| |||||
МЕНЮ
| Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностиp> Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий............. Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия.............................. Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно- розыскных мероприятий Статья 10. Информационное обеспечение и документирование оперативно- розыскной деятельности Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности Статья 12. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность Глава Ш. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Статья 15. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Глава IV. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность. Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность…………………………………….. Глава V. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности....... Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности ............ Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью............ Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью .....…………………. Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью.............. Статья 22. Ведомственный контроль ...................................... Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона ....…………………
[1]Пределы территории Российской Федерации ограничены Государственной
границей. Государственная граница Российской Федерации есть линия и
проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы
государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) [2] В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. «О
континентальном шельфе Российской Федерации» континентальный шельф включает
морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами
территориальных вод (территориального моря) России на всем протяжении
естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы
подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является
продолжение континентального массива России, включающего в себя поверхность
и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение
континентального шельфа применяется также ко всем островам России (см.: [3] ' Есть основания полагать, что в практической оперативно-розыскной работе возникли объективные предпосылки для интеграции реальных процедур и порядка осуществления отдельных оперативно-розыскных действий, совершаемых в указанных трех подвидах оперативно-розыскной деятельности, в единый уголовно-розыскной (вариант — оперативно-розыскной) процесс. Ученым и специалистам еще только предстоит разработать основы теории уголовно- розыскного процесса, под которым нами понимается основанная на законе и облеченная в форму правовых отношений деятельность правоохранительных органов, использующих негласные и иные специальные силы и средства, а также участвующих в ней лиц. Причем осуществляемая в целях предупреждения совершения преступлений, поиска событий преступлений и розыска лиц, уклоняющихся от правосудия, а также с целью способствования решению задач уголовного судопроизводства и уголовно-исполнительного производства. [4] В уголовном процессе используется шесть видов доказательств: показания свидетеля и потерпевшего; показания обвиняемого и подозреваемого; заключение эксперта; вещественные доказательства; протоколы следственных и судебных действий и иные документы. [5] Такое решение имеет не только положительные, но и отрицательные
последствия, так как появились формально законные основания толковать
остальные перечисленные в ст. 3 принципы оперативно-розыскной деятельности [6] ' Эти принципы не выделены законодателем в специальную статью [7] Вступил в силу с 1 января 1997 г. [8] См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и [9] См. приложение к приказу Генерального прокурора от 17 мая 1995 г. № [10] ' Представляется, точнее — уголовно-розыскные правовые отношения. [11] Подписана в Минске главами государств — членов СНГ 22 января 1993 г. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ. [12] Соглашением предусмотрены следующие формы сотрудничества: исполнение запросов по делам оперативного учета, обмен оперативно-розыскной информацией, содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и др. [13] ' В плане: кратко указывается существо имеющихся материалов и дается их юридическая оценка (со ссылками на соответствующие статьи УК РФ); отмечаются те обстоятельства, данные о которых предполагается получить в результате планируемого мероприятия; раскрываются особенности его проведения; делается расчет необходимых оперативных сил и средств; показываются вопросы организации и взаимодействия, меры зашифровки, а в случае необходимости и безопасности участвующих в нем лиц и др. [14] Например, для наведения справок о времени призыва на военную службу орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обращается или в военкомат, который призывал военнообязанного, или, в случае отсутствия данных о месте призыва, в войсковую часть, в которой интересующее лицо начинало службу. [15] ' Основные положения проведения наблюдения с использованием технических средств (определены в межведомственной Инструкции об основах организации и тактики проведения соответствующих технических мероприятий, объявленной совместным приказом ФСБ России, МВД РФ, СВР России и др. (см. комментарий к ст. 4}. [16] ' Правовые основы контролируемой поставки как метода выявления
лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств, определены в [17] ' В частности, основания правомерности таких действий и
освобождения от уголовной ответственности или наказания лиц, совершивших
их, закреплены: в ч. 4 ст. 16 Федерального закона; ст.ст. 37—42 УК РФ; ст. [18] ' В плане отражаются: конкретные обстоятельства, на проверку которых направлен эксперимент; содержание опытных действий, их количество и последовательность; место, время проведения эксперимента, состав участников эксперимента, а также место, время и содержание их инструктажа; мероприятия по реконструкции обстановки и созданию необходимых условий эксперимента; расчет необходимых сил и средств; вопросы взаимодействия и координации подразделений правоохранительных и иных органов, участвующих в эксперименте и обеспечивающих его проведение; средства фиксации хода и результатов эксперимента; меры по локализации возможных негативных последствий; направления использования результатов эксперимента; предполагаемые финансовые расходы и др. [19] ' Порядок лицензирования определен постановлением Правительства [20] Лицензии выдаются на основании следующих документов: а) заявления о
выдаче лицензии с указанием: для юридических лиц — их наименования и
организационно-правовой •формы, юридического адреса, номера расчетного
счета и названия обслуживающего банка; для индивидуальных предпринимателей [21] ' Лицензии оформляются на типовых бланках, имеющих степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являющихся документами строгой отчетности, имеющих учетную серию и номер. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещена. При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу. В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, его адреса, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя или его места жительства, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. До переоформления лицензии гражданин (лицензиат) осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, а в случае ее утраты — на основании временного разрешения, выдаваемого органом лицензирования. В случае наличия в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации или отрицательного заключения экспертизы в выдаче лицензии может быть отказано. Уведомление об этом представляется заявителю в письменной форме в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причин отказа. Органы лицензирования приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случае: представления лицензиатом соответствующего заявления; обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии; нарушения лицензиатом условий действия лицензии; соответствующего представления органа, осуществляющего оперативно- розыскную деятельность, по заявке которого осуществляется деятельность, связанная со специальными техническими средствами; невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжении государственных органов или приостановления деятельности юридического лица, а также индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством России; непредставления лицензиатом в течение 3 месяцев со дня получения лицензии заявки органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или договора с иностранным партнером; ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя. Орган лицензирования в 3-дневный срок с момента принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании в письменной форме информирует об этом решении лицензиата и органы Государственной налоговой службы Российской Федерации. В случае изменения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, действие ее может быть возобновлено. [22] ' Так, Федеральным законом в органах ФСБ России к компетенции этих
государственных органов отнесено проведение оперативно-розыскных
мероприятий по выявлению, предупреждению. пресечению и раскрытию шпионажа,
террористической деятельности, организованной преступности, коррупции,
контрабанды, незаконного международного оборота оружия и наркотических
средств, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию
деятельности незаконных вооруженных формировании, преступных групп,
отдельных лиц и общественных объединений, ставящей своей целью
насильственное изменение конституционного строя России. Таможенным кодексом
к полномочиям соответствующих подразделений таможенных органов отнесено
осуществление оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления,
предупреждения и пресечения только тех противоправных деяний, производство
дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов. В
соответствии со ст. 117 УПК РСФСР такими деяниями являются контрабанда,
уклонение от уплаты таможенных платежей, а также незаконный экспорт
товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании
вооружения и военной техники, и невозвращение на территорию Российской [23] ' К ним относятся следующие лица: 1) судьи всех судов общей
юрисдикции и арбитражных судов, народные заседатели, присяжные заседатели; [24] ' В действующем с 1 января 1997 г. УК РФ классификация
преступлений претерпела значительные изменения. В настоящее время кроме
тяжких в уголовном законе перечислены следующие категории преступлений:
небольшой тяжести, средней тяжести и особо тяжкие (см. ст. 15 УКРФ). [25] ' Объем неприкосновенности Президента Российской Федерации,
порядок привлечения его к юридической ответственности и другие вопросы
определяются на основе анализа прежде всего ст.ст. 82, 91, 93 и др. [26] ' Во вводной части плана указываются: существо исследуемого события; сведения о лицах, возможно причастных к его совершению; имеющиеся фактические Данные, в обязательном порядке со ссылками на соответствующие статьи УК РФ, преступления, признаки которых усматриваются из уже имеющейся информации. Здесь же выдвигаются версии по обстоятельствам содеянного, кругу лиц, мотивам и проч., а также отмечается, какие сведения, входящие в предмет доказывания по конкретному делу, необходимо добыть. На основе этого в результативной части предлагаются соответствующие оперативно-розыскные и иные мероприятия с указанием сроков их исполнения. В случае сложности участия нескольких органов и по другим обстоятельствам некоторые оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться по отдельным планам (см. комментарий к ст. 6). [27] В том числе за счет ликвидации имевшегося законотворческого
пробела, заключавшегося в отсутствии легитимного признания наличия
негласной деятельности оперативных подразделений органа внешней разведки [28] ' В эту систему входят: МВД России, министерства внутренних дел
республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев,
областей, городов федерального значения, автономной области, региональные
управления по борьбе с организованной преступностью и др. (см. п. 2 [29] ' Полагаем, что этот пробел правового регулирования оперативно-
розыскной деятельности может и должен быть устранен путем принятия
законодателем соответствующего решения (допустим, разработки и принятия [30] ' В соответствии со ст. 76 Конституции такие законы принимаются по
предметам ведения России и имеют прямое действие на всей территории [31] ' В СНГ в качестве такого многостороннего документа выступает [32] ' Согласно ст. 5 «Виды мербезопасности» Федерального закона о
государственной защите могут приниматься следующие меры безопасности:
личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных
средств индивидуальной защиты и оповещение об опасности; временное
помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о
защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы [33] ' Эти случаи деятельного раскаяния указаны в примечаниях к
следующим статьям Особенной части УК РФ: 126, 204, 205 (в данном случае
речь идет о лице, которое лишь участвовало в подготовке акта терроризма), Вместе с тем необходимо учитывать положения пп. «и» и «к» ст. 61 и ст. [34] ' Иностранная валюта — это: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (см. п. 3 ст. 1). Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|