реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


p> Представляется, что в тех случаях, когда в выполнении оперативно- розыскного мероприятия участвуют представители различных ведомств, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, старшим должен быть сотрудник того ведомства, в прямую компетенцию которого входит этот вопрос.

Законодательство не устанавливает абсолютно определенной формы выражения служебного предписания. В практике организации управления оперативно-розыскной деятельностью приказы отдаются в письменной или устной форме, а также могут быть переданы по техническим средствам связи. При этом необходимо соблюсти следующие условия: такое требование должно стать своевременно известно подчиненному и восприниматься и начальником, и подчиненным именно как приказ. Предписание, изданное в письменной форме, вступает в силу с момента его подписания, если иное не указано в тексте; в устной, как правило, после оглашения.

Российское законодательство и практика управленческой деятельности исходят из признания презумпции законности всех приказов начальников и обязательности их исполнения для подчиненных. Вместе с тем для различных сфер деятельности устанавливаются разные пределы обязательности выполнения подчиненными требований начальников. Пределы исполнения приказа в оперативно-розыскной деятельности определены рамками его соответствия закону. В ч. 3 комментируемой статьи определено, что при получении приказа или указания, противоречащего закону, должностное лицо обязано руководствоваться законом. Аналогичные положения содержатся в Законе о милиции, а также в Положении о службе в органах внутренних дел Российской
Федерации и в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции
Российской Федерации (см. ч. 2 ст. 4). Естественно, во всех случаях, вне зависимости от различий в статусе исполнителя, законный приказ подлежит исполнению.

Этими же нормативными актами определен порядок реагирования на приказы, противоречащие закону. Причем российское законодательство по этому вопросу проявляет определенную непоследовательность. Субъект оперативно-розыскной деятельности при получении приказа, противоречащего закону, обязан руководствоваться законом. А для сотрудников милиции и налоговой полиции закреплено дополнительное условие — ясность противоречия распоряжения закону. Часто субъект оперативно-розыскной деятельности и сотрудник милиции или налоговой полиции — одно и тоже лицо. В законе не должен по-разному определяться порядок реагирования на одно и то же действие — получение незаконного приказа. При сомнении в законности полученного для исполнения распоряжения лицо, наделенное правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, должно незамедлительно сообщать об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение.
В случае, если вышестоящий по должности начальник письменно подтверждает данное распоряжение, оперативный сотрудник обязан его исполнить.
Ответственность за последствия исполнения незаконного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

Отмена или изменение решения, принятого сотрудником при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона.

Оценка действий исполнителя, в результате чего причинен вред охраняемым уголовным законом отношениям, осуществляется в пределах нормы уголовного закона об исполнении приказа или распоряжения как обстоятельстве, исключающем преступность деяния, закрепленной в ст. 42 УК РФ. Уголовно- правовое значение представляют, во-первых, те ситуации, когда сотрудник оперативных подразделений представляет общественную вредность приказа, но в силу его должностного положения обязан беспрекословно выполнять все указания начальника, в том числе и реально причиняющие ущерб конкретным благам. Следовательно, исполнитель не может подлежать ответственности в силу наличия в приказе некоторого психического принуждения, частично лишающего его свободы воли. В таком случае подчиненный, выполняющий приказ, является орудием реализации воли начальника; употребление начальником власти по отношению к подчиненному лишает его добровольности действий.

Во-вторых, когда оперативный сотрудник не осознавал характер совершаемых по приказу действий и размер причиняемого ущерба, но законом или иным нормативным актом именно на него возложена обязанность оценивать результат выполняемых действий и в данной обстановке он мог или должен был предвидеть наступившие последствия. Тогда исполнитель подлежит ответственности только в случае, если его психическое отношение к последствиям адекватно тому, которое закреплено в соответствующем составе преступления (желал или сознательно допускал их наступление либо легкомысленно рассчитывал на их предотвращение или же не предвидел наступление последствий, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был предвидеть).

В-третьих, когда исполнитель, обязанный беспрекословно исполнить приказ, осознает, что в данных конкретных обстоятельствах служебно- профессиональная деятельность является лишь маскировкой для совершения преступления, а выполнение властных требований приведет к наступлению общественно опасных последствий, исполняет предписанные действия. Значит он, выступая фактически в качестве пособника или соисполнителя преступления, должен нести ответственность на общих для уголовного закона основаниях.

Под преступным понимается приказ или распоряжение, предписывающие совершить действия, явно нарушающие уголовный закон и направленные на причинение реального вреда интересам граждан, общества и государства. В соответствии со ст. 42 УК РФ «Исполнение приказа или распоряжения» не является преступлением причинение вреда лицом, действующим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Эта норма носит универсальный характер и охватывает случаи причинения вреда при исполнении индивидуальных властных требований во всех отраслях социальной деятельности, в том числе и в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Субъектом исполнения приказа может быть только подчиненное лицо.
Объективно общественно вредные действия совершаются им по обязательному для него приказу. Вред может причиняться любым правоохраняемым интересам.
Исполнитель может понимать конкретную вредность совершаемых им действий, но мотивация и причины, определяющие необходимость совершения этих действий, их направленность и конечная общественная значимость им не осознаются.
Ответственность за наступившие последствия несет лицо, отдавшее приказ, так как именно оно, располагая соответствующими данными, должно соотносить принимаемое решение с предусмотренными законом полномочиями, а также учитывать тот вред, который будет причинен действиями, исполненными по приказу, с тем ущербом, который при этом удастся предотвратить. Нужно также учитывать, что руководитель оперативного подразделения, особенно в сложной обстановке, может находиться в ситуации крайней необходимости.

Федеральный закон возлагает обязанность оценивать законность получаемых предписаний на исполнителей. В ч. 3 комментируемой статьи определено, что лицо, осуществляющее оперативно-розыскные мероприятия, обязано исполнять полученное распоряжение только в пределах закона. В таком случае подчиненный, если он не осознавал, что исполнение приказа может привести к наступлению общественно вредных последствий, но по обстоятельствам дела мог и должен был это делать, подлежит уголовной ответственности только в том случае, если за совершенные им по неосторожности действия установлена уголовная ответственность.

9. В ч. 4 комментируемой статьи определено, что при определенных обстоятельствах допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга. Причинение вреда при выполнении должностных обязанностей и общественного долга признается правомерным при наличии следующих условий: общественной признанности и допустимости конкретных действий в рамках социально необходимой и полезной деятельности; наличии закона или иного нормативного акта, регламентирующего этот вид профессиональной или иной общественно значимой деятельности и содержащего указание на возможность совершения конкретных действий при определенных обстоятельствах; невозможности иными, без причинения ущерба правоохраняемым отношениям, средствами выполнить служебные обязанности или общественный долг в конкретной обстановке; выполнении действий, составляющих должностную функцию или общественную обязанность, в конкретной обстановке специально уполномоченным на то законом или иным нормативным актом лицом; соблюдении всех необходимых для конкретного случая правил, закрепленных в нормативном акте, регулирующем данный вид служебных обязанностей, деятельности или общественного долга; причинении вреда значительно менее важным интересам, чем те, которые бы пострадали при невыполнении профессиональной функции или иной другой юридической обязанности.

Фактически в ч. 4 комментируемой статьи закреплено такое обстоятельство, исключающее преступность деяния, как выполнение должностных обязанностей или общественного долга.

Термин выполнение служебных обязанностей определяет основное предназначение и характер профессиональной деятельности, для реализации которой лицо наделено определенной компетенцией. Общественный долг связан, как правило, лишь с выполнением определенных действий. В постановлении
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. «О судебной практике по делам об умышленных убийствах» указывается, что выполнение служебной деятельности нельзя сводить лишь к реализации полномочий должностного лица. Это деятельность любого лица, входящая в круг его служебных обязанностей, которые вытекают из трудового договора с государственными, муниципальными и иными (негосударственными) зарегистрированными в установленном порядке предприятиями и организациями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству. Здесь оговаривалось, что выполнение общественного долга — это осуществление гражданами как специально возложенных на них общественных обязанностей, так и совершение других действий в интересах общества или отдельных лиц
(пресечение правонарушений, сообщение органам власти о подготавливаемом или совершаемом преступлении и т. п.)

Наряду с этим следует иметь в виду, что в Особенной части УК РФ содержится система норм, закрепляющих условия, при которых причинение вреда в ходе выполнения должностных обязанностей и служебного долга признается правомерным. В уголовном законе эти нормы объединены в институт деятельного раскаяния. В ст. 75 УК РФ определены общие условия, при которых лицо, хотя и совершившее деяние, имеющие все признаки преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности. В ней указано, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления. В случае совершения преступления иной категории оно может быть освобождено от уголовной ответственности только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. В числе таких случаев следует назвать, в частности, положения примечания к ст. 126
УК РФ о том, что лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. В примечании к ст. 204 УК РФ закреплено положение о том, что лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Обязательным условием эффективного применения этих и других положений законодательства, признающим причинение вреда правомерным, выступает неукоснительное соблюдение всех условий правомерности, в числе которых прежде следует назвать причинение вреда только как вынужденную, крайнюю меры.

10. Самостоятельным видом правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, правомерно считать предоставленное Федеральным законом этим органам право обеспечивать собственную безопасность (см. комментарий к ст. 7). Такое право конкретизируется в законах, регламентирующих деятельность соответствующих органов исполнительной власти с учетом особенностей,, обусловленных спецификой выполняемых ими обязанностей. Так, согласно Федеральному закону об органах федеральной службы безопасности эти органы имеют право осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения спецслужб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну (см. п. «т» ст. 13). В органах внутренних дед, ФСБ России, ФСНП России, таможенных органах и федеральных органах государственной охраны в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в установленном порядке специальные подразделения. Эти подразделения призваны не только обеспечивать законную и эффективную работу органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, но и защищать жизнь, здоровье и имущество должностных лиц этих органов, а также их близких в случаях, когда на них совершается посягательство, с цепью воспрепятствовать законной деятельности соответствующих должностных лиц либо принудить их к изменению ее характера либо из мести за эту деятельность.

II. Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов в соответствии 6 постановлением Совета
Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 (с последующими изменениями) и ведомственными нормативными актами на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях — один месяц службы за два месяца.

Глава IY. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность

Глава IV предназначена систематизировать нормативные предписания, регламентирующие деятельность той части субъектов оперативно-розыскной деятельности, которые «содействуют» ее осуществлению (см. комментарий к гл.
III).

Сравнительный анализ ее структуры со структурой аналогичного раздела действовавшего ранее оперативно-розыскного закона (см. разд. IV) приводит к выводу, что она не претерпела каких-либо изменений. Вместе с тем такие изменения целесообразны. Как представляется, они внесли бы большую ясность в изложение нормативно-правового материала. Продуктивной видится конструирование структуры данной главы, в которой содержались бы правила деятельности двух групп субъектов оперативно-розыскной деятельности: о лицах, привлекаемых к участию в этой деятельности на конфиденциальной и гласной основах (включая предписания об основаниях, условиях и порядке привлечения лиц к участию в оперативно-розыскной деятельности, их обязанностях и правах), и о лицах, содействующих осуществлению оперативно- розыскной деятельности (речь идет о регламентации правил помощи, оказываемой заявителем, специалистом, экспертом и переводчиком).

С т а т ь я 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность

(1) Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно- розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.

(2) Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждении.

(3) Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

1. Статья заменила собой ст. 15 ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности. В ней сохранены прежние структура и содержание. Предписаниями данной статьи признается общественная значимость и государственная необходимость привлечения граждан к сотрудничеству на гласной и конспиративной основе для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

2. Цель статьи — системное изложение требований и предписаний, устанавливающих общий порядок привлечения граждан к содействию в осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

3. Отдельные положения статьи носят отсылочный характер. Для правильной их реализации правоприменители должны знать требования конкретных нормативных правовых актов (включая закрытые подзаконные).

4. В комментируемой статье закреплены общие положения о содействии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Фиксация на уровне закона этих положений — важный шаг в нормотворческой деятельности по сравнению с практикой прошлого, когда привлечение граждан к конфиденциальному сотрудничеству осуществлялось на основе закрытых нормативных актов органов исполнительной власти.

Комментируемая статья закрепляет за гражданами возможность реализации их конституционных прав на защиту от преступных посягательств путем оказания содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

При решении задач оперативно-розыскной деятельности субъекты, ее осуществляющие, могут привлекать к сотрудничеству отдельных лиц (с добровольного согласия последних). Конфиденциальное сотрудничество граждан с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, должно носить исключительно добровольный, осознанный характер и выражаться в утвердительной форме согласия. Реализация права граждан на такое содействие возможна только при условии обоюдного согласия. Фор-' ма выражения согласия на оказание содействия в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий может носить устный, письменный или иной характер. Мотивация сотрудничества лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как правило, имеет различную основу (исполнение гражданского долга, материальную заинтересованность и т.д.). При этом конфиденциальное содействие граждан носит индивидуальный характер и осуществляется на разовой или долговременной основе в зависимости от сроков решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности (см. комментарий к ст.
2).

Кроме того, в ходе привлечения граждан к конфиденциальному сотрудничеству со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не допускается применение в отношении лиц методов запугивания, физического устрашения или насилия.

5. Законодатель выделяет два вида содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Первый из них предусматривает привлечение граждан для подготовки оперативно-розыскных мероприятий. Второй —для непосредственного участия в их проведении.

В ходе реализации первого вида содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, к сотрудничеству привлекаются лица, располагающие необходимыми возможностями для участия в подготовке оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, уровень таких возможностей в значительной степени зависит от ряда факторов (занимаемого должностного положения, профессиональных знаний и т.п.) и определяется оперативным работником, осуществляющим подготовку оперативно-розыскных мероприятий на конкретном направлении деятельности или линии работы. В этой связи это не означает обязательной реализации гражданами своего права на сотрудничество, так как привлечение к сотрудничеству является прерогативой органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, привлекают к сотрудничеству должностных лиц, специалистов, обладающих различными отраслями знаний, а также другие категории граждан, располагающих необходимыми возможностями для участия в подготовке оперативно-розыскных мероприятий. На практике такой вид конфиденциального сотрудничества наиболее часто используется оперативным составом при организации оперативно- розыскных мероприятий, требующих предварительной подготовки для создания дополнительных и благоприятных условий, способствующих успешному решению задач оперативно-розыскной деятельности. Например, такой вид содействия граждан реализуется при подготовке наиболее оперативно значимых и трудоемких по организации розыскных мероприятий. В частности, создание конспиративных мест работы с конфидентами, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д. Как правило, привлечение такой категории граждан сводится к участию в организационном обеспечении оперативно-розыскных мероприятий. В то же время это не исключает возможности участия указанной категории граждан в проведении других оперативно-розыскных мероприятий. В отдельных случаях органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, по своей инициативе могут создавать постоянные или временные легендированные возможности для граждан, оказывающих содействие при подготовке оперативно- розыскных мероприятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.