| |||||
МЕНЮ
| Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностиp> Руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, вправе не представлять прокурору оперативно-служебные документы, относящиеся к той части этой деятельности, которая не входит в предмет прокурорского надзора. Все вопросы, связанные с отнесением той или иной части оперативно-
служебных документов к государственной тайне, а также ознакомлением с ними
прокурора, решает руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность. При этом он руководствуется Конституцией, комментируемым 16. При проверке исполнения законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, прокурор вправе требовать объяснения от
соответствующих должностных лиц по поводу нарушений ими закона, а также от
иных лиц, которым известны обстоятельства правонарушений (см. ч. 1 ст. 22 17. Способы реагирования прокурора на нарушения законов, допущенные в
сфере оперативно-розыскной деятельности, зависят от характера проверяемого
вопроса. Важным самостоятельным способом такого реагирования может быть
представление прокурора об устранении нарушений закона, допущенных в ходе
осуществления оперативно-розыскной деятельности. Прокурор вносит
представление в орган или должностному лицу, которые полномочны устранять
нарушения закона. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты
конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им
способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме. При наличии достаточных оснований прокурор вправе также вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, а также требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности. При осуществлении надзора прокурор не вправе решать по существу никакие вопросы оперативно-розыскной деятельности или давать указания о проведении тех или иных конкретных оперативно-розыскных мероприятий. 18. В связи с осуществлением проверки исполнения законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, прокурор заводит надзорные производства. В них могут содержаться жалобы, принятые им к производству, документы, послужившие основанием для проверки оперативно- розыскных мероприятий, а также по другим вопросам оперативно-розыскной деятельности. Важно обеспечить такое положение, чтобы в надзорных производствах находились только необходимые материалы и документы и не было таких, которые к проводимой проверке не имеют отношения. В случаях, когда документов по вопросам оперативно-розыскной деятельности незначительное количество, рекомендуется содержать их не в надзорных производствах, а в специальном наряде (деле), заведенном согласно номенклатуре секретных дел. В органах прокуратуры должно быть обеспечено надлежащее делопроизводство по документам оперативно-розыскной деятельности, содержащим секретные сведения, которое исключало бы утрату или разглашение этих сведений. 19. Согласно предписаниям ч. 1 комментируемой статьи надзор осуществляется за исполнением законов Российской Федерации. Исполнение законов — одна из трех форм правореализации. Оно выражается в активных действиях субъектов по осуществлению предписаний законов (в частности, по выполнению возложенных на них обязанностей). Однако в практической оперативно-розыскной работе происходит реализация норм законов не только в форме исполнения, но и в других формах — соблюдения и использования. Кроме того, в оперативно-розыскной деятельности широка практика применения права, т.е. основанных на властных полномочиях соответствующих оперативно- розыскных органов и их должностных лиц действий по претворению правовых норм в жизнь. Следовательно, законные полномочия российской прокуратуры по надзору за оперативно-розыскной деятельностью юридически оформлены не для всех форм реализации правовых норм, а только для одной из них — исполнения и, вместе с тем, вообще не оговорены в области применения правовых норм в оперативно- розыскной деятельности. Кроме того, формулировка законодателя о надзоре за исполнением только
законов Российской Федерации исключает его проведение при реализации: законов иных государств (в частности, законов государств ближнего
зарубежья) в случае их обоснованного применения на территории Российской С т а т ь я 22. Ведомственный контроль Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятии, 1. Статья заменила ст. 20 ранее действовавшего Закона об оперативно- розыскной деятельности. Фактически изменений и дополнений в тексте статьи не произошло .(за исключением редакционных уточнений). 2. Цель статьи заключается в системном изложении общих предписаний ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью. 3. Действие предписаний, изложенных в статье, распространяется на сферу организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий. 4. Статья носит бланкетный характер, так как отсылает к законодательным и ведомственным нормативным правовым актам. 5. Помимо прокурорского, судебного и парламентского контроля за
законностью при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий 6. Установление в законодательном порядке ведомственного контроля продиктовано спецификой оперативно-розыскной деятельности, в ходе которой решение оперативных задач осуществляется с помощью проведения негласных мероприятий, в том числе затрагивающих права и свободы граждан (см. ст. 5). В этой связи законодатель возлагает на руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, контроль за законностью при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, недопущение в процессе их осуществления нарушений прав и свобод личности, причинение ущерба общественным и государственным интересам. Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность (в соответствии с федеральными законами и ведомственными нормативными актами) правильность и эффективность использования сил и средств органов, обеспечивающих оперативно-розыскную деятельность. Они несут ответственность как в целом за организацию оперативно-розыскной деятельности, так и за законность при организации и проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий. 7. Контрольные функции со стороны руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за законностью и обоснованностью проводимых оперативно-розыскных мероприятий реализуются в следующих формах: путем личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий; при санкционировании заведения дел оперативного учета и утверждении планов по ним; при санкционировании отдельных оперативно-розыскных мероприятий; в процессе получения санкции на законность проведения оперативно- розыскных мероприятий, связанных с ограничениями конституционных прав граждан (на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, негласное проникновение в жилые помещения и их негласное обследование); при утверждении планов организационного обеспечения проведения оперативно-розыскных мероприятий; при заключении контракта с гражданами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Кроме того, руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, организуют ведомственный контроль за законностью проводимых мероприятий через подчиненные им инспектирующие подразделения. 8. Целями ведомственного контроля являются: определение обоснованности и законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с требованиями законов и ведомственных нормативных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность; своевременное выявление недостатков в области организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий и предупреждение возможных нарушений законов и ведомственных нормативных актов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; привлечение к ответственности лиц, допускающих нарушения в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. 9. Законодатель не предусматривает передачи полномочий по ведомственному контролю нижестоящим руководителям, непосредственно руководящим оперативными сотрудниками. Руководители оперативных подразделений несут персональную ответственность за состояние оперативно- розыскной деятельности на конкретном направлении (участке) работы. Однако они не являются субъектами ведомственного контроля. Перечень руководителей, имеющих право санкционировать проведение оперативно-розыскных мероприятий, определяется ведомственными нормативными актами в зависимости от их характера и степени сложности при организационном обеспечении. На практике санкционирование мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, проводит, как правило, первый заместитель руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Однако это не снимает ответственности с руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. 10. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся с разрешения и под контролем руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при наличии к тому оснований. Контроль ведется путем утверждения постановлений и планов мероприятий в установленные министерствами и ведомствами нормативные сроки. При установлении фактов нарушений законности, правил конспирации, нарушении прав и свобод граждан в процессе конфиденциального сотрудничества руководитель органа обязан принять соответствующие меры к их восстановлению, возмещению причиненного ущерба и привлечь к ответственности нарушителей. Должностные лица, допустившие нарушение законности в ходе организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий, несут ответственность в зависимости от тяжести совершенных действий и наступивших при этом последствий с учетом их правового положения. 11. О соблюдении законности при организации и проведении оперативно- розыскных мероприятий см. комментарий к ст. 3, а об оперативно-розыскных мероприятиях —к ст 6. С т а т ь я 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона (1) Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. (2) Приз ноя» у тратившим силу со дня введения в действие настоящего (3) Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству 1. Комментируемая статья является новой. В ней изложен один из видов
специализированной нормы — так называемое оперативное предписание, роль
которого заключается, в частности, в отмене действующих правовых норм. 2. Цель статьи — определить пределы действия норм Федерального закона во времени, а также выразить волю законодателя относительно необходимости приведения подзаконных актов в соответствии с предписаниями Федерального закона. 3. Так как многие из изложенных в статье предписаний недостаточно
нормативно определены (см. пп. 5, 7, 9 и 10 настоящего комментария),
пределы их действия можно установить только исходя из неофициального 4. Статья носит бланкетный (отсылочный) характер. Для уяснения ее содержания и правильного применения изложенных в ней предписаний требуется руководствоваться рядом нормативных правовых актов (см. пп. 6, 8—10 комментария к настоящей статье). 5. Одним из элементов системы гарантий законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (см. комментарий к преамбуле) является закрепление правил о действии законодательства в области оперативно- розыскной деятельности во времени. Однако Федеральный закон в данном отношении не служит образцом для подражания. В частности, в нем не содержится конкретных предписаний о времени действия его норм (включая обратную силу действия). В данной связи правила ч. 2 комментируемой статьи позволяют толковать их как отказ законодателя от юридической значимости всех осуществленных ранее оперативно-розыскных мероприятий и принятых в ходе оперативно-розыскной деятельности решений (в частности, под сомнение поставлена правомерность ранее принятых решений о заведении дел оперативного учета). Кроме того, буквальное толкование положений ч. 3 комментируемой статьи
приводит к выводу о том, что продлевается действие только подзаконных
нормативных актов федерального уровня (причем на неопределенное время). О 6. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О
порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»
федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Официальным опубликованием федерального закона считается первая
публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании
законодательства Российской Федерации» (см. ст. 4). Следовательно, Кроме того, с учетом наличия в Федеральном законе значительного числа
бланкетных норм (см. п. 7 комментария к ст. 4) правоприменителю в каждом
конкретном случае необходимо определить, действует или нет определенный
нормативный акт (как законодательный, так и подзаконный), к содержанию
которого отсылает та или иная статья Федерального закона. Например,
согласно ч. 9 ст. 5 предусмотрено, что нарушения Федерального закона при
осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации. Одним из таких
нарушений является разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в
отношении оперативных сотрудников (т.е. должностных лиц, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность). В свою очередь в ст. 320 нового УК РФ
разглашение сведений о мерах безопасности в отношении указанных лиц (при
определенных обстоятельствах) признано преступлением. Однако этот уголовный
закон вступил в силу только с 1 января 1996 г. Следовательно, реализация
уголовно-правовой ответственности (применительно к рассмотренному примеру),
предусмотренная Федеральным законом, реальна не ранее вступления в силу УК В данной связи следует помнить также следующее. Во-первых, порядок официального опубликования иных, кроме законов, федеральных нормативных правовых актов установлен указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов»'. Во-вторых, специальный порядок установлен для применения ведомственных нормативных актов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина (см. п. 7 комментария к ст. 4). 7. Действие норм Федерального закона во времени имеет важное практическое значение. Представляется, что характер и содержание проводимых в России оперативно-розыскных мероприятий определяются нормами Федерального закона, действующими во время совершения конкретных оперативно-розыскных действий и принятия соответствующих решений. Кроме того, следует руководствоваться следующим общим правилом. Во-
первых, нормы Федерального закона (равно как и содержащиеся в иных
нормативных актах, составляющих правовую основу оперативно-розыскной
деятельности), предписания которых сужают область осуществления оперативно-
розыскной деятельности, имеют обратную силу. Во-вторых, нормы Федерального
закона, расширяющие сферу оперативно-розыскной деятельности (например,
увеличивающие круг субъектов, ее осуществляющих, или объектов, по которым
может осуществляться оперативно-розыскная деятельность), обратной силы не
имеют. Например, Федеральным законом по сравнению с ранее действовавшим 8. С учетом предписаний ч. 2 комментируемой статьи об утрате силы со дня введения в действие настоящего Федерального закона «Об оперативно- розыскной деятельности в Российской Федерации» правоприменители (в частности, оперативные сотрудники органов безопасности и таможенных органов) должны учитывать следующее: Во-первых, положения ч. 3 ст. 3 Федерального закона об органах
федеральной службы безопасности, согласно которым органы ФСБ России в своей
оперативно-розыскной деятельности обязаны руководствоваться отмененным Во-вторых, аналогичная ситуация сложилась для оперативных подразделений
таможенных органов в связи с наличием в ст. 225 'Гаможенного кодекса
требования руководствоваться правилами именно отмененного законодателем Полагаем, что в практической оперативно-розыскной деятельности следует руководствоваться не устаревшими (в данной части) правилами перечисленных законодательных актов, а нормами действующего Федерального закона. 9. Согласно предписаниям ч. 3 комментируемой статьи Президенту предлагается, а Правительству России поручается привести их нормативные правовые акты в соответствие с Федеральным законом. Таких актов в настоящее время действует немало (см. комментарий к ст. 4). Однако на момент вступления в силу Федерального закона их
насчитывалось, насколько нам известно, единицы'. Среди них назовем указы 10. Анализ положений Федерального закона (прежде всего изложенных в
комментируемой статье и ст. 4) свидетельствует, что законодатель не
определил своего отношения применительно к многочисленным ведомственным
нормативным актам, которые, согласно ст. 4 ранее действовавшего Оперативно-
розыскного закона, являлись частью правовой основы оперативно-розыскной
деятельности. Полагаем, что эти подзаконные акты полностью утратили
юридическую силу с момента отмены прежнего Оперативно-розыскного закона. Оглавление Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» Глава I. Общие положения Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность.............................. Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности.................. Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности........... Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности.. Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.................... Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|