правового регулирования оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что Федеральный закон не устанавливает всех без исключения ее правил, имеющих важное значение для общества. Цели, задачи и компетенция органов, осуществляющих эту деятельность, определяются российским законодательством.

Настоящий Федеральный закон регулирует также отдельные стороны порядка проведения оперативно-розыскной деятельности. Организация и тактика оперативно-розыскных мероприятий регламентируется ведомственными нормативными актами.

Оперативно-розыскная деятельность имеет цели и в ней решаются задачи, неразрывно связанные с реализацией предписаний уголовного закона.
Оперативно-розыскная деятельность обеспечивает уголовно-процессуальную, способствуя осуществлению функции уголовного преследования. При этом ее осуществление и само по себе, и своими результатами воздействует на права граждан, а также касается деятельности государственных и иных организаций, учреждений и предприятий (о законодательных актах, регулирующих оперативно- розыскную деятельность, см. комментарий к ст. 4).

Так как Федеральный закон определяет принципиально важные институты оперативно-розыскной деятельности, ему должны соответствовать ведомственные нормативные акты (приказы, инструкции и др.), детально регламентирующие организацию и тактику осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Судьи надзирают за оперативно-розыскной деятельностью, оценивают ее результаты или разрешают жалобы на допущенные в ней нарушения прав и свобод граждан.
Такие судьи должны быть осведомлены о том: как осуществляется деятельность правоохранительных органов, предшествующая расследованию и судебному разбирательству уголовных дел; каким образом обнаруживают сведения, имеющие значение для собирания улик; насколько при этом реально затрагиваются права и свободы граждан. В данной связи знание ведомственных нормативных правовых актов надзирающим судьям необходимо. Однако изложенное не означает, что суды при осуществлении надзора или рассмотрении уголовных дел обязаны применять названные выше ведомственные установления. Административными нормами суды в данном случае не связаны. Более того, судебная власть в лице
Верховного Суда Российской Федерации, выступая как гарант законности, может опосредованно, через свои постановления влиять на содержание ведомственных нормативных актов (см. комментарий к ст. 4). При этом в нынешних условиях
Верховный Суд должен опираться на обобщенную практику разрешения судом вопросов, связанных так или иначе с оперативно-розыскной деятельностью.
Так, рассматривая уголовные дела, суды устанавливают критерии допустимости использования при расследовании результатов оперативно-розыскной деятельности. Проверяя правомерность планируемых оперативно-розыскных мероприятий или разрешая жалобы, суды определяют пределы допустимого вторжения в сферу прав и свобод граждан. Разумеется, суды должны руководствоваться в подобных случаях не столько ведомственными актами, сколько Конституцией, уголовным, уголовно-процессуальным и иным законодательством.

Важной гарантией законности в оперативно-розыскной деятельности является прокурорский надзор. В ст.ст. 23 и 25 Конституции предусмотрен надзор суда за деятельностью, связанной с ограничением конституционных прав личности. Однако этот вид надзора обязателен только при проведении конкретных оперативно-розыскных действий, затрагивающих конституционные права граждан. Он не исключает текущего надзора прокуратуры (см. комментарий к ст.ст. 9 и 21).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.