| |||||
МЕНЮ
| Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностиp> Для начала осуществления соответствующих оперативно-розыскных мероприятий необходимо соответствующее обращение гражданина о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасть для людей и окружающей среды, либо о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность. Порядок и сроки проведения проверочных мероприятий, осуществляемых в этих целях, определяются ведомственными нормативными актами. Гражданин вправе обжаловать в суд отказ о допуске к соответствующим видам работ или о выдаче лицензии на занятие частной детективной (охранной) деятельностью, принятый на основе результатов оперативно-розыскной деятельности, в порядке, установленном Законом об обжаловании в суд. С т а т ь я 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (1) Гражданстве, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное а социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятии на территории Российской Федерации, и иное не предусмотрено федеральным законом. (2) Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: 1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или. совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно. 2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно. 3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. (3) В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической (в экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-взыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о введении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его поведение. (4) В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов. (5) Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. (6) Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. (7) При проведении оперативно-розыскных мероприятий но основаниям, предусмотренным пп. 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона, запрещается осуществление действий, указанных в пп. 8—11 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона. (8) Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пп. 8—11 ч. 1 ст. 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме. 1. Комментируемой статьей заменена ст. 8 ранее действовавшего Закона об
оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения состоят
в следующем: требование о необходимости получения от прокурора санкции на проведение Кроме того, в текст статьи внесены отдельные изменения, на наш взгляд,
спорного характера. С одной стороны, проведение оперативно-розыскных
мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан (на тайну
переписки, неприкосновенность жилища и др.) теперь допускается не как ранее С другой — предписания чч. 3 и 6 ст. 8 о проведении оперативно-
розыскных мероприятий исключительно в связи с вероятностью совершения
тяжкого преступления необоснованно (и значительно) ограничивает круг
преступных посягательств, против которых как раз необходимо применение
негласных сил и средств. Речь идет об обнаружении особо тяжких
преступлений, например убийства (см. ст. 105 УК РФ), бандитизма (см. ст. 2. Цель статьи — системное изложение правил об условиях проведения
оперативно-розыскных мероприятий. Наряду с другим эти условия включают
систему определенных запретов, которые, к сожалению, «распылены» в тексте В Федеральном законе изложены три группы запретов, налагаемых на: органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и их
должностных лиц (см. ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 8, ч. 3 ст. 17); иных участников
оперативно-розыскной деятельности — судей и конфидентов (см. ч. 1 ст. 9 и
ч. 1 ст. 17); относительно неопределенный круг физических и юридических лиц 3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, охватывает практику осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а потому распространяется на всю оперативно-розыскную деятельность. 4. Статья носит бланкетный (отсылочный) характер. Для правильного уяснения ее содержания и применения изложенных в ней правил, требуется руководствоваться предписаниями Конституции, ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов (см. пп. 6 и 11 комментария к настоящей статье). 5. Под условиями проведения оперативно-розыскных мероприятий понимаются
закрепленные в комментируемой статье совокупность принципов и правил,
обеспечивающих баланс, с одной стороны — интересов личности, имеющей право
на тайну личной жизни, а с другой — общества, заинтересованного в
эффективной борьбе с преступностью, своевременном и эффективном выявлении,
предупреждении и пресечении преступлений, угроз интересам Российской Правильность соблюдения указанных в комментируемой статье условий осуществления оперативно-розыскных мероприятий проверяются судьями при выдаче разрешений на проведение оперативно-розыскных мероприятий и прокурорами при надзоре за соблюдением прав и свобод гражданина, порядка выполнения установленного законодательством порядка проведения оперативно- розыскных мероприятий. 6. В ч. 1 комментируемой статьи конкретизирован закрепленный в ст. 19 Так, в соответствии с Конституцией неприкосновенностью пользуются Для проведения на ранних стадиях уголовного судопроизводства
задержания, ареста, обыска, личного досмотра и иного ограничения
неприкосновенности депутата, в том числе и путем осуществления оперативно-
розыскных мероприятий (осмотр помещений, прослушивание телефонных
переговоров и т.п.), в любом случае требуются представление Генерального
прокурора России и согласие соответствующей палаты Федерального Собрания. В ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав
граждан Российской Федерации» определено, что кандидат в депутаты Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации На практике применительно к депутатам представительных органов власти
субъектов Российской Федерации в ряде случаев в противоречие Федеральному
законодательству применяется принцип территориальной прикосновенности. В
соответствии с этим проведение оперативно-розыскных мероприятий,
ограничивающих конституционные права граждан, без получения
предварительного разрешения законодательного органа или возбуждения
уголовного дела не допускается только на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации. Вместе с тем нужно учитывать, что в
соответствии с постановлением Конституционного Суда 30 ноября 1995 г. № 16- Положение ст. 122 Конституции о неприкосновенности судей
распространяется в одинаковой степени на всех судей независимо от должности
и отношения к конкретному виду суда (Конституционный Суд, суды общей Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в 7. Федеральным законом о прокуратуре определено, что любая проверка, в том числе и посредством осуществления оперативно-розыскных мероприятий, сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, являются исключительной Компетенцией органов прокуратуры. При получении органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного прокурором или следователем прокуратуры противоправного деяния или о совершаемых щи действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации и необходимости получения дополнительных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, уведомляют об имеющихся у них сведениях соответствующего прокурора. Прокурор в рамках проводимой им проверки может Поручить соответствующим органам проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий. На практике, как правило, прокуроры же испрашивают в необходимых случаях разрешение у судьи на проведение в отношении прокурорских работников мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. 8. Проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, осуществляется на общих основаниях. 9. В ст. 4 Конституции закреплено положение о распространении суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию. Конкретизируя это положение, Федеральный закон отмечает, что органы, наделенные правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий, вправе их проводить только на территории Российской Федерации (см. о территории Российской Федерации комментарий к преамбуле). 10. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих неприкосновенность личности, допускается на основании судебного решения и при наличии информации, указанной в ч. 2 комментируемой статьи. Осуществление таких оперативно-розыскных мероприятий возможно только на основании судебного решения по мотивированному постановлению начальника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В постановлении в обязательном порядке должна быть ссылка на наличие конкретных данных, общий перечень которых указан в ч. 2 комментируемой статьи, а также указание на лицо, подготавливающее, покушающееся или совершившее преступление, тяжесть этого преступления и необходимость проведения мероприятий, ограничивающих права граждан. Для получения судебного решения на проведение соответствующего оперативного мероприятия правоохранительные органы, уполномоченные на их осуществление, по требованию судьи предоставляют ему служебные документы, касающиеся оснований проведения этих мероприятий (за исключением материалов, содержащих сведения о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие правоохранительным органам, а также данные об организации и тактике деятельности этих органов). 11. В случае совершения тяжкого преступления возможно проведение
оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ч. 2 ст. 8, с последующим
обязательным уведомлением судьи. К тяжким преступлениям УК РФ относит
умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание,
предусмотренное законом, не превышает десяти лет лишения свободы (см. ст. В Федеральном законе не оговорены способы уведомления суда о неотложном проведении оперативно-розыскного мероприятия. Представляется, что это возможно в устной, письменной форме, по телефону или иным образом. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить в порядке, определенном для остальных случаев в суде, который им был информирован о нетерпящем отлагательства случае проведения мероприятия, судебное решение о его проведении либо прекратить его проведение. В постановлении о безотлагательном проведении оперативно-розыскных
мероприятий для предотвращения угрозы жизни, здоровью, собственности
отдельных лиц, предотвращения событий и действий, создающих угрозу
государственной, экономической или экологической безопасности, должны быть
изложены мотивы, требующие срочности в проведении указанных действий. Закон
требует, чтобы суд также незамедлительно рассмотрел вопрос о законности и
обоснованности решения о проведении таких мероприятий и либо своим решением
подтвердил проведение указанного мероприятия, либо отказал в ходатайстве о
проведении указанного мероприятия, что влечет обязанность немедленного его
прекращения. Перечни органов, руководители которых имеют право утверждать
постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих
конституционные права граждан, определяются, в частности, межведомственной 12. С целью предупреждения совершения тяжких преступлений, а также
при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности Проведение оперативно-розыскных мероприятий, связанных с немедленным реагированием на получение сведений, указывающих на возможное совершение тяжкого преступления, осуществляется на основе данных, полученных как в ходе таких мероприятий, так и в результате принятия других мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечении тяжких преступлений. 13. В случаях проявления любыми способами угрозы жизни, здоровью,
собственности отдельных лиц по их письменным заявлениям либо с письменного
согласия может быть совершено прослушивание их телефонных переговоров по
постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, с последующим письменным уведомлением об этом судьи в течение 14. В связи с особой остротой таких мероприятий, как проверочная
закупка, контролируемая поставка, оперативный эксперимент и оперативное
внедрение, в Федеральном законе закреплен особый режим их осуществления, в
соответствии с которым они проводятся на основании постановления,
утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность. В постановлении указывается занимаемая должность лица,
вынесшего постановление о проведении соответствующего оперативного
мероприятия, существо добытых сведений, преступление, признаки которого
содержатся в имеющихся данных о лицах, фактах или событиях (со ссылкой на
соответствующие статьи УК РФ), а также когда, где предполагается
осуществить оперативное внедрение, провести оперативный эксперимент или
контролируемую поставку. Постановление утверждается начальником органа. Перечни органов, руководители которых имеют право утверждать постановления о проведении контролируемой поставки, проверочной закупки, оперативного внедрения и оперативного эксперимента, определяются ведомственными актами. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|